2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть»





Скачать 495.04 Kb.
Название2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть»
страница1/5
Дата публикации10.07.2013
Размер495.04 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б1.В.10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700.62 Филология, профиль Отечественная филология: русский язык и литература (1 курс, 1 семестр)
2. Автор программы: Пожидаева О.В., канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии
4. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» («История Античной литературы») являются:

  1. Общая. Сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о литературе Европы от начала нашей эры до начала 17 века.

  2. Методологическая. Изложить основы и научить студентов применению историко-теоретического метода исследования мирового литературного процесса, других литературоведческих методов и подходов.

  3. Познавательная. Дать представление о специфике изучаемых этапов литературного развития Европы в контексте культуры, о высших достижениях зарубежной литературы.

  4. Практическая. Обучить основам анализа произведений европейских писателей средневековья и Возрождения.


5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО


Курс «История Античной литературы» является частью дисциплины «История мировой литературы», предваряет изучение литературы Европы от начала нашей эры до начала 17 века (Средневековья и Возрождения), а также новой и новейшей зарубежной литературы.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОК-9 – умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экологических наук в профессиональной деятельности, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.

ПК-1– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории изучения литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представлении об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии.

ПК-5 – способность применять полученные знания в области теории и истории основ изучения литературы, филологического анализа и интерпретации текста, в собственной научно-исследовательской деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    1). Знать: основные этапы литературного развития Античности, высшие достижения литературы этого периода, основные жанры, основные теоретические работы отечественных и зарубежных литературоведов.

    2). Уметь: рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи, анализировать литературные произведения, относящиеся к разным жанрам, пользоваться справочной, критической литературой, ЭОР, ЭБС.

    3). Владеть: навыками проблемного анализа, конспектирования теоретических источников, установлением межнациональных литературных связей.

    7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

    Общая трудоемкость дисциплины составляет ____1,75____ зачетных единицы
    (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

    ______63_________ часа.

№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*


1.

032700.62 Филология, профиль Отечественная филология: русский язык и литература, ОФО

1

1

63/1,75

36

6

14

22




27

-


8. Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

1

Вводная лекция. Античное общество в истории человечества. Основные исторические этапы литературного развития античного общества

1

1







1
















2.

Мифологическое мировосприятие как особая стадия в процессе осмысления мира. Мифология как наука о мифах и как система мифов. Греческий эпос. Гомеровские поэмы “Илиада” и “Одиссея”. Дидактический эпос Гесиода

5/4

1

4




3
















3.

Греческая литература эпохи становления полисной системы (VП - VI в.в. до н. э.). Классический период. Лирика

1

1







3
















4.

Греческая литература эпохи расцвета и кризиса полисной системы (V - IV в.в. до н.э.). Трагедия. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. Аттическая комедия. Творчество Аристофана

6

2

4




3
















5.

Эллинистическая литература

5

1

4




3
















6.

Греческая литература периода римского владычества. Вторая софистика, творчество Лукиана. Рождение греческого романа. Лонг “Дафнис и Хлоя”

4

2

2




3
















7.

Римская литература, ее своеобразие, периодизация.

2

2







1
















8.

Римская литература эпохи расцвета республики. Литература периода распада полиса. Поэзия Катулла. Творчество Лукреция. Цицерон и Рим

6

2

4




6
















9.

Римская литература эпохи становления империи. Римская литература империи (1 - V в.в. н.э.)

6/2

2

4




4

















9. Содержание разделов дисциплины (указать краткое содержание раздела (темы) с обязательным указанием номера раздела (темы).

1. Вводная лекция. Античное общество в истории человечества. Основные исторические этапы литературного развития античного общества. Формирование в античную эпоху важных представлений о мироздании, человеке, творчестве. Идеал “калокагатии”. Античное общество в его историческом развитии от родовой общины к рабовладельческой империи. Значимость полисной морали для классической Греции. Хронологическая и географическая протяженность античности.

Периодизация греческой литературы.

1. Литература архаического периода разложения родового общества (IХ-VII века до н.э.). Устное народное творчество. Героический и дидактический эпос.

2. Ранняя классическая литература периода становления полисной системы (VII-VI века до н.э.). Лирика декламационная, сольная, хоровая.

3. Классическая литература периода расцвета и кризиса полисной системы (V-середина IV века до н.э.). Трагедия, Комедия, Проза.

4. Литература эллинистического периода ( вторая половина IV века - 30 год до н.э.. Александрийская поэзия. Новоаттическая комедия.

В 30 г. до н.э. Греция вошла в состав Римского государства.

Периодизация римской литературы.

1. Архаический период эпохи царей и становления республики (VIII-IV века до н.э.). Устное народное творчество.

2. Литература периода республики (III век- 30 год до н.э.). Комедия. Лирика, Проза.

3. Литература периода империи. Классический и послеклассический период. Эпос. Сатира. Трагедия. Роман.
2. Мифологическое мировосприятие как особая стадия в процессе осмысления мира. Мифология как наука о мифах и как система мифов. Доолимпийская мифология. Понятие о хтонизме, фетишизме, анимизме, зооморфизме и фитоморфизме. Олимпийский пантеон, атрибуты богов. Понятие о культурном герое и культурной направленности олимпийской мифологии. Мифология как “почва и арсенал” античного искусства.
3. Греческий эпос. Гомеровские поэмы “Илиада” и “Одиссея”. Дидактический эпос Гесиода. Время и место возникновения гомеровских поэм. Исторические сведения о трое, опора на народную героическую песнь. “Гомеровский эпос” в классической филологии. Понятие об эпосе как “примате общего над индивидуальным” (А.Ф. Лосев), проявляющемся в разных аспектах поэтики гомеровских поэм. Эпические герои поэм. Зарождение индивидуальной характеристики в поэмах Гомера. Своеобразие эпического “психологизма”: внешнее, вещественное изображение психики. Стихотворный размер поэм. Гомер в России. Гнедич и Жуковский как авторы “классических” переводов поэм.

Поэмы Гесиода, автобиографическое начало в них. новое представление о целях творчества Картины происхождения мира и богов в “Теогонии”. Своеобразие стиля поэм Гесиода.

Пародийная поэма “Война мышей и лягушек”, проблема авторства и времени ее создания.

Становление басенного жанра, басни Эзопа.
4. Греческая литература эпохи становления полисной системы. Классический период. Лирика. Возникновение лирики как рода словесного творчества. Основные разновидности древнегреческого мелоса. Творчество Тиртея, Солона (элегия). Древнегреческий ямб и его выражение в поэзии Архилоха. Сольная поэзия Сапфо, Алкея, Аакреонта. Хоровая поэзия и ее жанры. Оды Пиндара. “Анакреонтическая” традиция в последующие эпохи.
5. Греческая литература эпохи расцвета и кризиса полисной системы. Трагедия. Творчество Эсхила. Софокла, Еврипида.

Развитие полисов и утверждение афинской рабовладельческой демократии. Греко-персидские войны и их роль в усилении полисного патриотизма. Восходящее развитие культуры после полбеды над персами. Акрополь как одно из высших достижений искусства рассматриваемой эпохи. Значительные достижения в области архитектуры, скульптуры. и т.д. Роль театра в общественной жизни полиса. Устройство театра и театральных представлений.

Трагедия. Проблема происхождения трагедии. Аристотель о происхождении трагедии, роль ритуальных песен и игр в честь Диониса в генезисе жанра.

Эсхил как “отец трагедии, героический, монументальный характер драмы у Эсхила. Художественные особенности трагедий “Прометей прикованный», “Орестея”.

Софокл. Вклад драматурга в развитие драмы, Человек и общество как главная проблематика. разрабатываемая Софоклом. Введение третьего актера, сокращение партий хора, разрушение принципа трилогии и его идейные основания. Идейно-художественное своеобразие трагедий “Антигона”, “Эдип-царь”, “Эдип в Колоне”.

Еврипид. Драматическая деятельность как отражение эпохи кризиса афинской демократии и усилившегося в обществе индивидуализма. Софистика и последствия ее распространения. Изменение характера конфликта в трагедиях Еврипида. Возросший психологизм трагедий Еврипида, своеобразное обращение с мифом, тема критического отношения к богам (“Беллерофонт”). Идейно-художественное своеобразие трагедий “Медея”, “Ипполит”, “Ифигиния в Авлиде”. Критическое отношение современников к Еврипиду как “нарушителю” законов жанра.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» icon2. Автор программы: Гафаров Р. М., канд филол наук, доцент кафедры...
Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по...
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Доцент кафедры русской и зарубежной литературы, канд филол наук Калашникова Н. Б
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология религии»...
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» iconТесты для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины. Предназначена...
Составитель: Строганов А. О., канд экон наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кудреватых Анастасия Николаевна, канд филол наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ургпу
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре...
Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Нейрофизиология»...
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре...
Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Нейрофизиология»...
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» iconПрограмма по истории зарубежной литературы мпгу под редакцией В....
Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии Наумлюк М. В
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» iconПрограмма учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.)....
Целями освоения дисциплины (модуля) «История России (до ХХ в.)», являются изучение основных этапов истории России
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре...
Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Методы психотерапии»...
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» iconОтечественная история
В. Гермизеева, канд ист наук, доцент; А. Ф. Букин, канд ист наук, доцент; Т. В. Глазунова, ст преп.; М. Т. Когут, канд ист наук,...
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» iconИгорь Киселёв Трансцендентальная прикладная Космоэнергетика — ключ к тайнам Вселенной
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры русской филологии Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» iconЗачем нужен компьютер и что он может делать?
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск