Скачать 51.33 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городищенская детская школа искусств
Рабочая программа по предмету Предмет по выбору «Музыкальный инструмент» (общее фортепиано) ОП инструментальное исполнительство ОП вокальное исполнительство Срок реализации 7(8) лет Составитель: преподаватель Тюрина Е.В. Афанасьева С.К. Пчелина Т.Н., Мамелин В.Н. Пояснительная запискаПредмет «Общее фортепиано» – по сути, второй музыкальный инструмент, которым учащимся предлагается овладеть. Обучение игре на фортепиано входит в рабочие учебные планы по ОП «Инструментальное исполнительство», ОП «Вокальное исполнительство» в качестве предмета по выбору. Роль предмета «Общее фортепиано» в системе комплексного музыкального воспитания высока: - с помощью фортепиано осуществляется более гармоничное развитие исполнительского аппарата музыкантов – рук, пальцев; - с помощью фортепиано учащиеся овладевают такими абстрактными понятиями, как «тон», «полутон», «интервал», «регистр», «аккорд»; - овладение игрой на фортепиано помогает развить музыкальный слух; - овладение игрой на фортепиано позволяет учащимся инструментальных отделений лучше слышать и понимать роль аккомпанемента в концертных выступлениях. Цель программы: создание условий для развития музыкально-слуховых, психофизических и эмоциональных способностей учащихся всех музыкальных специальностей. Задачи программы: 1. образовательные – обучение приемам игры на инструменте, формирование умений и навыков самостоятельной работы на музыкальном инструменте; 2. воспитательные – воспитание личностных качеств, таких как, трудолюбие, выносливость, ответственность, уважительное отношение к труду музыканта, эмоциональная отзывчивость; формирование духовной культуры; 3. развивающие – развитие общих и специфических способностей (восприятие, воображение, память, мышление, слух, ритм, память и т.д.), осмысление связи предметов (общее фортепиано и сольфеджио, общее фортепиано и музыкальная литература). В результате занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть некоторыми приемами игры на фортепиано (двигательные приемы, способы звукоизвлечения), научиться правильно понимать характер исполняемых произведений. Учитывая специфику обучения на фортепиано, бытовые условия, а также индивидуальные особенности каждого учащегося, годовой план и требования могут быть сведены до среднего уровня. Также нужно всегда помнить о возрастных категориях учащихся. Срок реализации программы – 7 лет. С первого года обучения неотъемлемой частью курса общего фортепиано является чтение с листа, сначала одноголосных примеров, далее сложнее. Это расширяет музыкальный кругозор учащегося и развивает навык овладения музыкально-нотной грамотой и инструментом. Со второго года обучения необходимо, по мере возможности, начинать работу над гаммами и арпеджио. Учащийся хотя бы теоретически должен представлять себе строение мажорных и минорных гамм и арпеджио (более простых – на 2 октавы, сложнее - на 1 октаву каждой рукой или двумя). В 6-7 классе, помимо игры в ансамбле, можно включать в репертуар и несложный аккомпанемент, даже исполнить его на контрольном уроке. Условия реализации программы Для занятий по общему фортепиано в каждом классе отводится 1 час. Занятия проводятся индивидуально в классе, оборудованном для занятий. В классе должен быть инструмент, учебники, методические пособия. Контроль и учет успеваемости Текущий контроль осуществляется по ходу занятий. Проверка домашнего задания осуществляется в виде игры на инструменте. Кроме того, возможно использовать игровые формы проверки знаний. Промежуточный контроль производится в виде контрольного урока, который проводится 2 раза за учебный год (декабрь, май). Содержание программы 1 класс Результаты 1 года обучения: Овладение основами музыкальной грамоты, основными постановочными элементами рук на клавиатуре, навыками звукоизвлечения, посадкой за инструментом. Освоение навыков игры non legato, staccato, legato различных ритмических групп. Игра в ансамбле. Контрольный урок по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений. 2 класс Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 8-10 произведений. Результаты 2 года обучения: Освоение новых аппликатурных формул, двигательных навыков. Контрольный урок по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений 3 класс Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 8 разнохарактерных и разножанровых произведений. Результаты 3 года обучения: формирование навыков взаимодействия слуховых и двигательных представлений ученика. Контрольный урок по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений. 4 класс Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 6-8 произведений, в том числе этюд, крупная форма, 1-2 ансамбля или аккомпанемент. Результаты 4 года обучения: полученные навыки за 3 года, акцентируется внимание на осознанном художественном исполнении. Контрольный урок по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений. 5 класс Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 6-8 произведений, в том числе этюд, полифония, крупная форма, 1-2 ансамбля или аккомпанемент. Результаты 5 года обучения: умения свободно исполнять аккорды, арпеджио, развитие навыков ансамблевой игры. Контрольный урок по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений. 6 класс Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 8-10 произведений, может быть 1 этюд, полифония, крупная форма, 1-2 ансамбля. Результаты 6 года обучения: к ранее сформированным навыкам прибавляется развитие навыков крупной техники, продолжение навыков ансамблевой игры. Репертуар становится более разнообразным по художественным задачам. Контрольный урок по полугодиям - исполнение двух разнохарактерных произведений. 7 класс Годовые требования: за учебный год преподаватель должен проработать с учеником 5-6 произведений, это может быть 1 полифония, крупная форма, этюд,1-2 ансамбля или 1 этюд, пьеса, ансамбль (аккомпанемент) Результаты 7 года обучения: умение читать с листа, самостоятельно выучить текст незнакомого, доступного по уровню музыкального произведения, исполнение несложного аккомпанемента. Контрольный урок по полугодиям - исполнение 2 произведений, учитывая возможности учащегося, в том числе может быть аккомпанемент. Список литературы 1. Алексеев А. «Методика обучения игры на фортепиано», М.,1978 2. Артоболевская А.Д.-«Первая встреча с музыкой», из опыта работы педагога-пианиста,М.,1935 3. Баренбойм -«Путь к музицированию» Л.-М.,1979 4. Цыпин «Обучение игре на фортепиано» М.,1984 5. Бах «Маленькие прелюдии и фуги», М.,1975 6. Гнесина «Фортепианная азбука» |