Скачать 207.04 Kb.
|
8 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК (105 ЧАСОВ) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку в 8 классе, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения его основными нормами, формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника. Специфика программы заключается в том, что на данном этапе начинается изучение синтаксиса простого предложения, поэтому основными целями обучения русскому языку в будут:
1) дифференцирование главной и второстепенной информации текста; 2) определение принадлежности текста к типу речи и функциональной разновидности; 3) пересказ прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью свернутости или с сохранением структуры и языковых особенностей текста; 4) написание сочинений повествовательного характера, рассуждения на нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы; 5) распознавание характерных для художественных и публицистических текстов языковых и речевых средств воздействия на читателя;
Настоящая примерная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования и авторской программы по русскому языку к учебникам 5 - 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Она ориентирована на УМК под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой (Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2008). В соответствии с новым БУПом на изучение русского языка в 8 классе отводится 105 часов (3 часа в неделю). Указанное учебное пособие значительно изменено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Каждая тема рассматривается на основе тщательно подобранных текстов. Основной материал для заучивания выделен рамкой и цветовым обозначением страницы, вспомогательный – выделительной чертой, таблицей. Значительно усилена коммуникативная составляющая программного материала, что дает возможность учащимся комплексно усваивать необходимые знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладевать основными нормами русского языка; осознавать язык как форму выражения национальной культуры и овладевать всеми видами речевой деятельности, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. В начале учебника определены основные единицы синтаксиса: текст и предложение – как основные коммуникативные единицы, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; слово и словосочетание – номинативные единицы, служащие для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. В содержание тем включено большое количество текстов, способствующих воспитанию гражданственности и патриотизма: очерки о выдающихся личностях в истории России; отрывки из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л. Н. Толстого, И.А. Бунина, В.Г. Короленко, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, М.А. Шолохова и других великих русских писателей; включены тексты о деятельности выдающихся лингвистов: А.М. Пешковского, А.А. Шахматова, В.В. Виноградова; тексты по компьютерной грамотности. Упражнения содержат самые разные задания, позволяющие обучающимся комплексно усвоить содержание, обеспечивающее формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций в контексте программного материала 8 класса. Однако следует отметить, что задания к упражнениям не носят разноуровневый характер, совершенно отсутствуют тестовые виды заданий, не предоставляется учащимся возможность выбора того или иного вида деятельности. Эти моменты следует учитывать каждому учителю при составлении индивидуальной рабочей программы, а также в образовательном процессе при конкретизации различных этапов урока или при определении форм и видов деятельности учащихся самостоятельного характера (в том числе домашних заданий). Важно подчеркнуть, что формирование умений, связанных с адекватным восприятием прослушанных или прочитанных текстов разных функциональных стилей и типов речи, следует значительно активизировать в 8 классе. Это объясняется и возможностями программного материала, и необходимостью осуществлять рассредоточенную подготовку к государственной итоговой аттестации в 9 классе. В этой связи важно осмысление требований к уровню подготовки учащихся, поскольку общие положения государственного стандарта обязывают учителя ознакомить обучающихся со всеми жанрами письменных работ, в том числе выделенных курсивом, которые не могут быть включены в контрольно-измерительные материалы. Примерные рабочие программы по русскому языку с 5 по 7 класс, составленные нами, выдержаны в единой структуре: обозначены конкретные уроки формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций и подчеркнуты темы уроков, новые понятия, включенные в соответствии с основным содержанием федерального компонента государственного образовательного стандарта. В связи с тем что УМК под редакцией Л.А. Тростенцевой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой позволяет учителю комплексно подойти к достижению указанных целей, структура данного календарно-тематического планирования изменена. В настоящий период нам представляется особенно важным осмысление учителем требований к уровню подготовки обучающихся на каждом уроке. Именно эти особенности (формулирование тем уроков как выражение основного содержания государственного стандарта и указание обязательных требований к деятельности учащихся) выделяют данную рабочую программу. Цели обучения русскому языку
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса Должны: знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры; уметь: речевая деятельность: АУДИРОВАНИЕ: - дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; - фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа; -определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; -рецензировать устный ответ учащихся; - задавать вопросы по прослушанному тексту; - слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения; ЧТЕНИЕ: -прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста; -используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей; - при необходимости переходить на изучающее чтение; - читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; ГОВОРЕНИЕ: - пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; - вести репортаж о школьной жизни; -строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; - создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; - составлять инструкцию по применению того или иного правила; - принимать участие в диалогах различных видов; -адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.; ПИСЬМО: - пересказать фрагмент прослушанного текста; - пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; - создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии; - писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные формы предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения. Ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.); - составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию; ТЕКСТ: - находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок; - распознавать характерные для худ-ых и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя; ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ: - правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: - разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; - разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; - пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ: - разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять, - пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.); - оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания; - находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка; МОРФОЛОГИЯ; - распознать части речи и их формы; - соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей; - опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа; ОРФОГРАФИЯ: - применять орфографические правила; - объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ: - опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; - правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами; - правильно строить предложения с обособленными членами; - проводить интонационный анализ простого предложения; - выразительно читать простые предложения изученных конструкций; - проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; - использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; - владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила. Формы промежуточной аттестации в 8 классе следующие: * тест; *диктант с грамматическим заданием; * проверочная работа с выборочным ответом; * комплексный анализ текста; * подробное и выборочное изложение; * изложение с элементами сочинения-рассуждения; * сочинение-описание памятника; Сочинение на морально-этическую тему;
НА изучение программного материала 105 часа, из них на развитие речи 21 час. Формы обучения: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи. Методы и приёмы обучения: -обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос; - опрос с помощью перфокарт; - выборочная проверка упражнения; - взаимопроверка; - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям); - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический); - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана); - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ); - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; - написание сочинений; - письмо под диктовку; - комментирование орфограмм и пунктограмм. Виды деятельности учащихся на уроке: -анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический); - лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка; - смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; продолжение текста; редактирование; конспектирование; -участие в диалогах различных видов; - аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей); -создание собственных письменных текстов; - составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; - составление опорных схем и таблиц; - работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета; -работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей; В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
уметь:
аудирование и чтение:
говорение и письмо:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Тематическое распределение часов по разделам 8 класс
Количество контрольных уроков и уроков развития речи
Содержание тем учебного курса Введение (1 ч) Функции русского языка в современном мире Повторение изученного в 5-7 классах (8 ч) Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине). Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (88 ч) Словосочетание (2 ч) Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (Глагольное, именное, наречное). Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания. Простое предложение (4 ч) Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности. Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (9 ч) Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение материала изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности. Простые двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения (11 ч) Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительные оборот; знаки препинания при нем. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края. Простые односоставные предложения (11 ч) Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места. Рассказ на свободную тему. Неполные предложения (2 ч) Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. Однородные члены предложения(10 ч) Повторение изученного материала об однородных членах-предложения. |Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими при однородных членах. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера). Обособленные члены предложения (20 ч) Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности. Обращения, вводные слова междометия (9 ч) Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста. Публичное выступление на общественно значимую тему. Прямая и косвенная речь (10 ч) Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста. Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5 ч) Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения». Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения). Учебно - методическое обеспечение Для обучающихся. 1. Тростенцева А.А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростецева.-М. Просвещение, 2008. 2. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом:9 кл. – Саратов: Лицей, 2005. 3. Лидман – Орлова Г.К. Учимся писать изложения/ Г.К. Лидман- Орлова.- М.: Дрофа, 2008. 4. Дейкина А.Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс/А.Д. Дейкина.- М. Дрофа, 2006. 5. Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс/ Т. М. Пахнова.- М. Экзамен, 2009. 6. Русский язык. 8 класс. Под редакцией О. И. Руденко-Моргун 7. Бархударов, С.Г., Крючков, С.Е., Русский язык: учебник для 8 класса – М.: Просвещение, 2007 8. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009 9. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2008 Для учителя. 1. Тростенцева Л.А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Л.А. Тростенцева.- М.: Просвещение, 2008. 2. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя/ Т.А. Костяева.- М.: Просвещение, 2001. 3. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя/Г.А. Богданова.- М.: Просвещение, 2006. 4. Тропкина Л. А. Русский язык. Поурочные планы. 9 класс – Волгоград: Учитель, 2007. 5. Львова С.И. ГИА. Русский язык:сборник заданий:9 класс/ С.И. Львова.- М. Эксмо, 2009. 6. Сенина Н.А. Русский язык: 9 клас.Итоговая аттестация – 2007 год: Предпрофильная подготовка.- Ростов н/Д: Легион, 2006. 7. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык:9 класс:/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова.- М.: АСТ:Астрель, 2009. 8. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2005 9. Т.А.Костяева, Тестовые задания, контрольные работы по русскому языку, 8 класс. М: Просвещение .2007 10. Егорова, Н.В. Русский язык: поурочные разработки 8 класс – М: Вако, 2007 11. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006 12. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2006 Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение.
|
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании» Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному... | Учебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова... Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием) | ||
Конспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык» Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –... | 1. общие характеристики и понятия: русский язык, СОВРЕМЕННЫЙ русский... Собов словообразования. Индоевропейцы, как народ, перестали существовать несколько тысячелетий назад. Одним из ответвлений индоевропейского... | ||
Программа «Русский язык» ассоциация 21 в 2006г Русский язык М. С.... Мбоу «Сысоевская средняя общеобразовательная школа им. С. Р. Суворова» на 2012-2013 учебный год | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Русский язык... | ||
Экзаменационные вопросы по русскому языку к экзамену 2013 года (теоретическая... Гоу спо «Нижегородский музыкальный колледж им. М. А. Балакирева» для обучения по специальностям | Реферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский... Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле... | ||
Крылова О. Н. Русский язык: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания Полякова А. В. Русский язык 1 Просвещение 2010 Полякова А. В. Русский язык 2 Просвещение 2007 | Тип урока Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык как развивающееся явление | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык как развивающееся явление | ||
Методические рекомендации по проверке выполнения заданий с развернутым... Русский язык. Гиа 2012. Демонстрационный вариант Демо; Аудио; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким гиа 2012 | Имеющаяся категория, год прохождения аттестации Учебник 11 кл русский язык для нац школ рб к. З. Закирьянов, 5 кл. Русский язык Л. Г. Саяхова, Русский язык 8 кл. К. З. Закирьянов.... | ||
Рубрика: «Наука и дружба» (О школе по-другому) 06. 10. 2012 «Время... В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры | Рабочая программа Учебного курса «Русский язык» 6 класса Переславль-Залесский «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года, Методического письма о преподавании... |