Скачать 34.63 Kb.
|
МОУ «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» (По произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба») Составила и провела учитель русского языка и литературы Ванькова О.А. Саранск 2011 Цели урока: сопоставить образы Остапа и Андрия, выявить сходство и различие в характерах двух братьев; вовлечь учащихся в процесс группового исследования художественного текста; продолжить развитие навыка работать над образным языком писателя, над совершенствованием своей речи. Оборудование: слайдовая презентация; выставка книг, посвященная героическому прошлому нашего народа. Ход урока 1.Вступительное слово учителя. На протяжении своей многовековой истории наша родина не раз находилась в опасности. И только благодаря мужеству и героизму своего народа ей удалось выстоять. Тема героического прошлого нашей Отчизны нашла свое отражение во многих произведениях писателей и поэтов. Наша небольшая выставка посвящена этой теме. Но сегодня на уроке мы будем говорить о повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», которая по праву считается одной из лучших повестей о героическом характере и подвигах наших предков. Сегодня мы выявим идею и проблемы произведения, попытаемся сопоставить образы Остапа и Андрия и выявить в чем сходство и различие в характерах двух братьев, выросших в одной семье. 2.Проверка домашнего задания. - Ребята, вы прочитали повесть «Тарас Бульба» до конца. Какова основная идея произведения? (Патриотизм – активная любовь к своей земле). - Какую еще проблему и каким образом рассматривает автор в повести? 3.Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. - Найдите в тексте описание внешности братьев. - Чем они отличаются? - Как относятся Остап и Андрий к учебе и почему? - Как давалась им учеба? - Почему Остап не хотел учиться? - Как братья вели себя во время наказания? - Как это их характеризует? - Как проводил Андрий свое время в бурсе? - Расскажите о его встрече в Киеве с прекрасной полячкой. - Какие качества он проявил в этой встрече? - О чем думают братья, уезжая из родительского дома? 4.Выразительное чтение отрывка «Степь». 5.Работа с текстом повести. Задание: найдите в 5 главе, как сражаются Остап и Андрий. Выделите черты, которые проявляют братья в бою. - Почему в бою Тарас отдает предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев? Сл.учителя: однако Остап и Андрий показали себя в бою смелыми, отважными, готовыми пожертвовать собою во имя интересов родины. А есть ли сегодня место подвигу в нашей жизни и что мы подразумеваем под предательством? 5.Опережающее задания. Сочинение-миниатюра «Подвиг и предательство в моем понимании». 6.Анализ эпизода «Смерть Остапа». - Перечитаем сцену гибели Остапа. - Какие качества сказались в его последний час? - Как ведет себя Тарас, видя мучения сына? - Что он говорит? Как характеризуют его эти слова? - Каковы последние слова Остапа? - Почему он проявил слабость? - Можем ли мы понять его чувства? 7.Анализ эпизода «Смерть Андрия». - Перечитаем сцену смерти Андрия. - Почему затрясся Андрий, увидев отца? - Почему он покорно подчинился Тарасу? - Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью». - Можно ли оправдать его поступок? - С чем сравнивает Тарас Андрия? 8.Постановка проблемного вопроса. - Является ли поступок Андрия изменой? - Каковы причины его перехода на сторону поляков? - Как трагедия Андрия связана с особенностью его натуры? - Почему в тексте подчеркивается, что погиб козак, а не сказано, что погиб Андрий? 9.Обобщение сравнительной характеристики Остапа и Андрия. - Итак, что же сегодня на уроке мы узнали о братьях? Что роднит их и что разъединяет навсегда? 10.Заключительное слово учителя. На примере героев этой исторической повести можно сказать, что наши предки героически боролись с врагом, защищая свою родину, свои села. Свои семьи. Да, образ Андрия показан в повести неоднозначно. Автор наделил его разнообразием индивидуально-личностных черт. Но можем ли мы осуждать его? Ведь Андрий по природе своей тяготел больше к мирной жизни. На кл.часе мы познакомились с рассказом Д.С.Лихачева «Нравственная оседлость» Это выражение означает привязанность к семье, дому, родине, сохранение семейных традиций, связи с предками. И повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» учит нас патриотизму, нравственности, умению делать правильный выбор в жизни. 11.Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Является ли поступок Андрия изменой?» |
Урок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,... ... | Итоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош... | ||
Урок литературы в 7 классе моу «Козьмодемьянская сош» Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы | Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Урок обществознания Пряниной Валентины Григорьевны, учителя моу «Гимназия №8» Урок обществознания Пряниной Валентины Григорьевны, учителя моу «Гимназия №8» г. Энгельса Саратовской области | Сценарий урока онз по русскому языку в 3 классе по системе Л. В.... Автор: Тимофеева Ирина Викторовна, учитель начальных классов моу «Гимназия №5» г. Оренбурга | ||
Публичный отчет моу "гимназия №5" за 2008-2009 учебный год г. Тырныауз Публичный доклад моу «Гимназия №5» содержит информацию об основных результатах и проблемах образовательного учреждения | Доклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты | ||
Урок литературы в 7 классе по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили» Моу полдневицкая средняя общеобразовательная школа Поназыревского района Костромской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок литературы в 10 классе (разработала учитель моу сош №1 г. Азнакаево Хабипова. З. З.) | ||
Примерный план проведения Дня открытых дверей, посвященного закрытию... Открытый урок литературы Тувалёвой Е. И., учителя высшей категории, победителя конкурса «Лучший учитель России 2009» | Моу «Гимназия №5» г. Юбилейного В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы | ||
Доклад директора моу гимназия №86 Моу гимназия №86 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа реализует свою деятельность на основе Устава школы, в соответствии... | Модель организации образовательно-развивающего пространства «ноосфера»... Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №117 (моу гимназия №117), г. Ростов-на-Дону | ||
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии» Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может... | Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети |