Скачать 147.34 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1» г. Грайворона Белгородской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ТРОМБОН, ТУБА, ТРУБА, САКСОФОН, БЛОКФЛЕЙТА) Для учащихся 1-5 классов ДШИ по ОП «Инструментальное исполнительство» г. Грайворон, 2010
Составитель – Вернигора Ю.Н., преподаватель по классу духовые инструменты МБОУДОД – ДШИ №1 г. Грайворона Белгородской области. Рецензент – Ковин Е.А., главный дирижёр народного самодеятельного коллектива «Духовой оркестр» РДКиС г. Грайворона. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Занятия по предмету «Музыкальный инструмент» (блокфлейта, труба, тромбон, саксофон, туба) в детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств проводятся в объеме 5 лет обучения в зависимости от возраста, музыкальных данных и индивидуальных особенностей учащихся. За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно исполнять на духовом инструменте произведения из репертуара детской музыкальной школы, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле. Основной формой работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над важнейшими разделами музыкально-технического развития учащегося. Следует прививать ему сознательное отношение к необходимости усвоения тех или иных технических приемов, ясное представление о художественной цели, которой они служат. Основными предпосылками для успешного развития ученика является воспитание у него свободной, естественной и правильной постановки (дыхания, губ, пальцев, рук), организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося. Для того чтобы успешно овладеть техникой игры на духовом инструменте, постоянное внимание следует уделять рациональной постановке, которая включает в себя следующие элементы: общая постановка, постановка исполнительского дыхания, постановка амбушюра, артикуляционная постановка, аппликатурная постановка. Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения. Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учеником произведений с аккомпанементом преподавателя. Это обогащает слуховые, музыкальные представления учащегося, помогает укреплению и совершенствованию присущего ему чувства ритма, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних заданий, рационального использования времени, отведенного для работы. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет педагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, больше наблюдать за учеником, выявляя его индивидуально-психологические и физические особенности. На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для контроля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение профессионального, делового контакта с родителями учащихся на протяжении всего периода обучения. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном учебном плане учащегося. Краткие методические указания В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от педагога ясное представление о духовом инструменте, как сольном и ансамблевоем их значении. Необходимо также познакомить ученика с важнейшими сведениями из истории возникновения и развития дыховых инструментов. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности. В течение всего периода обучения особое внимание уделить постановке, различным способам звукоизвлечения. Учет успеваемости Успеваемость учащихся в игре на духовыинх инструментах учитывается на экзаменах, академических концертах, а также открытых концертах, конкурсах, фестивалях, прослушиваниях и т.д. В течение учебного года учащиеся сдают зачеты, академические концерты. В начале года обычно проходит зачет по летней программе – исполнение самостоятельно подготовленного произведения. Желающие учащиеся сдают его в форме концерта, а остальные сдают в классе в присутствии преподавателей. Контрольные уроки по проверке технической подготовки, которые мы называем техническими зачетами, обычно проводятся со 2 класса. Первый зачет в ноябре, где учащиеся исполняют этюд, гаммы, читают с листа. И второй в феврале. Он проводится в нашей школе в форме конкурса и называется «Юный виртуоз». Те учащиеся, которые не участвовали в конкурсе, сдают этюд в классном порядке. Контрольные уроки – зачеты, а также другие выступления учащихся, оцениваются словесной характеристикой, при этом оцениваются достигнутые ими успехи и имеющиеся недостатки. Академические концерты проводятся 2 раза в год, в конце каждого полугодия. В течение учебного года для показа на академических концертах педагог должен подготовить с учеником 4 произведения различных по форме и жанру (в том числе возможны и ансамблевые произведения). На выпускной экзамен выносится 4 произведения различных жанров и форм. Экзаменационные программы для учащихся выпускных классов, готовящихся к поступлению в средние учебные заведения, составляются в соответствии с приемными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих в средние специальные заведения культуры и искусств. В течение учебного года учащиеся экзаменационного класса выступают на прослушиваниях – три прослушивания программы с исполнением (без оценки) выпускной программы. Участие в конкурсах, концертах, отборочных прослушиваниях и т.д. может приравниваться к выступлению на академическом концерте. При проведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Первый класс Работа над навыками первоначального звукоизвлечения, постановкой исполнительского дыхания, атакой звука, штрихами деташе, легато. В течение учебного года необходимо проработать с учеником: - мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональности «до», - 8 этюдов и упражнений в штрихе «деташе»; - 8-10 пьес. Учащиеся 1-го класса представляют на академический концерт в мае 2 произведения. Программы академических концертов * * * Этюд №11 Белорусская народная песня «Перепелочка» Люлли Ж. Песенка * * * Кабалевский Д.Колыбельная из оперы «Семья Тараса» Бетховен Л. Сурок Моцарт «Аллегретто» Примерный репертуар
Второй класс В течение учебного года необходимо проработать с учеником: - мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до двух знаков включительно, по возможности в две октавы (в умеренном темпе); - 8 этюдов и упражнений (в штрихе деташе, стаккато и легато); - 8-10 пьес. Кроме того, педагог должен работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа этюдов и упражнений. На первый академический концерт (декабрь) выносятся 2 произведения. На второй академический концерт (май) выносится 3 произведения. Технический зачет (октябрь, февраль): гаммы; чтение с листа, знание музыкальной терминологии. Программы академических концертов *** Давыдов А. Адажио Глиэр Р.Песня *** Этюд № 10 (Из «Школы игры на баритоне» А. Седракяна). Хачатурян А.Андантино Шлемюллер А.Рондо Примерный репертуар для трубы, саксофона
Примерный репертуар для тромбона
Примерный репертуар для тубы
10.Эстонский народный танец Третий класс В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником: - мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до трех знаков включительно (в подвижном темпе) в различных ритмических и динамических вариантах, с динамическими изменениями на одном звуке; - 8 этюдов (в штрихе деташе, стаккато, легато); - 10-12 пьес; - 2 ансамбля. Кроме того, педагог должен систематически работать над развитием навыков чтения с листа этюдов и упражнений. На первый академический концерт (декабрь) выносятся 2 произведения. На второй академический концерт (май) выносится 3 произведения. Технический зачет (октябрь, февраль): гаммы; арпеджио, чтение с листа, знание музыкальной терминологии. Программы академических концертов *** Бах И.С. Сарабанда Тейнер Р.Танец дервишей *** Антюфеев В.Напев Гедике А. Русская народная песня Бах И. С. Ариозо Примерный репертуар для трубы, саксофона
Примерный репертуар для тромбона
Примерный репертуар для тубы
Четвертый классЗа год обучения по классу тромбона или тубы педагог должен: научить ученика читать нотный текст в басовом ключе, исполнять натуральные звуки на каждой позиции; играть гаммы «фа», «си бемоль», «Соль мажор», а также проработать с учеником: - 10 этюдов (в басовом ключе); - 10 пьес. В течение четвертого года обучения по классу саксофона и трубы необходимо проработать с учеником: - мажорные и минорные гаммы (в различных штрихах) в подвижном темпе, хроматическую гамму в медленном движении, арпеджио трезвучий в тональностях до пяти знаков включительно; - 8 этюдов; - 8-10 пьес; - 2-3 ансамбля. На первый академический концерт (декабрь) выносятся 2 произведения. На второй академический концерт (май) выносится 3 произведения. Технический зачет (октябрь, февраль): гаммы; арпеджио, чтение с листа, знание музыкальной терминологии. Программы академических концертов *** Блюм О.Этюд №3 Марчелло Б. Соната ля мажор Ч.1,2. *** Блюм О.Этюд №2 Щелоков В.Шутка Чайковский П.Осенняя песня Примерный репертуар для трубы, саксофона
Примерный репертуар для тромбона
Примерный репертуар для тубы
Пятый класс В течение учебного года с учеником, обучающимся игре на саксофоне и трубе, необходимо проработать: - гаммы мажорные и минорные, арпеджио, доминантспетаккорды во всех тональностях, хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических рисунках, отдельные гаммы в две октавы; - 10 этюдов; - 4-6 произведений малой формы, - 2-4 ансамбля. С учащимся, обучающимися по специальности тромбон или туба, в течение учебного года необходимо проработать: - мажорные и минорные гаммы, арпеджио во всех тональностях в медленном темпе; - 10 этюдов; - 8-10 пьес (в том числе часть сонаты); - 2-3 ансамбля. Экзаменационные требования На экзамене учащийся должен исполнить четыре пьесы различного характера или произведение крупной формы и одну пьесу.* Примерные экзаменационные программы Для трубы и саксофона Бах И.С. Анданте фа минор Шуберт Ф. Серенада Мусоргский М. «Картинки с выставки». Быдло Шуман «Дед Мороз» Для тромбона Бах И.С. Адажио из каприччо «На отъезд возлюбленного брата» (из сборника «12 старинных пьес» в перелож. ВА.Гедике) Сен-Санс К.Каватина Блажевич В.Концерт для тромбона №4, Ч.1. Куперен Ф.Пастораль Примерный репертуар для трубы, саксофона
Примерный репертуар для тромбона
Примерный репертуар для тубы
Учебные пособия
|
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Калимуллина О. С., Межецкая О. В. Модуль «Музыкальный инструмент» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс.... | Аннотация к рабочей программе «Музыкальный инструмент. Фортепиано» Детских музыкальных школ и музыкальных отделений Детских школ искусств. Музыкальный инструмент. Фортепиано» (Москва, 2006г.) и «Примерной... | ||
Урока 18. 12. 2013г Данные об учителе: Анохина Вера Алексеевна Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, музыкальный инструмент | Мотов В. И., Шахов Г. И., Изд. Кифара Рабочая программа для народных отделений дмш и дши «Музыкальный инструмент. Аккордеон» | ||
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент... Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент (флейта)» входит в программу предпрофессиональной подготовки «оош «Созвучие» и ведется... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведущий расскажет о каждом из инструментов, их устройстве, принципах звукоизвлечения, краткой истории возникновения инструмента.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведущий расскажет о каждом из инструментов, их устройстве, принципах звукоизвлечения, краткой истории возникновения инструмента.... | «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) программа Составитель: Ю. Н. Вернигора – преподаватель по классу гитары моу дод дши №1 г. Грайворона | ||
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет «Общее фортепиано» – по сути, второй музыкальный инструмент, которым учащимся предлагается овладеть | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «саксофона» были набраны первые ученики и написана рабочая программа «Музыкальный инструмент. Саксофон». С сентября 2009 я являюсь... | Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный инструмент (электрогитара)» Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | ||
Щёлковского муниципального района московской области Своё происхождение баян как музыкальный инструмент ведёт от гармони. Официально баян появился в России в 1907 году | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент (фортепиано)» входит в программу предпрофессиональной подготовки оош «Созвучие» и ведется... | ||
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным... Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая образовательная программа художественно эстетической направленности по предмету «Специальный инструмент. Гитара шестиструнная»... |