Скачать 199.05 Kb.
|
Отдел по образованию Ловозерского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснощельская средняя общеобразовательная школа» с. Краснощелье Утверждено Решением педагогического совета Протакол №___ от «___»августа 2013 года Приказ №___ от «___»августа 2013 года Директор школы:____________Терентьева Д.А. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо чтению и развитию речи школы VIII вида Класс 5Программа разработана на основе примерной программы «Программы для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, 2 издание, Москва, «Просвящение», 2005г., 296с.» Программу разработала Валеева С.Н. Программа рассмотрена на заседании МО учителей естественно – математического цикла МБОУ КСОШ Протокол № ___ от « 26 » августа 2012г. Рук. МО _____________ Халиуллин Д.Р. Согласовано «_31_» августа 2012 г. Зам. директора МБОУ КСОШ ______________Артиева Т.А. Пояснительная записка. Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рабочей программой по данной дисциплине и состоит из ряда тем. На уроках чтения в старших классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. ЦЕЛЬ : развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений. ЗАДАЧИ:
читаемого текста и самостоятельность чтения;
художественных произведений;
тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;
произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе). Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения. С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе. В 5 классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 5 классе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся. Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). В 5классе – 68 часов в год, 2 часа в неделю. Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры. В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический. Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы. Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи: - составление планов; - краткие и подробные пересказы текста; - устные сочинения-характеристики героев; - развитие художественной фантазии у детей; - придумывание финала, опираясь на развитие событий. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие,понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни. Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Типы урока: · Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. · Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний. · Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. · Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками · Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи. Методы и приёмы обучения : Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический. Формы работы: Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении. Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно- измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика 5 класса. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут. Ожидаемые результаты:
русских и зарубежных классиков и современных писателей;
форме;
сформированности нравственных качеств. Содержание программы Чтение и развитие речи (2 ч. в неделю) Примерная тематика Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных. Навыки чтения Правильное осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям). Чтение «про себя» с выполнением заданий. Выделение с помощью учителя главной мысли произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, событий, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём. Ответы на вопросы к тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение (проводится раз в месяц). Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседа о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению. Рекомендуемая литература (на выбор): 1. Русские народные сказки. 2. Сказки народов мира. 3. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Горный мастер». 4. В.В. Бианки «Снегурушка - милушка», «Муха и чудовище», «Храбрый Ваня». 5. А.М. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей». 6. А.П. Гайдар «Чук и Гек». 7. Б.С. Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине». 8. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку». «Сказка о том, как жила- была последняя муха». 9. Н.Н.Носов «Фантазёры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы». 10. В.А.Осеева «Волшебное слово», «Синие листья». 11. К.Г. Паустовский «Похождение жука-носорога». 12. Б.Н. Полевой «Сын полка». 13. М.М, Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «В краю дедушки Мазая». 14. Г.А. Скребицкий «Лесной голосок», «Воришка», «Ушан», «Сротка». Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся:
себя», выполняя задания учителя;
тексты – самостоятельно. Учащиеся будут знать: Наизусть 6-10 стихотворений Учебно-тематическое планирование уроков чтения и развития речи.
Календарно – тематическое планирование по чтению и развитию речи в 5 классе (2 часа в неделю ). I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Список литературы.
VIII вида 5-9 классы, 2005 год Рекомендована Министерством образования РФ.
«Просвещение» 2013. Лист изменений. |
Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс 2012 2013 учебный год Разработчик программы Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)... | Рабочая программа по «Чтению и развитию речи» Оу о рабочей программе, базисного учебного плана, учебного плана оу, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида:... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи... Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» (9 кл.) Настоящая программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) язык»... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи... Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочие программы по чтению и развитию речи в 6-9 классах школы – интерната VIII вида. Учитель Ермакова Е. Я | ||
Рабочая программа по чтению и развитию речи, 6 специальный (коррекционный)... Рабочая программа по чтению и развитию речи, 6 специальный (коррекционный) класс 8 вида | Рабочая программа по чтению и развитию речи, 7 специальный (коррекционный)... Рабочая программа по чтению и развитию речи, 7 специальный (коррекционный) класс 8 вида | ||
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе Учитель Пицунова Наталья Михайловна «Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | 1 Логика Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)... | ||
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе... В. В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Под редакцией В. В. Воронковой: сборник... | Справочник Кишенковой О. В Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)... | ||
Функции теории Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)... | Рабочая программа по чтению и развитию речи в 6 классе (уровень:... Тип программы: образовательная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников... | ||
Ул. Новая Заря, 2 а, 5- й этаж Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)... | Другие ветви познания Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)... |