Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида № 1111
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР и.о. директора ГБОУ СКОШ
VIII вида №1111
ЮЗАО г. Москвы
__________/ _________________/ ___________/Зиновьева Н.В. /
Рабочая программа и календарное планирование
По предмету «Устная речь», «Чтение», «Русский язык»
учитель Костюкевич О.В.
__________ квалификационная категория
2013-2014 учебный год
г. Москва
Русский язык
2 класс Пояснительная записка
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. Введение в программу пропедевтических этапов (добукварного периода — перед изучением букваря, практических грамматических упражнений — перед изучением систематического курса грамматики в старших классах) обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащихся, в том числе исправление различных нарушений речи школьников.
В программе по русскому языку для 2 класса выделяются следующие разделы:
Устная речь
Чтение и развитие речи
Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.
Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения (от послогового к чтению целым словом);
обучение грамотному и аккуратному письму;
осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Общее психическое и интеллектуальное нарушение, а также недостатки сенсорной и двигательной сферы умственно отсталых детей значительно снижают их готовность к школьному обучению.
Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся каждого класса, в программе по русскому языку предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом). Первый уровень — базовый — предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.
Отдельные ученики с более выраженными (или осложнёнными) интеллектуальными нарушениями не имеют возможности освоить программный материал в рамках заявленных уровней. В таких случаях педагогическим коллективом школы разрабатывается индивидуальная программа обучения. Цель каждой индивидуальной программы — создать систему поэтапной педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе.
Рабочая программа по Устной речи составлена на основании следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12 №273
Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (2 вариант)
3 Федеральные государственные стандарты основного общего образования
Программа для 0-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 3-е издание, исправленное под редакцией И.М. Бгажноковой.
Москва «Просвещение» 2011 год.
Устная речь Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Задачи раздела «Устная речь»:
способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
«Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Подраздел «Аудирование» включён в программу 2 класса. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.
В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов, но радио, запись информации на автоответчике в справочной службе и др.
Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает, значение других подразделов, например: выбор названной учеником картинки из двух данных (мишка — миска)', выбор картинки по её описанию; выполнение практических задании по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т. д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета. Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел «Культура общения». Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.
Как показывает практика, работа учащихся на уроках разговорной речи не может оцениваться по традиционной 5-балльной системе в связи с отрицательной эмоциональной реакцией детей на низкую оценку их речи. Для поощрения речевых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу «хорошо — очень хорошо — отлично». При этом принимается во внимание не конечный результат работы, а продвижение ребёнка в речевых умениях на данный момент, тем самым мотивируется любая его попытка участвовать в общении. (2 ч в неделю)
Аудирование Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет — пакет, удочка — уточка, гладит — глядит и др. (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами: в — на, у — за, над- под, с — на, к — от и др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты» , «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь под партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте, например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши
её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе Снегурочку.
Дикция и выразительность речи Упражнения на подвижность органов речевого аппарата «игровые приёмы». Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произношение.
Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе — два Егорки, потом — три): Как на горке, на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивленное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», "Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник»; «Истории о лете», «Играем в школу», «Играем во дворе»; «Красная шапочка», «Три медведя», «Три поросёнка»; «В воскресенье все дома», «С Днём рождения!», «Алло! Алло!»; «Садитесь, пожалуйста! (поведение в автобусе)», «Мы не знаем, как пройти... Как быть?», «Расскажи мне о школе», «Моя дорога в школу», «За покупками в магазин»; «Наш товарищ заболел», «Дежурство»; «Отгадываем любимое занятие каждого», «Я записался в кружок»; «У меня есть щенок», «Мой котёнок убежал. Может, кто его видел?».
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапками и беленьким кончиком хвоста.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: Какая лиса? — Хитрая. — А заяц? — Трусливый. — А петух какой? — Смелый. — Кто тебе больше всех понравился?» — ...
Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например: тема «Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги. Вася любит смотреть телевизор). Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Культура общения
Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
различать звуки на слух и в собственном произношении;
читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;
писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние — после звуко-слогового проговаривания);
2-й уровень
выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;
адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя, ближайших родственников;
участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами).
Рабочая программа по Чтению составлена на основании следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12 №273
Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (2 вариант)
3 Федеральные государственные стандарты основного общего образования
Программа для 0-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 3-е издание, исправленное под редакцией И.М. Бгажноковой.
Москва «Просвещение» 2011 год. |