№ урока | Тема урока | Кол-вочасов | Дата проведения | Корректировка |
1.
| Введение
Литература в поисках смысла жизни
| 1
|
|
|
2-3
| Народные песни «Ты взойди, взойди, красно солнышко…», «Не шуми, мати, зеленая дубра-вушка…» Народные песни как проявление верховных ценностей народного сознания: любви к Родине, верности слову и делу.
Понятие о лирике. Понятие о народной песне. Понятие о трагическом.
| 2
|
|
|
4-5
| Гомер «Одиссея». Понятие об эпосе Древнегреческий эпос как сочетание бытописания и сказочности. Всеобщность человеческих типов и вечность жизненных конфликтов.
Пересказы-анализы «Женихи Пенелопы и Телемах», «Телемах в поисках отца», «Одиссей у Калипсо», «Одиссей у Навсикан», «Лотофаги», «Листригоны и циклопы»»Одиссей у Цирцеи и в Аиде», «Быки Гелиоса», «Возвращение Одиссея».
Дискуссия « Самое трудное испытание Одиссея»
| 2
|
|
|
6
| Внеклассное чтение.
Гомер»Илиада»
| 1
|
|
|
7
| Евангелие от Матвея. Нагорная проповедь.
Понятие о проповеди
Четвероевангелие – жизнеописание Иисуса Христа. Жизнь и смерть Христа. Особое значение Нагорной проповеди среди других произведений Христа.
| 1
|
|
|
8
| Внеклассное чтение . Платонов «Юшка»
| 1
|
|
|
9
| Владимир Мономах «Поучение»
Духовный облик Владимира Мономаха – одного из самых видных государственных деятелей Древней Руси, человека мудрого, самобытного
Домашнее сочинение «Каким поучениям взрослых я верю»
| 1
|
|
|
10
| М.Басё Трехстишия ( хокку).
Понятие о хокку. Игра в ассоциации. Попытка передать чувство, состояние, не называя его (со-
нени е- миниатюра) . Жилище и быт японцев, особенности их мироощущения. Сочинение хокку.
| 1
|
|
|
11-15
| У.Шекспир. Эпоха Возрождения и утверждение свободы личности человека. Любовь как высшая ценность бытия в произведениях Шекспира. Сонеты. Понятие о сонете. Сонеты-зерна трагедий.
«Ромео и Джульетта». Понятие об эпосе и драме. Конфликт в драме. Понятие о трагедии. Понятие о комедии.
. Анализ трагедии «Почему погибли Ромео и Джульетта?»
Выразительное чтение монологов и словесные портреты героев. Неотступность Ромео и Джульетты. Понятие о катарсисе. Победа любви
над раздором ценой смерти. Примирение враждующих враждующих родов как внутренний итог трагедии
| 5
|
|
|
16-29
| 1-2. А.С.Пушкин. Слово о Пушкине. История и современность в сознании поэта. Отношение Пушкина к декабристам и власти. Доклады учащихся о друзьях Пушкина.
3-4. «Песнь о вещем Олеге» как размышление о причинах смерти и бессмертии человека. Составление киносценария по эпизоду «Прощание Олега с конем». Словесные иллюстрации к эпизодам «Встреча князя с кудесником», « Олег на могиле коня».
5-6. Композиция и смысл стихотворения « 19 октября ( 1825 г.)», «И.И. Пущину». Сопоставление картины Н.Н. Ге с поэтическим текстом.
7. Творческая история стихотворений «На холмах Грузии…» и «Зимнее утро». Всепобеждающая сила дружбы и любви в лирике Пушкина.
8 . Роман «Дубровский». Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Дружба «отцов» и любовь «детей»
9. Блестящий гвардейский офицер, учитель Дефорж, благородный разбойник – роли бедного дворянина Владимира Дубровского.
10 .Ссора друзей – Андрея Дубровского и Троекурова. Инсценирование эпизодов первой главы романа.
11. Отец и сын. Словесное рисование портретов героев. Пожар в Кистеневке. Пересказ с изменением лица рассказчика – «Учитель».
12. Дискуссия «Нуждается ли роман в продолжении?»
13. «Сказка о золотом петушке» как трагикомическое осмысление алогизма жизни.
14.Сочинение по роману «Дубровский»
| 14
|
|
|
30-33
| М.Ю.Лермонтов. Почему Лермонтов страстно любил Кавказ ? Стихотворение в прозе «Синие горы Кавказа». История создания стихотворения «Тучи»
Мир природы и война людей в стихотворении «Валерик».
Поэма «Мцыри». Понятие о поэме. Эпиграф и сюжет поэмы. Почему Мцыри так страстно хотел увидеть родину и не смог её обрести ?
Напрасен ли бы побег Мцыри ?
Составление плана статьи в учебнике «Баллада и поэма»
| 4
|
|
|
34-37
| Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Композиция эпического произведения. Запорожская Сечь в повести.
Тарас и его сыновья. Прошлое Тараса Бульбы, его характер, отношение к семье. Остап и Андрий.
Сравнительная характеристика.
Можно ли смерть Остапа назвать подвига ?
Смерть Тараса.
Сочинение по повести «Тарас Бульба»
| 4
|
|
|
38
| П. Мериме «Маттео Фальконе». Понятие о новелле.
Что неожиданно и что закономерно в новелле Мериме?
| 1
|
|
|
39-42
| И.С.Тургенев- певец поэтических начал природы и человека. Стихотворения в прозе «Природа», «Путь к любви»
«Бежин луг». Понятие о стиле художественного произведения. Составление плана рассказа.
Рассказы детей. Поэтичность душевного мира и суровость условий жизни крестьянских детей.
Сопоставление характеров мальчиков.
Сочинение по произведению «Бежин луг»
| 4
|
|
|
43-45
| А.Н.Островский «Снегурочка». Понятие о драме.Развитие конфликта в пьесе.
Спор Весны и Мороза в прологе о судьбе Снегурочки и царства берендеев.
Непохожесть Снегурочки на всех «баб и девок».
Снегурочка и Лель. Снегурочка и Купава. Выбор Мизгаря.
Диспут «Отчего погибли Снегурочка и Мизгирь и как Берендеево царство отнеслось к их гибели ?»
| 3
|
|
|
46-47
| Н.А.Некрасов «Зеленый шум», «Железная дорога», «Тройка». Интонация поэтической речи.
Анализ стихотворения «Железная дорога»
Конкурс чтецов по стихотворениям Некрасова
| 2
|
|
|
48-50
| А.П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника». Смысл названия рассказа.
Гуманизм Чехова , его сочувствие обездоленным людям в рассказе «Тоска».
Изображение пошлости и мещанства в пьесе «Свадьба». Выражение авторского отношения к героям
| 3
|
|
|
51-53
| М.Горький. Сюжет эпического произведения.
«Песня о Соколе» - размышление над смыслом человеческой жизни. Красота и таинственность «Песни…». Море – символ бесконечного мира, бездонности жизни.
«Сказки об Италии» - попытка писателя разбудить «сонное царство» русской действительности и увлечь читателя осуществимостью подвига в обычной жизни.
Конкурсное представление сказок в драматизации и дискуссия «Самая невероятная и самая реальная из «Сказок об Италии»
Домашнее сочинение сказки, которую «придумала сама жизнь».
| 3
|
|
|
54
| А.Грин «Алые паруса». Грин – романтик. Странность судьбы произведений Грина.
Почему сбылась мечта Ассоль?
| 1
|
|
|
55-56
| С.Есенин «Отговорила роща золотая», «Письмо к матери». Любовь Есенина к деревянной Руси, природе и языку Родины. Композиция лирического произведения.
| 2
|
|
|
57-58
| В.В. Маяковский . Поэтическое словотворчество.
Стихотворение « Послушайте!» - крик отчаяния и надежды. Работа Маяковского над стихотво-рением « Необычайное…»
Стихотворение « О дряни» - обличение от пошлости советских чиновников.
| 2
|
|
|
59
| Внеклассное чтение «Моя любимая книга»
| 1
|
|
|
60
| Н.М.Рубцов . Слово о поэте. Россия глазами Рубцова. «В горнице», «Ночь на родине», «Далекое», «В минуты музыки…», «Тихая моя родина…»
| 1
|
|
|
61-62
| В.М.Шукшин. Нелегкая судьба писателя. Стремление писателя рассказать правду о жизни, его бескомпромиссность и прямота.
Рассказ «Мастер». Праздник в понимании мастера Семки Рыся и Шукшина .
«Крепкий мужик». Смысл названия рассказа. Причины поступка бригадира Шурыгина.
| 2
|
|
|
63
| Внеклассное чтение Шукшин «Обида», «Сапожки», «Микроскоп», «Чудик», Б. Васильев « не стреляйте в белых лебедей».
Сочинение на тему « Русский национальный характер в изображении Шукшина», «Кто такие «чудики»?»
| 1
|
|
|
64-66
| Родина глазами русских поэтов: Г. Иванов «Россия счастие. Россия свет»; Р. Гамзатов « Журавли»; В.Высоцкий «песенки о Петровской Руси»; Б. Окуджава «Песенка об Арбате»; А.Галич «Когда я вернусь»; А.Вознесенский «Флорентийские факелы».
Тема, идея и сюжет лирического стихотворения
| 3
|
|
|
67
| Урок по теории литературы. Обобщение изученного о литературных родах.
| 1
|
|
|
68
| Итоговый урок. Летнее чтение детей.
| 1
|
|
|