На уроках русского языка в начальной школе





Скачать 172.43 Kb.
НазваниеНа уроках русского языка в начальной школе
Дата публикации25.07.2014
Размер172.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Формирование метапредметных компетенций

на уроках русского языка в начальной школе.

Метапредметы пытаются говорить о том,

о чём современная школа не умеет –

о смысле жизни, о ценности жизни.

Это ответ на вопрос:

Зачем мне эти знания?

Где мне это пригодится?”.

Марина Половкова

(зам.директора Института инновационных

стратегий развития образования)
Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные.
Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по литературному чтению, русскому языку цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий:

развивающее обучение Эльконина-Давыдова;

мыследеятельностная педагогика;

коммуникативная дидактика;

эвристическое обучение;

логико-смысловое моделирование;

школа Щетинина.

Что такое метапредмет? “Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях. Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: “Знание”, “Знак”, “Проблема”, “Задача”, “Слово” и др.

В рамках метапредмета “Знание” у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых понятий, воспроизводя их в мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.

Метапредмет “Проблема” задаёт образец решения проблемы, формирует способы выхода из сложившейся ситуации.

Метапредметный подход не означает замену предметного обучения метапредметным.
Метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Начальная школа 21 века» направлены на достижение следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Для достижения личностных результатов с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

Например, в курсе «Литературное чтение» — это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность.

В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол, церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В этой связи даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихачёва, М.М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я.Маршака и др., убеждающие учащихся в красоте, образности, богатстве русского языка. Ученики составляют тексты, рассказы о своей малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях.

В учебниках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения (1-4 кл.) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.

Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. При такой системе построения материала учебников постепенно формируются умения сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для её последующего решения.

Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД младшего школьника.

Формирование и освоение способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. В учебниках «Начальная школа 21 века» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

Так, в курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Начальная школа 21 века».

В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.

Учебный курс “Русский язык” занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим предметам.

Начальный курс русского языка в УМК “Начальная школа 21 века ” представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Содержание программы по русскому языку в данном учебно-методическом комплекте обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Метапредметными результатами изучения курса “Русский язык” является формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Метапредметные результаты - это «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета:

2-й класс


Литературное чтение

Средство достижения

Личностные

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметные

Регулятивные УУД

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Технология продуктивного чтения

Познавательные УУД

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

– размышлять о характере и поступках героя;

– относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

– находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

– относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.




Русский язык

Личностные

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Тексты учебника.

Метапредметные

Регулятивные УУД

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Проблемно-диалогическая технология.


Познавательные УУД

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметные

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

– делить слова на части для переноса;

– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

– обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.




Примерный урок по русскому языку во 2 классе

«Там на неведомых дорожках…»

Цели урока: Повторение и обобщение пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в ходе обучения грамоте.

Задачи урока:

  1. Закреплять умения правильно писать:

    • буквосочетания жи-ши, чк, чн;

    • слова с безударными гласными в корне;

    • слова с непроверяемыми орфограммами (словарные слова);

  2. Отрабатывать умения:

    • находить однокоренные слова, выделять в них корень;

    • выполнять звукобуквенный анализ слова.

  3. Закреплять навык письма в одну линейку, совершенствовать навык написания букв и соединений.

  4. Развивать у детей любовь и интерес к русскому языку и литературному чтению.

Форма урока: урок-путешествие (урок-закрепление пройденного материала). Оборудование урока: персональный компьютер, интерактивная доска, карточки. Межпредметные связи: связь русского языка и литературного чтения.

Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися:

  1. Предметные: Дети должны показать прочное усвоение знаний в написании буквосочетаний жи-ши, чк-чн, словарных слов, слов с безударными гласными в корне. Показать умения правильно выполнять звукобуквенный анализ слова, находить однокоренные слова и выделять в них корень.

  2. Метапредметные.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  1. Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Улыбнитесь друг другу, мне и подумайте, как хорошо что мы сегодня все вместе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

2. Актуализация знаний.

Мы отправимся в увлекательное путешествие. «Куда?»,- спросите вы. На этот вопрос вы сможете ответить сами, если разгадаете загадки.

Загадки:

1. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Верещунья белобока, а зовут её ... (Сорока)

2. Круглое, румяное с дерева достану я,

На тарелку положу, «Кушай, мамочка»,- скажу. (Яблоко)

3. Не барашек и не кот, носит шубу целый год.

Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц)

4. Взяли в руки мы лозу

И сплели её в одну.

Она туда, куда и мы –

В лес по ягоды, грибы. (Корзина)

5. На грядке девица, словно клубочек.

Она нарядилась в сорок сорочек.

Захочешь снять –

Услышишь много хруста,

Узнал ты, как её зовут? … (Капуста)

6. Отгадай загадку - кто мы:

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь — у нас работа:

Топать, шлепать по болотам. (Сапоги)
Дети в тетрадях записывают словарные слова, обозначают в словах ударение, подчеркивают орфограммы.

3.Мотивация.

Итак, мы с вами отправляемся в гости к сказкам.

А к каким сказкам мы узнаем, собрав пазлы на ваших столах.

1 стол (зелёный) «По щучьему велению»

2 стол (красный) « Дюймовочка»

3 стол (жёлтый) « Приключение Буратино»

4 стол (синий) «Курочка Ряба»

5 стол (коричневый) « Приключение Чипполино»
4. Организация деятельности по достижении цели.


  1. - Мы с вами обращаемся к 1 сказке. Послушайте описание героя и назовите его.


Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

Правильно Емеля.

Помогите Емеле исправить ошибки.
Что надо сделать, чтобы помочь Емеле? ( Определить орфограмму).

Запишите исправленные слова с проверочными. Молодцы.

  1. - Следующая сказка, к которой мы обращаемся.


Он в Италии родился,

Он своей семьёй гордился.

Он не просто мальчик-лук,

Он надёжный, верный друг.

(Чиполлино)
Помогите Чиполлино найти лишнее слово. Как называются оставшиеся слова? Выделите корень в этих словах.


  1. Это что за очень странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный

А зовется ... (Буратино)
Физминутка
Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел –

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Звуки, буквы надо знать.
Помогите Буратино найти золотой ключик, который спрятан под листком одной из кувшинок. Для этого надо выполнить звукобуквенный анализ слова КЛЮЧИК.


  1. - Определите следующую героиню


Из цветка тюльпана вышла,

Зимовала в норке мыши,

Ласточка ее спасла

В страну эльфов унесла… (Дюймовочка)
Давайте поможем Дюймовочке найти 5 слов с безударной гласной в корне и подобрать проверочные слова.


  1. Что за сказка отгадайте,

Быстро руки поднимайте.

Баба с дедом в ней живут,

Мыши удалые.

Даже куры здесь несут

Яйца золотые… (Курочка Ряба)
Вставить в тексте пропущенные буквосочетания. Учащиеся списывают текст, подчеркивают вставленные буквосочетания.
5. Итог урока
Наш урок подошёл к концу. Пора покидать волшебную страну сказок, но у нас остался ещё один гость …
На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок.

Покатился ….

(Колобок)
6.Рефлексия.
У вас на партах лежат бумажные колобки. Вам надо дорисовать рот.
Если вам было всё понятно на уроке, вы многое запомнили и узнали, то нарисуйте улыбающийся рот.
Если вы чувствовали себя неуютно, переживали, нарисуйте обычный рот.
Если у вас ухудшилось настроение, вы ничего не запомнили, изобразите рот с опущенными уголками губ.
Сказка по лесу идёт –

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая! Из ворот!..

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт.
7.Домашнее задание: взять в библиотеке книгу-сказку, прочитать и выписать 5 слов с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 236

Чушенко Татьяна Ивановна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках русского языка в начальной школе iconУчебно-методический комплекс по олимпийскому и паралимпийскому образованию...
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в начальной школе icon2. развитие догматической науки
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в начальной школе iconЛитература I÷ii веков о Христе и христианах
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в начальной школе iconГ. В. Носовский, А. Т. Фоменко царь славян
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в начальной школе iconМуниципального района безенчукский на февраль 2013 года
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в начальной школе iconОбщероссийская общественная организация «молодые интеллектуалы россии»
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в начальной школе iconФонетический разбор на уроках русского языка в начальной школе
Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных
На уроках русского языка в начальной школе iconСтратегический план развития федерации хоккея на траве россии
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в начальной школе iconПрограмма подготовлена авторским коллективом в составе: В. П. Усенко, кандидат
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в начальной школе iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
На уроках русского языка в начальной школе iconКонференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы...
...
На уроках русского языка в начальной школе iconСписки научных трудов ведущих ученых по теме «Культура человека и человек в культуре» Монографии
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в начальной школе iconАлексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс,...
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в начальной школе iconНа уроках в начальных классах, на уроках иностранного языка, во внеклассной работе
Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в начальной школе
На уроках русского языка в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование икт на уроках русского языка в начальной школе "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных"....
На уроках русского языка в начальной школе icon«Проектная деятельность в начальной школе»
Круглый стол «Преемственность преподавания математики и русского языка при переходе из начальной школы в среднее звено»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск