Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная)





Скачать 317.97 Kb.
НазваниеПримерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная)
страница1/3
Дата публикации27.07.2014
Размер317.97 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Культура > Примерная программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

(ГИТАРА ШЕСТИСТРУННАЯ)

ДЛЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ

И МУЗЫКАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ШКОЛ ИСКУССТВ

МОСКВА 2002

Составители: В. А. Кузнецов, старший преподаватель Московского государ­ственного института музыки им. А. Г. Шнитке, лауреат всероссийского и международного конкурсов А. Ф. Гитман, преподаватель Детской школы искусств № 3 им. С. Т. Рихтера (г. Москва)

Рецензенты: Н. А. Комолятов, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженный артист РФ А. П. Мартынов, преподаватель Детской музыкальной школы № 64, заслуженный артист РФ

Редактор: О. Н. Соколова

Программа разработана на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия по предмету «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) в детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств прово­дятся в объеме 7(8) или 5(6) лет обучения в зависимости от возраста, музыкаль­ных данных и индивидуальных особенностей учащихся.

За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разу­чивать и грамотно исполнять на гитаре произведения из репертуара детской музы­кальной школы, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле и аккомпанемента.

Основной формой учебной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. На раннем этапе обучения (1,2 классы) возможны также уроки, проводимые с двумя-тремя учениками одновременно, в целях расширения их кругозора, создания в классе коллективной творческой атмосферы, а также для первоначального знакомства с игрой в ансамбле.

На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и сис­тематическая работа над важнейшими разделами музыкально-технического раз­вития учащегося. Следует прививать ему сознательное отношение к необходимос­ти усвоения тех или иных технических приемов, ясное представление о художе­ственной цели, которой они служат.

Основными предпосылками для успешного развития ученика является вос­питание у него свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных ху­дожественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося.

Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения — важ­нейшему для гитариста средству музыкальной выразительности, а также правиль­ным движениям пальцев правой руки. Нельзя не отметить важность свободного владения позициями и навыком вибрации. К работе над вибрацией следует при­ступить, когда учащийся усвоит необходимые постановочные и двигательные на­выки. При этом необходимо стремиться к формированию у него внутренней по­требности к вибрации.

Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмыс­ленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения.

Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учени­ком произведений с аккомпанементом преподавателя. Это обогащает слуховые, музыкальные представления учащегося, помогает укреплению и совершенство­ванию присущего ему чувства ритма, заставляет добиваться согласованного ан­самблевого звучания.

Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для ра­боты дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет пе­дагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, боль­ше наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологичес­кие и физические особенности.

На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для кон­троля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение профессионального, делового контакта с родителями учащихся на протяжении всего периода обучения.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изуче­ния в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности испол­нения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного испол­нения, другие—для показа в условиях класса, третьи—с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном учебном плане учащегося.
Краткие методические указания

В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от пе­дагога ясное представление о гитаре как сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также познакомить ученика с важнейшими сведениями из истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на клас­сической гитаре. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назна­чении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности.

Посадка

Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранно­сти, подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом.

При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого жес­ткого стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту. Левая нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол, колено находится на воображаемой линии между левым плечом и ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед. Нос исполнителя и самая высокая точка корпуса гитары находятся на одной вертикальной линии, головка грифа рас­полагается на уровне нижней части головы гитариста, плечи сохраняют свое есте­ственное положение.

Постановка правой руки

Постановка правой руки — один из важнейших компонентов формирова­ния качества звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев.

Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью рас­положиться на большом овале гитары. Руку надо чувствовать всю, от плечевого сустава, держа ее как бы на весу, хотя предплечье и касается корпуса гитары. Нельзя опираться на обечайку всем весом руки, ни предплечьем, ни локтевым сгибом.

Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а держится в нужном положении. Для ее удержания требуется необходимое и доста­точное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. В этом случае пясть располагается параллельно деке гитары, либо запястье находится чуть выше пяст­ных суставов относительно деки, но обязательно не ниже. Пальцы располагаются над правой половиной розетки.
Звукоизвлечение

Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что сама по себе постановка — не цель, а необходимое средство для обеспечения рацио­нальной работы пальцев. Главной же задачей является формирование основ пра­вильного звукоизвлечения, культуры звука.

Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует предвари­тельно оттягивать струну пальцем и только потом отпускать. Для этого необходим важный предшествующий этап: установка пальца на струну, своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до автоматизма. Оттягивание струны произ­водится всем пальцем целиком: от пястного сустава по направлению к передней деке и к соседней струне одновременно. Ладонь при этом располагается непосред­ственно над струнами, и палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажи­ма на струну вторая фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе. Передние фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев, напротив, не­много упруго прогибаются. При этом струна естественно оттягивается в направле­нии передней деки, и звук обладает более красивым, глубоким тембром.

Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой. Пос­ле звукоизвлечения возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлече­ния осуществляется только пястным суставом. Нельзя тянуться к струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе.

В настоящее время профессиональная игра на гитаре может осуществляться только ногтевым способом, и учащийся с самого начала должен быть ориентирован на это. В то же время, если у ученика ногти тонкие и хрупкие, то можно применять безногтевой способ. При описанной выше постановке правой руки в процессе из­влечения звука одновременно участвуют и мякоть пальца, и ноготь: кончик пальца левой стороной нажимает на струну, подушечка проминается, струна касается ног­тя, оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода.


Приемы звукоизвлечения

Существует два основных приема звукоизвлечения: тирандо и апояндо. Тирандо может быть исполнена любая фактура без исключения, поскольку траекто­рия движения кончика пальца при этом такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну.

Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, то после звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до этой струны. Та­кой прием называется апояндо. Апояндо — прием скорее художественный, коло­ристический, придающий особую силу и красочность звучанию. Принципы рабо­ты пальцев и направление оттягивания струны при правильном выполнении обо­их приемов отличаются друг от друга незначительно.
Постановка левой руки

Удобнее всего рука располагается на грифе, если пальцы стоят в V - VI по­зициях на третьей струне. Плечо должно быть свободно опущено, рука круто со­гнута (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье и пясть представляют собой единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив пер­вого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать нельзя. Кисть почти параллельна грифу, пальцы слегка наклонены влево. Такое положение пальцев в позиции на одной струне можно считать оптимальным. Мизинец, в зависимости от длины и физиологических особенностей, может стоять прямо или даже быть наклоненным чуть вправо. На шестой струне наклон пальцев практически отсут­ствует, а по мере приближения к первой струне — увеличивается.

С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может ме­няться, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного положения кисти для каждого конкретного случая.

При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец каса­ется обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье получается более вы­пуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец перемещается к середине, или даже к вер­хней части обратной стороны грифа. Запястье становится более плоским, а паль­цы круче сгибаются.

Учет успеваемости

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а так­же на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными плана­ми в выпускных классах (5 и 7 классы) и в классах профессиональной ориентации (6 и 8 классы). В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом.

На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах профессиональной ориентации составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учеб­ного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.

В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академических концертах. Школьные академические концерты проводятся систематически, 2-3 раза в полугодие. При такой организации концертной деятельности педагог полу­чает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара.

Хорошо подготовленным, а также профессионально ориентированным уча­щимся рекомендуется в течение учебного года выступить не менее трех раз на академических концертах с исполнением произведений различных жанров и форм. Количество произведений для исполнения не ограничивается.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Проверка технической подготовки учащихся, умения читать ноты с листа, подбирать по слуху, транспонировать на доступном для учащегося уровне осуще­ствляется на одном-двух контрольных уроках в течение учебного года в присутствии других педагогов отдела. Контрольные уроки такого рода проводятся с 4 класса и оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигну­тые успехи и имеющиеся недостатки.

Оценка на академических концертах выставляется за одно (любое) выступ­ление ученика в году.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

а) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

б) оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;

в) другие выступления ученика в течение учебного года.
Годовые требования по классам

Требования рассчитаны на семилетний курс обучения. В пятилетнем курсе пятый (выпускной) класс примерно соответствует седьмому (выпускному) классу настоящих требований. Для учащихся общих отделений требования могут быть сокращены или упрощены соответственно их индивидуальному уровню музыкаль­ного и технического развития.

Первый класс

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мыш­ления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Аппликатурные обозначения. Освоение приема тирандо. Игра большим пальцем пра­вой руки по открытым басовым струнам и с привлечением левой руки в средних пози­циях (V-VH). Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах и изучение че-тырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции. Нотная грамота и чтение нот в первой и второй позициях. Качество звучания и ритм. Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Восходящее и нисходящее легато. Ознакомление с настройкой инструмента. Переход к игре на одной струне путем чередования пальцев правой руки.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 20-30 му­зыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального ха­рактера, этюды и ансамбли (с педагогом). Хорошо подготовленным учащихся ре­комендуется освоение легких пьес с элементами полифонии, несложных вариа­ций и гамм в одну- две октавы в первой позиции, ознакомление с приемом баррэ.
Второй класс

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизв-лечением и ритмом. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. По­вышение требовательности к качеству исполнения тирандо. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах четырех-девяти позиций. Развитие началь­ных навыков смены позиций и чтения нот с листа. Элементарные виды флажолетов. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материале. Развитие техники баррэ.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-20 раз­личных произведений, включая ансамбли и этюды. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включение в план 2-4 произведений с элементами поли­фонии и произведений крупной формы, а также изучение гамм в пределах четы­рех первых позиций (i-nt, тирандо).
Третий класс

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ. Смешанное легато. Подготов­ка к исполнению мордента. Освоение навыка вибрации Прием апояндо. Подго­товка к изучению крупной формы. Игра в ансамбле.

В течение учебного года необходимо проработать с учеником 14-18 различ­ных произведений, в том числе, 2-4 полифонические пьесы, 1-2 произведения круп­ной формы, ансамбли и этюды на различные виды техники. Хроматическая гамма в первой позиции. Хорошо подготовленным и профессионально ориентирован­ным учащимся рекомендуется изучение нетрудных мажорных гамм в аппликатуре А. Сеговии формулами i-m и т-а (тирандо и апояндо), а также упражнений для развития техники арпеджио и легато.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) icon«музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) программа
Составитель: Ю. Н. Вернигора – преподаватель по классу гитары моу дод дши №1 г. Грайворона
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерства культуры СССР в редакции 1982 года и примерной программе по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная),...
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая образовательная программа художественно эстетической направленности по предмету «Специальный инструмент. Гитара шестиструнная»...
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) iconПрограмма по учебному предмету «Специальность и чтение с листа (гитара шестиструнная)»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) iconАннотация к рабочей программе «Музыкальный инструмент. Фортепиано»
Детских музыкальных школ и музыкальных отделений Детских школ искусств. Музыкальный инструмент. Фортепиано» (Москва, 2006г.) и «Примерной...
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) iconУрока 18. 12. 2013г Данные об учителе: Анохина Вера Алексеевна
Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, музыкальный инструмент
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Струнные...
Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы в 2002 году
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Калимуллина О. С., Межецкая О. В. Модуль «Музыкальный инструмент» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс....
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) iconРабочая программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02 «Дополнительный...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение строится по групповому и индивидуальному принципу. Занятия проводятся в звеньях по 5- 6 человек, а также индивидуально,...
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент...
Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент (флейта)» входит в программу предпрофессиональной подготовки «оош «Созвучие» и ведется...
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий расскажет о каждом из инструментов, их устройстве, принципах звукоизвлечения, краткой истории возникновения инструмента....
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий расскажет о каждом из инструментов, их устройстве, принципах звукоизвлечения, краткой истории возникновения инструмента....
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) iconМотов В. И., Шахов Г. И., Изд. Кифара
Рабочая программа для народных отделений дмш и дши «Музыкальный инструмент. Аккордеон»
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) iconРабочая программа по предмету музыкальный инструмент
Составитель – Вернигора Ю. Н., преподаватель по классу духовые инструменты мбоудод – дши №1 г. Грайворона Белгородской области
Примерная программа по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет «Общее фортепиано» – по сути, второй музыкальный инструмент, которым учащимся предлагается овладеть


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск