Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2007,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010 года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час.
Рабочая программа составлена с учётом регионального компонента, где учитывается аспекты этнокультурного образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса - первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.
В содержании уроков входит составление декоративной композиции традиционных мотивов гжельской, хохломской, гордецкой, жостовской, росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, старооскольской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей. Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ и выполнение художественно-творческих проектов, позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повысить мотивацию обучения.
Этнорегиональный подход реализуется с изменением в рабочей программе тем отдельных уроков. Конкретное решение программы реализуется с изучением художественных традиций и промыслов Оренбургской области: герб и флаг г. Оренбурга, народные художники Оренбуржья. Изменения в рабочей программе с учётом регионального компонента составляет - 20% от учебной программы.
Задачи художественного развития учащихся
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
5 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово,).
Учащиеся должны уметь:
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35часов
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
Тема I четверти:
«Древние корни народного искусства» ( 9 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.
Древние образы в народном искусстве.
Декор русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки Оренбургской области.
Народный праздничный костюм Оренбургского края.
Народные праздничные обряды.
Тема II четверти:
«Связь времен в народном искусстве» (7 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
Древние образы в современных народных игрушках. Старооскольская игрушка.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Тема III четверти:
«Декор – человек, общество, время» (11 ч)
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».
Декор и положение человека в обществе.
Одежда говорит о человеке.
Костюмы древних цивилизаций.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
О чём рассказывают гербы Оренбургской области.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Тема I V четверти:
«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)
Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).
Современное выставочное искусство.
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.
Народные художники нашего края.
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Учебный методический комплекс.
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
Календарно-тематическое планирование в 5 классе
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
№
| Наименование раздела программы
| Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)
| Количество часов
| Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий)
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
| Вид контроля.
Измерители.
| Примечание
| Д\З
| Дата проведения
| план
| факт
| 1-я четверть «Древние корни народного искусства» 9 часов
| 1.
| Древние корни народного искусства (9 часов)
| Древние образы в народном искусстве
| 1
| Урок - сообщения новых знаний. Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага
| Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер
| Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства
| Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства по-
|
| Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ
|
|
| 2.
| Древние корни народного искусства
| Орнамент как основа декоративного украшения
| 1
| Урок формирования новых знаний, умений, навыков.
Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага
| Орнамент как основа декоративного украшения.
| Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая
|
|
| Обратить внимание на декор домов частного сектора
|
|
| 3.
| Древние корни народного искусства
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда
| 1
| Урок формирования новых знаний, умений, навыков
Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага
| Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов
| Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы
| Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценивание работ
|
| Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слон)
|
|
| 4.
| Древние корни народного искусства
| Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки Белгородской области.
| 1
| Комбинированный
Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры, акварель, бумага в клеточку)
| Крестьянская вышивка -- сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение.
| Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента
| Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного * художестве нного творчества
| Региональный компонент
| Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме (опережающее задание)
|
|
| 5.
| Древние корни народного искусства
| Народный праздничный костюм
| 1
| Комбинированный Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов
| Народный праздничный костюм -целостный художественный образ
| Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа
| Просмотр и анализ работ
|
| Подобрать иллюстрации с изображением интерьера русской избы с ее декоративным убранством (поисковая работа в подгруппах)
|
|
| 6-7
| Древние корни народного искусства
| Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы
| 2
| Комбинированный Коллективная ра- бота «В русской избе». Материал: гуашь, акварель, пастель, сангина, тонированная бумага (серая, светлокоричневая).
| Единство пользы и красоты в предме тах быта и труда крестьян
| Понимать взаимо- связь пользы и кра соты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе
| Самоанализ эта пов работы, эстетическая оценка результата кол лективной композиции
|
| Подобрать иллюст рации к русским народным сказкам с изображением на родных гуляний (хороводы, ярмарки и др.)
|
|
| 8-9
| Древние корни народного искусства
| Народные праздничные обряды, праздники Белгородчины
| 2
| Повторительно-обобщающий урок
Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, со лома или мочало нитки, палочка, ткань
| Роль декоративно- прикладного искус- ства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»
| Иметь представле- ние о роли декора тивно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода
| Просмотр и анализ работ
| Региональный компонент
|
|
|
| 2-я четверть «Связь времен в народном искусстве» 7-часов
| 10-11
| Связь времен в народном искусстве 7ч
| Древние образы в современных народных игрушках
Единство формы и декора в старооскольских народных игрушках
| 2
| Комбинированный
Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага.
| Живучесть древних образов в современ ных народных иг рушках. Особенно сти пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимо- новской, дымков ской, каргополь- ской, старооскольской игрушек).
| Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета
| Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание работ
| Региональный компонент
| Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки
|
|
| 11-12
| Связь времен в народном искусстве
| Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
| 2
| Комбинированный
Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти
| История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи
| Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета
| Просмотр и анализ работ
|
| Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы
|
|
| 13.
| Связь времен в народном искусстве
| Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
| 1
| Комбинированный Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти
| История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи
| Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе
| Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?». Анализ результатов творчества одноклассников (выборочно)
|
| Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ
|
|
| 14-15.
| Связь времен в народном искусстве
| Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Истоки и
современное развитие Борисовской керамики.
| 2
| Комбинированный Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти
| Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма
| Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета
| Игра «Художники-зрители»
| Региональный компонент
| Подумать над вопросом: «Какие традиционные художественные промыслы нашей области вы знаете?»
|
|
| 16
| Связь времен в народном искусстве
| Роль народных промыслов в современной жизни
| 1
| Комбинированный
Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей
| Прееммственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве
| Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой
| Просмотр, анализ и оценка работ
|
| Подготовка к игре
|
|
| 3-я четверть «Декор – человек, общество, время» 11 часов
| 17.
| Декор, человек, общество, время 11ч
| Зачем людям украшения
| 1
| Урок формирования новых знаний, умений
| Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов
| Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора
| Фронтальный опрос (устно)
|
|
|
|
| 18.
| Декор, человек, общество, время
| Декор и положение человека в обществе
| 1
| Урок усвоения новых знаний, умений, навыков Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти
| Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта
| Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом
| Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». Презентация своих работ учащимися и оценка результата
|
| Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран
|
|
| 19
| Декор, человек, общество, время
| Одежда говорит о человеке
| 1
| Комбинированный Выполнение костюма человека восточных стран (Япония, Китай). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага
| Одежда как знак положения человека в обществе.
| Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ
| Анализ результата коллективной работы
|
|
|
|
| 20-21
| Декор, человек, общество, время
| Костюмы древних цивилизаций
| 2
| Урок усвоения новых знаний, умений, навыков.
Коллективная работа
«Бал во дворце».
| Значение одежды и основных элементах костюма в различные эпохи.
Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами,орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус людей
|
|
|
|
|
|
| 22-23.
| Декор, человек, общество, время
| О чем рассказывают гербы и эмблемы
| 2
| Комбинированный Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору)
|
| Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция
| Защита проекта, оценивание результата
|
|
|
|
| 24-25.
| Декор, человек, общество, время
| Символы и эмблемы в современном обществе. Герб и флаг Оренбурга и Оренбургской области
| 2
| Комбинированный Выполнение композиции герба и флага современного Оренбурга и Оренбургской области. Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы
|
| Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом
| Презентация проектных работ. Анализ и оценивание результатов
|
|
|
|
| 26-27.
| Декор, человек, общество, время
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
| 2
| урок-повторение
Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах
| Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.
|
| Подведение итогов конкурсов
|
|
|
|
| 4-я четверть «Декоративное искусство в современном мире» 7 часов
| 28.
| Декоративное искусство в современном мире 7ч
| Современное выставочное искусство
| 1
| Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства)
| Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДЛИ
| Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ
|
|
| Подобрать изображения художественных изделий современного декора-тивно- прикладного искусства 2
|
|
| 29-30
| Декоративное искусство в современном мире
| Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
| 1
| Комбинированный Выполнение витража.
Витражные краски и оборудование для витража.
(Или цветная бумага, ножницы, клей).
| Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.
| Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе
| Выполнение проекта «Украшение окна».
|
| Подобрать изображение для декоративного украшения оконного проема. Обратить внимание на особенности средств выразительности .
|
|
| 31-32
| Декоративное искусство в современном мире
| Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)
.
| 2
| Комбинированный урок. изготовление декоративной вазы для украш. интерьера. Мате риалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага
| Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ
| Владеть практиче скими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема
| Анализ и оценка работ
|
|
|
|
| 32-33
| Декоративное искусство в современном мире
| Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства ( мазаичное панно)
| 4
| Урок творческого применения умений и навыков
Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу
| Этапы работы над произведением ДПИ
| Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, ис пользуя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения
| Эстетическая оценка результата коллективной деятельности
|
| Сбор материала для работы над панно. Отбор и оформление работ к итоговой выставке. Подготовка к обобщающему уроку учеников.
|
|
| 34
| Декоративное искусство в современном мире
| Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Художники нашего края.
| 1
| Музейный урок или
виртуальная экскурсия.
Художественный музей.
| Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире искусства Белгородчины.
| Знать виды ДПИ, особенности языка.
|
|
|
|
|
| 35
| Декоративное искусство в современном мире
| Урок обобщения знаний по темам года
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Викторины, тесты.
|
|
|
|
|
|
| |