Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе





Скачать 258.79 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса литературы в 5 классе
Дата публикации11.09.2014
Размер258.79 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное образовательное учреждение

Кладовицкая общеобразовательная школа

Рассмотрена

Заседание МО

протокол № __________

от «___» ___________ 200__ г.

Согласована

Председатель МО____________________

«____»______________200__ г.


Утверждена

Руководитель образовательного учреждения_____________

Приказ по школе № ______

от «___» ________200__ г.


Рабочая программа учебного курса литературы

в 5 классе

Учитель: Сибирцева Е.А..

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе

-базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, №1312;

-Программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Г.С.Меркин; М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2007), ориентированной на базовый уровень и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1089.

-утвержденного Приказом Минобразования РФ от 07.02.2005, №302 федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

ввоспитание духовно-нравственной личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

рразвитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

оосвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

оовладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Курс литературы в 5 классе строится на концентрической основе, школьники изучают вершинные произведения фольклора, классической литературы и литературы XX века.

Для процесса изучения литературы в 5 классе программной, "скрепляющей" идеей является мысль о книге, ее роли и творчестве писателя, в жизни человека, в русской литературе и в судьбе страны. Общая логика движения материала в 5 классе автору программы представляется следующей:

годы детства писателя; проблема добра и зла в художественном произведении;

книга, ее роль в творчестве писателя, его художественных изысканиях;

произведения, вызывающие у учащихся данного возраста наибольший эмоциональный отклик.
Использование УМК:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. (сост. Г.С. Меркин.) – М.: Русское слово, 2007.

  2. Г.С. Меркин (авт.-сост.). Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. –

М.: Русское слово, 2010.

  1. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература 5 класс (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие; под ред. Г.С. Меркина. – М.: Русское слово, 2010.

  2. ЦОР. Уроки литературы Кирилла и Мефодия.



Тематическое планирование по литературе (5 класс)

(2012-2013 у. г.)


п/п

Темы и разделы

Кол-во уроков

Р/р

Вн. чт.

К/р

I

Введение. Книга - твой друг.

1










II

Из мифологии.

4




1




III

Из устного народного творчества.

4

2







IV

Из древнерусской литературы.

1










V

Из басен народов мира.

3




1




VI

Из литературы XIX века.

28

4

3

1

VII

Из литературы XX века.

16

1

3

1

VIII

Из зарубежной литературы.

11




1







Всего:

68

7

9

2



Список произведений для заучивания наизусть:

1. И.А.Крылов. Басня (на выбор).

2. А.С.Пушкин. Отрывок из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях".

3. М.Ю.Лермонтов. "Бородино" (отрывок).

4. Н.А.Некрасов. "Крестьянские дети".

5. Одно из стихотворений о природе русских поэтов 19 века.

6. Одно из стихотворений о русской природе поэтов 20 века.

7. И.С.Тургенев. "Муму" (прозаический отрывок).

Требования к уровню подготовки пятиклассников

В результате изучения литературы пятиклассники должны знать/понимать

  • Образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия.

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять жанр прочитанного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета. композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения, в т.ч. наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать сочинение типа развернутого ответа на вопрос.

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе. о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Календарно-тематическое планирование. 5 класс.

(68 часов, из них 6 часов развития речи, 9 - внеклассного чтения)



Темы уроков

Теория литературы

Домашнее задание

Дата провед.




По плану

Факт.

1

Введение. Книга - твой друг. Писатель - книга - читатель. Работа с учебником.

Писатель, читатель, художественная и учебная литература

Читать мифы. Происхождение мира и богов







Из мифологии ( вн. чт. 1 час)

2

Рассказ о мифе и мифологии. Античный миф: происхождение мира и богов.

Миф, легенда. предание

Читать «Одиссею»







3

Гомер "Одиссея". ("Одиссей на острове циклопов. Полифем"). Образы Одиссея и Полифема.

Мифологический сюжет, мифологический персонаж

Легенды и мифы Древней Греции.







4

Вн. чт. Легенды и мифы Древней Греции.




Славянский миф "Рождение мира".







5

Славянский миф "Рождение мира". Представление о возникновении Вселенной, богов и Земли.

Миф, способы бытования славянских мифов

Загадки, пословицы, поговорки







Из устного народного творчества (р/р 1 ч.)

6

Устное народное творчество. Загадки. Пословицы. Поговорки.

Фольклор, малые жанры фольклора. метафора, сравнение

Загадки, пословицы, поговорки







7

Р/р №1. Сочинение рассказа по пословице или письма из пословиц.

Прямое и иносказательное значение пословиц

сказка "Царевна-лягушка"







8

Сказки. Волшебная сказка "Царевна-лягушка". Сюжет и герои. Нравственная проблематика сказки, отражение в ней народных представлений о добре и зле.


Сказка, виды сказок, сказочный сюжет

Построение сказки, постоянные эпитеты, гипербола

Вопросы и задания

сказка "Чего на свете не бывает".







9

Бытовая сказка "Чего на свете не бывает". Отличие бытовой сказки от волшебной.




"Повести временных лет".







Из древнерусской литературы (к/р-1ч.)

10

Из "Повести временных лет". Начальное понятие о древнерусской литературе.

Летопись

Басни Эзопа и Лафонтена







Из басен народов мира (вн. чт. - 1 ч.)

11

Басни Эзопа и Лафонтена. Раскрытие характеров персонажей в баснях.

Басня, притча, "эзопов язык"

наизусть







12

Русская басня. И.А.Крылов "Ворона и Лисица". Сатирическое и нравоучительное в басне.

"Бродячий сюжет", аллегория, мораль

наизусть







13

Вн. чт. "В литературной гостиной"(конкурс на лучшую инсценировку басни).

Образный мир басен

Сообщения о А.С.Пушкине







Из литературы XIX века (вн.чт. -3, р/р -4, к/р -1)

14

А.С.Пушкин. Краткие сведения о поэте. Пушкин и няня Арина Родионовна.

Творческая биография

"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях".







15

"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Добро и зло в сказке А.С.Пушкина.

Литературная сказка, композиция сказки, фольклорные элементы, антитеза, риторические обращения

Вопросы и задания, творческие работы по темам







16

"У лукоморья дуб зеленый..." (отрывок из поэмы "Руслан и Людмила"). Стихотворная и прозаическая речь.

Ритм, рифма, эпитет

наизусть







17

Образы природы в стихотворениях А.С.Пушкина "Зимняя дорога", "Бесы".

Лирика, лирический персонаж, художественный образ в стихотворении

Наизусть, творческие работы







18

Р/р №2. Защита творческих работ по произведениям А.Пушкина

Тема произведения, художественный образ, выразительные средства, ритм. рифма

Стихи о природе







19

Вн. чт. Поэты XIX века о родной природе.

Пейзажная лирика

Сообщения о.Лермонтове









20

М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта. Исторический контекст стихотворения "Бородино".

Творческая биография, взаимосвязь истории и литературы

«Бородино», бородинская битва, изображение русского солдата







21

Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения.

Диалог, монолог, риторические восклицания, сравнения, метафора

Читать отрывки из «Войны и мира»( индив.)







22

Вн. чт. Отрывки из романа Л.Н.Толстого "Война и мир" (УМК "Вокруг тебя мир").

Роман-эпопея, эпизод, характер героя, портрет, деталь

"Ночь перед Рождеством".







23

Н.В.Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя. Художественный мир повести "Ночь перед Рождеством".

Тема и идея произведения

Вопросы и задания







24

Образы и события повести "Ночь перед Рождеством". Отражение в ней славянских преданий.

Сюжет. художественная деталь, портрет, речевая характеристика, комический эпизод

Сообщение о суевериях (индив.)







25

Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Тема и идея произведения

Образы главных героев







26

Р/р №3. Подробное изложение фрагмента повести с творческим заданием.

Фольклорные персонажи

"Вечера на хуторе близ Диканьки"







27

Вн. чт. Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Самостоятельное чтение.

Цикл повестей

И.С.Тургенев "Муму".







28

И.С.Тургенев. Детские впечатления писателя, их отражение в рассказе "Муму".

Автобиографическая основа,рассказ, тема произведения

Образ Герасима







29

Центральные и второстепенные образы рассказа.

Портрет, эпитет, сравнение

Вопросы и задания







30

Тематика и социальная проблематика рассказа. Отношение автора к событиям.

Углубление представлений о теме произведения

Подготовиться к сочинению







31

Р\р №4. Сочинение-отзыв об эпизоде рассказа "Муму"

Отзыв, эпизод рассказа, средства художественной выразительности

"Щи", "Русский язык".







32

Н.А.Некрасов Стихотворения в прозе: "Щи", "Русский язык".

Стихотворение в прозе, развитие представления об эпитете

Наизусть "Русский язык".







33

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия по некрасовским местам.

Стихотворная речь, эпиграф, эпитет

"Крестьянские дети".








34

"Крестьянские дети". Основная тема и способы ее раскрытия.

Строфа, образ-персонаж

"Кавказский пленник".








35


Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Творческая история рассказа "Кавказский пленник".


Творческая биография и история произведения


Образы главных героев







36

Темы и основные проблемы рассказа.

Рассказ, его тема и композиция, сюжет и фабула

Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика»







37

Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Отношение писателя к событиям рассказа.

Портрет, роль детали, антитеза

Подготовиться к сочинению







38

Р/р №5. Сочинение "Над чем заставил меня задуматься рассказ "Кавказский пленник"?




«Пересолил»







39

А.П.Чехов. Детские и юношеские годы писателя. "Пересолил": тема рассказа, осмеяние страха, трусости.

Юмор, комическая ситуация

Читать по ролям







40

Приемы создания характеров и ситуаций в рассказе. Отношение писателя к персонажам.

Роль детали в создании художественного образа, ирония, антитеза, градация, метафора

Рассказы Чехова







41

К/р по материалу, изученному в разделе "Из литературы XIX века".




Биография А.Блока







Из русской литературы XX века (вн.чт.-3, р/р-1, к/р-1час)

42

А.А.Блок. Детские впечатления поэта. "Летний вечер". Умение чувствовать природу и сопереживать ей.

Образная система стихотворения, антитеза

"Петька на даче"







43

Л.Н.Андреев. "Петька на даче": основная тематика и нравственная проблематика рассказа.

Тема рассказа, эпизод, финал

"В деревне"







44

И.А.Бунин. Детские годы писателя. Тема природы в рассказе "В деревне", стихотворении "Густой зеленый ельник..."

Стихотворение-размышление, образ-пейзаж

"Детский сад"







45

А.И.Куприн. "Детский сад": основные нравственые проблемы рассказа.

Характеристика персонажа. портрет героя

"Чудесный доктор"







46

Вн. чт. А.И.Куприн. "Чудесный доктор"(УМК "Вокруг тебя мир"). О деятельном сострадании.

Рождественский рассказ, сюжет, композиция. тема, основная мысль, характеристика персонажа, прототип


Биография С.Есенина







47

С.А.Есенин. Детские годы поэта. Единство человека и природы в стихотворениях.

Художественный образ, эпитет, сравнение, метафора

Наизусть







48

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. "Никита": мир глазами ребенка.

Тема, образ, фантастика

"Неизвестный цветок"







49

Вн. чт. А.П.Платонов. "Неизвестный цветок" (УМК "Вокруг тебя мир"). Тайна заглавия.

Смысл заглавия, художественный образ

"Каменный цветок".







50

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. Знакомство со сказом "Каменный цветок".

Сказ, отличие сказа от сказки

Вопросы и задания.







51

Человек труда в сказе Бажова.

Приемы создания образа, афоризм

"Как патефон петуха от смерти спас"







52

Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. "Как патефон петуха от смерти спас": мир глазами ребенка.

Юмор (развитие представлений)

Ю.В.Сотник "Гадюка"







53

Ю.В.Сотник. Краткие сведения о писателе. "Гадюка": основная тема и нравственная проблематика рассказа.

Диалог как художественная форма рассказа

Вспомнить забавный случай из жизни







54

Р/р №6. Подготовка к домашнему сочинению-рассказу о забавном случае (по жизненным впечатлениям).

Юмористический рассказ, сюжет, композиция, диалог, комическая ситуация

"Васюткино озеро"







55

Вн. чт. В.П.Астафьев. "Васюткино озеро". Основные черты характера героя.

Автобиографическая основа произведения, пейзаж

Стихи о природе







56

Поэты XX века о родной природе.

Пейзажная лирика, лирический герой

наизусть







57

К/р по теме"Из литературы XX века"




"Робинзон Крузо"







Из зарубежной литературы (вн. чт. - 1 ч.)

58

Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. "Робинзон Крузо"(отрывки). Сюжетные линии.

Притча, приключенческий роман, жанр путешествия

Образ Робинзона







59

Робинзон. Характерные черты героя.

Персонаж. характер героя

Сказки Андерсена







60

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. Любимые сказки Андерсена.

Литературная волшебная сказка

"Снежная королева"







61

"Снежная королева": добро и зло в сказке, тема внешней и внутренней красоты.

Авторский замысел, способы характеристики

"Мальчик-звезда"







62

Вн. чт. О.Уайльд. "Мальчик-звезда". (УМК "Вокруг тебя мир"). Об уважении и сострадании.

Авторский замысел, сюжет. композиция. персонаж. антитеза

"Приключения Тома Сойера" (отрывок)







63

М.Твен. Краткие сведения о писателе. "Приключения Тома Сойера" (отрывок).

Юмор, приключенческая литература

Ваше мнение о Томе Сойере







64

Мир детства и мир взрослых в произведении Твена.

Образ-персонаж. средства создания образа, ирония

"Борьба за огонь"







65

Ж.Рони-Старший. "Борьба за огонь"(главы). Гуманистическое изображение древнего человека.

Повесть

"Сказание о Кише"







66

Дж.Лондон. Детские впечатления писателя. "Сказание о Кише". Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни.

Рассказ. сказание. тема рассказа

"Все лето в один день..."







67

Р.Бредбери. "Все лето в один день...": основные мотивы произведения.

Фантастика и реальность.

Что читаем?







68

Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной "Путешествие в мир книги".




Список книг







Итого: уроков - 68, из них:

уроков внеклассного чтения -9;

уроков развития речи - 6;

контрольных работ -2;проект -1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа учебного курса по литературе в 10 классе создана на основе следующих документов
Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconРабочая программа учебного курса «Русский язык» в 6 классе Составитель:...
Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconРабочая программа учебного курса по литературе
Рабочая программа предназначена для изучения литературы в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику «Литература. 9 класс»,...
Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconРабочая программа курса математики в 8 классе
Рабочая программа учебного курса по математике для 8 класса разработана на основе
Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы: Щербаковой Натальей Валентиновной
Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы: Климачёвой Галиной Владимировной
Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconРабочая программа
Оу РФ. Рабочая программа составлена на основе базисного учебного плана. Инвариантная часть базисного учебного плана обеспечивает...
Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconСамостоятельная работа 65 часов Зачетные единицы (кредиты) 5 Новосибирск...
Для достижения поставленной цели в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом выделяются задачи курса
Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconРабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования
Пасечника В. В. Программа рассчитана на 2 часа классных занятий в неделю при изучении предмета в течение одного учебного года. В...
Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconРабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень
Настоящая программа по литературе для 9 класса является логическим продолжением курса 8 класса. Курс литературы синхронизирован с...
Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины. 39 Список...
Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных...
Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconРабочая программа учебного курса «геометрия» в 11 классе (профильный уровень)
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;...
Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconТематическое планирование курса литературы в 8 классе
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса учителя русского языка и литературы
...
Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconРабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа учебного курса литературы в 5 классе iconРабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка...
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск