Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования





Скачать 259.12 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования
Дата публикации10.08.2015
Размер259.12 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Рассмотрена Утверждена зам. директора УВР

На заседании метод. совета школы

Протокол № __________ Подольская Г.С.

от «___» ___________ 2013 г.

.

.




Рабочая программа



учебного курса биологии

в 8 классе

основного общего образования

Учителя биологии: Палкиной Оксаны Иосиповны

2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, отраженном в примерной программе по биологии ( базовый уровень) 2006 года и авторской программе Пасечника В.В. Программа рассчитана на 2 часа классных занятий в неделю при изучении предмета в течение одного учебного года. В планирование добавлена тема

« Человек и среда» (2 часа) в соответствии с новым стандартом образования. Добавлены лабораторные и практические работы в соответствии с новыми требованиями к уровню подготовки выпускников:

  • Измерение массы и роста своего организма;

  • Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц;

  • Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки);

  • Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке;

  • Измерение кровяного давления;

  • Изучение приемов остановки капиллярного артериального и венозного кровотечений;

  • Определение частоты дыхания;

  • Определение норм рационального питания.

В процессе преподавания курса « Человек» будут использоваться разные формы работы с учащимися: проектная деятельность, написание рефератов по темам курса, творческие работы, практическая и исследовательская деятельность.

Используемый УМК:

Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев « Биология. Человек». 8 класс.- М.: Дрофа, 2010 (учебник, тематическое и поурочное планирование к учебнику).

Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:

Знать/ понимать:

  • Признаки сходства и отличия человека и животных;

  • Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

  • Особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Уметь:

  • Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

  • Изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

  • Распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

  • Выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

  • Сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

  • Определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

  • Анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

  • Оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Календарно-тематический план


п/п

Урока

Д.З

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе



Формы контроля знаний

Примечание

Лабор. и

Практ.р.

Экс

курсии

Демонстрации:




Введение. Науки, изучающие организм человека.

1

-

-







1.

&1,2

Биосоциальная природа человека науки, изучающие его. Становление наук о человеке.

1

-

-

  • Фронтальный опрос;

  • Заполнение таблицы ученых

  • Модель торса человека;

  • Таблицы внутренних органов человека и млекопитающих животных;

  • Портреты ученых анатомов и физиологов

Основные понятия: анатомия, физиология, психология, гигиена




Происхождение человека.

3













2-4

&3,4,5

Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. Расы человека.

3







  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Рефераты и доклады




  • Таблица рудиментов и атавизмов человека;

  • Таблицы внутреннего строения млекопитающих и человека;

  • Таблица эмбрионов различных животных и человека;

  • Таблица палеонтологи

ческих находок древних людей




Строение организма.

5

2










5-6.

&6,7

Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма.


2







  • Фронтальная беседа;

  • Отчет по практической работе ;




  • Таблицы внутреннего строения млекопитающих и человека;

  • Таблицы строения животной и растительной клетки

7-9.

&8-9

Ткани: эпителиальная , соединительная, мышечная. Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

Лаб.р.№ 1-2. «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».

3

2




  • Заполнение таблицы

«Функции органоидов и частей клетки»;

  • Отчет по практической работе




  • Таблица «Ткани»;

  • Таблица «Внутреннее строение человека»;

  • Микропрепараты тканей

Основные понятия: клетка, органоиды клетки, ткань. орган, часть тела, система органов, рост и развитие




Опорно-двигательная система.

7

4










9-11

&10-12

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. Соединение костей.

Лаб.р.№3. «Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости».

3

1




  • Индивидуальный опрос;

  • Фронтальный опрос;

  • Отчет по практической работе




  • Модели скелета человека и млекопитающих;

  • Таблицы скелета человека и млекопитающих;

  • Таблица соединений костей

12-13.

&13-14

Строение мышц. Обзор мышц человека. Работа скелетных мышц. И их регуляция.Лаб.р.№4 «Мышцы человеческого тела».

Лаб.р.№ 5 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

2

2





  • Фронтальный и индивидуальный опрос;

  • Отчет по практической работе




  • Модели скелета человека ;

  • Таблицы скелета человека ;

  • Таблица соединений костей;

  • Таблица мышц человека;

  • Таблица типов тканей

  • Гантели

14-15

&15-16

Осанка Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей вывихах суставов.Лаб.раб.№ 6 «Осанка и плоскостопие»

2

1




Тестовая работа по теме «Опорно-двигательная система.»

  • Модель скелета человека;

  • Таблица с изображением скелетных мышц;

  • Таблица последствий правильной и неправильной осанки;

  • Методы определения искривления позвоночника и плоскостопия

Основные понятия : макро и микро состав кости; типы костей, типы суставов; строение сустава; осевой и дополнительный скелет; типы мышц; свойства мышечной ткани; осанка, плоскостопие, первая помощь при переломах, вывихах суставов




Внутренняя среда организма.

4

1










17-18

&17-18

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Лаб.р.№ 7«Изучение микроскопического строения крови» (микропрепараты крови человека и лягушки).

2

1




  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Отчет по практической работе




  • Схема кровообращения и лимфообращения;

  • Таблицы «Состав крови», «Типы тканей»;

  • Микропрепараты крови человека и лягушки

19-20

&19

Борьба с инфекцией. Иммунитет. Переливание крови.

2







  • Индивидуальный опрос;

  • Работа со словарем биологических терминов

  • Таблица крово-и-лимфообращения;

  • Таблица «Состав крови»;

  • Таблица иммунной системы




Кровеносная и лимфатические системы.

7

3










21-22

&20-21

Транспортные системы организма. Круги кровообращение и лимфообращение.

Лаб.р. № 8.«Изменения в тканях при перетяжках , затрудняющих кровообращение»

2

1




  • Фронтальный опрос;

  • Отчет по практической работе




  • Таблицы крово-и-лимфообращения;

  • Таблицы строения артерий, капилляров, вен;

  • Таблица органов кроветворения;

  • Схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих,

  • Резиновые трубки и нитки

23-24

&22-23

Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Лаб.р.№ 9. «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

.


2

1




  • Индивидуальный опрос;

  • Отчет по практическим работам;

  • Работа со словарем биологических терминов

  • Разборная модель сердца;

  • Схемы кровообращения; строения сердца; сердечного цикла; регуляции сердечной деятельности;

  • Тонометр, фонендоскоп, секундомер

25-27

&24-25

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Лаб. р.№ 10 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».

Обобщающий урок «Внутренняя среда организма .Кровеносная и лимфатическая системы.

3

1




  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Творческая работа «Разработка рекомендаций по здоровому образу жизни»;

  • Отчет по практической работе




  • Схемы кровообращения; строения сердца; сердечного цикла; регуляции сердечной деятельности;

  • Жгуты, бинты, перевязочные пакеты




Дыхательная система.

4

1







28-29

&26-27

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

2







  • Фронтальный опрос;

  • Заполнение таблицы «Строение органов дыхания»;

  • Творческая работа «Разработка рекомендаций по здоровому образу жизни»; (продолжение)



  • Таблица органов дыхания;

  • Схема кровообращения;

  • Таблица строения дыхательных путей;

  • Разборная модель гортани

30-31

&28-29

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания, их профилактика. Первая помощь при остановке дыхания. Приемы реанимации.
Лабор .р.№ 11«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

2

1




  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Отчет по практической работе;




  • Таблица органов дыхания;

  • Самодельная модель Дондерса;

  • Модель торса человека;

  • Секундомер, сантиметр




Пищеварение.

6

1










32-34

&30-32

Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока.

Лаб.р.№ 12. «Изучение действия слюны на крахмал, желудочного сока на белки».

3

1




  • Фронтальный опрос;

  • Работа со словарем биологических терминов;

  • Заполнение таблицы «Изменение пищи в пищеварительном тракте при участии ферментов»

  • Модель торса человека;

  • Схемы строения кровеносной, дыхательной и пищеварительной системы;

  • Таблица строения зубов человека;

  • Модель черепа человека;

  • Оборудование для лабораторной работы стр.170

35-37.

&33-35

Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.

Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Аппендицит. Первая помощь при подозрении на аппендицит.

3







  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Заполнение таблицы «Изменение пищи в пищеварительном тракте при участии ферментов»;

  • Разработка рекомендаций по рациональному питанию школьников

  • Таблицы строения пищеварительной системы и всасывания веществ;

  • Схема воротной системы печени

























Обмен веществ и энергии.

4

1










38-39

&36-37

Обмен веществ и энергии – основное свойство живых организмов.

Витамины. Роль витаминов для организма.

2







  • Фронтальный опрос;

  • Доклады и рефераты;

  • Заполнение таблицы «Значение витаминов для организма

  • Схемы строения кровеносной, дыхательной и пищеварительной системы;

  • Таблица «Содержания витаминов A,B,C,D в пищевых продуктах

40.

&38
41.

Энерготраты организма человека и пищевой рацион.

Л.р..№ 13 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена»;

Обобщение по теме Дыхание.Пищеварение.Обмен веществ и энергии

1

1

1




  • Отчет по практическим работам;

  • Срезовая работа



  • Схемы строения кровеносной, дыхательной и пищеварительной системы;

  • Калькулятор, секундомер




Покровы организма. Терморегуляция. Органы выделения.

4













42-43

&39-40


Кожа - наружный покровный орган. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

2







  • Фронтальный опрос;

  • Разработка рекомендаций по уходу за кожей

  • Таблица « Строение кожи»;

  • Проспекты косметических средств

44-45

&41-42

Терморегуляция организма. Закаливание. Органы выделения.

2







  • Фронтальный опрос;

  • Доклады и рефераты;

  • Срезовая работа




  • Таблица « Строение кожи»;

  • Таблица « Строение органов выделения»




Нервная система.

5













46-47

&43-44

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг.

2







  • Фронтальный опрос;

  • Работа со словарем биологических терминов

  • Таблица « Строение нервной системы; спинного мозга; коленного рефлекса»;

  • Модель скелета позвоночника



48-49

&45-46

Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста

и мозжечка. Функции переднего мозга.

Лаб. раб №14 «Пальценосовая проба и особенности движения связанные с функцией мозжечка».

2

1




  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Заполнение таблицы « Расположение

желудочков головного мозга»

  • Макеты головного мозга (разборные);

  • Таблицы головного и спинного мозга;

  • Рефлекторные дуги безусловных рефлексов

50.

Соматический и автономный

( вегетативный) отделы нервной системы.

1







  • Срезовая работа

  • Таблицы автономной нервной системы, спинного и головного мозга;




Анализаторы. Органы чувств.

6

2










51-52

&48-49

Анализаторы. Зрительный анализатор.

Лаб.р.№ 15 «Иллюзия,связанная с бинокулярным зрением».

2







  • Фронтальная беседа;

  • Отчет по практической работе;

  • Заполнение таблицы «Причины иллюзий»




  • Таблицы строения нервной системы; слухового и зрительного анализаторов;

  • Модель глаза;

  • Оборудование для практической работы

стр.246


53

&50

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1







  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Работа со словарем биологических терминов;

  • Рефераты, доклады

  • Таблицы строения зрительного анализатора; формирования зрительных образов, дальнозоркости и близорукости;

  • Модель глаза




54-56

&51-52


Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Обобщение темы Анализаторы.Нервная система.

3







  • Фронтальная беседа;

  • Заполнение таблицы «Эволюция слуха у позвоночных животных»



  • Модель уха;

  • Таблица строения внутреннего уха и слухового анализатора;

  • Модель черепа со съемной крышкой;

  • Таблицы строения вестибулярного аппарата, кожи, обоняния и вкуса




Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

2










57-58

&53-54

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретенные рефлексы. Инстинкты.

Л.р№ 16«Выработка навыка зрительного письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стериотипа».

2

1




  • Рефераты, доклады;

  • Фронтальный опрос;

  • Заполнение таблицы « Врожденные и приобретенные формы поведения»

  • Модель головного мозга;

  • Таблицы долей и зон коры головного мозга;

  • Схемы безусловных и условных рефлексов

59-60.

&55-56

Возбуждение и торможение. Сон и сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

2







  • Фронтальный опрос;

  • Заполнение таблицы «Сопоставление доминанты и закона взаимной индукции возбуждения-торможения»;

  • Составление рекомендация по правильному режиму дня

  • Таблицы долей и зон коры головного мозга;

  • Схемы безусловных и условных рефлексов;

  • Электроэнцефалограм

мы бодрствующего и спящего человека с периодами медленного и быстрого сна

61.

&57

Воля, эмоции , внимание.

Лаб.р.№ 17 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».

1

1




  • Срезовая работа;

  • Отчет по практической работе;

  • Заполнение таблиц

«Сопоставление волевого акта с внушаемостью и негативизмом»,

«Сопоставление эмоциональных реакций, состояний и отношений»

  • Таблицы долей и зон коры головного мозга;

  • Схемы условных рефлексов;

  • Секундомер




Эндокринная система.

2













62-63

&58-59

Роль эндокринной регуляции. Функции желез внутренней секреции.

2







  • Фронтальная беседа;

  • Заполнение таблицы « Функции желез внутренней секреции»;

  • Ответы на вопросы

парагрофа

  • Модель головного мозга;

  • Таблицы эндокринных желез




Индивидуальное развитие организма.

3













64-65.

&60-61

Жизненные циклы. Органы размножения. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

2







  • Фронтальная беседа;

  • Составление схем определения пола ребенка при оплодотворении

  • Таблицы строения мужской и женской половой системы;

  • Схемы оплодотворения и развития зародыша и плода;

  • Стадии зародышей позвоночных животных и человека

66.

&62-64

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Развитие ребенка после рождения.

1







  • Рефераты и доклады;

  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Заполнение таблиц

« Наследственные и

врожденные болезни», « Болезни, передающиеся половым путем»

  • Схемы развития зародыша и плода;

  • Примеры заболеваний







Человек и окружающая среда.

1













67.&64

Социальная и природная среда, адаптация к ней. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Влияние вредных привычек на здоровье человека. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основы безопасности собственной жизни.

1







  • Фронтальная беседа;

  • Анализ правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях




  • Примеры вредного воздействия загрязнений окружающей среды ( радиация, тяжелые металлы и т.д.);

  • Статистические данные

экологического контроля среды

68.

Контрольно - обобщающий урок по курсу анатомии и физиологии человека

1







Итоговая тестовая работа







Итого:

68










Рецензия на рабочую программу по биологии для обучающихся 8 класса

(базовый уровень) учителя биологии Палкиной Оксаны Иосиповны

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта среднего(полного) образования (базовый уровень), программы курса биологии для 6-11класса общеобразовательных учреждений (Е.И.Колусева, И.П.Чередниченко),примерной программы среднего(полного) образования по биологии и рассчитано на 68 часов.

Структура рабочей прграммы включает в себя пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование, требования к уровню подготовки выпускников, списки учебной и методической литературы.

Программа ориентирована на учебник(Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев) Биология 8 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа 2010.

Программа:

  • Позволяет обеспечить освоение знаний о биологической составляющей естественно-биологической картины мира, важнейших биологических понятий, законах и теории на базовом уровне;

  • Включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, что способствует активному применению полученных знаний и умений в рамках безопасного использования в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

Рабочая программа предусматривает выполнение в полном объёме практической части курса, а также резервное время. Указанные формы контроля общеучебных умений и навыков обучающихся максимально приближены к структуре экзаменационных работ при проведении государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, что обеспечит системную подготовку обучающихся к экзаменам по выбору.

Рецензент: Лопатина О. И. Должность: методист Дата: Подпись: (О.И.Лопатина)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconРабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина...
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»...
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconПояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена...
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта...
Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час неделю в течение 1 учебного года
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconРабочая программа по биологии 9 класс
«Основы общей биологии» автор Пономарёва И. Н в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования...
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconРабочая программа по биологии 6 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconРабочая программа по биологии 6 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconРабочая программа по биологии 9 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconРабочая программа по биологии 7 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconРабочая программа по биологии Домашнее обучение
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconПрограмма систематического курса биологии для основной школы (6-9...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconРабочая программа учебного курса, предмета по биологии для 7-го класса...
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биологии (авторы Пасечник В. В., Латюшин В. В., Пакулова...
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по биологии, на основе Примерной программы основного...
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии,...
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconТематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconРабочая программа учебного курса «Биология»
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (базовый уровень) 2004г
Рабочая программа учебного курса биологии в 8 классе основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании Примерной...
«результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности. Изучение биологии в 6 классе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск