Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи





Скачать 66.27 Kb.
НазваниеЯзыковые средства публицистического и официально-делового стилей речи
Дата публикации04.09.2014
Размер66.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Назарова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №3 г. Осиповичи» Могилёвской области
Тема урока: Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи

Класс: 7

Цель урока: расширить представления учащихся о языковых средствах публицистического и официально-делового стилей речи;

Задачи:

обучающая:

знать: языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи;

уметь: находить языковые средства в текстах книжных стилей речи, проводить стилистический анализ текста;

задачи личностного развития: создать условия для развития средствами языка коммуникативных компетенций учащихся через работу в группах, создание текстов разных стилей; способствовать развитию логического мышления учащихся через использование ЛСМ.

Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование: Русский язык: учеб. пособие для 7-го кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Л.А.Мурина [и др.]. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 304 с.; сопроводительные листы по теме; портрет В.И.Даля; мультимедийная установка; компьютерная презентация.


Урок русского языка «Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи» проводится в 7 классе. Это второй урок в рамках двух часов, отведённых программой. Речевой раздел «Стили речи» изучается концентрически с 5 по 11 классы, что позволяет учитывать возрастные возможности учащихся, а также прочность усвоения в результате возвращения к теме в каждом последующем классе на новом уровне и в более расширенном объёме. Так, в 7 классе расширяются и углубляются знания учащихся о языковых и речевых средствах стилей. Исходя из программных требований определён тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков. В соответствии с программой урок имеет коммуникативно-деятельностную направленность.

При подготовке к уроку учитывалось, что на предыдущем уроке учащиеся повторили книжные стили речи (сферу употребления, условия общения), проанализировали имеющиеся в учебнике для 7 класса тексты. С целью расширения кругозора учащихся о выдающихся лингвистах, реализации лингвокультурологического подхода к обучению русскому языку при подготовке к уроку использовались материалы, посвящённые В.И.Далю, юбилей которого отмечается в 22 ноября 2011 года.

Для развития логического мышления учащихся, формирования прочных, осознанных знаний применяются логико-смысловые модели (ЛСМ).

В ходе урока используются индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы.

Ход урока

I этап. Организационный (до 1 минуты)

Цель этапа (планируемый результат): психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учитель приветствует учащихся стихотворением «Здравствуйте!», организует внимание учащихся и приглашает их к сотрудничеству.

Внутренне организуются, мобилизуются на работу.


П этап. Ориентировочно-мотивационный (до 7 минут)

Цель этапа (планируемый результат): познавательная готовность учащихся к получению новых знаний, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.

Педагогическая задача: актуализировать опорные знания, сформировать познавательные мотивы, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и её результаты.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

2.1. Используя приём «4 угла», делит учащихся на группы.
2.2. Предлагает ответить на вопросы:

– Назовите предметы, которые лежат на ваших столах.

– Тексты каких стилей речи представлены в этих изданиях?

– Сколько всего стилей речи?

– Почему сегодня на уроке речь пойдёт только о четырёх стилях?

2.3. Предлагает соотнести стили речи с предложенными примерами (сопроводительный лист, задание 1), сверить полученные ответы с ключом.

Проводит коррекцию.
2.4. Называет тему урока, предлагает учащимся сформулировать задачи урока.

2.1. Выбирают стикеры разного цвета, формируют группы.

2.2. Называют предметы (словарь В.И.Даля, дневник, газета, сборник произведений А.С.Пушкина), определяют стили речи.

2.3. Выполняют задание на соотнесение самостоятельно в сопроводительном листе. Сверяют ответы с ключом (слайд).

2.4. Формулируют задачи урока.


Ш этап. Операционно-познавательный (до 27 минут)

Цель этапа (планируемый результат): правильность и осознанность основного содержания изучаемого учебного материала, познавательная активность учащихся.

Педагогическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по расширению знаний, создать ситуацию взаимодействия.


Деятельность учителя

Деятельность учеников

3.1. Предлагает закончить построение ЛСМ в сопроводительном листе с опорой на материал учебника на с. 32-33. (сопроводительный лист, задание 2).

3.2. Организует работу с текстом в группах (сопроводительный лист, задание 3), проверку выполненного задания по ключу.

Предлагает ответить на вопросы:

– Определите задачу данного текста.

– Назовите жанр текста.

– Определите стиль текста.
Динамическая пауза.

Организует с учащимися динамическую паузу.
3.3. Промежуточная рефлексия

Обращает внимание на задачи урока. Предлагает ответить на вопросы:

– Языковые средства какого стиля речи мы наблюдали в тексте?

– Над текстом какого стиля речи нам предстоит ещё поработать?

3.4. Предлагает в группах на основе текста публицистического стиля речи создать текст официально-делового стиля с опорой на материалы для справок, вставить пропущенные буквы (сопроводительный лист, задание 4).

3.1. Заканчивают построение ЛСМ, в случае затруднения обращаются к теоретическому материалу учебника на с. 32-33.

Сверяют свою работу с эталоном (слайд).

3.2. Работают в группах. Выписывают языковые средства публицистического стиля. Сверяют ответы с ключом (слайд).

Отвечают на вопросы.

Выполняют предлагаемые учителем действия.

3.3. Обращаются к задачам урока, отвечают на вопросы.
3.4. Создают текст официально-делового стиля речи с опорой на материалы для справок. Каждая группа зачитывает составленный текст, объясняя орфограммы.




IV этап. Контрольно-коррекционный (до 7 минут)

Цель этапа (планируемый результат): выполнение стилистического анализа текста, коррекция знаний.

Педагогическая задача: установить осознанность усвоения материала, коррекции знаний, умений и способов действий, стимулировать учащихся на самообразование.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

4.1. Предлагает ответить на вопрос:

– По каким признакам определяется стиль текста?

Предлагает выполнить в группах стилистический анализ текстов (сопроводительный лист, задание 5), используя материалы учебника на с. 27-28 и ЛСМ.

4.1. Называют признаки стилей речи.

Выполняют стилистический анализ текстов.

Представляют результаты работы.


V этап. Домашнее задание (1 минута)

Цель этапа (планируемый результат): осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.

Педагогическая задача: подготовить учащихся к выбору домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

5.1. Предлагает выбрать домашнее задание:

1) Из упр. 54 выписать языковые средства официально-делового стиля речи.

2) Подготовить учебное сообщение «Языковые средства стилей речи» с опорой на ЛСМ.

5.1. Определяются с выбором домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневник.


VI этап. Рефлексия (до 2 минут)

Цель этапа (планируемый результат): осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.

Педагогическая задача: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

6.1. Предлагает ответить на вопросы:

– Полезным и значимым для меня на уроке было…

– За что мне хочется себя похвалить после сегодняшнего урока?

– Что меня огорчило?

6.1. Оценивают свою деятельность, определяют возникшие трудности.









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи iconСтатья, рецензия
Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности язык Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей...
Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи iconИзложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное,...
Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей...
Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи iconРусский язык содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности...
Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи iconРеферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения»
Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится...
Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи icon5. Рассказ на свободную тему
В 8 классе цель развития речи состоит в том, чтобы усилить речевую подготовку учащихся, научить их сознательно строить тексты разных...
Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уметь определять стили речи на основе анализа речевой ситуации, видеть языковые средства изученных стилей
Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи iconЛазо Е. Ю. Русский язык. 6 класс. Уроки развития речи
Работа над функциональными стилями русского языка ведется с 5 класса. К середине 6 класса учащиеся уже неплохо знакомы с тремя из...
Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи
Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научить различать тексты разговорного и книжного стилей, составить тексты разных типов речи (повествование, описание, рассуждение),...
Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Речевой этикет делового общения....
Тема: «Речевой этикет делового общения. Официально-деловой стиль. Деловое письмо»
Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать особенности публицистического стиля речи. Уметь находить в тексте признаки публицистического стиля, строить стилистический...
Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: продолжить работу по развитию устной и письменной речи, формировать умения творчески мыслить, анализировать, логически...
Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи iconУрока Тема урока Разговорный и книжные стили речи
Обучающая: формировать понятие разговорного и книжных стилей речи, познакомить с отличительными признаками книжной речи, научить...
Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи iconМассовой информации
Стилей речи, изучение системы жанров pr-текстов и форм их подачи в средства массовой информации. Кроме того, дисциплина содержит...
Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стили речи (научный, художественный, публицистический, официально-деловой, научно-популярный). Типы речи (описание, повествование,...
Языковые средства публицистического и официально-делового стилей речи iconОтчёт о проведении «Уроков культуры речи» в гбоу №628 «Александринская...
Диспут «Язык и речь»: в чём заключается культура русской речи, слушание, понимание текстов разных типов, стилей, жанров


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск