Программа кружка по внеклассному чтению "Учимся любить книгу"





Скачать 105.04 Kb.
НазваниеПрограмма кружка по внеклассному чтению "Учимся любить книгу"
Дата публикации18.08.2014
Размер105.04 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Программа кружка по внеклассному чтению "Учимся любить книгу"

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;

  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;

  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Для решения данной проблемы нами создана программа по внеклассному чтению для учащихся 4 классов «Учимся любить книгу»

Программа по внеклассному чтению нацелена на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Цель программы «Учимся любить книгу» – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

В содержание программы внеклассного чтения выделяются два раздела:

  1. Круг чтения.

  2. Работа с детской книгой (знания, умения и навыки)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев.

Календарно — тематическое планирование занятий


№, дата

Тема, произведение

УУД

1.

07.09

Моя любимая книга, прочитанная летом.

Воспринимать  на слух художественное произведение разных жанров в исполнении учителя, уч-ся, мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать учебный текст: определять цель, моделировать алгоритм выполнения учебного задания, оценивать ход и результат выполнения задания.

Характеризовать особенности прослушанного  художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения

Характеризовать  текст: представлять, предполагать текст по заголовку, теме и иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать тексты: определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров.

Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения ( сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Постепенно увеличивать скорость чтения, в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературное произведение, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение ( его фрагменты) по ролям.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно ( с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

Характеризовать  книгу:анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавления).

Выбирать книгу  в библиотеке, объяснять назначения каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Участвовать  в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.


2.

14.09

К 130 — летию со дня рождения Б.Житкова. Рассказы Б.Житкова.

3.

21.09

А. Гайдар «Чук и Гек»

Работа с текстом:

Выборочное чтение, словесное рисование, пересказ, составление вопросов в части текста.

4.

28.09

А. Гайдар «Чук и Гек»

Игра «Что? Где? Когда?»

5.

05.10

О чём рассказывают журналы?

Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.


6.

12.10

Весёлые рассказы о школе. В.Драгунский

7.

19.10

Р.К. К 80 — летию со дня рождения В.И.Белова.

«Рассказы о всякой живности»

8.

26.10

К 110 — летию со дня рождения Е.И.Пермяка. Рассказы Пермяка.

9.

09.11

Александр Волков

«Волшебник Изумрудного города»

Ураган

  • Часть первая Дорога из жёлтого кирпича

  • Элли в удивительной стране жевунов

  • Страшила

  • Спасение Железного Дровосека

  • Элли в плену у Людоеда

  • Встреча с Трусливым Львом

  • Саблезубые тигры

  • Переправа через реку

  • Коварное маковое поле

  • На кого похож Гудвин?

10.

16.11

Александр Волков

«Волшебник Изумрудного города»

Часть вторая Великий и ужасный

  • Изумрудный город

  • Удивительные превращения волшебника Гудвина

  • Последнее волшебство Бастинды

  • Победа

  • Как вернулись к жизни Страшила и Железный Дровосек

  • Возвращение в Изумрудный город

  • Разоблачение Великого и Ужасного

  • История Гудвина

11.

23.11

Александр Волков

«Волшебник Изумрудного города»

Часть третья Исполнение желаний

  • Чудесное искусство Великого Обманщика

  • Снова в путь

  • Наводнение

  • Лев становится царем зверей

  • Розовой страны

  • Заключение

12.

30.11

Александр Волков

«Волшебник Изумрудного города»

Заключение. Игра по произведению.

13.

07.12

К 85 — летию книги Ю.К.Олеша

«Три толстяка»

Часть 1. Канаходец Тибул.

Часть 2. Кукла наследника Тутти.

14.

14.12

К 85 — летию книги Ю.К.Олеша

«Три толстяка»

Часть 3. Суок

Часть 4. Оружейник Просперо

15.

21.12

К 85 — летию книги Ю.К.Олеша

«Три толстяка»

Урок — игра.

16.

28.12

К 75 — летию Э.Н.Успенского

Произведения Успенского

17.

18.01

А, Волков Урфин Джус и его деревянные солдаты

Часть первая. Чудесный порошок.

18.

25.01

А, Волков Урфин Джус и его деревянные солдаты

Часть вторая. На помощь к друзьям.

19.

01.02

А, Волков Урфин Джус и его деревянные солдаты

Часть третья. Победа

20.

08.02

А, Волков Урфин Джус и его деревянные солдаты

Заключение. Урок — игра.

21.

15.02

Валерий Медведев

«Баранкин, будь человеком!»

Часть первая. Баранкин, к доске!

Часть вторая. Чик-чирик! Жизнь прекрасна!

22.

22.02

Валерий Медведев

«Баранкин, будь человеком!»

часть третья. Я - капустник и Костя — махаон.

23.

01.03

Валерий Медведев

«Баранкин, будь человеком!»

Часть четвёртая. Караул! Мирмики! Гибель Малинина.

Часть пятая. Баранкин, будь человеком!

24.

15.03

К 90-летию со дня рождения В.Медведева

Урок-обобщение..

25.

22.03

«Где, что, как и почему?»

Книги-справочники, энциклопедии


26.

05.04

Х.К.Андерсен

«Снежная королева»

Работа с текстом:

Выборочное чтение, словесное рисование, пересказ, составление вопросов в части текста.

27.

12.04

Р.К. Поэты Вологодской области о красоте родного края.

Чтение стихов наизусть.

28.

19.04

А.С.Пушкин

КВН по сказкам А.С. Пушкина

29.

26.04

К 105 — летию со дня рождения В.И.Чаплиной

Рассказы Чаплиной В.И.

30.

03.05

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»

Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ


31.

10.05

«Лес не школа, а всему учит»

Рассказы Н.Сладкова


32.

17.05

К 85-летию книги.

«Необычный календарь»

В.Бианки «Лесная газета»


33.

24.05

«Мораль той басни такова…»

Басни И.А.Крылова



34.

31.05

«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать»

Контрольно-установочное занятие.


ИТОГО

34 ЧАСА.



В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:

  • Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,

  • Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;

  • Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

  • Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

  • Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

  • Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

  • Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

  • Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  • Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы по внеклассному чтению «Учимся любить книгу» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" iconКак ты думаешь, почему?
Сразу начну с вопросов. Куда ты приходишь в поисках необходимой информации? Где можно выбрать книгу по интересу, написать реферат,...
Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематическое планирование по литературному чтению и внеклассному чтению. 2 класс
Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" iconСтатья на тему: «Из опыта работы по внеклассному чтению»
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению...
Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" iconЛитература Перед записью темы урока по внеклассному чтению ставится пометка «Вн чт.»
Записи в журнале для надомного обучения в конце зачетного периода (четверти, полугодия, года) подписывают родители (законные представители)...
Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" iconКонспект урока-игры по внеклассному чтению в коррекционном классе...
Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и...
Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" iconКонспект занятия по внеклассному чтению Для учащихся коррекционной...
Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера
Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" iconКонспект урока по внеклассному чтению в 3 классе тема урока: Е. Шварц...
...
Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" iconМбоу «сош №22» Библиотечный урок «Как читать книгу» пояснительная...
Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приёмов работы с информацией...
Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" iconУрок по литературному чтению во 2 классе. Тема урока: «Н. Н. Носов....
Формировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа построения рассказа
Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" icon«Любить природу – это значит любить Родину» М. Пришвин
Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие бережного отношения к окружающей среде
Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»
Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" iconРабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом...
А. Г. Кутузова. Москва, «Дрофа», 2010г. Использованы рекомендации (составитель Н. В. Егорова). Курс «Литература». Москва. «Дрофа»....
Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" iconАллан Чумак Тем, кто верит в чудо
И тогда пришло решение: я напишу книгу. Книгу, в которой буду весь я — мой дар, мои мысли, моя жизнь. Мой Учитель, который вел меня...
Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" iconЯ в восторге от своей неудачи!
В данный момент Вы держите в руках книгу, которая представляет собой огромную силу, и я верю, что Вы так же серьезно отнесетесь к...
Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" iconОбщий текст textshare
В данный момент Вы держите в руках книгу, которая представляет собой огромную силу, и я верю, что Вы так же серьезно отнесетесь к...
Программа кружка по внеклассному чтению \"Учимся любить книгу\" iconМитио Каку Физика невозможного
В данный момент Вы держите в руках книгу, которая представляет собой огромную силу, и я верю, что Вы так же серьезно отнесетесь к...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск