Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новосафоновская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока русского языка в 5б классе
по теме «Синтаксический разбор предложения»
Прокопьевский район, 2013
Ф.И.О. учителя: Никифорова Галина Ивановна
Класс: 5б
Дата: 31октября 2013 г.
Предмет: русский язык
Тема урока: «Синтаксический разбор простого предложения»
Место и роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок по теме Цель: создать условия для систематизации знаний учащихся о простом предложении, необходимые для синтаксического разбора
Задачи:
Предметная: формировать навык синтаксического разбора простого предложения, развивать у учащихся умение давать характеристику простому предложению в целом и каждому члену предложения в отдельности.
Метапредметная: развивать умение классифицировать лингвистические единицы в соответствии с определенными признаками; развивать связную речь.
Личностная: воспитывать любовь к поэзии, чувство прекрасного; прививать интерес к русскому языку.
Методы: по источникам знаний: словесные, наглядные, практический.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями, сигнальные карточки.
Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| 1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
| Добрый день, ребята! Я рада снова видеть вас. Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь ему. Сохраните хорошее настроение на весь день. А теперь садитесь, я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
| Готовятся к работе
| Самоопределение (Л), целеполагание (Р), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
| 2.Актуализация знаний
Цель этапа:
выявить уровень усвоения учащимися предыдущих тем; создать условия для развития монологической речи учащихся; способствовать развитию коммуникативного универсального учебного действия – умения слушать и слышать; постановка целей учебной деятельности
| Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию
-Откроем тетради, запишем дату, классная работа. А какую тему мы будем рассматривать на уроке?
Об этом мы узнаем, разгадав кроссворд. (Слайд1) Отгадываем загадки. На дворе осень, она принесла нам свои дары. Здесь зашифрованы названия овощей, фруктов.
К нам приехали с бахчи полосатые мячи.(арбуз)
Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)
В этих жёлтых пирамидках сотни зёрен аппетитных. (кукуруза)
Хоть чернил он не видал, фиолетовым вдруг стал, и лоснится от похвал очень важный (баклажан)
Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь).
Итак, мы определили ключевое слово «Разбор». А какой именно разбор мы будем учиться делать? Как называется раздел, который мы изучаем? Значит, разбор синтаксический. Тема урока «Синтаксический разбор простого предложения».
Какие цели, задачи поставим?
(Слайд 2).
Обобщить изученный материал по теме «…… предложение»
Уметь находить в тексте…… предложения.
Учиться выполнять…. разбор….предложения.
| Анализируют предложенный учителем лингвистический материал, формулируют тему урока, ставят цель, задачи.
| Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней (Р)
| 3. Обобщение и систематизация знаний
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции
| Организует: взаимопроверку;
коллективную проверку
.
Вы сегодня на уроке выступите в роли исследователей и сами составите план разбора простого предложения, а для этого нам надо повторить все, что мы изучили о простом предложении. (Слайд 3)
Ребята берегите природу
Желтеющие листья первые вестники близкой осени
Какие птицы улетели в тёплые края
Ваша задача – выписать предложения
1 ряд – повествовательные
2 ряд – вопросительные
3 ряд – побудительные.
При списывании расставьте знаки препинания.
Учащиеся называют выписанные предложения.
Взаимопроверка, оценивание.
По какому признаку мы характеризуем предложения как повествовательные, побудительные, вопросительные?
Итак, первый пункт в синтаксическом разборе – Вид предложения по цели высказывания.(Слайд 4)
Укажите третье лишнее, свой выбор обоснуйте (Слайд 5):
1. Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу.
2. Горит огнём осенний полдень.
3. Как радует осеннее тепло!
(Лишнее 3-е предложение, потому что оно восклицательное, а 1-е и 2-е – невосклицательные) По какому признаку вы охарактеризовали предложения?
Пункт № 2 в нашем разборе - вид предложения по интонации.(Слайд 6)
На столах у вас лежат листочки с текстами. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова. Работу выполните в парах, помогая друг другу, советуясь. Поможет вам в этом репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень».
Наступила (какая?)_____ осень. Стоят(какие?)____ берёзки. (Где?)_____ краснеют ветки кустарника. (Какой?)____ день полон (чего?)_____ .
Текст (Слайд 8)
Какие предложения были в тексте? Какие получили?
Пункт 4 – вид предложения по наличию второстепенных членов. (Слайд 9).
- Послушайте предложения. Чем они осложнены?
Маша, какое время года ты любишь больше всего? Какой твой любимый вид спорта, Иван?
-Предложения осложнены обращениями. А чем ещё могут быть осложнены предложения? Пункт 5 – есть ли обращение или однородные члены? Полная схема синтаксического разбора предложения (Слайд 11).
Ребята, мы с вами и составили порядок разбора простого предложения, а заодно повторили весь пройденный материал.
Давайте обратимся к учебнику и сравним порядок разбора в учебнике и у нас в памятке. Познакомьтесь с образцом разбора.
ФИЗМИНУТКА
| Записывают слова, предложения, отвечают на вопросы учителя
| Планирование, прогнозирование (Р); моделирование, решение проблемы. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Сличают свой способ действия с эталоном (Р)
| 4. Применение знаний и умений в новой системе
Цель этапа: самооценка и взаимооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности
|
| Записывают предложения, производят их синтаксический разбор
| Контроль, оценка, коррекция(Р), умение структурировать знание, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия (П), управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра (К)
|
| Организует деятельность на применение новых знаний
Выполнение упр.228 на доске. Работа в парах. Выберите из текста простые предложения, сделайте разбор, поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга, оцените.
| Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
| Контроль, коррекция, выделение и осознание того, уже усвоено и что ещё подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Р), самоопределение (Л).
|
5.Рефлексия деятельности (Итог урока)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Организует беседу, связывая результаты урока с его целями -Друзья мои! Я очень рада,
Что состоялся наш урок.
Ну а сейчас приходит время
Уроку подвести итог.
-Удалось ли нам решить намеченные задачи? (Слайд 12)
Оцените свою работу и работу своих одноклассников (Слайд 13)
- На уроке я научился …
– Материал урока для меня был…
- Я могу похвалить себя за…
- Я могу похвалить своих одноклассников за…
Если вы считаете, что научились хорошо делать синтаксический разбор, поднимите зелёный кружок, если испытывали небольшие затруднения – жёлтый кружок, если были значительные трудности – красный кружок.
Домашнее задание:
1.Упр.227
2. Выписать из художественного произведения 2 предложения, сделать разбор.
3. Составить мини-сочинение «Осенние деньки», сделать разбор двух простых предложений.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, сопоставляют цель и результаты, степень их соответствия
| Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.(П)
самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в учебной деятельности ; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.(Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.(К)
Выделение и осознание того, уже усвоено, и того, что еще предстоит узнать, осознание качества и уровня усвоения.(Р)
| |