Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе





Скачать 34.63 Kb.
НазваниеМоу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе
Дата публикации23.08.2014
Размер34.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ «Гимназия №20»


Урок литературы в 6 классе

«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

(По произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

Составила и провела учитель русского языка и литературы Ванькова О.А.

Саранск 2011

Цели урока: сопоставить образы Остапа и Андрия, выявить сходство и различие в характерах двух братьев; вовлечь учащихся в процесс группового исследования художественного текста; продолжить развитие навыка работать над образным языком писателя, над совершенствованием своей речи.

Оборудование: слайдовая презентация; выставка книг, посвященная героическому прошлому нашего народа.
Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

На протяжении своей многовековой истории наша родина не раз находилась в опасности. И только благодаря мужеству и героизму своего народа ей удалось выстоять. Тема героического прошлого нашей Отчизны нашла свое отражение во многих произведениях писателей и поэтов. Наша небольшая выставка посвящена этой теме.

Но сегодня на уроке мы будем говорить о повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», которая по праву считается одной из лучших повестей о героическом характере и подвигах наших предков. Сегодня мы выявим идею и проблемы произведения, попытаемся сопоставить образы Остапа и Андрия и выявить в чем сходство и различие в характерах двух братьев, выросших в одной семье.

2.Проверка домашнего задания.

- Ребята, вы прочитали повесть «Тарас Бульба» до конца. Какова основная идея произведения? (Патриотизм – активная любовь к своей земле).

- Какую еще проблему и каким образом рассматривает автор в повести?

3.Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

- Найдите в тексте описание внешности братьев.

- Чем они отличаются?

- Как относятся Остап и Андрий к учебе и почему?

- Как давалась им учеба?

- Почему Остап не хотел учиться?

- Как братья вели себя во время наказания?

- Как это их характеризует?

- Как проводил Андрий свое время в бурсе?

- Расскажите о его встрече в Киеве с прекрасной полячкой.

- Какие качества он проявил в этой встрече?

- О чем думают братья, уезжая из родительского дома?

4.Выразительное чтение отрывка «Степь».

5.Работа с текстом повести.

Задание: найдите в 5 главе, как сражаются Остап и Андрий. Выделите черты, которые проявляют братья в бою.

- Почему в бою Тарас отдает предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев?

Сл.учителя: однако Остап и Андрий показали себя в бою смелыми, отважными, готовыми пожертвовать собою во имя интересов родины. А есть ли сегодня место подвигу в нашей жизни и что мы подразумеваем под предательством?

5.Опережающее задания. Сочинение-миниатюра «Подвиг и предательство в моем понимании».

6.Анализ эпизода «Смерть Остапа».

- Перечитаем сцену гибели Остапа.

- Какие качества сказались в его последний час?

- Как ведет себя Тарас, видя мучения сына?

- Что он говорит? Как характеризуют его эти слова?

- Каковы последние слова Остапа?

- Почему он проявил слабость?

- Можем ли мы понять его чувства?

7.Анализ эпизода «Смерть Андрия».

- Перечитаем сцену смерти Андрия.

- Почему затрясся Андрий, увидев отца?

- Почему он покорно подчинился Тарасу?

- Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью».

- Можно ли оправдать его поступок?

- С чем сравнивает Тарас Андрия?

8.Постановка проблемного вопроса.

- Является ли поступок Андрия изменой?

- Каковы причины его перехода на сторону поляков?

- Как трагедия Андрия связана с особенностью его натуры?

- Почему в тексте подчеркивается, что погиб козак, а не сказано, что погиб Андрий?

9.Обобщение сравнительной характеристики Остапа и Андрия.

- Итак, что же сегодня на уроке мы узнали о братьях? Что роднит их и что разъединяет навсегда?

10.Заключительное слово учителя.

На примере героев этой исторической повести можно сказать, что наши предки героически боролись с врагом, защищая свою родину, свои села. Свои семьи.

Да, образ Андрия показан в повести неоднозначно. Автор наделил его разнообразием индивидуально-личностных черт. Но можем ли мы осуждать его? Ведь Андрий по природе своей тяготел больше к мирной жизни.

На кл.часе мы познакомились с рассказом Д.С.Лихачева «Нравственная оседлость» Это выражение означает привязанность к семье, дому, родине, сохранение семейных традиций, связи с предками. И повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» учит нас патриотизму, нравственности, умению делать правильный выбор в жизни.

11.Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «Является ли поступок Андрия изменой?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconУрок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,...
...
Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconУрок литературы в 7 классе моу «Козьмодемьянская сош»
Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы
Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconУрок обществознания Пряниной Валентины Григорьевны, учителя моу «Гимназия №8»
Урок обществознания Пряниной Валентины Григорьевны, учителя моу «Гимназия №8» г. Энгельса Саратовской области
Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconСценарий урока онз по русскому языку в 3 классе по системе Л. В....
Автор: Тимофеева Ирина Викторовна, учитель начальных классов моу «Гимназия №5» г. Оренбурга
Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconПубличный отчет моу "гимназия №5" за 2008-2009 учебный год г. Тырныауз
Публичный доклад моу «Гимназия №5» содержит информацию об основных результатах и проблемах образовательного учреждения
Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconДоклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconУрок литературы в 7 классе по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили»
Моу полдневицкая средняя общеобразовательная школа Поназыревского района Костромской области
Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературы в 10 классе (разработала учитель моу сош №1 г. Азнакаево Хабипова. З. З.)
Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconПримерный план проведения Дня открытых дверей, посвященного закрытию...
Открытый урок литературы Тувалёвой Е. И., учителя высшей категории, победителя конкурса «Лучший учитель России 2009»
Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconМоу «Гимназия №5» г. Юбилейного
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы
Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconДоклад директора моу гимназия №86
Моу гимназия №86 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа реализует свою деятельность на основе Устава школы, в соответствии...
Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconМодель организации образовательно-развивающего пространства «ноосфера»...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №117 (моу гимназия №117), г. Ростов-на-Дону
Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconУрок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии»
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может...
Моу «Гимназия №20» Урок литературы в 6 классе iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск