Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила





Скачать 383.53 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 7 класса Составила
Дата публикации28.07.2014
Размер383.53 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Павловская основная общеобразовательная школа.


Рассмотрена и «Утверждаю»

рекомендована к утверждению директор МБОУ Павловская оош

педагогическим советом ___________ Н.Ф.Мойбенко

«30» августа 2012 года. от 31.08.2012 года.

Протокол №1. Приказ № _____


Рабочая программа

по литературе

для 7 класса


Составила

учитель русского языка и

литературы

Божко Наталья Викторовна

2012-2013 уч.год.

Пояснительная записка.
Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений. Теоретико- и историко-литературные знания, знания о языке художественных произведений служат средством постижения учащимися литературы.

Данная программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования основной общеобразовательной школы. Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;

- воспитание речевой культуры учащихся;

- формирование представлений о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- развитие навыков грамотного и свободного владения

литературной речью.

В седьмом классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии их жанров. Речь идет не только о богатстве жанров всех, но и о том, как они рождаются, видоизменяются, угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: от древности до сегодняшнего дня сменилось множество различных жанров эпоса, лирики и драмы.

Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова. Первую задачу решает анализ каждого произведения, вторую – специальные разделы, посвященные истории некоторых жанров. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

Нормативно – правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. « Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по литературе».

  2. Обязательный минимум содержания программ по литературе основного и общего образования, требования к уровню подготовки выпускников.

  3. «Федеральный базисный учебный план».

  4. Примерный учебный план для образовательных учреждений РО и учебный план образовательного учреждения.

  5. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Москва. «Русское слово». 2010г.)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, изданной в 2010 году авторами-составителями: Г.С.Меркиным, С.А.Зининым, В.А.Чалмаевым. Программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России.

Рабочая программа ориентирована на 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Из них: на чтение и изучение произведений – 58 часов, на уроки развития речи – 5 часов, на уроки внеклассного чтения – 5 часов.

В соответствии с образовательной программой учреждения используется учебно-методический комплект «Литература 7 класс» в 2-х частях автора-составителя Г.С.Меркина. Издательство Москва «Русское слово» 2009 год.

Содержание учебного предмета.

Введение.

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Из устного народного творчества.

Былина.

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец».Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (ситла и доброта, ум и мудрость).

Русские народные песни.

Обрядовая поэзия; лирические песни; лироэпические песни. Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Из древнерусской литературы.

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Из литературы 18 века.

М.В.Ломоносов.

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. « О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747года»), ( «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Г.Р.Державин.

Биография Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р.Державина в сравнении со стихотворениями М.В.Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Д.И.Фонвизин.

Краткие сведения о писателе. Комедия Недоросль».Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Из литературы 19 века.

А.С.Пушкин.

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Человек и природа. Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка. Творческая история создания произведений.

М.Ю.Лермонтов.

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича…». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни…» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».

Н.В.Гоголь.

Н.В.Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

И.С.Тургенев.

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника».Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Н.А.Некрасов.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: « Вчерашний день, часу в шестом...», «железная дорога», «размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая). Доля народа – основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А.Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие беззащитность, равнодушие бесправие», покорность судьбе.

М.Е.Салтыков-Щедрин.

Краткие сведения о писателе. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Л.Н.Толстой.

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Н.С.Лесков.

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

А.А.Фет.

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

А.П.Чехов.

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Произведения русских поэтов о России.

А.С.Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...».

Н.М.Языков. «Песня».

И.С.Никитин. «Русь».

А.Н.Майков. «Нива».

А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край...».

Из литературы 20 века.

М.Горький.

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

И.А.Бунин.

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И.Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

А.И.Куприн.

Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
В.В.Маяковский.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

С.А.Есенин.

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

И.С.Шмелев.

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

М.М.Пришвин.

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природла в рассказе. Образ рассказчика.

К.Г.Паустовский.

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа, малая родина; образ рассказчика в произведении.

Н.А.Заболоцкий.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...».Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека.

А.Т.Твардовский.

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин».Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

А.А.Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;

К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

А.А.Сурков. «В землянке»;

М.В.Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.

Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны.

Н.П.Майоров. «Творчество»;

Б.А.Богатков. «Повестка»;

М.Джалиль. «Последняя песня»;

Вс.Н.Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов – участников войны.

Б.Л.Васильев.

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

В.М.Шукшин.

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудачки» в рассказах В.М.Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Русские поэты 20 века о России.

А.А.Ахматова. « Мне голос был. Он звал утешно...».

М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...».

Я.В.Смеляков. «История».

А.И.Фатьянова. «Давно мы дома не были...».

А.Я.Яшин. «Не разучился ль...».

А.А.Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы Россия в стихах поэтов 20 века.

Из зарубежной литературы.

У.Шекспир.

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Уж если ты разлюбишь, - так теперь...», «Люблю, - но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У.Шекспира.

Р.Бёрнс.

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» - по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Р.Л.Стивенсон.

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

Мацуо Басё.

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

А. де Сент-Экзюпери.

Краткие сведения о писателе. Повести: «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» - по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Я.Купала.

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М.Горький и М.Исаковский – переводчики Я.Купалы.


К концу учебного года учащиеся должны знать:

- авторов, названия и смысл названий изученных произведений;

- событийную сторону (сюжет) и героев изученных эпических

произведений (героев и событий в их взаимосвязи);

- особенности композиции изученного произведения;

- основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы;

- тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть.

уметь:

- выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристики действующих лиц;

- определять идейно-художественную роль элементов сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) изученных произведений;

- определять в контексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка (в том числе метафоры);

- характеризовать героя произведения с учетом проблемного вопроса, поставленного учителем;

- сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним;

- различать эпические и лирические произведения;

- правильно, бегло читать вслух художественные, научно-популярные, публицистические тексты;

- выразительно читать художественные произведения;

- пересказывать устно и письменно – подробно, выборочно и сжато – эпическое произведение или отрывки из эпического произведения;

- создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и проблемную характеристику (индивидуальную и сравнительную) героев произведения;

- составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения;

- давать отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении;

- пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Система оценки планируемых результатов.

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ:

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В связи с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, привлекать текст произведения для обоснования своих выводов. Однако по одному-двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряд недостатков в его композиции и языке.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Оценка сочинения.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

- правильное понимание темы, глубина полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

- соразмерность частей сочинения, логичность связей переходов между ними;

- точность богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Критерии оценки орфографической грамотности.

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании Ы и И после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения НЕ и НИ:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят,видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности:

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Отметка: Число ошибок (орфографических и пунктуационных):

«5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и

негрубые)

«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6
Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений:

Отметка «5» ставится за сочинение:

Глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, умения делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

допускается одна-две неточности в содержании.

Отметка «4» ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошие знания литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

Логическое и последовательное в изложении содержания;

Написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

Допускаются две-три неточности в содержании, а также не более трёх-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

В главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала, обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

Материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

Обнаруживается владение основами письменной речи;

В работе имеется не более четырех-пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

Не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст;

Характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

Отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.


Тест. Н.С.Лесков «Левша».

1.Сказом называется:

а)небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или о нескольких событиях в жизни человека;

б)повествование от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи;

в)произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле.

2.Тема произведения:

а)отсутствие бережного отношения к народному достоянию;

б)любовь к родине;

в)быт и нравы жителей российской глубинки.

3.Честь и славу русской нации составляет:

а)простой труженик;

б)знаменитый полководец;

в)император.

4.Персонаж, у которого «на щеке пятно родимое, а на висках волосья … выдраны», - это:

а)Платов;

б)косой Левша;

в)поп Федот.

5.Платов взял Левшу в Петербург в качестве:

а)заложника;

б)умелого мастера;

в)слуги в своем доме.

6.Мастера – оружейники не открыли секрета Платову, потому что:

а)они ему не доверяли;

б)Платов усомнился в их честности и обвинил во вредительстве;

в)тайну мастерства и ремесла передавали только ученикам.

7.Перед началом работы мастера-оружейники отправились в Мценск поклониться иконе Николая Чудотворца, так как:

а)такой иконы не было в Туле;

б)одного из мастеров звали Николаем и он хотел заручиться поддержкой своего святого;

в)этот святой был покровителем торгового и военного дела.

8.Царедворцы терпеть не могли Платова за его:

а)глупость;

б)невежество;

в)храбрость.

9.Смысл поступка Левши, который перед смертью просил передать государю, что англичане не чистят ружья кирпичом:

а)это был бред больного и потерявшего рассудок человека;

б)он переживал за судьбу страны и исход возможной войны;

в)поездка в Англию изменила Левшу – он стал чувствовать себя государственным человеком, отвечающим за оборону страны.
Тест. А.С.Пушкин

«Полтава», «Песнь о вещем Олеге».
1.В строчке: «Горит восток зарею новой» - поэт использует:

а) сравнение; б) метафору; в) антитезу.

2. …Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

Идет. Ему коня подводят –

это портрет:

а) Петра I; б) Олега; в) Карла XII.

3. …Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.
Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

В этих отрывках автор при описании героев использует:

а) гиперболу; б) антитезу; в) метафору.

4. «Песнь о вещем Олеге» - это:

а) историческая баллада;

б) литературная баллада;

в) семейная баллада.

5. Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твоё:

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

В этих строках речь идет:

а) об Иване Грозном; б) о Петре I; в) об Олеге.

6.Источником для «Песни о вещем Олеге» послужили:

а) древнерусские летописи;

б) русские народные сказки;

в) исторические песни.

7.А.С.Пушкин затронул историческую тему в стихотворении:

а) «Песнь о вещем Олеге»;

б) «Узник»;

в) «Зимнее утро».

8. «Песнь о вещем Олеге» является:

а) самостоятельным литературным произведением;

б) поэтическим пересказом древнего текста;

в) стилизацией фольклорного произведения.
Тест. М.Ю.Лермонтов

«Песня про купца Калашникова».
1.Это произведение написано в плане:

а) лиро-эпическом;

б) эпическом;

в) лирическом.

2. Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово - соловей поет;

Горят щеки румяные, Как заря на небе Божием.

Героиня этих строк:

а) грузинка;

б) Алена Дмитриевна;

в) Маша Миронова.

3.Купец Калашников защищает:

а) красоту своей жены;

б) свою честь и честь жены;

в) честь имени, семьи, рода.

4.Носителем народной правды в поэме выступает:

а) Иван Грозный;

б) Алена Дмитриевна;

в) Калашников.

5.В строке: «Не сияет на небе солнце…» - пропущен постоянный эпитет:

а) золотое;

б) красное;

в) ясное.

6.Перенос значения по сходству называется:

а) метафорой;

б) сравнением;

в) эпитетом.

7.Образное средство языка:

а)кульминация;

б) эпитет;

в) зачин.
Тест. М.Е.Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
1.Сказки Салтыкова-Щедрина отличает:

а) пафос;

б) иносказание;

в) лиричность.

2.В «Повести...» диалог:

а) отсутствует;

б) присутствует;

в) присутствует, но разорван показом событий.

3.Генералы в диалогах предстают как:

а) люди, преданные отечеству;

б) никчемные, пустые люди;

в)добрые, великодушные.

4.Число повествователей в произведении:

а) один;

б) два;

в) три.

5.Описание генералов – это:

а) юмор;

б) ирония;

в) сатира.

6.При создании образов генералов автор пользуется:

а) гиперболой;

б) антитезой;

в) метафорой.

7.Стихотворение Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина роднит:

а)сходство сюжета;

б) осуждение автором народного долготерпения;

в) подход в обрисовке характеров.

8. «Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что даже стал в пригоршне суп варить» - это отрывок из:

а) «Дикого помещика»;

б) «Премудрого пескаря»;

в) «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

9.Авторская позиция в «Повести...»:

а) скрыта;

б) четко сформулирована;

в) отсутствует.

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса

на 2012 – 2013 учебный год.
Учитель: Божко Н.В.



Тема раздела учебной программы и тема урока.

Ко-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата

  1. Литература и время.

1

Работа со статьей учебника

03.09

  1. Устное народное творчество. Былина. «Святогор и Микула Селянинович»

1

Составление тезисного плана вступительной статьи, беседа, словарная работа (выяснение значения непонятных слов)

06.09

  1. Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец»

1

Словарная работа

10.09

  1. Русские народные песни

1

Словарная работа, беседа, поиск материалов о песенном фольклоре региона в библиотеке

13.09

  1. Из древнерусской

литературы. «Повесть временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»)

1

Пересказ вступительной статьи учебника, устные ответы на проблемный вопрос.

17.09

  1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы и традиции Древней Руси.

1

Развернутый рассказ о литературном герое, устное словесное рисование, словарная работа.

20.09

  1. Урок внеклассного чтения.

Духовные заветы Древней Руси. Жития вологодских святых. («Житие Герасима Вологодского», «Житие Дмитрия Прилуцкого»)

1

Составление тезисного плана вступительной статьи, беседа, словарная работа.

24.09

  1. Русская литература 18 века М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого

1

Беседа, работа со статьей писателя

27.09

  1. Г.Р.Державин. «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики произведения.

1

Составление тезисного плана вступительной статьи, беседа.

01.10

  1. Понятие о классицизме. Д.И.Фонвизин. История жизни и творчества. «Недоросль»: проблематика драматического произведения.

1

Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей.

04.10

11.Герои комедии.

Мир Простаковых

и Скотининых.

1

Выразительное чтение, беседа по вопросам учителя, составление вопросов.


08.10

  1. Русская литература 19 века. А.С.Пушкин.

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях Пушкина «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»

1

Составление подробного плана статьи учебника,

беседа

11.10

  1. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина.

1

Беседа

15.10

  1. События Отечественной войны в поэме А.С.Пушкина «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме.

1

Выразительное чтение, беседа, определение стихотворных размеров

18.10

  1. М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина»

1

Выразительное чтение, беседа

22.10

  1. Урок внеклассного чтения.

А.С.Пушкин о Доне.

1

Выразительное чтение.

25.10

  1. Проблематика и основные мотивы «Песни про царя Ивана Васильевича…»

1

Выразительное чтение, беседа

06.11

  1. Идейно-художественное своеобразие «Песни…» Речевые элементы в создании характеристики героя.

1

Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей.

08.11

  1. Урок развития речи.

Анализ эпизода «Песни…»

1

Анализ эпизода художественного текста по тезисному плану.

12.11

20.Н.В.Гоголь в Петербурге. Повесть «Шинель». Основной конфликт. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности.

1

Подбор цитат для характеристики персонажа

15.11

21.Образ Акакия Акакиевича.

Авторское отношение к героям и событиям в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

1


Беседа

19.11


22.И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Хорь и Калиныч»

1

Беседа

22.11

23.Авторская позиция в рассказе «Певцы»

1

Беседа, подбор цитат для характеристики персонажа

26.11

24.Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»

1

Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей.

29.11

25.Н.А.Некрасов в воспоминания современников. Проблематика произведения «Железная дорога»

1

Характеристика персонажей

03.12


26.Идейно-художественное своеобразие произведения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»


1



Характеристика персонажей


06.12

27.Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины»

1

Характеристика персонажей

10.12

28.Своеобразие сюжета и проблематика сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Приемы создания образов-персонажей.

1

Рассказ о писателе, беседа, ответы на проблемные вопросы

13.12

29.Урок развития речи

Подготовка к написанию сочинения «Нужна ли сатира сегодня?»

1

Беседа по вопросам учителя, составление плана

17.12

30.В художественном мире сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

Беседа, ответы на проблемные вопросы

20.12

31.Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Тематика произведения «Севастополь в декабре месяце»

1

Рассказ о писателе, беседа по вопросам учебника

24.12

32.Особенности тематики и центральная идея сказа Н.С.Лескова «Левша»

1

Подробный пересказ, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, участие в дискуссии, определение жанра произведения.

27.12

33.Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов.


1



Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения

17.01

34. Обобщающий урок по сказу Н.С.Лескова «Левша».

1




21.01

35.Русская природа в стихотворениях А.А.Фета

1

Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике, языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания стихотворений.

24.01

36.Социальная и нравственная направленность рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»

1

Выборочный пересказ, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения

28.01

37.Авторская позиция в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника»

1

Участие в дискуссии, определение жанра произведения, выявление авторской позиции.

31.01

38.Урок внеклассного чтения

А.П.Чехов и В.А.Гиляровский. Особенности изображения человека в жанре очерка (очерк «Антоша Чехонте»)

1

Комментированное чтение, беседа по вопросам учителя и учащихся.

04.02

39.Стихи о России поэтов 19-20 веков. Своеобразие раскрытия темы России в стихах разных авторов.

1

Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике, языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания стихотворений.

07.02


40.Урок развития речи.

Письменный анализ любимого стихотворения о России

1

Выразительное чтение, сбор материалов к письменному анализу текста стихотворения.

11.02

41.Идейно-художественное своеобразие повести М.Горького «Детство»

1

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, подготовка докладов.

14.02

42.Становление характера мальчика. Проблематика и авторская позиция.

1

Беседа, ответы на проблемные вопросы.

18.02

43.Проблематика «Легенды о Данко» М.Горького (из рассказа «Старуха Изергиль»)

1

Участие в дискуссии, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения

21.02

44.Темы и мотивы в лирическом произведении И.А.Бунина «Догорал апрельский вечер…»

1

Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике, языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания стихотворений.

25.02

45.Смысл названия рассказа И.А.Бунина «Кукушка»

1

Беседа

28.02

46.Художественная идея рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».

1

Беседа, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения

04.03


47.Взаимопонимание, взаимовыручка в понимании автора и его героя в рассказе «Allez!».

1

Выявление приемов создания образов.

07.03

48.Проблематика и своеобразие стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

Определение проблематики произведения, выявление приемов создания образов художественного своеобразия произведения

11.03

49.Эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом...»

1

Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике, языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания стихотворений.

14.03

50.Урок внеклассного чтения

Человек и природа в произведениях донских авторов

1

Комментированное чтение, беседа по вопросам учителя и учащихся, анализ художественных произведений по тезисному плану

18.03

51.Проблематика и художественная идея рассказа И.С.Шмелева «Русская песня» Национальный характер в изображении писателя.

1

Определение основных сюжетных линий рассказа, выявление проблематики и художественной идеи произведения, литературная беседа о национальном характере в изображении писателя.

21.03

52.Родина, человек и природа в рассказе М.Пришвина «Москва-река»

1

Беседа о Родине, человеке и природе в рассказе

01.04

53.Человек и природа в произведении К.Паустовского «Мещерская сторона»

1

Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы, эвристическая беседа по вопросам учителя и учащихся

04.04

54.В художественном мире стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

1

Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике, языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания стихотворений.

08.04

55.Основные мотивы военной лирики стихотворений А.Т.Твардовского.


1


Беседа, сбор материала об историческом контексте произведения

11.04

56.Поэма «Василий Теркин»

1



Чтение наизусть, беседа.

15.04

57.Урок развития речи

Характеристика главы поэмы «Василий Теркин» (по выбору учащихся)

1

Составление плана письменной работы, сбор материала

18.04

58.Лирика поэтов – участников ВОВ.

1

Выразительное чтение, анализ стихотворений.

22.04

59.Нравственная проблематика рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат №…»

1

Выявление смысла названия рассказа и его роли для понимания художественной идеи произведения, беседе о нравственной проблематике рассказа

25.04

60.Разоблачение равнодушия, нравственного убогости, лицемерия.

1

Беседа.

29.04

61.Чудаки и чудики в рассказе В.М.Шукшина «Микроскоп».

1

Комментированное чтение, составление вопросов к произведениям, беседа

02.05

62.Урок внеклассного чтения.

Любовь к малой родине в стихотворениях Н.М.Рубцова «Детство», «Далекое», «Родная деревня»

1

Выразительное чтение, беседа, определение стихотворных размеров.

06.05

63.Урок развития речи.

В.И.Белов о современном состоянии русского языка в статье «Душа жива в слове». Рекомендация книг для летнего чтения

1

Беседа по вопросам учителя, комментированное чтение

10.05


64.В художественном мире стихотворений поэтов ХХ века о России.


1


Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике, языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания стихотворений.


13.05

65.Зарубежная литература. Темы и мотивы сонетов Шекспира.


1

Выступление учащихся с докладами, обсуждение докладов, дискуссия

16.05

66. Основные мотивы стихотворений Р.Бернса.


1

Выразительное чтение, анализ.

20.05

67.Л.Стивенсона, жанровое своеобразие «Записок о Шерлоке Холмсе» А.Конан Дойла

1

Определение композиции произведения.

23.05


68.Нравственно-философская проблематика произведений А.де Сент-Экзюпери. «Планета людей».


1


Выявление нравственной и философской проблематики произведений, комментированное чтение. Подведение итогов года.


27.05


Материально – техническое обеспечение.
Основная литература:

1. Г.С.Меркин. Литература 7 класс. Учебник в 2-х частях. Москва. «Русское слово». 2009 год.

2. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Москва. «Русское слово». 2010 год.

3. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Литература. Москва. «Просвещение». 2010 год.
Дополнительная литература:

1. Ф.Е. Соловьев. «Уроки литературы. 7 класс». Методическое пособие. Москва. «Русское слово». 2011 год.

2. «Литература Дона». Хрестоматия для чтения в 5-7 классах.

Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга» 2005год.

3. В.А.Ильина «Литературные викторины». Издательство «Учитель – АСТ».

4. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. «Тесты по литературе в 5-8 классах». Москва. «Дрофа» 2007 год.

5. В.А.Малюгина, О.Г.Черных. «Игровые уроки по литературе в 7 классе». Москва. «ВАКО» 2009 год.
Электронно-звуковые пособия:

1. СD-диск. Уроки-зачеты в форме презентации.
Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Маркерно-магнитная доска.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconРабочая программа по литературе для 11 класса Составила
Рабочая программа составлена для 11 класса общеобразовательной средней школы на основании
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconРабочая программа по литературе для 5 класса Составила
Рабочая программа составлена для 5 класса общеобразовательной средней школы на основании
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconРабочая программа по литературе для 10 класса Учитель: Кичеева Светлана Семеновна
Программа по литературе для 10 класса на базовом уровне составлена на основе Примерной программы по литературе среднего общего образования...
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconРабочая программа по литературе для 9 класса на 2014/2015 учебный год
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconРабочая программа по литературе для 6 класса учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для 9 «А» класса...
Программы по литературе для 9 класса С. А. Зинина (Программа по литературе для 9 класса / Авт сост. С. А. Зинин // Программа по литературе...
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconПриказ № от августа 2014 г рабочая программа по литературе для 8 2 класса (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и авторской...
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе...
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и авторской...
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconПояснительная записка Статус программы: рабочая программа по литературе...
В 2 ч под ред. Коровиной В. Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г. Данная рабочая программа составлена для класса компенсирующего обучения....
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconРабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,...
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconРабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа учебного курса по литературе для 6 класса составлена на основе
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы...
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconРабочая программа по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconМеркин Г. С. Литература. Учебник для 5 класса. 1,2 части
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила iconМеркин Г. С. Литература. Учебник для 5 класса. 1,2 части
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск