Скачать 159.74 Kb.
|
Калинина Е.М. Россия в контексте мировой истории Интегрированный урок- история и обществознание (11класс) Цели урока: Обучающая:дать целостное представление об историческом пути России, выявить воздействие мощных цивилизационно формирующих центров - Востока и Запада; Развивающая: продолжить формирование умений работать с историческими документами, дополнительной литературой ; Воспитательная: развитие мыслительной деятельности учащихся для самостоятельного приобретения знаний. Тип урока: итоговый урок в курсе истории и обществознания. Форма урока: урок-исследование. Предварительная подготовка начинается за три недели до проведения урока. Определяются темы исследований для рабочих групп «Традиционное общество в России», «Россия - второй эшелон мировой модернизации», «Россия в XIX в.», «Проблемы исторической самобытности России», «Проблемы исторического выбора в начале XX в.», «1917год в cудьбе России», «Советское общество: что это было?», «От СССР к России», «Россия в мировом сообществе». Несколько учащихся получают задание - подготовить сообщения об известных реформаторах (исторические справки): А.Л. Ордин-Нащокине, В.В. Голицыне, М.М. Сперанском, С.Ю. Витте, П.А. Столыпине. План проведения урока. 1.Определение темы и задач урока. 2. Вступительное слово учителя (постановка проблемы, определение целей исследований, выдвижение рабочей гипотезы). 3. Подтверждение рабочей гипотезы (выступление с сообщениями, докладами, интерпретация данных). 4. Вывод по результатам исследования и подведение итогов. Урок начинается со вступительного слова учителя. История нашей страны является частью мировой и не может рассматриваться вне ее контекста. Каково же место России в мировом сообществе цивилизации? К какому типу цивилизации ее можно отнести? В переломный период, который переживает общество, дискуссии по этим вопросам продолжаются, поэтому эпиграфом к уроку служат слова русского поэта А.В. Брюсова: Не надо несбыточных грез, Не надо красивых утопий. Мы старый решаем вопрос: Кто мы в этой старой Европе? И сегодня мы проведем исследование, обсудим важнейшие вопросы, касающиеся альтернативы развития России, ее места в мировой истории, соотношения русского пути с разными вариантами мировой цивилизации Рассмотрим существующие точки зрения на историю России: 1.В соответствии с марксистско- ленинской точкой зрения цивилизационные особенности не имеют значения. Сторонники марксизма вместо понятия цивилизация используют понятие - общественно-экономическая формация. В стране происходила смена ОЭФ, хотя и с отставанием от Европы. 2 .Вторая точка зрения предлагает рассматривать Россию как часть западной цивилизации. Они считают, что Россия, хотя и с отставанием развивалась в русле западной цивилизации. На этой позиции стоят те, кто выступает за быстрый переход России на чисто западный вариант развития. 3.Есть обществоведы, которые предлагают отнести Россию к странам восточного типа. После Октябрьской революции и нескольких лет борьбы страна превратилась в обычную восточную деспотию с тираном - партийным вождем. Но эта точка зрения не выдерживает критики, так как 70% населения исповедовала христианство, а христианские ценности лежат в основе западной цивилизации. 4.Р.Киплинг сказал однажды: «Восток есть Восток. А Запад есть Запад, и они никогда не сойдутся». Однако есть евразийская концепция, в соответствии с которой Восток и Запад сошлись и сошлись они в России. П.Я. Чаадаев в первом философическом письме писал: «Одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами. Мы не принадлежим ни к Западу , ни к Востоку, .(Чаадаев П.Я.Соч.,М., 1989,с.18) С каких же позиций мы будем рассматривать историю страны? В основу положим следующие исходные принципы.(Схема) П Р И Н Ц И П Ы 1).Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде. 2).Россия представляет собой неоднородное общество, конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных государством с великорусским ядром. 3).Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния - Востоком и Западом, 4).Россия - «дрейфующее общество» , которое исторические вихри сдвигали то ближе к Западу, то ближе к Востоку. В связи с этим для нашей страны, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив. По какому пути развиваться? «Приобретение неизбежно сопровождается потерями, движение вперед откатами назад. Что ж ,человек в своей эволюции идет на ощупь. Таков естественный путь истории (Хорос В.Г. «Русская история в сравнительном освещении» М., 1994, с.21) , и в российской истории мы находим немало примеров. И начнем мы наше исследование с традиционного общества в России (Исследование «Традиционное общество » с использованием таблицы). Россия, Запад, Восток
