Скачать 0.69 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Биокомбинатовская детская музыкальная школа Щёлковского муниципального района Московской области Рекомендовано «УТВЕРЖДАЮ» Педагогическим Советом Директор МБОУДОД ДМШ МБОУДОД ДМШ п. Биокомбинат ЩМР МО п. Биокомбинат ЩМР МО Поташникова О. И. 30 августа 2012 г 1 сентября 2012 г Протокол№ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по предмету «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) Составитель программы: Преподаватель Киреева Е.Л. Срок реализации: 6 – 18 лет Возраст детей:7-9 лет . п. Биокомбината 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ
обучающихся и их родителей………………………………………… 26 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дополнительного образования по предмету «гитара шестиструнная» для детей, обучающихся в МОУДОД «Биокомбинатовская детская музыкальная школа» составлена на основе типовой программы по классу шестиструнной гитары Всесоюзного методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры, утвержденной управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР в редакции 1982 года и примерной программе по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная), утвержденной Научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры Российской Федерации в редакции 2002 года. Занятия по предмету «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) в МОУДОД «Биокомбинатовская детская музыкальная школа» проводятся в объеме 5 лет обучения в возрасте 7-16 лет, в зависимости от музыкальных данных и индивидуальных особенностей обучающихся. За время обучения преподаватель должен научить обучающегося самостоятельно разучивать и грамотно исполнять на гитаре произведения из репертуара детской музыкальной школы, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле и аккомпанемента. Основной формой учебной работы в классе гитары является урок, проводимый как индивидуальное занятие преподавателя с обучающимся. На раннем этапе обучения (1,2 классы) возможны также уроки, проводимые с двумя-тремя обучающимися одновременно, в целях расширения их кругозора, создания в классе коллективной творческой атмосферы, а также для первоначального знакомства с игрой в ансамбле. На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над важнейшими разделами музыкально-технического развития обучающегося. Следует прививать ему сознательное отношение к необходимости усвоения тех или иных технических приемов, ясное представление о художественной цели, которой они служат. Основными предпосылками для успешного развития у обучающихся детей является воспитание у них свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы преподавателя и обучающегося. Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения важнейшему для гитариста средству музыкальной выразительности, а также правильным движениям пальцев правой руки. Нельзя не отметить важность свободного владения позициями и навыком вибрации. К работе над вибрацией следует приступить, когда обучающийся усвоит необходимые постановочные и двигательные навыки. При этом необходимо стремиться к формированию у него внутренней потребности к вибрации. Преподаватель должен привить обучающемуся навыки использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения. Большое значение для музыкального развития имеет исполнение обучающимся произведений с аккомпанементом преподавателя. Это обогащает слуховые, музыкальные представления обучающегося, помогает укреплению и совершенствованию присущего ему чувства ритма, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. Продвижение обучающихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для работы дома. Развитие навыков самостоятельной работы у обучающихся позволяет преподавателю более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, больше наблюдать за обучающимися, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и физические особенности. На первоначальном этапе возможно привлечение родителей обучающихся детей для контроля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение профессионального, делового контакта с родителями обучающихся на протяжении всего периода обучения. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что преподаватель в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие — для показа в условиях класса, третьи — с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном учебном плане обучающегося. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность состоит в том, что в программе соблюдены требования, предъявляемые к учебно-педагогическому репертуару, в основе которых лежит принцип: сочетания высоких музыкально-художественных творческих и учебно-педагогических качеств репертуара. Чем интереснее образная сторона исполняемых пьес, тем увлеченнее работает обучающийся над освоением игровых навыков. Программа учитывает индивидуальные особенности обучающихся, разный уровень интеллекта, творческих способностей, что позволяет осуществлять выбор нотного материала. Основные направления программы обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и музыкальным занятиям; изучение музыкальных произведений; усвоение знаний о музыке. Цели программы: формирование у обучающихся основ музыкальной культуры; развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения, учебно-творческих способностей в исполнительской деятельности. освоение музыкальных произведений через доступный нотный материал; овладение практическими музыкальными умениями и навыками в учебно-творческой деятельности, обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности; воспитание музыкального вкуса, чувства прекрасного; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству. Задачи программы: Ввести обучающихся в мир музыки; Научить детей слушать и чувствовать музыку; Пробудить любовь к музыке, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы; Создать условия для усвоения детьми музыкальных знаний, навыков игры на инструменте; Поддерживать интерес к музыкальным занятиям; Заложить навыки трудолюбия и самостоятельности. Нотный материал содержит образцы мировой культуры, обеспечивают изучение различных жанров и стилей, соответствуя российским традициям, культурно -национальным особенностям. Тем самым репертуар способствует формированию художественного мышления обучающихся. Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то, что обучающийся в учебном заведении дополнительного образования, где находит применение данная программа — основное лицо. Профессиональная педагогика посредством программы должна создавать условия для плодотворной деятельности обучающегося как субъекта обучения. Фундаментально важные психолого-педагогические проблемы должны учитываться преподавателями во всех звеньях музыкального образования при осуществлении программы. Обучающийся и преподаватель на уроке - равноправные участники учебно-творческого процесса, что не исключает ведущей роли преподавателя, который умело направляет его к самостоятельному открытию необходимого знания, тем самым, определяя для себя перспективу творческого роста. Важно при осуществлении программы руководствоваться требованиями к организации учебного процесса: четко определять объем знаний и навыков, обязательных для овладения репертуаром; наиболее продуктивно использовать время урока; в развитии обучающегося ставить дальнюю цель, которая и будет определять стратегию и тактику развития, учитывать репертуарный план. Формы и режим занятий: индивидуальные занятия - урок 45 минут; репетиции в период подготовки к публичным выступлениям; прослушивания к концертам, конкурсам. Занятия проходят в соответствии с учебно-тематическим планом. Ожидаемые результаты В результате занятий по предмету «гитара шестиструнная» дети, обучающиеся в МОУДОД должны: знать и понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации; конкретные художественные задачи при изучении и при исполнении музыкального произведения; нужные приемы, движения для реализации поставленных технических и исполнительских задач. Уметь: передавать настроение музыки и его изменение посредством различных звуковых красок; исполнять различные по жанру и по форме музыкальные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Работа по данной программе развивает творческие задатки обучающихся, прививает им комплекс важнейших практических навыков, формирует индивидуально — творческое отношение к поиску новых средств выразительности. Способы определения результативности ожидаемого совпадают с основными формами отчета, которые могут быть разнообразными: контрольный урок; зачет; контрольное прослушивание; академический концерт; итоговая аттестация; сольные выступления обучающихся в музыкальной школе, в рамках шефских концертах, концертов для родителей, на музыкальных фестивалях, конкурсах, праздниках, классных вечерах и собраниях; урок в присутствии родителей, преподавателей, администрации; музыкально - творческие уроки; тематические уроки. Без оценки невозможно корректировать развитие деятельности как процесса. Учебная деятельность нуждается в оценке ее субъектов - преподавателя и обучающегося. Критерии оценки зависят от целей, стоящих перед участниками деятельности. При оценке важно выделять то положительное, что показано обучающемуся в процессе учебной деятельности, в содержании его работы. Во всех случаях основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение произведения. Главное условие, чтобы репертуар соответствовал возможностям и уровню развития обучающихся. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Все виды учебной деятельности, которые отражены в учебно-тематическом плане и которые затрагивают проблемы постановки рук, принципов звукоизвлечения, средств музыкальной выразительности и технических задач, являются неотъемлемой частью практической работы над любым музыкальным произведением из репертуарного списка на протяжении всего периода обучения. Занятия по данной программе дополнительного образования детей по предмету «гитара шестиструнная» в МОУДОД «Биокомбинатовская ДМШ» проводятся как синтез теоретических знаний и сольной исполнительской практики с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
|