Скачать 153.94 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 1» г. Грайворона Белгородской области «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (ГИТАРА ШЕСТИСТРУННАЯ) ПРОГРАММА г. Грайворон 2010 г. Составитель: Ю.Н.Вернигора – преподаватель по классу гитары МОУ ДОД ДШИ № 1 г. Грайворона ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Занятия по предмету «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) в детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств проводятся в объеме 5 лет обучения в зависимости от возраста, музыкальных данных и индивидуальных особенностей учащихся. За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно исполнять на гитаре произведения из репертуара детской музыкальной школы, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле и аккомпанемента. Основной формой работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над важнейшими разделами музыкально-технического развития учащегося. Следует прививать ему сознательное отношение к необходимости усвоения тех или иных технических приемов, ясное представление о художественной цели, которой они служат. Основными предпосылками для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося. Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения – важнейшему для гитариста средству музыкальной выразительности, а также правильным движениям пальцев правой руки. Нельзя не отметить важность свободного владения позициями и навыком вибрации. К работе над вибрацией следует приступить, когда учащийся усвоит необходимые постановочные и двигательные навыки. При этом необходимо стремиться к формированию у него внутренней потребности к вибрации. Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения. Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учеником произведений с аккомпанементом преподавателя. Это обогащает слуховые, музыкальные представления учащегося, помогает укреплению и совершенствованию присущего ему чувства ритма, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних заданий, рационального использования времени, отведенного для работы. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет педагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, больше наблюдать за учеником, выявляя его индивидуально-психологические и физические особенности. На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для контроля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение профессионального, делового контакта с родителями учащихся на протяжении всего периода обучения. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном учебном плане учащегося. Краткие методические указания В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от педагога ясное представление о гитаре как сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также познакомить ученика с важнейшими сведениями из истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на классической гитаре. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности. В течение всего периода обучения особое внимание уделить посадке, постановке правой руки, различным способам звукоизвлечения, постановке левой руки. Учет успеваемости Успеваемость учащихся в игре на инструменте (гитаре) учитывается на экзаменах, академических концертах, а также открытых концертах, конкурсах, фестивалях, прослушиваниях и т.д. В течение учебного года учащиеся сдают зачеты, академические концерты. В начале года обычно проходит зачет по летней программе – исполнение самостоятельно подготовленного произведения. Желающие учащиеся сдают его в форме концерта, а остальные сдают в классе в присутствии преподавателей. Контрольные уроки по проверке технической подготовки, которые мы называем техническими зачетами, обычно проводятся со 2 класса. Первый зачет в ноябре, где учащиеся исполняют этюд, гаммы, читают с листа. И второй в феврале. Он проводится в нашей школе в форме конкурса и называется «Юный виртуоз». Те учащиеся, которые не участвовали в конкурсе, сдают этюд в классном порядке. Контрольные уроки – зачеты, а также другие выступления учащихся, оцениваются словесной характеристикой, при этом оцениваются достигнутые ими успехи и имеющиеся недостатки. Академические концерты проводятся 2 раза в год, в конце каждого полугодия. В течение учебного года для показа на академических концертах педагог должен подготовить с учеником 4 произведения различных по форме и жанру (в том числе возможны и ансамблевые произведения). На выпускной экзамен выносится 4 произведения различных жанров и форм. Экзаменационные программы для учащихся выпускных классов, готовящихся к поступлению в средние учебные заведения, составляются в соответствии с приемными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих в средние специальные заведения культуры и искусств. В течение учебного года учащиеся экзаменационного класса выступают на прослушиваниях – три прослушивания программы с исполнением (без оценки) выпускной программы. Участие в конкурсах, концертах, отборочных прослушиваниях и т.д. может приравниваться к выступлению на академическом концерте. При проведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
Годовые требования по классам Первый классРазвитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Аппликатурные обозначения. Освоение приема тирандо. Игра большим пальцем правой руки по открытым басовым струнам и с привлечением левой руки в средних позициях (5). Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах и изучение четырехзвучных аккордов в первой позиции. Нотная грамота и чтение нот в первой и второй позициях. Качество звучания и ритм. Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Ознакомление с настройкой инструмента. Переход к игре на одной струне путем чередования пальцев правой руки. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 20-30 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли (с педагогом). Несложные вариации и гаммы в первой позиции. Второй классПродолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Разнообразие динамических оттенков. Повышение требовательности к качеству исполнения тирандо. Освоение восходящего и нисходящего легато. Знакомство с грифом гитары в пределах 5-ти позиций. Развитие начальных навыков смены позиций и чтения нот с листа. Натуральные флажолеты. Освоение баррэ. В течение учебного года педагог должен изучить с учеником 12-20 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включение в план 2-4-х произведений с элементами полифонии и произведений крупной формы, а также изучение гамм в пределах 5-ти позиций различными вариантами аппликатуры в правой руке. Третий классРазвитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ. Смешанное легато. Исполнение мелизмов. Освоение навыка вибрации. Способ извлечения звука апояндо. Игра в ансамбле.В течение учебного года необходимо изучить с учеником 14-18 различных произведений, в том числе 2-4 полифонические пьесы, 1-2 произведения крупной формы, ансамбли и этюды на различные виды техники. Хроматическая гамма. Гаммы в аппликатуре А. Сеговии (тирандо и апояндо). Четвертый классРазвитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры, баррэ, вибрации и легато. Мелизмы. Закрепление навыков игры в позициях. Искусственные флажолеты. В течение учебного года следует изучить с учеником 13-18 различных музыкальных произведений, в том числе 2-4 полифонические пьесы, 1-2 произведения крупной формы, ансамбли и этюды. Двухоктавные минорные мелодические гаммы. Учащимся исполнительских отделений и профессионально-ориентированным предлагается включать в план не мене 4-х полифонических пьес, 2-х произведений крупной формы, 6 этюдов на различные виды техники, а также гаммы в аппликатуре А. Сеговии.Пятый классДальнейшее развитие музыкально-художественного мышления, исполнительских навыков и самостоятельности учащегося. Повышение требовательности к выразительному исполнению. Усложнение ритмических задач. Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев правой руки, совершенствование техники их чередования в различных видах арпеджио и гамм. Сложные флажолеты. Закрепление навыков игры в высоких позициях и чтения нот с листа. В течение учебного года следует изучить с учеником 14-18 различных музыкальных произведений, в том числе 2-3 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 4-6 этюдов, ансамбли. Для учащихся исполнительских отделений и готовящихся к поступлению в среднее профессиональное учебное заведение необходимо освоение гамм в аппликатуре А.Сеговии в движении восьмыми, триолями, шестнадцатыми, пунктирным ритмом. Гаммы C-dur, G-dur – терциями, секстами, октавами. РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ ПЕРВЫЙ КЛАСС НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
ПЬЕСЫ
ЭТЮДЫ
ВТОРОЙ КЛАСС НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
ПЬЕСЫ
ЭТЮДЫ
ТРЕТИЙ КЛАСС НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
ПЬЕСЫ
ЭТЮДЫ
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
ПЬЕСЫ
ЭТЮДЫ
ПЯТЫЙ КЛАСС НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
ПЬЕСЫ
ЭТЮДЫ
|
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) Составители: В. А. Кузнецов, старший преподаватель Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке, лауреат всероссийского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерства культуры СССР в редакции 1982 года и примерной программе по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная),... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая образовательная программа художественно эстетической направленности по предмету «Специальный инструмент. Гитара шестиструнная»... | Программа по учебному предмету «Специальность и чтение с листа (гитара шестиструнная)» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Аннотация к рабочей программе «Музыкальный инструмент. Фортепиано» Детских музыкальных школ и музыкальных отделений Детских школ искусств. Музыкальный инструмент. Фортепиано» (Москва, 2006г.) и «Примерной... | Урока 18. 12. 2013г Данные об учителе: Анохина Вера Алексеевна Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, музыкальный инструмент | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Струнные... Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы в 2002 году | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Калимуллина О. С., Межецкая О. В. Модуль «Музыкальный инструмент» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс.... | ||
Рабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучение строится по групповому и индивидуальному принципу. Занятия проводятся в звеньях по 5- 6 человек, а также индивидуально,... | ||
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент... Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент (флейта)» входит в программу предпрофессиональной подготовки «оош «Созвучие» и ведется... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведущий расскажет о каждом из инструментов, их устройстве, принципах звукоизвлечения, краткой истории возникновения инструмента.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведущий расскажет о каждом из инструментов, их устройстве, принципах звукоизвлечения, краткой истории возникновения инструмента.... | Мотов В. И., Шахов Г. И., Изд. Кифара Рабочая программа для народных отделений дмш и дши «Музыкальный инструмент. Аккордеон» | ||
Рабочая программа по предмету музыкальный инструмент Составитель – Вернигора Ю. Н., преподаватель по классу духовые инструменты мбоудод – дши №1 г. Грайворона Белгородской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет «Общее фортепиано» – по сути, второй музыкальный инструмент, которым учащимся предлагается овладеть |