-В чем вы видите сложности перехода от традиционализма к модернизации в России? Согласны ли вы с точкой зрения некоторых историков, что в конце XVIIв. происходит обратный процесс- от модернизации к традиционализму, переход к торжеству общинных и уравнительных ценностей в обществе? Учащиеся делают вывод, что трудности процесса модернизации в России не столько были связаны с неприятием традиционной культурой изменений и новшеств, сколько проистекали из ее недостаточной развитости, т.е. в недрах традиционного общества России не вызрели необходимые предпосылки для радикальных изменений. Русский историк В.О. Ключевский сделал следующее обобщение: «Закон жизни отсталых государств среди опередивших : нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы. Необходимость ускоренного движения вдогонку ведет к перениманию чужого наскоро». (Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы. М.,1968, с.332). Именно это не раз случалось в процессе реформ в России. Интеллектуальная элита, которая была в традиционной России, не имела прочной опоры в обществе, наталкивалась на непонимание в структурах власти, и не могла чужой опыт применить в условиях собственной страны с учетом национальных и культурных особенностей. «Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее за черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении»(В.О.Ключевский. Исторические портреты. 1991,с.245.) В самом окружении этого царя было много реформаторов. Историческая справка: Афанасий Лаврентьевич Ордин - Нащокин
Но в это время в России появился новый исторический тип: европейски образованный политический деятель. Это можно сказать о самом А.Л. Ордине-Нащокине, но еще в большей степени - о государственном деятеле времен правления Федора и Софьи князе В.В. Голицыне. Историческая справка : Василий Васильевич Голицын.
И все же проекты Ордина-Нащокина ,Голицына, церковная реформа показали ,что общество поддается изменениям, и эти изменения открыли дорогу для деятельности Петра I, который осознавал необходимость новаторского пути выхода из положения, обретения новых ценностей: европеизации и модернизации.(Исследование «Россия- второй эшелон мировой модернизации) -Как вы думаете, прав ли славянофил И.В. Киреевский, утверждавший, что переворот Петра I был не сколько органичным развитием, сколько внешним нововведением? Петр I, приступая к реформам, не имел четкого плана. Главными элементами модернизации России для него были: внедрение в России предпринимательства и соответствующей им светской культуры; выборочные заимствования у более развитых стран в военной и административной сферах; усиление централизации и бюрократизации управления, так как опору в проведении реформ он видел не в инициативе людей, а в государственном механизме.: Петр, будучи сторонником западного рационализма, провел реформы по-азиатски, опираясь на государство. При нем сложилась имперская модель исторической эволюции. И все же Екатерина II пыталась продолжить реформы Петра I ,однако поняла, что в России провести реформы путем принятия хороших законов нельзя. И на совет Дидро переделать общественное устройство России в соответствии с лучшими образцами ответила, что это мечта философа, который имеет дело не с живыми людьми, а с книгами. И ярким подтверждением этих слов является деятельность реформатора I четверти XIX в. М.М.Сперанского. Историческая справка: Михаил Михайлович Сперанский.
Современный историк сказал, что в царствование императоров XIX века было сделано много, но еще больше было обещано. (Исследование «История в XIX в.»). -Альтернативы русской истории, по мнению историка В.Г. Хороса открывались на Сенатской площади в 1825г. и в связи с проведением крестьянской реформы. Разделяете ли вы эту точку зрения? Особенностью исторического пути России являлась асинхронность российской и европейской истории. В год завершения Английской буржуазной революции, в 1649 году, в России, как известно, юридически оформляется крепостное право, достигшее своего апогея в эпоху Великой французской буржуазной революции. Реформы 1860-х гг. были попыткой преодолеть эту асинхронность. В результате реформ западный уклад развивался динамично, увлекая все общество по пути социально-экономического и политического прогресса. Формировались элементы гражданского общества, завершился процесс дифференциации общественно-политических интересов, которые оформились в соответствии с цивилизационными предпочтениями. -Каковы истоки возникновения концепции русского социализма А.И.Герцена, ведь по своим взглядам он был западником, а по концепции он больше подходит к славянофильским традициям? Западники констатировали отсталость России, признавали превосходство Европы, славянофилы возвеличивали свою родину, национальную культуру. Концепция русского социализма А.И. Герцена также основывалась на феномене русской общины и тезисе о преимуществах российской отсталости. Первое свидетельствовало, по мнению Герцена, о подготовленности России к социализму, второе побуждало русских людей идти на «социальный переворот».. В ХХ веке споры продолжились.(Обратите внимание на схему) Политический спектр России XX века. Россия«Почва» «Цивилизация» консервативно- народническое либеральное рабочий охранительное направление анархизм направление социализм направление незападный незападный незападный западный западный тип развития тип развития тип развития тип развития тип развития В политическом спектре России не было течений, объединявших разные части общества. В центре только анархизм, отрицавший ценности как «почвы», так и «цивилизации». -Какие же альтернативы развития существовали в начале XX в? (Исследование «Проблемы исторического выбора в начале XX века) Движение к западному типу развития либералы предлагали осуществить путем реформ с опорой на государственную структуру. Наиболее яркими фигурами среди либералов были С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Историческая справка : Сергей Юльевич Витте.
Историческая справка : Петр Аркадьевич Столыпин
Николай II был привержен идеалам Московского царства. Петр I с его прозападными реформами был для него не приемлем . «Это предок, которого менее других люблю за его увлечения западной культурой и попрание всех чисто русских обычаев» - говорил Николай II. Этим объясняется, что Николай II не шел на реформы вплоть до того момента, когда уже не было выбора. Наверное, не требуются какие -либо аргументы к положению о том , что 1917год кардинально повлиял на судьбу страны, явился тем рубежом, который обозначил новый исторический путь для России) Либералы: парламентская республика, демократизация страны. 1917 Корнилов: диктатура, буржуазный путь России. Большевики: социалистическая республика. Альтернатива: Созыв Учредительного собрания. (Исследование «1917год в судьбе России») Наиболее встречающиеся оценки Октябрьской революции 1917года. 1.Межформационная социалистическая революция, открывшая эпоху перехода от капитализма к социализму во всем мире. 2.Произошла рабоче-крестьянская, демократическая революция. 3.Революция - это военный переворот, совершенный большевиками с опорой на революционную часть армии и флота. 4.Революция-это захват власти кучкой большевистских лидеров. 5.Это анархический бунт, революция люмпенов. - Какую точку зрения предпочесть? Как вы считаете? Ни одна из них не заслуживает доверия. Во всех оценках явно просматривается присущий нашему обществу синдром гражданской войны. Наше прошлое необходимо воспринимать в его трудной и трагической целостности. Есть такая поучительная восточная притча. Один владыка пригласил садовника и дал ему поручение вырастить лавр в форме шара. Садовник посадил лавровый лист, и по мере роста постригал его, добиваясь идеальной формы шара. Наконец, ему показалось, что задача выполнена. Владыка посмотрел работу и изрек: «Шар вижу, а где же лавр?» В чем смысл притчи? Задача заключалась не в том, чтобы придать лавру форму шара, а в том, чтобы естественно вырастить растение круглой формы. - А наше общество в советское время - выросло естественно или, как считают некоторые авторы , получено путем «стрижки» (насилия)? -Большевики силой навязали обществу гибельный путь развития или для этого были исторические предпосылки? И мы попытаемся в этом разобраться, выслушав доклад-исследование «Советское общество. Что это было?» Существуют различные точки зрения на советское общество. 1.В стране было создано реальное советское общество. 2.Социализм - неизбежный этап в развитии человечества, но предлагают внести коррективы в оценку советского периода. 3.Советское общество-это реализованная утопия. 4.Советское общество рассматривают по аналогии с фашистской Германией. -Какая точка зрения вам ближе? -Какая точка зрения наиболее верно отражает советский период? В качестве «социалистической» страны Россия была противопоставлена мировой «капиталистической» цивилизации. Ценности буржуазного развития - индивидуализм, рыночные отношения, демократические свободы- были постепенно отброшены. Восточный принцип власти-собственности полностью вытеснил западный принцип частной собственности. Государство, введя систему всестороннего контроля за жизнью граждан, осуществило идеал тоталитаризма - почти полное поглощение общества государством. Развитие России вступило в новую фазу, приобрело характер глубокого цивилизационного кризиса. В 1991году распался СССР, но споры о его судьбе не утихают. Н.А. Бердяев писал о крушении самодержавия: «Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился и выдохся».(Бердяев Н.А. «Истоки и смысл русского коммунизма»М.,1990,с.109) -Можно ли это сказать об СССР? - Можно ли провести аналогию между крушением Российской империей и распадом СССР? (Исследование «От СССР к России».) Уходит в прошлое феномен России как цивилизационно неоднородного общества под одной крышей. Нынешняя Россия тоже неоднородна. Почти пять столетий просуществовал российский феномен как унитарное государство. Это не может исчезнуть в одночасье, слишком многое объединяет. Но самая главная опасность - мозаичность территории с точки зрения цивилизационных характеристик, которая грозит всплесками экспансии, постоянной напряженностью и войнами с гибелью людей и откатом назад. Стабилизация ситуации возможна лишь при наличии устойчивого объединения, неважно под каким названием: ассоциация, содружество или конфедерация. -Какое место занимает сегодня Россия в мировом сообществе? -Согласны ли вы с мнением историка В.Г. Хороса, утверждающим, что Россия находится там же, где была в эпоху Петра I - между центром и периферией? (Исследование «Современная Россия в мировом сообществе»). Мы сегодня попытались кратко дать представление об историческом пути России, выявить воздействие мощных цивилизационных центров - Запада и Востока. -Что же такое Россия? Какая позиция из четырех предложенных вам кажется более предпочтительней? (Схема «Принципы ») -Быть может эти позиции все верны для России на разных этапах ее исторического развития? После высказывания учащихся подвожу итоги. Каждая из предложенных позиций по -своему верна. Россия представляет собой конгломерат народов, имеющих разные уклады, развивающиеся как по западному, так и по восточному варианту. Россия на протяжении всей истории тяготела к западному варианту развития, но государственное устройство, проводимые реформы имели восточные черты. Она не может и относится к русской цивилизации в чистом виде, так как русская культура впитала элементы культуры всех народов ,и в этом один из секретов ее богатства. В заключении я хочу сказать, что может быть самая серьезная проблема для нас сегодня- это пробиться к собственным культурным традициям, собрать их и творчески осмыслить. Последнее столетие российской истории с его катаклизмами, мировыми войнами, революциями привело к разрушению многих культурных традиций, люмпенизации русских людей. Только преодолев это, в полной мере оценив то, что уже было создано на национальной почве, мы обретем твердую опору под ногами. И тогда национальное возрождение, модернизация, полноправное вхождение России в современный мир обозначится не только как необходимое, но и как возможное. И тогда мы, сможем ответить на извечные вопросы, которые всегда поднимались в России и которые мы задаем сейчас: -Кто виноват? -Что делать? Литература Семенникова Л.И. Россия в сообществе мировых цивилизаций. М.,1994. ХоросВ.Г. Россия в сравнительном освещении.М. АО Аспект-Пресс,1994 Ключевский В.О. Исторические портреты. М.,1991. Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX -начало XX века. М., 1995. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России.М.,1996. Миронов Г.Е. Сергей Юльевич Витте. Журнал «ПИШ» № 4/95 Антонов В.Ф. Афанасий Ордин-Нащокин .ПИШ № 3/93. Шокарев С.И. Князь Василий Васильевич Голицын. История №3/93 |
Исследование «Геоинформационные системы в интернете» Тип урока: изучение... Время проведения урока: один из последних уроков в разделе «Коммуникационные технологии» | Урок по теме «Россия в XVIII веке» Тип урока: урок изучения нового... Мотивация темы и формы проведения занятия: Тема дворцовых переворотов занимает важное место в истории России. Главная цель данного... | ||
Урок Время проведения Консультации классных руководителей; подготовка к массовым военно-патриотическим мероприятиям; подготовка проведения декады обж и... | Планы семинарских занятий по истории отечества учебная литература по курсу Гузарова Н. И., Гузаров В. Н. Традиционное общество России (IX-XVII вв.). Методическое пособие. – Томск: изд. Тпу, 2007 | ||
Календарно-тематическое планирование по курсу «История Нового времени» 7 класс Традиционное общество, индустриальное общество, предпринимательство, основные черты нового человека | План проведения «Недели семьи» в мбоу «Ангарский лицей №1» Сроки... Встречи с классными руководителями. Составление карт участия групп в «Неделе семьи» | ||
План недели с 11. 11. 2013 по 16. 11. 2013 Подготовка материалов участниками апробационных площадок (И. Н. Лепихина, С. А. Вертипрахова, члены творческих групп) | Состав рабочих групп и их распределение по районам республики и г.... Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество» | ||
Отчёт о проделанной работе предметной недели по географии, биологии... Для проведения предметной недели был составлен план работы. Определены по дням недели мероприятия, их содержание, класс, ответственные.... | Урок №1 Тема урока: «Информационное общество. Информационная культура»... Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе | ||
Программа по разработке нетрадиционных, энерго-информационных методов... Охватывает огромный материал и требует проведения глубоких физиологических и биохимических исследований, мы считает оправданным выделения... | Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс | ||
Урока Сообщение темы урока Данный урок следует провести примерно через три дня после предыдущего, когда положенные под пресс листы полностью просохнут. На этом... | Конспект открытого урока по русскому языку в 8-ом классе Учительрусского... Учитель сообщает тему, цели и задачи урока, форму проведения урока. Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно... | ||
«Меры длины» Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение источников информации, постановка задач, выбор... | «Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа» Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать следующие темы: «Делители и кратные», «Признаки делимости на 10, 5, 2,... |