Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования





Скачать 42.74 Kb.
НазваниеСложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования
Дата публикации24.07.2014
Размер42.74 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Литература > Анализ
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С КАУЗАЛЬНОЙ СЕМАНТИКОЙ В РУССКОМ, АНГЛИЙСКОМ И ТУРЕЦКОМ ЯЗЫКАХ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
О.В. Шемшуренко
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт филологии и искусств, г.Казань

E-mail: oksanashemshurenko@gmail.com
Сопоставительное изучение семантических типов сложноподчиненных предложений (далее – СПП) в разноструктурных языках – одна из актуальных проблем современной лингвистики. Настоящее исследование посвящено изучению СПП с каузальной семантикой в трех генетически неродственных языках – русском, английском и турецком – в сопоставительном аспекте с целью выявления черт сходства и различия в структуре и семантике данных конструкций.

Анализ языкового материала, извлеченного методом сплошной выборки из художественных произведений русских, английских и турецких авторов, газетных статей и учебной литературы, показал, что СПП рассматриваемого типа двухкомпонентны. Один из компонентов указывает на причину, необходимое основание, порождающий (предопределяющий) фактор, побочный (сопутствующий) фактор, обоснование, подтверждение, доказательство, довод, предпосылка, прямое или косвенное свидетельство, повод, предлог, стимул [2: 576].

В русском языке главное предложение связывается с придаточным посредством причинных союзов потому что, так как, оттого что, ибо, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, по причине того что, в силу того что, поскольку, в связи с тем что и др [2: 577]. Приведем примеры: Из-за того, что у нас нет готовых форм мы вынуждены все время заниматься творчеством (7); Синцов, в последний раз стиснув Машины руки, схватил чемодан, накрутил на кулак ремень полевой сумки и на ходу, потому что поезд уже медленно пополз мимо, вскочил на подножку (8, 17). Порядок следования предикативных частей СПП с каузальной семантикой свободный. Это значит, что изменение расположения компонентов в СПП данного типа не приведет к изменению значения всего предложения. Например: Мы вынуждены все время заниматься творчеством, из-за того, что у нас нет готовых форм.

В английском языке придаточные причинные присоединяются к главному предложению союзами: as «так как», because «потому что», since «так как», so «поэтому», that «так как», lest, seeing that, considering, for the reason that, in view of the fact that, in so far as, by reason of «по причине того, что» [3: 312]. Например: Next day about six o'clock I took a cab to the Rue des Moines, but dismissed it at the corner, since I preferred to walk to the hotel and look at it before I went in (9, 26). «На следующий день около 6 часов я взял экипаж до Рю де Мойн, но оставил его за углом, так как предпочел прогуляться до гостиницы и посмотреть на нее прежде, чем войти».

Наиболее продуктивным союзом, присоединяющим турецкие придаточные предложения причины, является союз çünkü «так как, потому что» [1: 258]. Например: Komşunun avlusuna evvela ben girdim, çünkü köpekleri bana alışıktı. «Во двор соседа сначала вошел я, так как его собаки ко мне привыкли» (1, 258).

Сложноподчиненные конструкции с союзом çünkü часто употребляются в парцеллированной форме: Matematikle ilgili dersler tembelliğime engel değildi. Çünkü problemleri yorumlamadan çözüyor, teoremleri yorumlamadan ispat edebiliyordum (4, 19). «Уроки математики совсем не мешали моей лени. Потому что я мог решить любую задачу и доказать любую теорему, не расписывая решение или доказательство».

Наряду с каузальными СПП с союзом çünkü, в турецком языке часто употребляются конструкции, осложненные причинным оборотом на –dığı / -acağı için (-dığından / -acağından) [6: 559]: Ahmed ders çalıştığı için bizimle sinemaya gelemiyor (5, 426). «Поскольку Ахмед делает уроки, он не может пойти с нами в кино»; Param olmadığı için taksi ile gelemedim (5, 426). «Поскольку у меня не было денег, я не смог приехать на такси».

Помимо союза çünkü в том же значении, но значительно реже употребляется союз zira [6: 560]:bir türlü kalkmak mecalini bulamayan attan iniyorlar; çarçabuk iniyorlar, zira durmadan ilerleyen felâketin büyüklüğünden ayrı düşmek Ayşe’ye hepsinden daha korkunç geliyor (4, 67). «…больше не находя сил подняться слезают с лошади; очень быстро слезают, потому что больше всего Айше боялась не упасть, а непрекращающихся бед от взрослых»; Hemen bu yolculuğa çıkamam, zira çok işim var. «Я сразу не могу отправиться в это путешествие, так как у меня много дел» (5, 446). Этот союз употребляется в современном турецком литературном языке гораздо реже, чем союзы çünkü, diye. Сфера его употребления ограничена художеcтвенными произведениями. Особенно часто встречается этот союз в текстах художественных произведений турецкой литературы начала 20 века [5: 438].

Союз diye может вводить придаточные причины, как препозиционные, так и постпозиционные [1: 259]: Vazifesini yapamıyor diye işten atıldı (разг.речь). «Его выгнали с работы, так как он не мог выполнять свои обязанности».

Проведенный сопоставительный анализ конструкций с каузальным значением не выявил значительных различий в структуре и семантике СПП русского, английского и турецкого языка.

Черты алломорфизма в СПП с каузальной семантикой в сопоставляемых языках проявляются, в первую очередь, в количественном несовпадении союзов. Если большинство русских союзов имеют свои аналоги в английском языке, то в турецком языке употребляется только один наиболее продуктивный причинный союз. Данный факт обусловлен факультативным характером союзного подчинения во всех тюркских языках, большей распространенностью аффиксально-послеложных конструкций с причинной семантикой на –dığı / -acağı için (-dığından / -acağından). Кроме того, придаточное предложение причины в русском и английском языках довольно часто (в 70% и 80% случаев соответственно) занимает постпозицию по отношению к главному, в турецком языке придаточное причины всегда находится в постпозиции, за исключением случаев парцеллированного употребления СПП.
Литература

  1. Баскаков А.Н. Теоретическая грамматика турецкого языка. Курс лекций / А.Н.Баскаков. – М., 1983.

  2. Грамматика современного русского литературного языка / под ред. H. Ю.Шведовой. – М.: Наука, 1970.

  3. Кобрина Н.А. Грамматика английского языка: Морфология. Синтаксис / Н.А.Кобрина, Е.А.Корнеева, М.И.Оссовская, К.А.Гузеева. – СПб., СОЮЗ, 1999.

  4. Халитова Р.Х. Практический курс турецкого языка / Р.Х.Халитова, О.В.Шемшуренко. – Казань: РИЦ «Школа», 2007.

  5. Щека Ю.В. Практическая грамматика турецкого языка / Ю.В.Щека. – М.:АСТ: Восток-Запад, 2007.

  6. Banguoğlu T. Türkçenin Grameri / T.Banguoğlu. – 7.bsk. – Ankara: Türk Dil Kurumu. – Ankara, 2004.

Источники

  1. Газета «Известия», май, 2003г.

  2. Симонов К.М. Живые и мертвые / К.М.Симонов. – М.: Изд-во: АСТ, 2010.

  3. Maugham W.S. The Moon and Sixpence / W.S.Maugham. – Изд-во: Менеджер, 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconАдъективные фразеологические единицы метафорического характера в английском и русском языках
Специальность 10. 02. 20 – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сложноподчинённое предложение. Сложноподчинённое предложение с несколькими видами придаточных
Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconУчебно-исследовательская конференция «старт в науку» лингвистическое...
I. Молодежный жаргон в Интернет-коммуникации как объект лингвистического исследования 6
Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconСтроение сложноподчиненного предложения (разработка урока русского языка в 9 классе) Предмет
Лексика урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительный...
Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconРеферат по дисциплине: «Английский язык» на тему: «Компонент «цвет»
Сравнительная характеристика фразеологических единиц с компонентом цветообозначения в английском и русском языках
Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconСистематизация знаний по теме «Сложное предложение. Сложноподчиненное...
Помощь в организации самостоятельной работы по совершенствованию своих умений и навыков
Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconПлан проведения Дней искусств в мбоу «сош №20» г. Чебоксары с 5 по 21 марта 2013 г
Выставка писем, поздравительных открыток на английском, чувашском, русском языках
Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconПриложение 1 Правила оформления
Внимание: тезисы стендовых сообщений и рефераты на русском и английском языках должны быть представлены в Оргкомитет не позднее 15...
Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconРеферат на русском и английском языках
Для своевременной подготовки сборника материалов конференции необходимо в срок до 30 мая 2010г направить по электронной почте:, следующие...
Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconЭвфемизация в русском и китайском языках: лингвокультурологический...
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconУстойчивые образные средства, репрезентирующие концепт «красота»,...
Охватывается по-разному и по-разному же интерпретируется самим языком
Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconУрок русского и английского языков 3 класс Тема урока : «Удвоенные согласные в корне слова»
Цель: познакомить учащихся со словами с удвоенными согласными в русском и английском языках
Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconТема научно-исследовательского проекта
Речевые формулы вежливости в русском и английском языках: понятие, виды, коммуникативная роль (на примере анализа формул приветствия,...
Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconПравила оформления реферата работы, представленной на Конкурс молодых ученых в рамках
Внимание: реферат на русском и английском языках должен быть представлен в Оргкомитет не позднее 1 августа 2009 г
Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconКонцепт «красота» в русском и английском языках
Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить...
Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском, английском и турецком языках: опыт сравнительно-сопоставительного исследования iconФразеологические единицы, построенные на гиперболе в английском и русском языках
Работа выполнена на кафедре романо-германской филологии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск