Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой





НазваниеНеобходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой
Дата публикации30.07.2014
Размер99.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Выступление

«Организация и сопровождение выбора пятиклассников»
Аникина Ольга Николаевна,

учитель музыки 1 кв. категории,

МАОУ СОШ № 4 г.Чайковский

почетный работник образования РФ
Одним из пробных действий, осуществляемых педагогическим коллективом школы в переходный период является реализация управленческого проекта «Создание образовательного пространства, способствующего формированию навыков ответственного выбора» на параллели 5-х классов.

Цель проекта: создать и отработать организационно – педагогические условия, отличные от классно – урочной системы через организацию предметных лабораторий.

Задачи:

1.Создать организационные условия для запуска и деятельности предметных лабораторий.

2.Создать методические условия для запуска и деятельности предметных лабораторий (погружение педагогов, ведущих предметные лаборатории в проблематику индивидуализации и тьюторского сопровождения; наполнение лаборатории предметно - методическим содержанием).

3.Апробировать модель организации обучения за рамками классно – урочной системы на параллели 5-х классов

  Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой: в школе нет опыта выстраивания образования вне рамок классно-урочной системы, которое способствовало бы:

а) формированию у учащихся умения выбирать, рефлексивно относиться к своему выбору, планировать индивидуальный образовательный маршрут;

б) которое способствовало бы формированию у педагогов тьюторской компетенции, появлению опыта по сопровождению индивидуального образовательного маршрута учащегося.

Гипотеза проекта:

если создать другие организационно – педагогические условия, отличные от классно-урочной системы, то к концу учебного года у пятиклассников появится умение делать осознанный выбор, навык планирования и реализации своего индивидуального образовательного маршрута, сохранится устойчивый познавательный интерес в областях предметного знания.

если создать другие организационно-педагогические условия, отличные от классно – урочной системы, то учителя - предметники, начнут осваивать процесс индивидуализации и тьюторского сопровождения учащихся.

Понимание термина «лаборатория» для авторов проекта — оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д.). Это место, в котором происходит проба в выбранной предметной области. Содержание предметной области – часть культурного наследия, где возможно продвижение ребенка в его оСВОЕнии, приложении к себе, своему плану и шагу в жизни.

Смысл, закладываемый в содержание лабораторий авторами проекта:

-происходит погружение в предметную область через знакомство со специальными методами исследования и, как следствие, поддержание или развитие познавательного интереса к предметной области, мотивация к изучению предмета в условиях основной школы;

-деятельность лаборатории обеспечивает сохранение преемственности в проектной и исследовательской деятельности, по индивидуальному запросу возможен выход наиболее заинтересованных учащихся на исследовательскую и проектную деятельность в выбранной предметной области;

-выбор лабораторий, выбор видов деятельности, форм представления результатов внутри лабораторий «работает» на формирование культуры выбора, понимаемое авторами проекта как умение отказаться от чего-либо в пользу выбираемого, умение расставить приоритеты, осознание ответственности за сделанный выбор, соотнесение своего собственного познавательного интереса со сделанным выбором.

В целом, организационная модель выглядит следующим образом:





На этапе «запуска» изначальная интрига была связана с объявлением детям расписания на среду. Выполнял эту функцию классный руководитель и сделано это было очень официально: «Итак, записываем расписание на завтрашний день. Русский язык, математика, литература, смешарики, кот – дяраз, 38 попугаев, тайны черной комнаты, манграт, узелок – смс, перфоманс. Всем все понятно?». После этого вопроса и минутной паузы вопросы ребят невозможно было остановить: «Что это за уроки такие?», «У нас, что, будет 11 уроков?», «Что на эти странные уроки надо будет принести?» и т.д. После этого классный руководитель объяснила, что из перечня этих 7 необычных уроков надо будет выбрать один, это не обычный урок, а занятие в лаборатории, и для того, чтобы выбор состоялся, все ребята приглашаются в «образовательное путешествие».

В субботу детям и их родителям было предложено путешествие по лабораториям. Можно было увидеть презентации 2-х из возможных семи (в два потока). Но для этого надо было выбрать свой маршрут. Конечно, все ребята не посмотрели все семь возможных. Для того, чтобы у всех составилось свое представление о предлагаемом спектре, после посещений лабораторий ребятам и родителям было предложено объединиться в группы по тем лабораториям, где они были и сделать свое выступление-презентацию для тех, кто там не был. Презентацию было предложено сделать в форме доклада («научного, серьезного, как ученые выступают»), в форме интервью, в форме творческой сценки – рекламы. Главная задача – дать исчерпывающее представление о своей лаборатории. После состоявшейся презентации дети сделали выбор лабораторий 1-го потока (заранее обговаривалось, что всего будет три потока, будет реальная возможность позаниматься в трех лабораториях, но обязательно занятия должны закончиться предъявлением результата – чему научился в лаборатории, что узнал нового). Лаборатории были поставлены в расписании факультативных занятий параллельно в среду (для авторов проекта было принципиально то, что это не конец недели и не суббота).

Презентационное событие по итогам 1-го потока: «гайд-парк», где в свободной форме результаты лабораторных исследований были представлены всем заинтересованным (ученикам школы, педагогам); по итогам второго потока: «родительское собрание - презентация».

Главная сложность при реализации проекта оказалась в том, что многие ребята захотели в одну лабораторию. Наибольший интерес детей вызвала лаборатория «Смешарики», потому что «Ведь там химия! Настоящая химия!». Руководитель лаборатории не мог взять всех желающих, потому что испытывал недостаток в ресурсах (реактивах). А вот лаборатория «Узелок - смс», оказалась наименее востребованной, т.к. ребята поняли, что речь там пойдет о русском языке, это было воспринято ими, как дополнительное занятие русским языком.

В ситуации, когда дети не удовлетворены сделанным выбором или авторы проекта (администрация) не могут удовлетворить все их выборы, на наш взгляд, и начинается работа тьютора. Очень тонкая работа, потому что связана она не с «перенаправлением» из лабораторий наиболее наполненных, востребованных в лаборатории с меньшим количеством детей, а с выяснением оснований выбора. Почему пошел именно туда? Как твой выбор связан с твоим образовательным интересом?

Проанализировав основания выбора пятиклассников одного из трех классов, мы видим следующее:

Мотивация выбора

1 поток

Мотивация выбора

2 поток

Правильно/

неправильно выбрал в 1 потоке

(18 анкет)

Правильно/ неправильно выбрал во 2 потоке

(25 анкет)

Хотел /

не хотел бы продолжить заниматься данной наукой в 1 потоке

Хотел /

не хотел бы продолжить заниматься данной наукой во 2 потоке

Предъявил/не предъявил продукт в 1 потоке

Предъявил/

не предъявил продукт во 2 потоке

Заинтересовало название – 3

Заинтересовало название – 1

15/3

83%/16%

16/9

64%/31%

13/7

72%/39%




8/7

44%/39%

7/ 13

35%/65%

Заинтересовались презентацией - 14

Заинтересовались презентацией - 17



















Решил во время представления итогов «образовательного путешествия» - 1

Рассказали друзья - 2



















Понравился учитель - 8

Понравился учитель - 7



















Не попал в другую - 3

Не попал в другую - 2



















Проявили устойчивый интерес к выбранной предметной области 3 человека из 20, что подтверждается стабильностью выборов (дети воспользовались своим правом остаться в выбранной лаборатории еще на один поток), качеством предметных результатов в данной предметной области, выходом на проектную деятельность в выбранной предметной области.

Для авторов проекта было ценно то, что дети честно говорили о неправильно сделанном выборе. На наш взгляд, такие «неудачные» пробы чрезвычайно важны, это та самая «1000 ошибок», которую необходимо сделать для достижения наилучшего результата.

Кроме того, тьюторское сопровождение возможно внутри лаборатории, где все построено на принципах открытости и вариативности, а также в последействии, когда сформирован образовательный запрос (исходящий от самого учащегося или родителей) по достижению определенных образовательных результатов в конкретной предметной области.

Как выглядит система образовательных выборов внутри лаборатории? На примере лаборатории «38 попугаев» (содержание: системы мер и весов). Лабораторное оборудование: в кабинете до 10 видов весов.

Выбор вида деятельности (будем измерять)

Выбор приборов (чем будем измерять)

Выбор физической величины, которую будем измерять (масса тела)

Выбор предметов (у чего будем измерять массу) – школьные принадлежности

Отбор информации по теме «Весы»

  • Когда появились весы?

  • Какие виды весов бывают?

  • Как выглядят старинные весы, как выглядят современные весы?

  • Какие меры веса были?

  • Какие весы есть в школе? Как они выглядят, как работают, для чего используются?

Выбор направления поиска информации (где будем искать? Какими ресурсами будем пользоваться?)

Выбор формы работы (в группе, в паре, индивидуально)

Выбор основания для своей деятельности (для чего мы будем это измерять?)

  • Интересно

  • Рекомендации по покупке школьных принадлежностей для ребят (сколько весит пенал, портфель…)

Выбор способа и формы представления результата (презентация, газета, …)

Выбор видов деятельности в группе по изготовлению продукта

Выбор собственной роли в процессе представления продукта

Представление продукта, созданного в результате лабораторных исследований

Проанализировав основные результаты реализации проекта в 2012-2013 учебном году, авторы сделали следующие выводы:

  • Главными мотивами выбора в этом возрасте являются:

  • «увиденное своими глазами», погружение в конкретную деятельность и тот познавательный интерес, который возникает при этом;

  • «значимый» взрослый.

  • Кратковременность (неустойчивость) интереса; индивидуальная образовательная программа, нацеленная на достижение конкретного результата, желание продолжать выбранную деятельность в поиске ответа на поставленный образовательный вопрос складывается только у отдельных детей.

  • Для достижения наилучшего результата срабатывает элемент новизны (лаборатории 2-го и следующих потоков должны быть устроены по-другому, нести другое содержание).

Проблемными местами, требующими коррекции в проекте являются:

  • Организационные сложности классного руководителя, руководителя лаборатории в осуществлении сопровождения ребенка - лаборанта в «переломных» точках.

  • Необходимость формирования тьюторской компетентности классного руководителя, руководителя лаборатории (по проявлению личного интереса лаборанта, рефлексивная работа с вопросами или образовательной неудовлетворенностью ребенка, индивидуальное сопровождение для достижения образовательного результата.

  • Необходимость разработки инструментария для тьюторского сопровождения (как вариант, тетрадь под названием «Странички лаборанта»).

  • Организационные сложности управленческого и методического характера (лаборатории – это не уроки, требуется иное (нелинейное) расписание, поиск ответа на вопросы: что такое лаборатория? Чем принципиально должно отличаться занятие в лаборатории от урока, от кружка, от факультатива, чем может быть насыщена лабораторная (опытная) среда?).

Прошлый учебный год рассматривался авторами проекта как пробный. Предполагается продолжение проекта в 2013-2014 учебном году со следующей коррекцией:

Увеличение количества лабораторий, предлагаемых детям.

Возможность посещать лаборатории как 5-ти, так и 6-ти классникам, понимая, что 6-ти классники должны выйти в лаборатории на достижение результата более высокого уровня.

Продолжение работы над формированием способности к ответственному выбору через организацию творческих мастерских в 6-х классах. Таким образом, реализуется принцип «усложнения выборов».

Понимая, что в проекте, в большей степени, заложена вариативность образовательной среды, продиктованная возможностями школы, все же попробовать организационно обеспечить точки «проявления» собственного интереса ребенка, т.е. превратить «вариативность» в «открытость».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой iconОсновные методы работы, технологии реализации проекта 19 Система...

Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой iconКраткое содержание проекта Обычай казнить колдуний идет с античности....
Европе в 15-17 веках. Данный проект предполагает сбор учащимися имеющейся информации по данной теме, анализ собранного материала...
Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой iconКраткое содержание проекта При реализации проекта Дворец «Вестминстерское аббатство»
При реализации проекта Дворец «Вестминстерское аббатство». рассматриваются вопросы не только в рамках изучения сузов, но и дополнительной...
Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой iconКритический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х
Активное развития агропромышленного комплекса и малых форм хозяйствования соответствует моменту начала реализации Приоритетного Национального...
Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой iconТема проекта
Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение реализации проекта
Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой iconКраткое содержание проекта При реализации проекта Мост «Золотые Ворота»
Результат полученных знаний закрепляется в виде презентаций и рефератов. Таким образом, решаются основные вопросы по теме данного...
Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой iconПлан основных мероприятий по реализации областного межведомственного культурного проекта
Разработка методических рекомендаций по реализации областного межведомственного культурного проекта «Открытая книга» для органов...
Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой icon«Основная общеобразовательная школа №14»
Следовательно, мы, учителя, обычно сталкивается с проблемой выявления задатков и развития способностей своих воспитанников. «Для...
Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой iconВ результате реализации проекта
Цель проекта; концепция развития компании; новые качества руководителей; цели подготовки концепции; замечания по содержанию настоящего...
Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой iconНазвание проекта
Раскрыть в актуальности необходимость рассмотрения данного вопроса. Желательно закончить формулировкой противоречия
Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой iconТемы Вашего учебного проекта
В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с материалом учебной темы, но и получают дополнительные знания по обществознанию...
Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой iconКалендарный план реализации инновационного проекта сетевого взаимодействия...
Тема проекта: «Совершенствование профессиональных возможностей педагогического коллектива в условиях сетевого взаимодействия как...
Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой iconОб итогах реализации приоритетного национального проекта «Образование»...
Роприятия пнпо осуществлялись в соответствии с сетевым графиком по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в...
Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой iconРеферат по дисциплине: «Управление персоналом» на тему: «формирование...
...
Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогический коллектив работал над проблемой: «Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании». Над проблемой коллектив...
Необходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой iconСборник методических разработок учителей –победителей муниципального...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск