Скачать 56.24 Kb.
|
Урок – практикум по русскому языку «Говори и пиши правильно» Автор - учитель русского языка Зайцева Софья Иннокентьевна МОУ «ОСОШ №1» 2009г. В настоящее время наблюдается частое искажение грамотного русского языка, что ведет к поверхностному усвоению знаний о языке, неумению выражать свои мысли и частичной потере собственной культуры. Цель данного занятия – прививать интерес к орфоэпическим, лексическим, стилистическим и другим нормам русского литературного языка, к особо трудным случаям написания слов; развивать коммуникативно-речевые умения; составлять устные высказывания на заданную тему; совершенствовать правописные навыки. Тип урока – комбинированный Оборудование: проектор, словари, тетрадь, раздаточный материал. Этапы урока: I. Организационный момент (1 мин) II. Словарная работа (2 мин) Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка. Нормы – это правила употребления слов, форм слова и предложений, принятые в общественно – языковой практике образованных людей. III. Практическая работа Орфоэпические нормы Задание 1. Познакомьтесь с «Современным орфоэпическим словарем русского языка» под редакцией С.К. Горбачевича, М.,2008г. Рассмотрите образцы словарных статей. Обратите внимание на то, какие нормативные характеристики даны в словарной статье. - компьютер, компьютерный (произносится компьютэр, компьютэрный) - прачечная, прачечной (произносится прачешная, прачешной) - аппарат, аппарата (п) - документ, -а ! грубо неправ. Документ Задание 2. (раздаточный материал). Вставьте пропущенные буквы. В каких случаях произношение и написание не совпадают? Подумайте почему. Г_л_дать, р_синка, пох_л_дание, к_решок, пост_ронний, озл_бление, к_рмить, ст_рожевой, оп_здать, н_чевка, озол_тить. Аканье (т.е. неразличение в безударных слогах звуков, передающихся буквами О и А) является яркой отличительной особенностью русского литературного произношения. Произношение, отличное от литературного, встречается в территориальных диалектах (говорах). Так, в севернорусских диалектах возможно употребление звука (о) в безударных слогах (в этом случае произношение совпадает с написанием буквы О). Такое произношение называется оканьем. Задание 3. Проекция на экран. Прочитайте с учетом названного соответствия, по-особому, с севернорусским оканьем стихотворение Виктора Полторацкого «Говорит Кострома». Утром, в четверть восьмого, На длинной волне Кострома заявляется В гости ко мне. Поначалу звучит Музыкальный мотив, А потом и слова: Чухлома, Кологрив, Молоко, околот, Умолот… - хорошо! Как горошина, катится Круглое «О». И, как будто любуясь Тем звуком, сама Ещё раз повторит: -- Говорит Кострома… Задание 4. Расставьте ударение в словах, проверив себя по записи с обратной стороны карточки.
Со словами, в которых неправильно поставили ударение, составьте предложения. Лексические нормы Лексические нормы – это правила употребления слов, а также устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значениями. Задание 1. Замените предложенное определение близким по значению иноязычным словом. Сравните ваши записи с «ключом». Соглашение на основе взаимных уступок; обсуждение спорного вопроса; бег по пересеченной местности; животный мир; сильное впечатление, производимое кем-либо; краткое изложение содержания книги, статьи; занятие территории военной силой; записки о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий; растительный мир; беседа журналиста с каким – нибудь лицом, предназначенная для печати. Слова для справок: аннотация, дискуссия, интервью, консенсус, кросс, мемуары, фауна, флора, оккупация, эффект. Задание 2. Выберите из слов, данных в скобках подходящий пароним. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должность. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой. Задание 3. Составьте правильные сочетания прилагательных и числительных с заключенными в скобках существительными. Единый, один (момент, миг), карий., коричневый (глаза, костюм), крепкий, сильный (дружба, впечатление), тяжелый, тяжкий (рюкзак, наказание), истинный. настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, документ, охотник). Задание 4. Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.
Стилистические нормы Стилистические нормы – это правила употребления языковых единиц в соответствии с их стилистическими качествами и характеристиками, т. е. стилистической окраской. Задание 1. Сгруппируйте приведенные слова по типу функционально-стилистической окраски (нейтр., книжн., разг.) Ахнуть, актуальный, анонс, бартер, взыскание, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, зачетка, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, квартиро-съемщик, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, работа, рот, трудиться, усыновитель, уста, эсперимент. Задание 2. Найдите слова, которые по функционально-стилистической окраске выделяются в рядах приведенных лексических единиц.
Задание 3. Определите значения просторечных слов, замените их литературными. Богатей, горбач, промеж, смуглявый, супротивник, теперича, вдогон, спечь, упредить, манатки, потрафить, сохатый, барахло, тутошний, аккурат, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, брюхо, сдрейфить, зубодер, облапошить. Задание 4. В приведенных предложениях найдите элементы другого стиля. Запишите правильный вариант. Перед принятием пищи надо вымыть руки. Нас встретил седой величественный старичок. Завод выпускает специальные агрегаты для уборки картошки. Грядущие каникулы я проведу у моря. Поданная мною справка была заверена секретаршей деканата. Эта книжка посвящена вопросам развития новых государственных отношений. В анкете следует указать профессию папы и мамы. IV. Подведение итогов урока. (2 мин) V. Сообщение домашнего задания. (1мин) * На выполнение каждого задания отводится примерно 3 мин. В менее подготовленном классе возможно выполнение 3-х заданий из каждой группы. Список использованной литературы:
|
А. В. Тиховодова практикум по русскому языку Практикум по русскому языку и культуре речи : учеб практ пособие / А. В. Тиховодова – Н. Новгород : Изд-во фбоу впо «вгавт», 2011.... | Урок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош» | ||
Урок Генераловой В. П. по русскому языку Тема: Исправление речевых... Цель: 1 Вырабатывать навык нахождения и исправления речевых и грамматических ошибок | Урок практикум по русскому языку в 7 классе в форме ролевой деловой... Оборудование: пк, интерактивная доска, проектор, блок «Правописание предлогов», карточки | ||
Урок-путешествие по русскому языку для 5–6-х классов Методы и приемы использования информационных технологий на внеклассном мероприятии по русскому языку | Рабочая программа по русскому языку для 7 б класса разработана на... Морф по русскому языку, авторской концепции М. Т баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. «Программа по русскому языку». // Программы... | ||
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов... | Рабочая программа по русскому языку для 5 класса учителя 1 квалификационной категории Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-11 классов Л. З. Шакировой,... | ||
Практикум по русскому языку Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа | Рабочая программа по русскому языку 9 класс Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 5 б класса разработана на... Морф по русскому языку, авторской концепции Т. А. Ладыженской с учетом требований регионального образовательного стандарта Забайкальского... | Рабочая программа по русскому языку 7 класс Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям... | ||
Рабочая программа по русскому языку 7 «Б» класс Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям... | Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | ||
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса моу «Сайгатинская... Она составлена на основании Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,... | Программа и методические рекомендации по русскому языку программа по русскому языку (9 класс) Настоящая программа разработана для выпускников IX классов и направлена на подготовку к егэ по русскому языку. Программа создана... |