Скачать 101.78 Kb.
|
Автор: Булдыгина Елена Николаевна Образовательное учреждение: Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 13» р.п. Романовка Саратовской обл. Предмет: русский язык Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные». Класс: 10 (1 курс) Время реализации занятия: 45 минут Цель урока: проверить теоретические знания и практические навыки по темам об именах существительных, изученным в средних классах школы, формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, развивать чувство товарищества. Задачи: обучающие – повторить, закрепить и углубить знания учащихся об именах существительных собственных (фамилиях) и нарицательных; развивающие – сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у учащихся речи, мышления, памяти, творческой активности; воспитывающие – развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку и предмету. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-конкурс. Форма проведения урока: игровая, с привлечением гостей. Подготовительный момент: разделить учащихся на 2 команды. Авторский медиапродукт - презентация из 23 слайдов (среда Power Point). Оборудование: ОС Windows 2007, мультимедийный проектор, презентация. Учебно-материальное оснащение игры:
План проведения урока:
Ход урока:
Звучит традиционная мелодия «В урочный день в урочный час» (слайд 1). - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок – «КВН» по теме: «Имена существительные собственные и нарицательные». Цель урока: повторить изученный материал и закрепить знания, полученные по данной теме. Что такое «КВН» (слайд 2)? Ответ: «Клуб веселых и находчивых». - Правильно! А у нас (слайд 2, щелчок мышью) – «Конкурс веселых и находчивых», и я надеюсь, что скучать никому не придется, и вы будете находчивыми при ответах. «КВН» - это командная игра. Вы разделились на две команды. Выберите капитанов команд (пока выбирают, звучит музыка). Капитаны, представьтесь! Очень приятно. Начинаем игру! Первый конкурс – «Разминка» (слайд 3). - Дайте определение имени существительного. Ответ: Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Имя существительное отвечает на вопрос кто? Или что? Имя существительное относится к мужскому, женскому или среднему роду и изменяется по падежам и числам. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами (слайд 3, щелчок мышью). - Молодцы! Мы знаем, что имена существительные делятся на нарицательные и собственные. Какие существительные относятся к нарицательным, а какие к собственным (слайд 4)? Ответ: Имена существительные нарицательные являются названиями однородных предметов. К существительным собственным относятся названия одиночных предметов, имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений и т.д. (слайд 4, щелчок мышью). - Правильно! И именно фамилии людей будут сегодня рассматриваться нами в качестве имен собственных. Перед вами на экране (слайд 5) – таблица с буквами, расположенными в столбик в алфавитном порядке. Каждый участник команды по очереди называет существительное, начинающееся со следующей буквы, но 1-я команда называет существительные нарицательные, а вторая команда – имена существительные собственные – фамилии. Например, буква А – апельсин, Андрейченко. Если кто-то затрудняется с ответом, команда помогает. Оцениваться ваши ответы в конкурсах будут жетонами: красные жетоны – полный, правильный ответ; синие – неполные или неточные ответы (Приложение 1). Маленькими жетонами оцениваются ваши индивидуальные ответы и дополнения, а большими – командный ответ. Все понятно? Начнем с капитанов и далее - по часовой стрелке, по очереди. (За правильный ответ – маленький красный жетон, если помогает команда, дается синий жетон. По сумме красных жетонов определяется команда-победитель в конкурсе.) Второй конкурс – «Лингвистические задачи» (слайд 6).
Ответ: Омонимы. - Правильно! Вы знаете, что фамилии людей произошли от нарицательных существительных. Например, сокол – птица и ученица Наташа Сокол. А в чем будет разница при написании этих двух одинаковых по звучанию слов? Ответ: Имена собственные пишутся с большой буквы. - Молодцы! Перед вами карточки со словами (слайд 7, Приложение 3). Составьте и запишите предложения, в которых существительные в одном случае обозначали бы нарицательные предметы, а в другом – фамилии людей. Например: Ирина Полька с увлечением и задором танцевала польку. За каждый правильный ответ команда получает большой красный жетон. (Проверка работ, слайды 7, 8) - Есть ли замечания или дополнения у команды? А у команды соперников? (Подведение итогов конкурса.) Третий конкурс – «Конкурс капитанов» (слайд 9). - Прошу капитанов подойти ко мне. Назовите существительные, относящиеся к несклоняемым. (Отвечают.) Перед вами (слайд 9, щелчок мышью) имена и фамилии учеников: 1) Мария Левченко, Александр Левченко; Елена Гинзбург, Лев Гинзбург; Анна Сухих, Василий Сухих; 2) Дмитрий Сыч, Татьяна Сыч; Николай Якоби, Галина Якоби; Наталья Балла, Владимир Балла (на доске - Приложение 4). Помогите этим ученикам подписать тетради. За правильные ответы получите жетоны для команды. Приступайте. А пока капитаны трудятся, командам предлагаю следующие вопросы. Оцениваются индивидуальные ответы. Поднимайте руку. - Что объединяет следующие имена существительные (слайд 10, Приложение 5): А) Александр Дюма, Виктор Гюго, Тбилиси, кофе (несклоняемые имена существительные мужского рода); Б) Агата Кристи, Татьяна Алигер, Миссисипи, кольраби (несклоняемые имена существительные женского рода). - Какие несклоняемые существительные среднего рода вы знаете (слайд 11)? Предполагаемый ответ: Онтарио, пальто, какао, пенсне. - Правильно! А существуют ли фамилии, относящиеся к среднему роду? Ответ: Нет, фамилии относятся или к мужскому или к женскому роду, в зависимости от пола человека, которому они принадлежат. - Как можно склонять «голову» не опуская ее (слайд 11, щелчок мышью)? Ответ: По падежам. - А фамилия «Голова» будет склоняться? Почему? Ответ: Да, русские фамилии с конечным гласным –а, -я склоняются. А теперь проверяем работу капитанов (слайды 12-17). (Подведение итогов конкурса.) Заключительный конкурс – «Шутки русского языка» (Приложение 6). - Я зачитываю загадки-шутки (слайды 18-21, загадки и ответы на них открываются по щелчку мышью), а кто знает ответ, поднимаете руку, отвечаете, получаете маленький жетон. Если желающих ответить много, отвечаете по очереди из каждой команды (проходит конкурс). - Молодцы! Подведение итогов. Награждение. Итак, подведем итоги урока. Скажите, какие темы мы сегодня повторили? Ответ: Имя существительное как часть речи, имена существительные нарицательные и собственные, склонение имен существительных, несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных, омонимы (слайд 22). - Вам было интересно? Вы хорошо поработали на уроке. А сейчас определим победителей игры по красным жетонам. Сложите из маленьких жетонов большие, посчитайте (победу в игре одержала команда, у которой больше красных жетонов). Поаплодируем победителям (слайд 23)! (Участники команд получают «золотые» и «серебряные» медали. Учитель объявляет оценки, комментируя их). (Слайд 23, щелчок мышью) - Необычный урок провели вместе с вами. В игре повторили, что раньше узнали. И после того, как услышим звонок, Надеюсь, вы будете помнить урок! Желаю вам всем в дальнейшем быть такими же веселыми, активными и находчивыми. Всем спасибо за урок. Список использованной литературы:
Приложение 1 Оценочные жетоны
Приложение 2
Ответы: печник, игра, ворон; остров, книга, группа. Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6 «Шутки русского языка»
От рожденья все немые, А как только встанут в ряд, Сразу вдруг заговорят. (Буквы)
К нему приходят поезда. Двойное Р содержит он И называется… (перрон).
Таким, как я, всегда бывайте: Я точный, чистый и опрятный, Иным же словом… (аккуратный).
Мчится он без опоздания, Пишется в конце два С, Называется… (экспресс).
- Это черная? - Нет, это красная. - А почему она белая? - Потому что еще зеленая. (Красная смородина) |
Конкурс капитанов 7-10 мин. Конкурс «Шутки русского языка» Образовательное учреждение: Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное... | Конкурс «Лучшее школьное методическое объединение 2014». Положение... Конкурс методических разработок урока в контексте требований фгос ООО для учителей русского языка и литературы «Современный урок:... | ||
Конкурс капитанов: рассказывать о себе по плану: имя, возраст, страна, хобби, предмет День английского языка Автор урока учитель английского языка: Тимофеева Н. T.,Вяльцева М. В | Конкурс «Представление команд» Команды по очереди выходят на сцену... Оборудование: карточки с заданием для капитанов; жетоны; задание на карточках «Дополни рассказ» для двух команд | ||
Информация о проведении Месячника чеченского языка и литературы в... «Даймехкан 1алам», классные часы «Ненан меттах лаьцна дош», конкурс чтецов «Къона поэт», уроки – беседы о чеченском языке «Язык народа... | Конкурс научно-популярных работ "Живая наука". Конкурс проводится периодически Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Городской конкурс разработок уроков на тему: «Словари на уроках русского языка» проводится с 19 по 28 ноября 2013 года в рамках ежегодного... | Конкурс проводиться в Музыкальном салоне «Музей-усадьба П. И. Чайковского» Региональный музыкальный конкурс «Прикосновение музыки» (далее Конкурс) проводится на базе бук ур гмак «Музей-усадьба П. И. Чайковского»... | ||
«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» Устный работа – 3 мин. IV. Опрос по правилам – 3 мин. V. Актуализация знаний – 3 мин. VI. Письменный счёт – 7 мин. VII. Упрощение... | Урок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель... Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы... | ||
Конкурс капитанов Добрый день! Сегодня мы с вами собрались в этом классе, чтобы попробовать свои силы в роли молодых хозяюшек | С. В. Тронин >10. 01. 2013 положение о районном конкурс Районный конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку с использованием интерактивной доски (далее Конкурс) проводится... | ||
10 Олимпиада-конференция: научно-технический конкурс, конкурс технического... Оргкомитет, Методические комиссии, жюри, Экспертные комиссии | Неделя русского языка и литературы Конкурс презентаций по русскому языку и литературе. (Оценивание представленных работ жюри.) | ||
Конкурс рефератов «Мой предметный интерес» Влияние английских заимствований... Список литературы | Конкурс капитанов «Ты мне, я тебе» Проект «Экологический марафон» представляет собой комплексную программу — цикл творческой экологически ориентированной деятельности... |