Скачать 86.72 Kb.
|
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия №87» г. Саратов КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «Акмеизм. Жизнь и творческий путь Н.С. Гумилёва. Пришелец из иной страны» Учитель русского языка и литературы: Хлопцева Е.А. г. Саратов 2014 год ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ Класс: 11 Предмет: Литература. Тема: «Акмеизм. Жизнь и творческий путь Н.С. Гумилёва» (Пришелец из иной страны…) Цель: Познакомить учащихся с таким течением модернизма как акмеизм и с его основателем, поэтом Серебряного века – Н.С. Гумилёвым, его лирическим героем произведений; выявить основные темы в творчестве на материале программных стихотворений. Задачи: -образовательная: познакомиться с основными положениями программы акмеистов, выявить их отличие от требований к искусству символистов; познакомить с фактами биографии Н.Гумилёва, оказавшими влияние на его творчество; рассмотреть разнообразие тематики его поэзии; -развивающая: продолжать развивать творческое мышление при работе с поэтическим текстом, развитие устной речи, наблюдательности; -воспитательная: воспитывать любовь к отечественной литературе, уважение к поэтическому искусству поэтов Серебряного века. Тип урока: изучение нового материала. Форма работы: фронтальная и индивидуальная. Оборудование: тексты стихотворений, тетради. ХОД УРОКА I Орг. момент: приветствие, запись числа на доске. II Актуализация знаний. Вступительное слово: Сегодня на первой части урока мы возвращаемся к творчеству М.Цветаевой, которое изучали на протяжении последних уроков. На второй части занятия мы знакомимся с лирическим героем ещё одного выдающегося поэта - Н.С. Гумилёва, являющегося теоретиком такого течения модернизма, как «акмеизм». Часть 1 Учитель: Для создания благоприятной обстановки, предлагаю перед вашими выступлениями послушать музыкальную композицию – песню на стихи М.Цветаевой. Играет муз. из к/ф муз. исп.Трио «Меридиан» - «Вот опять окно, где опять не спят...» слова М. ЦветаевойВся моя жизнь – роман с собственной душой. Возьмите стихи – это и есть моя жизнь. (М.Цветаева) В о п р о с ы : 1. Назовите век русской поэзии, к которому относятся следующие имена: З.Гиппиус, М.Цветаева, А. Ахматова? 2. К какому течению принадлежала М.Цветаева? 3. Кого из лириков считала М.И. поэтическим идеалом? 4. В чём заключается поэтическое своеобразие стихотворений М.Цветаевой? Своеобразие поэтического стиля? 5. Как можете охарактеризовать лирическую героиню Марины Цветаевой? 6. Основные темы творчества? Учитель: О творчестве М.И. Цветаева высказалась так: «Это болезнь неизлечимая и зовётся – душа». И мы переходим к Н.С. Гумилёву, с чьим творчеством вы уже познакомились дома. Часть 2 III Изучение нового материала. Учитель: Цех поэтов 1911г.(запись в тетради), здесь и зародился акмеизм. Акмеизм - (от греч. ακμη — острие, вершина, высшая степень чего либо, расцвет) — литературное направление 1910-х гг., возникшее в ответ на кризис символизма как его «преодоление». Акмеизм, в отличие от других значительных течений, насчитывал только 6 участников: Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, И. И. Нарбут. Питательной средой акмеистов были журналы «Гиперборей» и «Аполлон». Учитель: «Гиперборей», откуда такое странное название? Гипербореями в греческой мифологии назвали людей, живущих в непрерывном празднике. Они были вечно юны и приближены к богам. Когда им надоедала жизнь, они бросались в море и таким образом умирали. Таким образом, название сборника заключало в себе декларацию программы акмеизма. Строчки Василия Гиппиуса хорошо отражали атмосферу, царившую в «Гипербоее»: По пятницам в «Гиперборее» Расцвет литературных роз. И всех садов земных пестрее По пятницам в «Гиперборее» Как под жезлом волшебной феи, Цветник прельстительный возрос. По пятницам в «Гиперборее» Расцвет литературных роз. Теоретически акмеизм заявил о себе в декларациях 1913 в «Аполлоне»: «Наследие символизма и акмеизм» Гумилева. (Запись в тетрадь) Суть программы – мы, акмеисты, пришли на смену символистам, мы стали жрецами, дали миру стройность и ясность. Акмеисты – Н.Гумилёв, С.Городецкий, А.Ахматова, М.Кузмин, О.Мандельштам. Акмеисты призывали очистить поэзию от философии и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали принцип «искусство для искусства». Учитель: Вспомним основные положения, которые выдвигали символисты? (Образность выражения, туманность высказываний) Каких символистов вы можете назвать? И сегодня наше внимание направлено на одну из ключевых фигур Серебряного века – Н.С. Гумилёва. Записываем имя и даты жизни. Внимание на доску. Иллюстрация «Портрет Н.С. Гумилёва в форме вольноопределяющегося. 1914 год». Из биографии поэта Гумилёв Николай Степанович (1886-1921) русский поэт. Родился в Кронштадте, в семье корабельного врача, рос в Царском Селе. Учился в Николаевской Царскосельской гимназии, директором которой в то время был поэт И.О.Анненский. Он стал наставником Гумилёва. В октябре 1905 вышел в свет первый сборник стихов Гумилёва «Путь конквистадоров» (испанские завоеватели). В 1906 окончил гимназию и отправился в Париж, где поступил в Сорбонну. Вернувшись в Россию, поселился в Царском Селе, был зачислен в Петербургский университет. Учился на юридическом, затем на историко-филологическом факультетах, но курса не кончил. В 1907 совершил в своё первое путешествие в Африку, куда впоследствии приезжал еще несколько раз. В 1908 вышла вторая книга поэта «Романтические цветы» с посвящением будущей жене А. Ахматовой (тогда Анне Горенко). – Запись в тетрадь. В 1909 Осенью отправляется в длительное путешествие по Африке, возвращается в Россию в 1910, выпускает сборник стихов «Жемчуга», сделавший его известным поэтом. Весной 1910 он обвенчался с Ахматовой, Летом молодые супруги побывали в Париже, а осенью вновь отправился в Африку, наконец достигнув центра материка - Абиссинии, где записывал местный фольклор, общался с местными жителями, знакомился с бытом и искусством. В 1911 вместе с С. Городецким организовал «Цех поэтов», где зародилось новое литературное направление – акмеизм. Акмеизм провозглашал материальность, предметность тематики и образов, точность слова. В 1912 у него родился сын. 1914 год внес решительные изменения в судьбу Н. Гумилева. Ранее навсегда освобожденный от воинской службы, он в первые же дни мировой войны уходит добровольцем на фронт, зачисляется в лейб-гвардии уланский полк. К началу 1915 был уже награжден двумя Георгиевскими крестами, в марте 1916 произведен в прапорщики, переведен в 5-й гусарский Александрийский полк. В мае 1917 его отправили в командировку на Салоникский фронт, но Гумилёв не попал туда и был оставлен в Париже. В 1918 перебрался в Лондон, оттуда вернулся в Россию. 1921 – самый трудный год для писателя. В этом году был написан сборник «Шатёр» - как первая часть грандиозного «учебника географии в стихах». Он планировал описать в рифму всю обитаемую сушу! «Огненный столп» - 2я часть, которая вышла в свет посмертно. В 1921 был арестован по подозрению в участии в заговоре (разведка донесла) и расстрелян. Я вежлив с жизнью современною, Но между нами есть преграда, Все, что смешит ее, надменную, Моя единая отрада… Поэт сказал о человеке, который «верит в свое право найти Землю, где можно было бы жить». Такую «Землю» духовного бытия нашел для себя Гумилев. В своем художественном воображении он свободно «перемещался» в пространстве и времени: Китай, Индия, вольные просторы океана; античный мир. рыцарская эпоха, век географических открытий... Рядом с лирическим героем, «мореплавателем и стрелком», в поэзии Гумилева появилась героиня — Муза Дальних Странствий. Страстный мечтатель, он совершал «путешествия» и в небывалые «земли» — грез, фантазии. С ранних стихов Гумилев утвердил исключительность своей мечты, спасающей от скуки обыденного существования. В «Романтических цветах» была развита тема «битвы» за небывалую красоту. На этом пути лирический герой смело зовет «смерть любую»: Я с нею буду биться до конца, И, может быть, рукою мертвеца Я лилию добуду голубую. Учитель: Так кто же такой Н.Гумилёв? Интересный человек, офицер, путешественник, переводчик, литературный критик.. Но в первую очередь – поэт. И мы сегодня попробуем разобраться каков же литературный герой этого удивительного, многостороннего человека. Часть 3 IV Анализ стихотворений Учитель: По ходу этой завершающей части урока мы составим в тетрадях характеристику лирического героя Н.С. Гумилёва. Первое стихотворение, которое мы творчески прокомментируем – «Я и Вы». Вы внимательно прочитали его дома. Прочтём в классе, и я задам вопросы по поэтическому тексту. «Я и Вы» 1) Уже в самом названии заявлено что? 2) Кто ЭТО «вы»? (из чего мы это понимаем-1строфа) 3) Как вы можете охарактеризовать лирического героя? (что ему по душе) 4) Найдите в тексте экзотические образы. Чему они противопоставлены? 5) «Иной» - Что имел ввиду автор по вашему мнению? Лирический герой: мечтатель, путешественник. Учитель: Обратимся ко второму заданному вам стихотворению – «Память». «Память»
Лирический герой: патриот, мужественный человек, боец. Учитель: Для составления полной картины побеседуем по стихотворению «Жираф». «Жираф»
Лирический герой: романтик. Проверка записей в тетради. V Подведение итогов. Учитель: Предлагаю вам письменно ответить на вопрос о творчестве поэтов. Текст, над которым вы будете размышлять – стихотворение «Волшебная скрипка» Н.С. Гумилёва. Вопрос для письменного ответа: «Как решает Н.Гумилёв проблему личность – творчество?» или «В чём смысл творчества, назначение творца?». VI Домашнее задание: Выучить наизусть любое понравившееся вам стихотворение Н. Гумилёва; сделать его анализ. Спасибо за урок! Использованные источники 1. http://iplayer.fm/q/вот+опять+окно+цветаева+минусовка/ 2. http://slovari.yandex.ru/акмеизм%20это/Гуманитарный%20словарь/Акмеизм/ 3. http://omop.su/article/11/1038081.html 4. http://www.gumilev.ru/biography/4/ 5. http://new.gumilev.ru/gallery/img/45/ 6. http://school.xvatit.com/index.php?title=Н._С._Гумилев._Биография._Творчество |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: А. П. Платонов. Жизненный и творческий путь. Рассказ «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе.... | План урока Тема: «Духовная жизнь Серебряного века» Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые понятия (серебряный век, модернизация, символизм, футуризм, акмеизм... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Акмеизм. Характерные черты. Н. Гумилев как основатель акмеизма. «Цех поэтов». Акмеизм в творчестве А. Ахматовой | Теории этногенеза Л. Н. Гумилева Терминология (основные понятия концепции Гумилева: «этногенез», «этнические системы», «пассионарность») | ||
Тема : Своеобразие литературы XIX века. Жизненный и творческий путь... Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий | Исследование Теория этногенеза Л. Н. Гумилева Целью моего исследования является рассказать основные идеи теории этногенеза Л. Н. Гумилева применительно к русской истории | ||
«Архитектура» ргп пхв «Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева» Ревтова Виктория Викторовна, старший преподаватель кафедры «Архитектура» ену им. Л. Н. Гумилева, e-mail: re vik @mail ru | Тема: «Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова.» Цель: дать общую характеристику творчества Некрасова, подвести учащихся к пониманию общественного и историко–литературного значения... | ||
Министерство образования и науки республики казахстан евразийский... Л. Н. Гумилева объявляет о проведении 23 мая 2014 года международной научно-практической конференции «Cовершенствование международного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Три пути ведут к знанию: путь размышления-это путь самый благородный, путь подражания-это путь самый легкий и путь опыта- это самый... | ||
Курсовая работа По дисциплине: Основы журналистики Тема: «Василий Песков журналист» Цель моей курсовой работы состояла в том, чтобы как можно больше и подробнее познакомиться с его заслугами в области журналистики,... | Календарно-тематическое планирование по чувашской литературе 10 класс Жизненный и творческий путь С. М. Михайлова. Произведения «Хитрая кошка», «Злополучный сын» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет | Конспект урока литературы в 10-ом классе. Тема: Путь Л. Н. Толстого... Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В... | ||
Урок литературы в 10б классе по теме «Творческий и жизненный путь Н. Лескова» Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Вологодской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. П. Бородин. Жизненный и творческий путь Американская опера 60-х гг. XX в Струнные музыкальные инструменты |