Урока: Физическое воздействие





Скачать 56.25 Kb.
НазваниеУрока: Физическое воздействие
Дата публикации08.09.2014
Размер56.25 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема: «Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого»
Цели урока:

  • расширить представления учеников о подлежащем, сказуемом и об их признаках, способах выражения;

  • углубить знания о синонимических связях языковых единиц;

  • расширять лексический запас обучающихся


Форма работы – групповая
Ход урока:

Физическое воздействие:

Как часто вы ходите в театр? Любите ли вы театр? Когда последний раз были в театре? Что смотрели?
Интрига(Слайд 1)

Вот и сегодня нам предстоит заглянуть в не совсем обычный театр – театр русского языка. Но для начала я предлагаю взглянуть на доску и попробовать догадаться, какое слово здесь спрятано (на доске спрятано слово «грамматика»). Это слово обозначает строй языка, система наиболее общих закономерностей употребления его значимых единиц – слов и предложений.

(на доске висят подсказки в конвертах)

А тема нашего сегодняшнего урока: «Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого»

Воспоминание

Вы не раз слышали фразу, что театр начинается с вешалки или с гардероба, где вы за ваши вещи получаете номерки. Сейчас вам тоже предстоит получить номерки, но не только за вещи, но и за знания. Ваша задача – закончить мои высказывания (учащиеся отвечают, получают номерки и рассаживаются согласно вытащенному номеру):Слайд2.

  1. Простое предложение – это предложение, в котором…

  2. Главными членами предложения являются …

  3. Подлежащее и сказуемое составляют …

  4. Распространенное предложение – это предложение, в котором…

  5. Предложение, в котором есть только один главный член предложения - …

  6. Двусоставное предложение – это предложение, в котором…

  7. Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называется …

  8. Предложение, в котором две и более грамматических основы, называется …

  9. По эмоциональной окраске предложения делятся на …

  10. Побудительные предложения – это предложения, в которых …

  11. Как называется главный член предложения, обозначающий предмет речи и отвечающий на вопросы именительного падежа?

  12. Вопросительные предложения – это предложения, в которых …


У некоторых из вас есть счастливые номерки, и я приглашаю вас выйти сюда (счастливые номерки есть у троих учащихся). А счастливые номерки потому, что вы получили письмо от режиссера нашего театра, а имя этого режиссера, как ни странно, вы видите на доске (обращение к интриге).

Обладатели счастливых номерков получают письма от режиссера, в которых сформулированы вопросы:

Главный режиссер театра «Русский язык» обращается к вам с просьбой еще раз объяснить посетителям театра несколько важных лингвистических понятий и привести примеры: Слайд 3

1. односоставные и двусоставные предложения

2. распространенные и нераспространенные предложения

3. простые и сложные предложения
Представим что совсем недавно мы с вами ходили в театр. И у всех нас самые разные впечатления и эмоции. Ваша задача сейчас рассказать о походе в театр в 5 предложениях. Слайд 4

1 группа – используя только односоставные предложения

2 группа – используя только нераспространенные предложения

3 группа – используя только сложные предложения
Возвращение к интриге

Ну как, догадались, какое понятие скрыто на доске и как все-таки зовут режиссера театра?

(выбрать кого-то одного, кто лучше отвечал, и он выбирает подсказку, висящую на доске)

Подсказка: Область языкознания представлена двумя дисциплинами – морфологией и синтаксисом.
Новый материал Тема и цель урока.

А сейчас я предлагаю вам посетить репетицию в театре, где происходит обсуждение пьесы «Это непростое простое предложение». Здесь идет разговор о том, какой из главных членов предложения главнее? Существуют разные точки зрения, но обычно именно подлежащее характеризуют как грамматически независимый член предложения, обозначающий предмет речи, который управляет другим главным членом предложения сказуемым. Как же выражается в предложении предмет речи? Какие части речи могут играть эту роль?

Давайте познакомимся с актерами, которые мечтают сыграть главную роль – роль подлежащего.

Режиссер взял слово: чтобы определить исполнителя роли, надо знать ее особенности. Первый претендент на эту роль – имя существительное (заполняется таблица, учащиеся выбирают примеры и записывают таблицу в тетради), так как сущ. называет предмет в широком смысле слова. Главное условие роли – именительный падеж.

Тут в разговор вмешалось местоимение, которое тоже попросило назначить его основным исполнителем главной роли, так как если существительное называет предмет, то местоимение указывает на него.

Но режиссер продолжал свою речь. Он назначил дублеров: прилагательное, числительное, наречие, глагол (инфинитив), причастие. Таких случаев немного, но в хорошем спектакле даже эпизодическая роль должна быть сыграна отлично (таблица).

Немного подумав, режиссер продолжил свою речь: следует иметь в виду, что иногда для исполнения главной роли понадобятся не слова, а словосочетания. Слайд 5

способ выражения подлежащего

пример

Существительное в им.п.

На улице идет дождь

Местоимение в им.п.

Со школьных лет я чувствовал красоту языка.

Прилагательное

Стойкий всегда побеждает.

Наречие

Сегодня не похоже на вчера.

Числительное

Одиннадцать – нечетное число.

Причастие

Провожающие стояли у вагона.

Глагол (инфинитив)

Встретить друга – большая радость.

Словосочетание

Вечером мы с братом будем заливать каток.


Вывод: В роли подлежащего могут встречаться практически все части речи русского языка. А вот в роли сказуемого?

Затем подвести учащихся к теме о сказуемом и способах его выражения Слайд 6 (составление таблицы), раздаю карточки с текстом(работаем по теме сказуемое

Обращение к интриге

Подсказка: Обобщающий научный труд, содержащий полное системное описание строя данного языка. Помимо разделов по морфологии и синтаксису, обычно включает сведения по фонетике и словообразованию.

Действенное закрепление Слайд7

  1. Задания для групп: группы получают тексты и выполняют задания.

Во время того, как группы отвечают, представители других групп поднимают карточки: красная – согласен с ответом, зеленая – не согласен.

Сделать вывод: какая часть речи чаще всего выражает подлежащее? Сказуемое?

Слайд 8.Подчернуть главные члены предложения и указать чем выражен главный член предложения.

Наступило время покидать театр, а, следовательно, нужно пройти через гардероб. Ответите на вопрос – получите свой предмет обратно.

Задание: выделить подлежащее и сказуемое

Дежурные внимательно следили за порядком.

Сквозь тучи пробился луч солнца.

Вчера посадили мы дерево.

Люблю грозу в начале мая.

Отправился Иван-царевич на поиски своей невесты.

Хороша была Танюша.

Жили-были дед да баба.

Москва- столица России

Комендантша с дочерью удалились.

Кто-то угрюмо молчал.

Дважды два-четыре

Для меня жить – значит работать.

Красота есть обещание счастья.

Подвожу итог задания Выставляю оценки. Обобщаю изученный материал.

Итог урока

Разрешение интриги

Грамматика – это правила игры, и в каждом языке они свои. Что принято в хоккее, может быть не к месту в футболе. Но одно требование является общим для всех игр (и даже для игры в театре). Если правила есть, они должны выполняться, иначе, какие это правила?

Слова без грамматики – актеры без роли. Роли в каждом представлении разные, но распределять их между актерами грамматика обязана всегда. Например, употребить русское существительное в «никаком» падеже и числе нельзя. Обязательность – первое свойство грамматики. Есть и второе свойство – в любой игре игроки должны взаимодействовать друг с другом, так и в грамматике – слова связываются друг с другом по правилам. Вот и сегодня мы с вами познакомились с взаимодействием слов друг с другом в предложении, а на следующих занятиях мы продолжим это знакомство.

Подвожу итог урока по текущим вопросам

Домашнее задание: работа с текстом.(по памятке)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Физическое воздействие iconУрока: Образовательные
Цель урока: обучение, закрепление и совершенствование гимнастических упражнений на снарядах, разностороннее физическое развитие учащихся...
Урока: Физическое воздействие iconРефератов по дисциплине «Физическая культура»
Основные понятия (Физическая культура, Физическое воспитание, Спорт, Физическая рекреация, Двигательная реабилитация, Физическая...
Урока: Физическое воздействие iconУрок №12 Тема : Справедливость
Цель урока : познакомить учащихся с понятием «справедливость» и его воздействие на человека
Урока: Физическое воздействие iconМагистерская программа физическое образование требования к результатам...
Выпускник по направлению подготовки педагогическое образование, магистерская программа физическое образование с квалификацией (степенью)...
Урока: Физическое воздействие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Название урока: «Токсическое воздействие алкоголя и наркотических веществ на организм человека: причины и последствия»
Урока: Физическое воздействие iconВзрослые иногда совершают над детьми действия, которые квалифицируются...
Считается, что детские драки не влекут за собой тяжелых последствий. Это не всегда так, и если это явление присутствует в жизни,...
Урока: Физическое воздействие iconТема: «Воздействие наращивания ногтей на здоровье человека»
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
Урока: Физическое воздействие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: всестороннее воздействие на все системы организма учащихся, формирование развития физических качеств как одного из главных...
Урока: Физическое воздействие iconУрок-исследование. Предварительная подготовка начинается за три недели...
Обучающая: дать целостное представление об историческом пути России, выявить воздействие мощных цивилизационно формирующих центров...
Урока: Физическое воздействие iconРеферат. Тема: «Межнациональные конфликты: их особенности, воздействие на состояние общества»
Тема: «Межнациональные конфликты: их особенности, воздействие на состояние общества»
Урока: Физическое воздействие iconУрок физики в 7-м классе по теме: "Что изучает физика. Некоторые...
Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор
Урока: Физическое воздействие iconОтчет о научно-исследовательской работе «Воздействие вступления России...
«Воздействие вступления России во Всемирную торговую организацию на развитие основных отраслей экономики Камчатского края»
Урока: Физическое воздействие iconОтчет о научно-исследовательской работе «Воздействие вступления России...
«Воздействие вступления России во Всемирную торговую организацию на развитие основных отраслей экономики Камчатского края»
Урока: Физическое воздействие iconОтчет о научно-исследовательской работе «Воздействие вступления России...
«Воздействие вступления России во Всемирную торговую организацию на развитие основных отраслей экономики Камчатского края»
Урока: Физическое воздействие icon2 Исследование реакций организма на комплексное воздействие микроклиматических факторов
Исследование реакций организма на комплексное воздействие микроклиматических факторов
Урока: Физическое воздействие icon1 ведение 4
Воздействие объекта на территорию, условия землепользования и геологическую среду 21


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск