Учебно-методический комплекс учебной дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
страница1/5
Дата публикации14.02.2015
Размер0.51 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра русской и зарубежной литературы

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины




ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. РЕАЛИЗМ


ООП 050301.65 русский язык и литература

050300.62 филологическое образование

Москва – 2007

Программа, методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры русской и зарубежной литературы [протокол заседания кафедры № 12 от 27 июня 2007 г.], утверждены на заседании ученого совета филологического факультета [протокола заседания совета № … и дата его проведения].

УМКД рекомендован к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ.

Составитель

Доцент кафедры русской и зарубежной литературы, канд. филол. наук Калашникова Н.Б.

Заведующий кафедрой


Зав. кафедрой русской и зарубежной литературы, докт. филол. наук, профессор Джанумов С.А.

Рецензент:


Зам. зав. кафедрой, докт. филол. наук, профессор Гиленсон Б.А.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Настоящая программа выполнена в соответствии с требованиями ГОС ВПО для различных форм и ступеней обучения (стандарт 2005г., общее количество часов для студентов-специалистов: 51; для студентов-бакалавров: 68; для студентов вечернего отделения: 34).

Курс «Истории зарубежной литературы XIX века. Реализм» для студентов-филологов читается в рамках общего цикла дисциплин по истории зарубежной литературы на 3 году обучения (в 5 семестре – для специалистов и студентов вечернего отделения, в 6 семестре – для бакалавров, выбравших специализацию «литературоведение») с учетом того, что пропедевтический курс «История зарубежной литературы XIX века» предлагается всем студентам-бакалаврам на 2 году обучения (в 3 семестре).

Целью настоящей программы является теоретическое и практическое освоение зарубежной реалистической литературы второй половины XIX века и формирование соответствующих профессиональных и личностных компетенций студента.

Задачи курса:

- освоение студентами корпуса указанных художественных текстов;

  • освоение специфического терминологического и категориального аппарата;

  • дальнейшее совершенствование навыков работы с исследовательской литературой, учебными пособиями и энциклопедическими изданиями по профилю курса;

  • получение знаний о закономерностях процесса исторического развития литератур различных народов Европы и Америки, его связях с культурно-исторической и экономической ситуацией в стране, а также о национальных различиях и особенностях установления и манифестирования реалистического направления;

  • получение студентами знаний о сущности, художественной практике и национальных особенностях реалистического направления;

  • формирование понимания литературного развития как единого, закономерного, непрерывного процесса, а также осознания конкретных элементов преемственности реализма по отношению к предшествующим литературным традициям;

  • обеспечение понимания студентами историко-литературного значения изучаемого периода, вклада в общий процесс эволюции художественного творчества, а также заложенного потенциала «актуализации» в современности.

Изложению материала по каждой отдельной национальной традиции предшествует краткий историко-культурный очерк. Изучение творчества отдельных писателей начинается с обязательной биографической справки.

Лекционный курс ориентирован на широкое, информативное, концептуальное освоение литературно-художественного материала, обеспечение студентов максимальным объемом ориентиров историко-культурного свойства.

Получение студентами знаний сути наиболее важных полемических проблем позволяет им в дальнейшем более глубоко и качественно осваивать соответствующие произведения, а также расширяет возможность беспристрастной оценки явлений, вне давлеющего авторитета мнения преподавателя. В ходе освоения дисциплины предусмотрено обязательное изучение студентами литературно-критических и теоретических работ писателей-реалистов, а также литературоведческих работ отечественных и зарубежных специалистов по тематике и проблематике курса.

Практические занятия по программе курса направлены на углубленное изучение отдельных, наиболее значимых тем курса. Работа по анализу художественного текста и обсуждение критических работ дают возможность студенту формировать, формулировать и аргументированно преподносить свое видение проблемы и восприятие отдельного произведения.

Межпредметные связи

Основной смежной дисциплиной по учебному плану является курс истории русской литературы XIX века, который обеспечивает возможности более полного сопоставительного анализа фактов и явлений реалистического письма в русской и западноевропейской литературной традиции. Знания в области литературоведения и истории зарубежной и русской литератур предшествующих периодов позволяют наглядно демонстрировать преемственность литературного процесса, исследовать направления его эволюции, выделять значимые константы и элементы переходных периодов, отмечать смену тематических и теоретических ориентиров. Межпредметные связи такого рода в сочетании с освоением дополнительных исторических и культурологических материалов позволяют студенту в дальнейшем должным образом выявлять индивидуальность каждой отдельной культурно-исторической эпохи, способствовать пониманию литературного процесса как единого и непрерывного, а также ясно осознавать специфику национальных вариантов.

Требования к первоначальному уровню студента

На начальном этапе от студента требуется активизация знаний, полученных в ходе освоения курсов введения в литературоведение, истории древнерусской литературы, русской литературы XVIII и первой трети XIX вв., античной литературы и зарубежной литературы предшествующих периодов. Знания и навыки литературоведческого анализа призваны помочь студенту в освоении методологических, теоретических, терминологических проблем, а также в решении конкретных практических задач, связанных с анализом литературных произведений.
Требования к уровню освоения дисциплины

Студент, прошедший обучение по курсу «История зарубежной литературы XIX века. Реализм», обязан:

  • знать тексты художественных произведений;

  • освоить корпус рекомендованной критической литературы;

  • уметь давать анализ текстов (определять жанровую специфику, проблематику, характерные признаки литературного направления, вычленять его композиционные и сюжетные особенности);

  • уметь обоснованно вписать отдельное литературное произведение в общий процесс развития реалистического письма;

  • знать биографические подробности жизни и особенности творчества наиболее известных писателей или авторов, чьи произведения показательны в отношении развития литературного процесса;

  • уметь выделять имена ведущих переводчиков, исследователей при анализе корпуса дополнительной литературы;

  • уметь самостоятельно определять межпредметные связи, возникающие по ходу освоения дисциплины, равно как и апеллировать к знаниям, приобретенным в ходе изучения других предметов гуманитарного профиля;

  • уметь творчески применять полученные сведения в дальнейшей профессиональной деятельности, в частности, в преподавании.


Программа ориентирована на дальнейшую научную и педагогическую деятельность.

УМКД включает в себя также тематику лекций, практических занятий, списки возможных тем курсовых и дипломных работ, экзаменационных вопросов и вопросов к зачету, обязательной и дополнительной литературы.
Материал курса, рассчитанного на 1 семестр, распределяются следующим образом:

специалисты (Рус-ОД) (5 семестр) лекционных часов 35

практических занятий 16

бакалавры (Фил-ОД) (6 семестр) лекционных часов 52

практических занятий 16

вечернее отделение (Рус-ОВ) (5 семестр) лекционных часов 18

практических занятий 16
Формы итогового контроля

Студенты дневного и вечернего отделений (кроме студентов, обучающихся по системе «бакалавриат») обязаны до конца ноября предоставить преподавателю конспекты теоретических работ и реферат или эссе по выбранной теме. В конце семестра проводится итоговый зачет для контроля уровня освоения курса. Зачет проходит в форме устного ответа на 2 вопроса билета (один – общетеоретический, второй – практический).

Студенты-бакалавры работают в течение семестра по плану, указанному в технологической карте дисциплины, выполняя задания из базового и дополнительного модулей. В экзаменационную сессию они обязаны сдать итоговый экзамен, который проходит в форме устного ответа на 2 вопроса билета (один – общетеоретический, второй – практический). Ответы на каждый из вопросов оценивается максимум в 10 баллов, максимальное количество баллов за ответ на экзамене – 20.


Часть I. Программа учебной дисциплины
Сложность и неоднозначность толкования термина «реализм» связана с многогранностью и размытостью трактовок «реальности» и «реалистичности», а также их внутреннего соотношения. Наличие бытописательских и нравоописательных тенденций в литературе задолго до XIX столетия осложняет терминологическую унификацию. С первого занятия вопрос о реалистическом методе, возникшем в XIX веке, требует формирования у студентов концептуального подхода, исключающего дальнейшую подмену понятий. Специфика реализма XIX века не допускает смешения его с хронологически более ранними элементами «правдописательской» традиции, но воспринимает их как генетических предшественников.

Таким образом, реализм как правдивое воссоздание действительности превращается в категорию историческую, т.е. трактуется как художественная система и направление, возникшее на определенной эволюционной ступени литературного процесса, и лишь отчасти как реакция на романтические тенденции.

Исторические и социальные потребности искусства и литературы, начиная с 1830-х гг., освещаемые в ходе лекционного курса, свидетельствуют о формировании специфических акцентов и актуализации проблем современности в произведениях писателей-представителей нового направления.

О. Конт. «Курс позитивной философии» и «Дух позитивной философии» как философское освоение естественнонаучного знания. Закономерность как отношения последовательности и признание функциональной взаимосвязи явлений действительности. Этапы становления человеческого разума. Вопросы методологического единства знания и «трех стадий мышления»: теологической, метафизической и «позитивного состояния». «Социальная физиология» Конта. Искусство как гипотетическое продолжение позитивизма и воспитательный инструмент. И. Тэн. «Этюды о французских философах XIX века» и «Об уме». Философская доктрина как развитие идей предшественников. Сенсуализм и позитивная гносеология. Специфика социальных взглядов Тэна. Эстетическая концепция философа-медиума. Проповедь детерминизма.

Философская эссеистика середины века как мировоззренческая система, философия культуры и художественного слова. Т. Карлейль и С. Кьеркегор как «учителя мудрости». Т. Карлейль. Теория символического выражения («Sartor Resartus»). Философ-парадоксалист. Интерес к биографии. Значение эссеистики в формировании проблематики и тематики произведений современников. Вопросы истории («Прошлое и настоящее») и традиции («Герои, почитание героев и героическое в истории»). Афористическое мастерство. Признание современников. С. Кьеркегор. Философская полемика и анализ философии античности. «Или-или» и традиции антигегельянства. Психология христианства Кьеркегора и его роль в развитии психологизма в литературе. Вопросы нравственности и личностной свободы. «Страх и трепет», «Понятие страха» и проблематика этического и эстетического. Композиционное оформление материала и повествовательные приемы. Значение творчества Кьеркегора для дальнейшего развития литературного процесса.
Литература Франции

Формирование парадигмы классического реализма (вторая треть столетия). Полемика с романтизмом и вопросы наследования элементов традиции. Обострение социальной динамики, историко-экономические контуры эпохи. Революционные процессы первой половины века. Развитие демократических тенденций в литературе. Секуляризация культурных процессов. Достижения в области естествознания. Позитивизм и детерминизм как философская база и мировоззренческий принцип формирующегося художественного метода. Разработка принципов систематизации знания и наблюдения в художественной культуре. Сложности терминологического осмысления понятия «реализм». Позитивистские тенденции в художественном слове. О. Конт: полемика разума и воображения. Культ детализации и социальной направленности литературных произведений. «Социальная правда» и формирование принципов жизнеподобия искусства. Традиции и роль литературной критики в литературном процессе. Биографический метод Ш. Сент-Бёва и жанр литературного портрета. Универсальность эволюционного восприятия жизни. Хронология становления реалистического метода и его теоретического оформления. Вопросы трактовки понятий «история», «правда»/«истина». Отношение к историческим фигурам, включенным в художественный текст. Традиция исторической прозы. «Неистовая литература» 1820-х гг. Ж. Жанен и полемика с романтизмом. Вопросы художественных исканий 1830-х гг. «Искренний реализм» конца 1840-х гг. Республикански настроенная богема и ее роль в формировании творческого метода. Разработка новых принципов репрезентации действительности (Э. Шанфлери, Г. Курбе). «Реализм» в понимании критики и Шанфлери. Основные принципы реализма и теория искренности, теоретические работы Шанфлери. Его социальные предпочтения в системе образов прозы. Журнал «Реализм» и его роль в оформлении творческого новаторства. Сотрудничество с Ж. Дюранти.

Ф. Стендаль (1783-1842). Становление мировоззрения, эстетических взглядов. Личный «исторический» опыт. Отношение к социальной активности, основные социальные слои французского общества. Эволюция метода от романтизма к реализму. Теоретические работы о литературном процессе. Значение философии сенсуализма для формирования акцентов психологизма Стендаля. Психологическое содержание характера как предмет исследования. Влияние физиологии на психологию личности (трактат «О любви»). Традиция романа воспитания и романистика Стендаля («Красное и черное», «Люсьен Левен», «Пармская обитель»). Формирование черт романа карьеры. Среда питательная и среда губительная. Основа конфликта романа – как демонстрация глубинных проблем современности. Стендаль в оценке современников и соотечественников. Автобиографические тенденции в «Жизни Анри Брюлара».

О. де Бальзак (1799-1850). Путь от этюдного нравоописания к романистике. Осознание авторской задачи в «секретарской» реализации основных научных принципов: всеобщности, детерминизма, эволюционности. Черты эпопеи в «Человеческой комедии». Множественность сюжетных линий, полицентричная композиция романов, социальная ориентированность прозы. Функция сквозных персонажей. Роман карьеры, философия успеха и социальные пороки современности. Характер «бальзаковских страстей» и связь с предшествующей литературной традицией. Жанровые контаминации в прозе Бальзака. Эстетические приоритеты Бальзака. Предметный мир и детализация. Вопросы нравственной перспективы. Предисловие к «Человеческой комедии» как авторский манифест. Бальзак в оценке соотечественников.

П. Мериме (1803-1870). Становление либерализма и вольномыслия. Переводческая деятельность. Драма «Кромвель» и новаторство в осознании путей обновления литературы. Великие мистификации Мериме и разрушение традиционной поэтики в «Театре Клары Газуль». Традиции исторической прозы и проблема историзма прозы и драматургии Мериме. Специфика и функции «местного колорита». Синонимия «правдивости» и мастерства нравоописательной репрезентации. Новеллистика как свидетельство эволюции творческого метода. Единство повествовательной техники. Драматургичность композиции текстов. Соединение черт романтизма и реализма в малой прозе. Поздняя новеллистика как авторская программа. Мериме и русская культура. Тургенев и Мериме.

Г. Флобер (1821-1880). Романтический юношеский период. Подражания романтикам и влияние традиций «личного» романа. Роман «Воспитание чувств» и программная тематика Флобера. Специфика философской и эстетической позиции. Предопределенность изменений и свобода познания. Характер художественного познания, спинозизм. Триединство искусства, формула безличного искусства (как сочетание самоотречения и высокой нравственности). Слабость «личного» искусства, сила авторского перевоплощения. Тема испытания искушениями и ее художественные решения. Роман «Мадам Бовари» как образец «внеличного искусства». Психология неосмысленных побуждений в романе. Своеобразие композиции и проблема драматического искусства. Концепция типичного в творчестве Флобера. Флобер в восприятии современников и соотечественников. Флобер и Россия.
Литература Англии

Викторианская эпоха в английской литературе. Социально-экономическая и историческая характеристика периода. Роль учений экономистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Трагизм жизненных коллизий и благополучность развязок. Законодательство и реформаторство периода как основа проблематики художественной прозы. Вопросы морали и нравственности и проповедь нерушимости нравственных законов. Дидактические тенденции в литературе. «Объемность» картины повествования в прозе и художественные средства ее достижения. Законодательные акты как способ решения экономических и социальных проблем. Хартия и чартистское движение. Чартистская поэзия и чартизм в прозе. Своеобразие путей формирования психологизма в литературе. Проза Э. Троллопа. Творчество Дж. Мередита. Женская проза как знак времени. Культурное взаимодействие творческих начал, Прерафаэлиты, Дж. Рескин. Английская поэзия и эстетика (А. Теннисон, Р. Браунинг, Э. Баррет-Браунинг, Д.Г. Россетти).

Ч. Диккенс (1812-1870). Гуманизм и черты викторианства в прозе. Периодизация творчества. Эволюция этических канонов и жанровое многообразие творческого наследия. Нравоописательные традиции и социальная проблематика. Идеализация старины в противопоставлении к современности («Посмертные записки Пиквикского клуба»). Характер социального аналитизма и историзма. Рубежный роман «Домби и сын». Новаторство художественной техники, реализация авторской реалистической программы. Смена авторской позиции. Детские образы в прозе Диккенса. Зрелый социально-психологический роман. Эпические черты романистики, традиции и проблематика рабочего романа. Романы последнего десятилетия: система социально-нравственных приоритетов, принципы обращения к читателю, возвращение к «роману об одном герое», характер психологизма и драматизма. Образ джентльменства. Диккенс о современности, полемика с У.М. Теккереем. Диккенс в России.

Феномен английской «дамской» прозы. Сестры Бронте. Ш. Бронте (1816-1855): путь от экспериментов в поэзии к романистике. Специфика тематики и проблематики. «Женскость» взгляда автора, акценты в сюжетосложении и системе образов. Связь с литературной традицией и восприятие реалистических тенденций художественного слова. Вопросы религии, морали и нравственности в романистике. Автобиографичность. («Учитель», «Джейн Эйр»). Нравственные идеалы героинь. Проблемы воспитания в современности в романистике Бронте. Вопросы самоопределения и традиции «рабочего романа» («Шерли»). Жанровая специфика романа «Городок». Эволюция реалистического письма. Э. Бронте (1819-1848): специфика образности и жанровые особенности романа «Грозовой перевал». Романтические и реалистические элементы поэтики. Символика образов и хронотопа, характер разрешения конфликта. Место творчества сестер Бронте в английской литературе столетия.

Дж. Элиот (1819-1880). Хронология творчества. Социальные и нравоописательные тенденции прозы первого периода. Эстетическая программа, функция детерминизма, обстоятельств и среды. Роман «Мельница на Флоссе»: художественный конфликт и связь с традицией критического реализма. Проблематика романа как отражение эпохи. Новаторство в сюжетосложении. Система образов, характер психологизма. Позитивизм в вопросах возможности нравственного перерождения личности и общества. Эволюция тематических и сюжетных приоритетов в прозе второго периода. Разработка концепции положительного героя и идеала («Сайлас Марнер»), концепции восприятия истории и личностного самоопределения («Миддлмарч»). Антивикторианские тенденции. Отношение к Ч. Диккенсу, У.М. Теккерею, Дж. Рескину.

Э. Гаскелл (1810-1865). Образ провинции, христианско-нравственная проблематика прозы. Традиции чартистской литературы и роман «Мери Бартон». Эволюция авторского реализма вромане «Кренфорд». Социальная картина и традиции викторианской прозы. Особенности бытописания, автобиографизм, отношения с современниками. Место творчества Дж. Остин в английской литературе. Становление авторской манеры, разработка предшествующих литературных традиций (Б. Джонсон, Г. Филдинга). Нравственная философия, вопросы взаимодействия личности и общества. Традиция романа воспитания и роман «Гордость и предубеждение». Голос автора в романе. Специфика средств психологической характеристики. Остин – предшественница викторианской литературы.

Э. Троллоп (1815-1882). Литературная ситуация и связь с предшествующей традицией. Формирование эстетики писателя. Хронология творческого пути. Образ викторианской Англии в прозе романиста. Специфика социального образа. Эпический масштаб и особенности творческого метода. Роман «Барчестерские башни»: формирование проблематики, множественность сюжетных линий, композиционные особенности произведения. Связь с быто- и нравоописательной традицией. Последовательность разработки образа аристократии. Типичный хронотоп романных текстов писателя (Барчестер – Лондон). «Паллизеровские» романы Троллопа. Восприятие произведений автора современниками. Критики ХХ века о романах Троллопа.

У.М. Теккерей (1811-1863). Наследование предшествующей литературной традиции. Концепция нравственности и викторианство. Теккерей – публицист, критик, художник. Полемика с «ньюгетским» романом, романтиками. Проблема историзма в художественном слове. Отношения с Диккенсом. Жанровая палитра ранних произведений, формирование арсенала художественных средств. Теккерей о снобизме и категориях снобов («Книга снобов»). Особенности реалистического метода. Принципы типизации и характерная авторская поэтика в «Ярмарке тщеславия». Сатира и ирония Теккерея. Композиционное новаторство и образ Кукольника. Диалектика жанровых структур в «Истории Генри Эсмонда». Проблема объективности повествования, художественный психологизм. Теккерей в восприятии современников и критиков.


Литература Германии

Социально-историческая ситуация в Германии в середине столетия. Философский и общекультурный климат. Эстетика Г.В. Ф. Гегеля и ее роль в развитии литературного процесса. Исторический скептицизм и эстетика А. Шопенгауэра. Г. Бюхнер и становление реализма в Германии. Драматургия Ф.Х. Геббеля. Развитие проблематики реализма в прозе В. Раабе. Социально-эстетическая программа Т. Шторма и ее вклад в развитие национальной новеллистики. Периодизация творчества Т. Фонтане. «Исторический романтизм». Конфликт личности и общества и его «женский» аспект в прозе Фонтане. Развитие Фонтане европейской романной традиции в реалистическом направлении: специфика поэтики, вопросы индивидуального авторского метода и единства общереалистических принципов. Романы «Женни Трайбель» и «Эффи Брист» как вершина творческого мастерства автора.

Г. Бюхнер (. Формирование эстетики автора. Политические пристрастия и тематические предпочтения. Специфика авторского историзма. Полемика с романтизмом и творческий метод писателя. Драма «Смерть Дантона»: характеристика конфликта и особенности восприятия истории; связь с шекспировской традицией. Система персонажей. Влияние эпической традиции на сюжетную и композиционную специфику. Эстетико-философское и нравственное значение произведения. Прозаические произведения Бюхнера. Символизм произведений писателя и его актуальность для литературы рубежа XIX-XX веков.

Ф.Х. Геббель (1813-1863). Жанровое разнообразие творческого наследия. Произведения, посвященные проблемам философии и искусства и авторская позиция по отношению к вопросам творчества. Влияние романтической традиции. Авторская публицистика и литературная критика. Религиозная и духовная проблематика произведений. Драматургический талант писателя, его роль в формировании трагедии нового типа. Предпочтения в системе персонажей. Авторское восприятие истории. Своеобразие эстетической системы Геббеля. Отношение писателя к философии Шопенгауэра и связь с философией Гегеля. Восприятие творчества Геббеля современниками и литературной критикой.

Г. Гейне (1797-1856). Этапы творческой биографии. Значение романтической традиции на становление автора. Жанровые особенности наследия Гейне. Проблематика творчества и ее эволюция от 1830-40х гг. к 1850-м гг. Особенности образного восприятия. Политические и исторические реалии в поэзии Гейне. Социальное звучание и философская актуальность поэзии Гейне. Сатирические произведения. Вопросы чувственности в поэзии автора. Характеристика основных и наиболее значительных циклов произведений. Работы о современном состоянии литературы. Поэма «Германия. Зимняя сказка»: синтез романтической техники и реалистической проблематики.
Американская литературная ситуация

Американские трансценденталисты. Значение эссеистики Р.У. Эмерсона. Принцип объективности и категория «опыта». Политическая и историческая ситуация в США. Специфика национального развития литературы и «американское возрождение» середины столетия. Позднее становление и развитие реалистического письма. Национальное своеобразие как «местный колорит». Роль романа «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу для формирования реалистических тенденций в американской прозе.

Г. Мелвилл (1807-1891). Формирование тематических приоритетов писателя. Своеобразие сочетания романтической и реалистической традиций. «Литература путешествий» и романистика Мелвилла. Роман «Моби Дик, или Белый Кит» как эпическое произведения. Черты реалистического мировосприятия. Жанровые особенности текста, композиционное решение. Семиотическое прочтение романа в традициях философии знака в Америке. Амбивалентность интерпретации.

Часть II. Методические рекомендации

и план освоения учебной дисциплины
Тематика лекционных занятий
1.Введение. Общетеоретическая лекция.

(Фил-ОД: 4 часа; Рус-ОД: 2 часа; Рус-ОВ: 1 час)

Формирование парадигмы классического реализма (вторая треть столетия). Полемика с романтизмом и вопросы наследования элементов традиции. Обострение социальной динамики, историко-экономические контуры эпохи. Революционные процессы первой половины века. Развитие демократических тенденций в литературе. Секуляризация культурных процессов. Достижения в области естествознания. Позитивизм и детерминизм как философская база и мировоззренческий принцип формирующегося художественного метода. Разработка принципов систематизации знания и наблюдения в художественной культуре.
2.Классический реализм. Этапы становления и развития.

(Фил-ОД: 2 часа; Рус-ОД: 2 часа; Рус-ОВ: 1 час)

Сложности терминологического осмысления понятия «реализм». Позитивистские тенденции в художественном слове. О. Конт: полемика разума и воображения. Культ детализации и социальной направленности литературных произведений. «Социальная правда» и формирование принципов жизнеподобия искусства. Традиции и роль литературной критики в литературном процессе. Биографический метод Ш. Сент-Бёва и жанр литературного портрета. Универсальность эволюционного восприятия жизни. Хронология становления реалистического метода и его теоретического оформления. Вопросы трактовки понятий «история», «правда»/«истина». Отношение к историческим фигурам, включенным в художественный текст. Традиция исторической прозы.
3.Французская литературная ситуация начала XIX века.

Творчество Э. Шанфлери и Ж. Дюранти.

(Фил-ОД: 2 часа; Рус-ОД: 2 часа)

«Неистовая литература» 1820-х гг. Ж. Жанен и полемика с романтизмом. Вопросы художественных исканий 1830-х гг. «Искренний реализм» конца 1840-х гг. Республикански настроенная богема и ее роль в формировании творческого метода. Разработка новых принципов репрезентации действительности (Э. Шанфлери, Г. Курбе). «Реализм» в понимании критики и Шанфлери. Основные принципы реализма и теория искренности, теоретические работы Шанфлери. Его социальные предпочтения в системе образов прозы. Журнал «Реализм» и его роль в оформлении творческого новаторства. Сотрудничество с Ж. Дюранти.
4.Творчество Ф. Стендаля. (Фил-ОД; Рус-ОД; Рус-ОВ: 2 часа)

Биографические сведения. Становление мировоззрения, эстетических взглядов. Личный «исторический» опыт. Отношение к социальной активности, основные социальные слои французского общества. Эволюция метода от романтизма к реализму. Теоретические работы о литературном процессе. Значение философии сенсуализма для формирования акцентов психологизма Стендаля. Психологическое содержание характера как предмет исследования. Влияние физиологии на психологию личности (трактат «О любви»). Традиция романа воспитания и романистика Стендаля («Красное и черное», «Люсьен Левен», «Пармская обитель»). Формирование черт романа карьеры. Среда питательная и среда губительная. Основа конфликта романа – как демонстрация глубинных проблем современности. Стендаль в оценке современников и соотечественников. Автобиографические тенденции в «Жизни Анри Брюлара».
5.Творчество О. де Бальзака. (Фил-ОД; Рус-ОД; Рус-ОВ: 2 часа)

Биографические сведения. Путь от этюдного нравоописания к романистике. Осознание авторской задачи в «секретарской» реализации основных научных принципов: всеобщности, детерминизма, эволюционности. Черты эпопеи в «Человеческой комедии». Множественность сюжетных линий, полицентричная композиция романов, социальная ориентированность прозы. Функция сквозных персонажей. Роман карьеры, философия успеха и социальные пороки современности. Характер «бальзаковских страстей» и связь с предшествующей литературной традицией. Жанровые контаминации в прозе Бальзака. Эстетические приоритеты Бальзака. Предметный мир и детализация. Вопросы нравственной перспективы. Предисловие к «Человеческой комедии» как авторский манифест. Бальзак в оценке соотечественников.
6.Творчество П. Мериме.

(Фил-ОД: 2 часа; Рус-ОД: 2 часа; Рус-ОВ: 1 час)

Биографические сведения. Становление либерализма и вольномыслия. Переводческая деятельность. Драма «Кромвель» и новаторство в осознании путей обновления литературы. Великие мистификации Мериме и разрушение традиционной поэтики в «Театре Клары Газуль». Традиции исторической прозы и проблема историзма прозы и драматургии Мериме. Специфика и функции «местного колорита». Синонимия «правдивости» и мастерства нравоописательной репрезентации. Новеллистика как свидетельство эволюции творческого метода. Единство повествовательной техники. Драматургичность композиции текстов. Соединение черт романтизма и реализма в малой прозе. Поздняя новеллистика как авторская программа. Мериме и русская культура. Тургенев и Мериме.
7.Викторианство как феномен культуры.

(Фил-ОД: 2 часа; Рус-ОД: 2 часа; Рус-ОВ: 1 час)

Викторианская эпоха в английской литературе. Социально-экономическая и историческая характеристика периода. Трагизм жизненных коллизий и благополучность развязок. Законодательство и реформаторство периода как основа проблематики художественной прозы. Вопросы морали и нравственности и проповедь нерушимости нравственных законов. Дидактические тенденции в литературе. «Объемность» картины повествования в прозе и художественные средства ее достижения. Своеобразие авторского психологизма. Проза Э. Троллопа. Творчество Дж. Мередита. Женская проза как знак времени. Культурное взаимодействие творческих начал, Прерафаэлиты, Дж. Рескин. Английская поэзия и эстетика (А. Теннисон, Р. Браунинг, Э. Баррет-Браунинг, Д.Г. Россетти).
8.Творчество Ч. Диккенса. (Фил-ОД; Рус-ОД; Рус-ОВ: 2 часа)

Биографические сведения. Гуманизм и черты викторианства в прозе. Периодизация творчества. Эволюция этических канонов и жанровое многообразие творческого наследия. Нравоописательные традиции и социальная проблематика. Идеализация старины в противопоставлении к современности («Посмертные записки Пиквикского клуба»). Характер социального аналитизма и историзма. Рубежный роман «Домби и сын». Новаторство художественной техники, реализация авторской реалистической программы. Смена авторской позиции. Детские образы в прозе Диккенса. Зрелый социально-психологический роман. Эпические черты романистики, традиции и проблематика рабочего романа. Романы последнего десятилетия: система социально-нравственных приоритетов, принципы обращения к читателю, возвращение к «роману об одном герое», характер психологизма и драматизма. Образ джентльменства. Диккенс о современности, полемика с У.М. Теккереем. Диккенс в России.
9.Английский «Дамский роман»: сестры Бронте.

(Фил-ОД: 2 часа; Рус-ОД; Рус-ОВ: 1 час)

Биографические сведения о семье. Ш. Бронте: путь от экспериментов в поэзии к романистике. Специфика тематики и проблематики. «Женскость» взгляда автора, акценты в сюжетосложении и системе образов. Связь с литературной традицией и восприятие реалистических тенденций художественного слова. Вопросы религии, морали и нравственности в романистике. Автобиографичность. («Учитель», «Джейн Эйр»). Нравственные идеалы героинь. Проблемы воспитания в современности в романистике Бронте. Вопросы самоопределения и традиции «рабочего романа» («Шерли»). Жанровая специфика романа «Городок». Эволюция реалистического письма. Э. Бронте: специфика образности и жанровые особенности романа «Грозовой перевал». Романтические и реалистические элементы поэтики. Символика образов и хронотопа, характер разрешения конфликта. Место творчества сестер Бронте в английской литературе столетия.
10.Творчество Дж. Элиот.

(Фил-ОД: 2 часа; Рус-ОД; Рус-ОВ: 1 час)

Биографические сведения. Хронология творчества. Социальные и нравоописательные тенденции прозы первого периода. Эстетическая программа, функция детерминизма, обстоятельств и среды. Роман «Мельница на Флоссе»: художественный конфликт и связь с традицией критического реализма. Проблематика романа как отражение эпохи. Новаторство в сюжетосложении. Система образов, характер психологизма. Позитивизм в вопросах возможности нравственного перерождения личности и общества. Эволюция тематических и сюжетных приоритетов в прозе второго периода. Разработка концепции положительного героя и идеала («Сайлас Марнер»), концепции восприятия истории и личностного самоопределения («Миддлмарч»). Антивикторианские тенденции. Отношение к Ч. Диккенсу, У.М. Теккерею, Дж. Рескину.
11.Проза Э. Гаскелл, Дж. Остин. (Фил-ОД: 2 часа; Рус-ОД: 1 час)

Э. Гаскелл. Образ провинции, христианско-нравственная проблематика прозы. Традиции чартистской литературы и роман «Мери Бартон». Эволюция авторского реализма вромане «Кренфорд». Социальная картина и традиции викторианской прозы. Особенности бытописания, автобиографизм, отношения с современниками. Место творчества Дж. Остин в английской литературе. Становление авторской манеры, разработка предшествующих литературных традиций (Б. Джонсон, Г. Филдинга). Нравственная философия, вопросы взаимодействия личности и общества. Традиция романа воспитания и роман «Гордость и предубеждение». Голос автора в романе. Специфика средств психологической характеристики. Остин – предшественница викторианской литературы.
12. Творчество Э. Троллопа. (Фил-ОД: 2 часа; Рус-ОД: 1 час)

Биографические сведения. Литературная ситуация и связь с предшествующей традицией. Формирование эстетики писателя. Хронология творческого пути. Образ викторианской Англии в прозе романиста. Специфика социального образа. Эпический масштаб и особенности творческого метода. Роман «Барчестерские башни»: формирование проблематики, множественность сюжетных линий, композиционные особенности произведения. Связь с быто- и нравоописательной традицией. Последовательность разработки образа аристократии. Типичный хронотоп романных текстов писателя (Барчестер – Лондон). «Паллизеровские» романы Троллопа. Восприятие произведений автора современниками. Критики ХХ века о романах Троллопа.
13.Творчество У. М. Теккерея. (Фил-ОД; Рус-ОД; Рус-ОВ: 2 часа)

Биографические сведения. Наследование предшествующей литературной традиции. Концепция нравственности и викторианство. Теккерей – публицист, критик, художник. Полемика с «ньюгетским» романом, романтиками. Проблема историзма в художественном слове. Отношения с Диккенсом. Жанровая палитра ранних произведений, формирование арсенала художественных средств. Теккерей о снобизме и категориях снобов («Книга снобов»). Особенности реалистического метода. Принципы типизации и характерная авторская поэтика в «Ярмарке тщеславия». Сатира и ирония Теккерея. Композиционное новаторство и образ Кукольника. Диалектика жанровых структур в «Истории Генри Эсмонда». Проблема объективности повествования, художественный психологизм. Теккерей в восприятии современников и критиков.

14.Эстетика и философия О. Конта и И. Тэна.

(Фил-ОД: 4 часа; Рус-ОД: 2 часа)

О. Конт. «Курс позитивной философии» и «Дух позитивной философии» как философское освоение естественнонаучного знания. Закономерность как отношения последовательности и признание функциональной взаимосвязи явлений действительности. Этапы становления человеческого разума. Вопросы методологического единства знания и «трех стадий мышления»: теологической, метафизической и «позитивного состояния». «Социальная физиология» Конта. Искусство как гипотетическое продолжение позитивизма и воспитательный инструмент. И. Тэн. «Этюды о французских философах XIX века» и «Об уме». Философская доктрина как развитие идей предшественников. Сенсуализм и позитивная гносеология. Специфика социальных взглядов Тэна. Эстетическая концепция философа-медиума. Проповедь детерминизма.

15.Философская эссеистика, вопросы этики и эстетики

(Т. Карлейль, С. Кьеркегор). (Фил-ОД: 4 часа; Рус-ОД: 2 часа)

Философская эссеистика середины века как мировоззренческая система, философия культуры и художественного слова. Т. Карлейль и С. Кьеркегор как «учителя мудрости». Т. Карлейль. Теория символического выражения («Sartor Resartus»). Философ-парадоксалист. Интерес к биографии. Значение эссеистики в формировании проблематики и тематики произведений современников. Вопросы истории («Прошлое и настоящее») и традиции («Герои, почитание героев и героическое в истории»). Афористическое мастерство. Признание современников. С. Кьеркегор. Философская полемика и анализ философии античности. «Или-или» и традиции антигегельянства. Психология христианства Кьеркегора и его роль в развитии психологизма в литературе. Вопросы нравственности и личностной свободы. «Страх и трепет», «Понятие страха» и проблематика этического и эстетического. Композиционное оформление материала и повествовательные приемы. Значение творчества Кьеркегора для дальнейшего развития литературного процесса.


16. Творчество Г. Флобера. (Фил-ОД; Рус-ОД; Рус-ОВ: 2 часа)

Биографические сведения. Романтический юношеский период. Подражания романтикам и влияние традиций «личного» романа. Роман «Воспитание чувств» и программная тематика Флобера. Специфика философской и эстетической позиции. Предопределенность изменений и свобода познания. Характер художественного познания, спинозизм. Триединство искусства, формула безличного искусства (как сочетание самоотречения и высокой нравственности). Слабость «личного» искусства, сила авторского перевоплощения. Тема испытания искушениями и ее художественные решения. Роман «Мадам Бовари» как образец «внеличного искусства». Психология неосмысленных побуждений в романе. Своеобразие композиции и проблема драматического искусства. Концепция типичного в творчестве Флобера. Флобер в восприятии современников и соотечественников. Флобер и Россия.
17.Общие тенденции немецкого реализма.

(Фил-ОД: 4 часа; Рус-ОД: 2 часа; Рус-ОВ: 1 час)

Социально-историческая ситуация в Германии в середине столетия. Философский и общекультурный климат. Эстетика Г.В. Ф. Гегеля и ее роль в развитии литературного процесса. Исторический скептицизм и эстетика А. Шопенгауэра. Г. Бюхнер и становление реализма в Германии. Драматургия Ф.Х. Геббеля. Развитие проблематики реализма в прозе В. Раабе. Социально-эстетическая программа Т. Шторма и ее вклад в развитие национальной новеллистики. Периодизация творчества Т. Фонтане. «Исторический романтизм». Конфликт личности и общества и его «женский» аспект в прозе Фонтане. Развитие Фонтане европейской романной традиции в реалистическом направлении: специфика поэтики, вопросы индивидуального авторского метода и единства общереалистических принципов. Романы «Женни Трайбель» и «Эффи Брист» как вершина творческого мастерства автора.

18. Творчество Г. Бюхнера. (Фил-ОД: 2 часа; Рус-ОД: 1 час)

Биографические сведения. Формирование эстетики автора. Политические пристрастия и тематические предпочтения. Специфика авторского историзма. Полемика с романтизмом и творческий метод писателя. Драма «Смерть Дантона»: характеристика конфликта и особенности восприятия истории; связь с шекспировской традицией. Система персонажей. Влияние эпической традиции на сюжетную и композиционную специфику. Эстетико-философское и нравственное значение произведения. Прозаические произведения Бюхнера. Символизм произведений писателя и его актуальность для литературы рубежа XIX-XX веков.
19. Творчество Ф. Геббеля. (Фил-ОД: 2 часа; Рус-ОД: 1 час)

Биографические сведения. Жанровое разнообразие творческого наследия. Произведения, посвященные проблемам философии и искусства и авторская позиция по отношению к вопросам творчества. Влияние романтической традиции. Авторская публицистика и литературная критика. Религиозная и духовная проблематика произведений. Драматургический талант писателя, его роль в формировании трагедии нового типа. Предпочтения в системе персонажей. Авторское восприятие истории. Своеобразие эстетической системы Геббеля. Отношение писателя к философии Шопенгауэра и связь с философией Гегеля. Восприятие творчества Геббеля современниками и литературной критикой.


20. Творчество Г. Гейне. (Фил-ОД: 2 часа; Рус-ОД: 1 час)

Биографические сведения. Этапы творческой биографии. Значение романтической традиции на становление автора. Жанровые особенности наследия Гейне. Проблематика творчества и ее эволюция от 1830-40х гг. к 1850-м гг. Особенности образного восприятия. Политические и исторические реалии в поэзии Гейне. Социальное звучание и философская актуальность поэзии Гейне. Сатирические произведения. Вопросы чувственности в поэзии автора. Характеристика основных и наиболее значительных циклов произведений. Работы о современном состоянии литературы. Поэма «Германия. Зимняя сказка»: синтез романтической техники и реалистической проблематики.
21.Американская реалистическая традиция.

(Фил-ОД: 2 часа; Рус-ОД; Рус-ОВ: 1 час)

Американские трансценденталисты. Значение эссеистики Р.У. Эмерсона. Принцип объективности и категория «опыта». Политическая и историческая ситуация в США. Специфика национального развития литературы и «американское возрождение» середины столетия. Позднее становление и развитие реалистического письма. Национальное своеобразие как «местный колорит». Роль романа «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу для формирования реалистических тенденций в американской прозе.

22.Творчество Г. Мелвилла. Роман «Моби Дик».

(Фил-ОД: 2 часа; Рус-ОД: 1 час)

Биографические сведения. Формирование тематических приоритетов писателя. Своеобразие сочетания романтической и реалистической традиций. «Литература путешествий» и романистика Мелвилла. Роман «Моби Дик, или Белый Кит» как эпическое произведения. Черты реалистического мировосприятия. Жанровые особенности текста, композиционное решение. Семиотическое прочтение романа в традициях философии знака в Америке. Амбивалентность интерпретации.
Тематика практических занятий
Тема 1. Роман Стендаля «Красное и черное» (2 часа)

Романтические и реалистические черты героев романа. Время и личность в романе, образ современности. Образы и быт аристократов. Образы представителей третьего сословия. Своеобразие художественной техники и приемы создания персонажей. Функция пейзажа. Главные герой романа как воплощение типического. Реалистические черты романа. Проблематика романа. Психологизм Стендаля. Особенности конфликта. Авторская позиция в романе.Эстетические взгляды Стендаля. Заглавие.
Тема 2.Роман Бальзака «Отец Горио» (2 часа)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconПредисловие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: Технический перевод для специальности
Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культурология»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «социология»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «криминалистика»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «политология»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «жилищное право»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «профессиональная этика»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история россии»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международное частное право»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история политических...
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом юридических наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права Н. А....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск