Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь»





Скачать 431.18 Kb.
НазваниеРеферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь»
страница1/4
Дата публикации14.02.2015
Размер431.18 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гришино — Слободская средняя общеобразовательная школа


Реферат по русскому языку

на тему:

« Устная и письменная речь»
Выполнила:

Хвалова Маргарита,

ученица 10 класса

2012 год

Содержание
Введение. -------------------------------------------------------------------------- ---3
1. Особенности языка и речи. ------------------------------------------ -------- 4

1.1. Лингвистические уровни устной речи--------- --------------------- 5

2. Общая характеристика форм речи-------------------------------------- ---- 9

2.1. Из истории происхождения речи.------------------------------------ 10

2.2. Речь и ее психологические особенности---------------------------- 11

3. Устная речь.-------------------------------------------------------------------- 13

4. Письменная речь ------------------------------------------------------------- 17

4.1. Из истории письма.-------------------------------------------------------19

4.2. Лексико – грамматический уровень письменной речи.---------- 21

5. Культура устной и письменной речи----------------------------------------21
Заключение.---------------------------------------------------------------------------26
Список литературы ----------------------------------------------------------- ------28

Введение.

Современный литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Они характеризуются особенностями со стороны лексического состава и грамматической структуры, ибо рассчитаны на разные виды восприятия - слуховое и зрительное. Лингвистический словарь Д.Э. Розенталя дает такое понятие форм речи: «Формы речи. 1. Разновидности речи, различающиеся внешними средствами выражения высказывания. Письменная форма речи (речь, зафиксированная на письме). Устная форма речи (речь звучащая).

2. Стилистические разновидности речи, различающие­ся степенью соблюдения норм литературного языка. Письменная речь (речь, характеризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы). Устная речь (речь, характеризующаяся более свободным от­ношением к литературной норме).»1

В наше время информационных технологий важно изучить обе формы речи, так как они тесно переплетаются друг с другом, играют огромную роль в нашей жизни и занимают примерно одинаковое место по своей значимости. С одинаковым успехом любой письменный текст может быть прочитан вслух, а устный - записан при помощи различных технических средств. Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определённые нормированные образцы. Вместе с тем устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности. Изучением устной и письменной речи занимались известные лингвисты и психологи нашей страны и других стран мира, о чем свидетельствуют многие литературные источники.

В процессе работы над рефератом были проработаны учебники по языкознанию таких авторов как А.А. Реформатский. Б.Н. Головин, А.Н.Кодухов, Т.П.Ломтев, А.И. Смирницкий. Интересными оказались работы Л. В. Щербы «Языковая система и речевая деятельность», А.А.Леонтьева «Язык, речь, речевая деятельность», Л.И. Баранниковой «Основные сведения о языке», статьи А.И. Моисеева «Некоторые общие вопросы письма», В.А. Ицковича «Языковая норма», Л.И. Скворцова « Что угрожает литературному языку?», Н.И.Формановской «Культура общения и речевой этикет». Кроме того, были изучены словари лингвистических терминов Д.Э.Розенталя, О.И.Ахмановой, В.И. Ярцева и др.

Целью реферата является изучение устной и письменной речи и особенностей данных форм литературного языка.

1.Д.Е.Розенталь, М. А. Теленкова Словарь - справочник лингвистических терминов.- М.,1976.с. 513.

1. Особенности языка и речи.

Прежде чем рассматривать устную и письменную речь необходимо дать общее понятие речи, трактуемое лингвистическими словарями и справочниками.

РЕЧЬ англ. speech, discourse, фр. parole, discours, нем. Rede, Sprechen, Sprachgebrauch, ucn. habla, discurso. 1. (говорение). Деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива; употребление (использование) разнообразных средств языка для передачи сложного содержания, включающего, помимо собственно информации, обращение (призыв, воззвание) к слушателю, побуждение его к действию (соответственно к ответу).1

РЕЧЬ - это конкретное говорение, проте­кающее во времени и облеченное в зву­ковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (ре­чевую деятельность), так и его резуль­тат (речевые произведения, фиксируе­мые памятью или письмом).

Характеристика речи обычно дается че­рез противопоставление ее языку (коду), понимаемому как система объективно существующих, социально закреплен­ных знаков, соотносящих понятийное со­держание и типовое звучание, а также как система правил их употребления и соче­таемости.

Введением в науку термина «речь» признается тот оче­видный факт, что общее (язык) и отдельное, частное (речь) едины и вместе с тем различны. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их при­менения, мы называем языком. Те же самые средства обще­ния, конкретно примененные, т. е. вступившие в связь с кон­кретным содержанием (мыслями, чувствами, настроениями человека), мы называем речью. Средства общения в возмож­ности (потенции) — язык. Те же самые средства в действии (реализации) — речь. Общее (язык) выражается и осущест­вляется в отдельном, частном (речь). Отдельное, частное (речь) — это одна из многих конкретных форм общего (языка).

Язык и речь нельзя отрывать друг от друга, нельзя про­тивопоставлять, забывая об их единстве. Но вместе с тем нельзя забывать и об их различии.

Речь и язык (код) образуют еди­ный феномен человеческого языка и каждого конкретного языка, взятого в опре­деленном его состоянии. Речь есть воплощение, реализация языка (кода), который обнаруживает себя в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Если язык — это орудие (средство) общения, то речь есть произво­димый этим орудием вид общения.

Речь вводит язык в контекст употребления. Она кон­кретна и неповторима в противополож­ность абстрактности и воспроизводимости языка; она актуальна, язык же потенци­ален. Будучи событием, действием, речь развертывается во времени и реализуется в пространстве, язык же (код) отвлечен от этих параметров мира; речь бесконечна, система языка конечна.

______________

О.И.Ахманова Словарь лингвистических терминов.- М., 2007, с. 386

Речь материальна. Она состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами (слухом, также зрением, осязанием). Язык (систе­ма языка) включает в себя абстрактные аналоги единиц речи, образуемые их различительными и общими призна­ками. Иначе говоря, речь субстанциональ­на, а язык формален. Речь активна и дина­мична, а система языка в большей мере пассивна и статична. Речь подвижна, язык относительно стабилен. Речь субъектив­на, являясь видом свободной творческой дея­тельности индивида, язык — достояние пользующегося им общества, он объекти­вен по отношению к говорящим, Речь про­извольна, язык обязателен (императи­вен). Речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значе­ний фиксирует опыт коллектива, «карти­ну мира» говорящего на нем народа. Речь преднамеренна и обращена к определенной цели, в отличие от нецеленаправленности языка. Речь контекстно и ситуативно обус­ловлена, язык независим от обстановки общения. За перечисленными различиями языка и речи, играющими в разных концепциях большую или меньшую роль, иногда ви­дят противопоставление сущности и яв­ления, общего и частного.

Речь обладает также свойствами, не про­тивопоставляемыми непосредственно от­дельно взятым чертам языка и относя­щимися к способу протекания речевой деятельности. Процесс речи характеризуется определенным темпом, продолжительностью, тембровыми особенностями, степенью громкости, артикуляционной четкости, акцентом. Индивидуаль­ный характер - важнейший признак речи. «Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности» (В. фон Гумбольдт). Язык же, по Гумбольдту, «есть средство преоб­разования субъективного в объективное»1. Субъективность речи проявляется в том, что речь имеет автора, передающего в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он выбирает слова и структуры предложений; он относит языковые но­минации к определенным объектам действи­тельности, придавая им речевое значе­ние. Говорящий (или пишущий) отдает предпочтение тому или иному стилю об­щения и сообщения (фамильярному, офи­циальному, почтительному, пренебре­жительному, прямому, косвенному и т. п.), использует высказывание с нуж­ным для своих целей коммуникативным заданием. «Только в речи индивида язык достигает своей окончательной опреде­ленности» (Гумбольдт). Индивидуальный стиль речи прочно опирается на норму данного языка; именно этим обеспечивается точность, ясность и выразительность речи. Он включает особенности, которые вызываются принадлежностью говорящего к определенной социальной среде, профессии — по образованию и практической деятельности, и, наконец, особен­ности, которые являются собственно индивидуальными, так как принадлежат данному лицу.

В инди­видуальных отклонениях речи заложены истоки языковых изменений. Язык тво­рит речь и в то же время сам творится в речи. «Язык

____________

В. фон Гумбольдт. О различии строения челове­ческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

одновременно и орудие и продукт речи» (Ф. де Соссюр). Возможности варьирования речи, однако, не беспредель­ны. Речь должна быть понята адресатом.

При помощи речи происходит общение между людьми. Общение соз­дает коммуникативный контекст, в котором реализуются речевые акты.

Речь как один из видов социальной ак­тивности человека переплетается с другими формами деятельности, в т. ч. трудовой, в процессе осуществления которой она и возникла.

Теоретическая разработка проблемы языка и речи связана с именем Соссюра, относившего различение языка и речи к самому предмету исследова­ния — феномену языка (в его термино­логии langage 'речевая деятельность'), в котором, как считал он, соединены объек­та принципиально разной природы: язык (langue) и речь (parole). Он считал, что, хотя в своем существовании язык и речь взаимообусловлены, они несводимы друг к другу и не могут рассматриваться с одной точки зрения, а «речевая дея­тельность, взятая в целом, непознавае­ма, так как она неоднородна».

Речь тесно связана с мышлением, поэтому некоторые ученые го­ворят о речевом мышлении и этапах речемыслительного процесса (С. Д. Кацнельсон). Мысль человека облекается в языковые формы. Как бы ни было сложно содержание мысли человека, она находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка.
Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жинкин писал: “ Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания ”1. Знание, факты, то есть информация, - материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.
Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь. Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает человек, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи.2
__________________

1.Жинкин Н. И., Механизмы речи, М., 1958

2. Выготский Л. С. Мышление и речь, М. —Л., 1934
1.1.Лингвистические уровни устной речи

В настоящее время лингвисты с базовым филологическим образованием выделяют некоторые лингвистические уровни, свойственные собственно устной и письменной формам речи.
Для дифференциации степени подготовленности устной речи релевантными оказываются признаки, характеризующие единицы фонетического, лексического и синтаксического уровней. Для письменной речи — соответственно, лексического и синтаксического уровней.1

Таким образом, признаки спонтанности речи, обусловленные самим психолингвистическим механизмом формирования устной речи, не являются вкраплениями устности, а находят свое отражение на разных лингвистических уровнях.
Каждый из лингвистических уровней (лексика, грамматика, речевые сбои и коррекции, сегментная и супрасегментная фонетика) влияет на аудитивное восприятие речевого произведения. Рассмотрим параметры каждого уровня.


Фонетический уровень
Структурирование звучащей речи происходит в тесных рамках времени, сообщающих устному тексту свойство необратимости. Речевой поток предстает как последовательность линейных единиц, разделенных просодическими средствами. В лингвистике традиционно высшей единицей речи считается высказывание, фонетическая сторона которого трактуется как фраза, ниже — синтагма, фонетическое слово и звуковой сегмент.


Сегментные признаки.

В спонтанной речи единицы сегментного уровня подвержены модификациям. На фонетическом уровне в разговорной диалогической речи исследователи выделяют несколько типов модификаций согласных и гласных звуков.
Супрасегментные признаки

На просодическом уровне в мелодике спонтанной речи, с одной стороны, отмечается «размытость» суперсегментных показателей: слабое проявление интонационного контура фразы, стирание внутрифразовых и межфразовых границ — преобладание либо ровного тона, как на месте понижения тона, так и на месте повышения, свойственного незавершенности, либо небольшой подъем на последнем ударном слоге финальной синтагмы. С другой стороны, для разговорной речи характерна гибкая динамика смыслового выделения — высказывания, эмоциональные по содержанию, могут иметь несколько интонационных центров. Более широкий набор интонационных конструкций представлен именно в спонтанной речи, в отличие от заученной.

_________________________

1.Мурзин Л.Н. Проблемы и направления современной лингвистики. — Пермь, 1992

Мелодический компонент звучащей спонтанной и неспонтанной речи отличается чрезвычайной сложностью. Спонтанная речь, ориентированная на поддержание контакта со слушающим и выражение говорящим своих чувств и оценок, носит фатический характер. Это проявляется в характере мелодики конечных и неконечных сегментов, где отмечается два варианта мелодики:
• понижение основного тона в ударных/заударных слогах (отмечает границы высказываний или показывает относительную информативную законченность неконечных сегментов);
• повышение тона в ударных/заударных слогах (отмечает неконечные сегменты или, обозначая границы высказывания, вместе с тем показывает направленность речи на дальнейшую коммуникацию).


Паузация спонтанной речи реализуется за счет следующих типов пауз:
• синтаксических (соответствуют семантико-синтаксической структуре высказывания);
• эмфатических (перед словом «высокого лексического наполнения»; внутри синтагмы, где одно из слов — парадокс, прагматический пик, подчеркивание);
• хезитационных (после первого слова в интонационной группе — в типичной позиции фальстарта, при самоперебивах, повторах).
Паузы в спонтанной речи в среднем длиннее, практически отсутствуют краткие и средние паузы.
В спонтанной речи общая тенденция проявления темпоральных характеристик выражается в темповой неоднородности:
• несколько замедленном темпе начала фразы, убыстрении его к середине с последующим замедлением к концу интонационной группы;
• ускорении темпа на парентетических включениях и ремарках;
• переключении с быстрого темпа на более медленный при переходе от одного логически оформленного отрезка (например, фоноабзаца) к другому.

Темпоральные изменения спонтанной речи функционально и фонетически связаны с характером акцента (степени интенсивности). Спонтанная речь устойчиво связана с пониженной интенсивностью и убыстренным темпом. Неспонтанная — с повышенной интенсивностью и замедленным темпом.


Эмоциональность спонтанной речи — явление неоднородное, здесь можно выделить следующие основные моменты. В спонтанной устной речи обычно выделяют по степени эмоциональности два маргинальных типа в зависимости от предпочтения ориентации на фатическую или аппелятивную функцию. В первом случае — при ориентации говорящего на контакт — это речь незаинтересованная, продуцируемая автоматически, во втором — речь ориентирована на адресата, характеризуется повышенным эмоциональном напряжением, сопровождающим стремление говорящего воздействовать на собеседника.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог...
Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» iconОсновная мысль текста. Микротема текста
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог...
Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» iconПояснительная записка Именно программой по русскому языку и математике...
Чащиеся знакомятся с основными положениями науки о языке, у них формируются умения и навыки грамотного письма, развивается устная...
Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» iconУстная и письменная речь
Русский язык: 1 класс / под редакцией В. П. Канакиной, В. Г. Горецкий,М.: Просвещение,2011
Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» iconЛитература стр
...
Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» icon«Письменная речь»
Письменная речь предполагает комплексное использование графики, орфографии, лексико-грамматических и стилистических средств для выражения...
Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» iconПисьменная речь и ее специфика
Письменная речь предполагает комплексное использование графики, орфографии, лексико-грамматических и стилистических средств для выражения...
Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» iconРеферат По теме: «Письмо и письменная речь как цель и как средство обучения иностранному языку.»
Цели и задачи обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» iconПамятка Речь язык в действии, язык в работе, когда мы им пользуемся...
Опд. В. 02 является одной из важнейших дисциплин специализации в подготовке юриста, расширяющей и углубляющей знания студентов по...
Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уметь отличать письменное общение от устного, владеть смыслом понятий: речь устная и письменная, сфера и ситуация речевого общения;...
Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Содержательная, логичная, правильная речь (устная и письменная) должна стать характеризующим признаком хорошего работника. Курс «Русский...
Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» iconРусский язык содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности...
Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» iconРабочая программа и календарное планирование По предмету «Устная речь»
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому...
Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» iconРеферат по дисциплине «Введение в языкознание» на тему: «Язык и речь»
В быту мы часто смешиваем понятия «язык» и «речь», говорим: разговорный язык, подразумевая речь; изучаем язык романов Тургенева,...
Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» iconРеферат по дисциплине «Введение в языкознание» на тему: «Язык и речь»
В быту мы часто смешиваем понятия «язык» и «речь», говорим: разговорный язык, подразумевая речь; изучаем язык романов Тургенева,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск