Скачать 336.6 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ к учебнику 10 - 11 класса (авторы: Г.А. Богданова, Е.М. Виноградова) Раздел I. Пояснительная записка . Данная программа обучения русскому языку в 10—11 классах общеобразовательной школы (базовый и профильный уровень) подготовлена в условиях перехода к новому стандарту образования. Программа учитывает магистральные тенденции образовательного процесса, изложенные в Проектах Фундаментального ядра содержания общего образования, Государственного стандарта общего образования для средней (полной) школы и примерной программы по русскому языку для основной школы, составленной на основе указанных документов. Программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся старших классов и психолого-педагогической дифференциации и реализует системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, в соответствии с которым воспитание и развитие качеств личности осуществляется на основе социального проектирования и освоения универсальных учебных действий, активизации учебно-познавательной деятельности обучающегося, его готовности к саморазвитию и самообразованию. Цель обучения русскому языку в старших классах средней (полной) общеобразовательной школы предполагает обобщение и систематизацию, расширение и углубление знаний по предмету, закрепление и обогащение предметных умений и навыков, повышение мотивации к продолжению образования по выбранному профилю. В связи с этим программа предполагает решение следующих задач: — обобщение и углубление представления о русском языке как культурной ценности народа, о его роли в жизни человека и современном мире, связи с национальной и мировой культурой; — обогащение знаний о сферах гуманитарной культуры и науки, в том числе о лингвистике и русистике как гуманитарных дисциплинах; — систематизация, закрепление и углубление знаний о русском языке как особой знаковой системе и о единицах разных его уровней — с учетом разнообразия функций языка и различия сфер его использования; — закрепление и обогащение знаний о стилистических сферах русского литературного языка и речи, о лингвистических нормах; — формирование устойчивого владения навыками устной и письменной речевой коммуникации (восприятие, понимание, ретрансляция, продуцирование); — развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции на основе наблюдения за собственной речью и речью других; — развитие навыков работы с разными источниками (словарями и справочной литературой, дополнительными материалами, в том числе Интернет-ресурсами); формами предъявления знаний; способами переработки текстовой информации; — развитие умения выбирать способ чтения текста; совершенствование навыков критической оценки и переработки информации; — развитие навыков аналитической деятельности в лингвистической и общегуманитарной сфере: выявление, анализ, квалификация языковых единиц разных уровней, сопоставление фактов языка и речи, подбор материалов, взятых из жизни и художественных произведений, для построения аргументированного суждения на гуманитарную тему; — развитие навыков квалификации (текстоведение) и лингвистического анализа текста в единстве языковой формы и выражаемого содержания; развитие навыка выявления в тексте основной и второстепенной, явной и скрытой (подтекстовой) информации; — обогащение знаний об экспрессивно-изобразительных возможностях языка; развитие навыков выявления и квалификации средств, приемов выразительности в текстах и употребления их в собственных высказываниях; — совершенствование навыка редактирования текста. Данная программа по русскому языку исходит из того, что содержание курса русского языка в старших классах обусловлено нацеленностью обучения на достижение целей, определенных Проектами фундаментального ядра и Государственного стандарта образования, — личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных) и предметных, и потому в числе задач выделяет: — закрепление обусловленных базисными национальными ценностями мировоззренческих установок и развитие индивидуальных и социальных качеств личности школьника; воспитание готовности к пополнению знаний и применению их в жизни; — закрепление и обогащение универсальных учебных умений, связанных с применением ИКТ-компетентности в учебной деятельности, поиском, пониманием и обработкой информации, прогнозированием, планированием и контролем собственной деятельности, аккумуляцией знаний по разным дисциплинам; — формирование целостного представления о предметной области и обогащение системы предметных умений для подготовки к сознательному выбору сферы дальнейшего профессионального образования. Достижение системы указанных целей при обучении русскому языку строится на основе компетентностного подхода и реализуется через формирование следующих предметных компетенций: языковой, языковедческой (лингвистической), коммуникативной и культуроведческой. Языковая и языковедческая (лингвистическая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании, о разделах и базовых понятиях лингвистики, нормах русского литературного языка. При этом развивается умение анализировать и оценивать языковые факты, пользоваться различными источниками лингвистической информации. В программе содержательная линия, обеспечивающая комплексное формирование языковой и языковедческой компетенций, представлена прежде всего в разделах «Лексикология и фразеология. Орфография. Культура речи», «Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи», «Морфемика и словообразование. Орфография. Культура речи», «Морфология. Орфография. Культура речи», «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Развитие коммуникативной компетенции включает обучение более глубокому пониманию текста, умению устанавливать связь между его содержанием и формой, а также обучение коммуникации в предметной сфере: комментарий, оценка кратких и развернутых высказываний; выражение аргументированных суждений на лингвистические темы; участие в дискуссиях о языке и речи, на публицистические и др. темы. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции, представлено в следующих разделах программы: «Речеведение», «Развитие речевых навыков», а также в материалах по культуре речи, сопутствующих изучению разделов «Лексикология и фразеология», «Фонетика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис». Учебный материал, связанный с формированием культуроведческой компетенции, представлен в разделах «Введение в науку о языке» (язык и национальная культура, язык и история народа, русский язык и художественная литература и др.), «Лексикология и фразеология», а также расширяется за счет отбора текстов, используемых в учебном процессе. В число приоритетных задач обучения входит работа над культурой устной и письменной речи. Для этого требуется обобщение и обогащение знаний учащихся о нормах речи, источниках, средствах и приемах речевой образности и выразительности, регулярные упражнения по оценке и коррекции своих и чужих высказываний, изучение образцов хорошей речи. Коммуникативно-деятельностный подход нацелен на метапредметные результаты обучения, активизацию познавательной деятельности учащихся, акцентирование функциональной значимости получаемых в процессе образования знаний и навыков, комплексное формирование всех компетенций. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка является важнейшим условием формирования функциональной грамотности школьников. Логичным продолжением изучения единиц языка должно стать знание законов их использования в речи и развитие навыков анализа и построения высказываний на основе полученных знаний. Ключевые понятия курса — языковая система и ее целесообразное использование в речи. Материал по орфографии, пунктуации, культуре речи, средствам выразительности, закономерностям использования языковых единиц дается в едином блоке с теоретическим описанием уровней языка. Учебный курс, определенный программой, рассчитан на два года обучения в объеме 204 часов— по 102 в каждой параллели (3 часа в неделю - профильный уровень) и 136 часов - по 68 в каждой параллели ( 2 часа в неделю - базовый уровень). Построение учебного курса сориентировано на возможность применения разных форм итоговой аттестации учащихся в соответствии с законом «Об образовании», в том числе в принятой в настоящее время форме ЕГЭ. Раздел II. Учебно-тематический план (68 часов, х-ф)
Раздел III. Учебно-методические средства обучения
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка (Богданова, 11 класс - 68 часов)
Учебно-тематический план (102 часа, с-г)
|
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе... Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой... | Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе... Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе... Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного образования по русскому языку, программы по русскому... | Пояснительная записка Планирование по русскому языку составлено на... Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. (Москва,... | ||
Рабочая программа по предмету русский язык Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Рабочая программа по русскому языку 11 класс, базовый уровень Программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии... Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной... | Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии... Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной... | ||
Рабочая программа по русскому языку 10 класс Программа по русскому языку к учебнику для 10 класса общеобразовательной школы авторов В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко... | Рабочая программа по русскому языку 11 класс Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основании базисного учебного плана, федерального компонента стандарта... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе... Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе... Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой... | Рабочая программа по русскому языку в 11 классе (профильный уровень) Пояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе... В мбоу «сош №46» выполнение учебного плана осуществляется на основе рабочих программ и методических комплексов одобренных и рекомендованных... | Программа по русскому языку для 9 «А» класса (базовый уровень) Разработана Антиповым А. М Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... |