Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского





НазваниеКолледж русской культуры им. А. С. Знаменского
страница1/7
Дата публикации26.08.2014
Размер0.75 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО РОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ

КОЛЛЕДЖ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ИМ.А.С.ЗНАМЕНСКОГО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(ФЛЕЙТА, ГОБОЙ, КЛАРНЕТ, ФАГОТ, САКСОФОН, ТРУБА)

для специальности:

070102 Инструментальное исполнительство

(специализация «Оркестровые духовые и ударные инструменты»)

Сургут

2013
ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с

предметной Государственными требованиями

(цикловой) к минимуму содержания и

комиссией уровню подготовки выпускников

Протокол № по специальности:

От ___________2013 г. 070102 Инструментальное исполнительство

(Оркестровые духовые и ударные инструменты)

Председатель___________________ Заместитель директора

по учебной работе____________________

Составители: Самарин С.А., зав. ПЦК духовые и ударные инструменты,

преподаватель первой квалификационной категории

Тимофеева Я.И., преподаватель по классу флейты, преподаватель второй квалификационной категории

Алексеева А.Н., преподаватель по классу гобоя, преподаватель первой квалификационной категории

Ошивалов Б.М., преподаватель по классу кларнета и саксофона, преподаватель высшей квалификационной категории

Димитриев А.Ю., преподаватель по классу фагота

Рецензенты: Ивукин Валентин Павлович, заслуженный деятель искусств РФ,

профессор Уральской государственной консерватории

Никитина И.П., методист Колледжа русской культуры им.

А.С.Знаменского





Общий объем курса – 1233ч.

Индивидуальные занятия – 963ч.

Самостоятельная учебная нагрузка – 270 ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Специальный инструмент (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба)» по специальности 070102 Инструментальное исполнительство, специализация «Оркестровые духовые и ударные инструменты» принадлежит к специальным дисциплинам и является составной частью профессиональной подготовки студентов.

Данная программа разработана на основе «Типовой программы для ДШИ дисциплины Специальный класс духовых и ударных инструментов» Москва1988г., а также «Типовой программы для музыкальных училищ дисциплины Специальный класс духовых и ударных инструментов» Москва, 1993г., также учтена рабочая программа обучения игры на флейте для ДШИ и ССМШ, автор Е. Исаева, М., 2007г.

Программа соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070102 «Оркестровые духовые и ударные инструменты».

Предмет «Специальный класс духовых и ударных инструментов» предусматривает развитие навыков игры на инструменте в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущих специалистов в качестве артистов оркестра, преподавателей музыкальных школ.

Основные цели - данный предмет предусматривает развитие навыков игры на инструменте в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущих специалистов в качестве артистов оркестра, руководителей самодеятельных коллективов, преподавателей музыкальных школ.

Задачи предмета - за 11 лет обучения в колледже учащийся должен овладеть профессиональными музыкально-исполнительскими навыками и уметь самостоятельно работать над музыкальным произведением и учебно-вспомогательным материалом, получить практику и навыки самостоятельной работы с духовым оркестром, быть подготовленным к педагогической работе в музыкальной школе (знать методику начального обучения и соответствующий педагогический репертуар, получить практику педагогической работы), пробрести навыки чтения с листа и ознакомиться со значительным числом произведений сольного, камерного и оркестрового репертуара.

Важнейшей задачей предмета является воспитание у учащихся умения раскрыть художественный замысел исполняемых произведений. В работе над произведением должна быть органическая связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Методические рекомендации

Работа над качеством звука, интонацией, ритмом и динамикой - важнейшими средствами музыкальной выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания.

В классе духовых инструментов в первые годы обучения важным этапом в подготовке учащегося является работа над постановкой губного аппарата, техникой звукоизвлечения, а также, работа над качеством звука, интонацией.

Учащийся должен приобрести навыки ансамблевой игры. С этой целью в классе по специальности необходимо систематически заниматься однородными ансамблями (дуэты (младшие классы), трио, квартеты (старшие классы); изучение оркестровых партий текущего репертуара оркестрового класса, чтение нот с листа, изучение оркестровых трудностей(8-11 класс).
Важнейшей задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над произведением, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
К началу каждого семестра преподаватель по специальности составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается предметно-цикловой комиссией. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о выполнении плана с приложением краткой характеристики работы учащегося.

При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуальные особенности и степень подготовки учащегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по трудности, высокохудожественные по содержанию, форме, стилю и фактуре.

Основное место в репертуаре должна занимать классическая музыка, а также лучшие образцы современной отечественной и зарубежной музыкальной литературы.

Программа изучаемых произведений должна обязательно состоять из пьес кантиленного характера, прекрасно развивающих качество звучания флейты, «широкое» дыхание, а также подвижных виртуозных пьес, характеризующих флейту как один из самых техничных инструментов. Правильным подбором, а самое главное, разнообразием репертуара, педагог воспитывает у ученика вкус и умение работать над художественными произведениями.

При работе над музыкальными произведениями педагог должен стремиться, как можно раньше выявить у ученика его личное отношение к исполняемому произведению, воспитывая в нем особую ответственность, академичность, уважение к авторскому тексту. Необходимо добиваться выразительности звучания, многообразия нюансов, обилия штрихов, разнохарактерности приемов, обогащающих исполнительское мастерство.

В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности данного инструмента.

В репертуаре всегда должны быть произведения, специально подготовленные для публичных выступлений, небольшие по объему и доступные пониманию различным слоям слушателей.

Важным разделом индивидуального плана является работа над этюдами, гаммами, упражнениями и другим учебно-вспомогательным материалом. Хорошо известно, что на уроке по специальности закладываются основы технической оснащенности, вырабатываются основополагающие исполнительские навыки. Отсюда особое внимание детальному изучению гамм, упражнений, этюдов. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и проверять их выполнение.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. В работе над гаммами, упражнениями, этюдами рекомендуется применять различные варианты - штриховые, динамические, ритмические и т.д.

На уроке ученик получает от педагога точные инструкции о проведении самостоятельных занятий - ежедневных упражнений. Они должны быть строго регулярными, по мере необходимости и возможности усложняться. Без ежедневных упражнений прогресс в обучении флейтиста невозможен.

Изучение мажорных и минорных гамм, их исполнение в медленном, умеренном, и, наконец, в быстром темпах - непременное условие технической оснащенности музыканта. Гаммы исполняются в различных мелодических оборотах, штрихах, ритмических фигурациях. Каждая гамма играется легко, непринужденно, охватывая весь звучащий регистр инструмента, без пауз между отдельными ее циклами.

Не менее важным разделом является работа над этюдами. При выборе этюдов следует также учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы, в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня исполнительской законченности).

Получив основополагающие навыки игры под руководством педагога, учащийся должен закреплять и развивать их в ходе самостоятельных занятий. При работе с учащимися над определением характера самостоятельных занятий необходимо руководствоваться рядом принципов, изложенных Б.А.Диковым:

I. Регулярность занятий

II. Последовательность занятий

III. Сознательное усвоение занятий.

В овладении инструментом важную роль играет регулярность занятий: во-первых, ежедневные тренировки губного аппарата, дыхания, языка и пальцев; во – вторых, только в ходе ежедневных занятий создаются наилучшие условия для приобретения и развития исполнительских навыков.

Нельзя рассчитывать на хорошие результаты, не владея навыком самостоятельных занятий. Для их планирования надо завести тетрадь. Необходимо определить наиболее целесообразную последовательность учебно-тренировочной работы на день, неделю, месяц, подводить итоги, анализировать результаты, делать выводы. Планомерность, регулярность в работе помогут учащемуся выбрать наиболее удобную для занятий систему.

Решая задачи, поставленные педагогом, следует учитывать основной дидактический принцип - движение от простого к сложному. Распределяя материал в системе ежедневных занятий, необходимо обдумать - что, как, сколько и в какой последовательности играть. Определяя последовательность расположения учебного материала нужно помнить, что начинать ежедневную работу необходимо с упражнений для развития дыхания, силы и гибкости амбушюра. Играя роль своего рода утренней гимнастики, они приводят исполнительский аппарат в рабочее состояние. Разучивание гамм, этюдов и пьес целесообразнее распределить на весь день, учитывая, что самое продуктивное время - утреннее, дневное. Вопрос, какой материал сколько нужно играть, следует решать в зависимости от подготовленности ученика и физических данных. Занятия не должны вызвать переутомления. Переходя от одного вида работы к другому, нужно делать перерывы. Умение рационально распределять рабочее время придёт со временем.

Примерный план работы на день.

I. Разминка, выдержанные звуки, упражнения, начиная с 15-20 минут доводят до 30 - 40 минут, затем перерыв 1, 5 ч.

II. Работа над гаммой, включая арпеджио 20-30 минут. Перерыв.

III. Работа над этюдом 40 мин. - после чего хорошо отдохнуть.

IV. Работа над пьесой — 1-1,5 час.

Такова примерная расстановка материала и регламент работы. Эту последовательность можно и нужно разнообразить, оставляя выдержанные звуки на первом месте.

Гаммы - наиболее универсальный материал для совершенствования всех сторон исполнительской техники, в том числе и музыкальной выразительности. Играя гамму, учащийся изучит аппликатуру флейты, расширит диапазон, выработает чёткую атаку, усовершенствует координацию языка, разовьёт пальцевую беглость, научится контролировать дыхание и правильно распределять его на фразе, приобретёт навыки игры динамических оттенков, усовершенствует свой звук, освоит штрихи. Игра гамм и арпеджио, развивает у учащихся чувство лада - тональное ощущение, вырабатывает предслышание и чувство ритма.

Прежде чем приступить к игре гаммы, необходимо изучить её структуру, определить количество ключевых знаков, записать её на нотной бумаге с указанием размера, расставить тактовые черты и обозначить моменты вдоха. Целесообразно начинать игру гамм в самом умеренном темпе, внимательно контролируя движение пальцев. Проиграв несколько раз целиком, рекомендуется отметить трудные места и уделить им внимание, встретив трудный аппликатурный переход, поработать над ним отдельно. Добившись уверенной игры четвертями в медленном движении, постепенно нужно ускорить темп. При этом необходимо следить, чтобы пальцы работали без суеты, легко и свободно, язык и губы чрезмерно не напрягались.

Работу над этюдом надо начинать с определения тональности, в которой он написан. Сначала в этой тональности сыграть гамму и арпеджио, настроить свой слух. Определив размер и ознакомившись с основным ритмическим рисунком этюда, медленно проиграть его до конца, выделить технически сложные места и законченные музыкальные построения, пометить цезуры. Затем проанализировать текст, найти повторы, похожие места, определить в чём их сходство и различие, продумать план работы над сложными эпизодами. Разучивая этюд, ни в коем случае нельзя проигрывать его многократно от начала до конца.

Работать надо по эпизодам, постепенно объединяя их. Добившись уверенной игры в умеренном темпе, следует доводить этюд до надлежащего темпа и характера, тщательно выполняя авторские указания и играть его как художественное произведение. Наиболее интересные с технической и художественной стороны этюды надо выучить наизусть.

Наряду с развитием памяти, слуха, дыхания, следует развивать и способность быстро охватывать зрением нотное письмо. Отсутствие или недостаточное развитие этой способности ведёт к торможениям центральной нервной системы и в результате к ненужным остановкам, «заиканиям», повторениям одного и того же звука. Для постепенного развития быстроты зрительного восприятия и памяти следует учить гаммы, этюды в метрически изменённых рисунках, делая остановки и акценты на каждой ноте данной ритмической фигуры.

В результате такой проработки ученик приобретёт быстроту зрительного восприятия (упражняясь в труднейших по аппликатуре фигурах прибавлять лишнюю четверть к каждой 1-й и 2-й или 3-й и 4-й - четверти), разовьет способность запоминания и тем обеспечит спокойное и уверенное исполнение.

Игра пьес вместе с определёнными техническими навыками вырабатывает у учащихся художественный вкус и развивает музыкальное мышление. Методика разучивания их такая же, как и этюдов. Определяют тональность, размер, темп, характер, изучается глазами текст, отмечаются сложные места и просматриваются отдельно, затем медленно проигрывается вся пьеса от начала до конца. Самый сложный и длительный этап - шлифовка текста, работа над трудными местами, ритмом, выразительностью музыкальной фразы, осмыслением характера пьесы.

В первоначальный период рекомендуется выбирать наиболее простые, знакомые, легко узнаваемые пьесы. В этом случае большую помощь в работе окажет слух. Обращать внимание учащихся на один из важнейших принципов организации самостоятельной работы - сознательность усвоения материала. Всякая работа, будь то игра упражнений, пьес должна быть осознанной и осмысленной. Нельзя отвлекаться во время занятий. Играя, необходимо контролировать внимательно себя, отмечать ошибки и недостатки, анализировать причины, искать пути к их устранению.

Регулярность, последовательность занятий, осознанное усвоение материала помогут учащимся быстрее и лучше развить технику пальцев, овладеть хорошим исполнительским дыханием, полным устойчивым звуком, изучить различные штрихи, приобрести навыки выразительной игры на инструменте. Только правильно организованная самостоятельная работа поможет достичь высокого уровня профессиональной подготовки: и стать грамотным специалистом.

Контроль и учет успеваемости.

Контроль над работой учащегося осуществляется в форме экзаменов, контрольных уроков, зачетов, выступлений в концертах, конкурсах и др.

Контроль над развитием технических навыков осуществляется систематически с 3-его по 22-ой семестры, в соответствии с требованиями по семестрам проводится технический зачет и включает исполнение гамм, арпеджио трезвучий, одного - трех этюдов (по нотам и наизусть). С 1-го по 13-ый и с 15-ого по 21-ый семестры проводятся академические зачеты, где учащийся должен исполнить две разнохарактерные пьесы, либо произведение крупной формы и пьесу. В конце 22-ого семестра учащийся сдает экзамен по специальности, который является государственным.

Требования для государственного экзамена: произведение крупной формы и две разнохарактерные пьесы отечественного и зарубежного композиторов. Сроки проведения и количество экзаменов, академических концертов и контрольных уроков определены учебным планом.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского iconРабочая программа по дисциплине «ритмика»
Автор-составитель: Аминова А. Г., преподаватель бу спо хмао-югры «Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского», высшая квалификационная...
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского iconУрок по истории Отечества. Тема: Золотой век русской культуры
Цели: Дать учащимся представление о том, что XIX век, стал эпохой культурного развития страны и за бурное развитие культуры и искусства...
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского iconОб учебной и производственной практике студентов гбоу спо ао «Амурский...
Гбоу спо ао «Амурский областной колледж искусств и культуры» (далее – колледж), осваивающих основные профессиональные образовательные...
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского iconЭлективный курс "История русской культуры"
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского iconРабочая программа По русской литературе 8класс
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского icon2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5
В задачу моего реферата не входит описание исторических событий, происходивших в России в ХХ – ХХ веках. Одно только перечисление...
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского iconРеферат "Золотой век" русской культуры в XIX веке
Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX...
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского iconПрограмма дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:...
С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических...
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского iconПрограмма дисциплины «История русской культуры» Для направления 033000. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Культурология»...
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского iconПоложение о проведении
Конкурс проводится при поддержке Петербургского общества защиты русской культуры, Ленинградского областного государственного учреждения...
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского iconТематическое планирование по русской литературе в 10 классе
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского iconМежду православием и пантеизмом
В статье рассматривается коллизия русской словесности XIX века, оказавшейся в своих ценностных основаниях под влиянием Православия...
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского iconПоложение об организации и проведении производственной (профессиональной) практики
Гбоу спо ао «Амурский областной колледж искусств и культуры» (далее – колледж), осваивающих основные профессиональные образовательные...
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путём исследования определить, какой...
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского iconПрограмма элективного курса «Основы культуры речи и стилистики»
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского iconОсновная профессиональная образовательная программа среднего профессионального...
Директор департамента культуры директора гоу спо костромской области «Костромской областной колледж культуры»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск