№ п/п
Урока
Д.З
| Наименование разделов и тем
| Всего
часов
| В том числе
|
Формы контроля знаний
| Примечание
|
Лабор. и
Практ.р.
| Экс
курсии
| Демонстрации:
|
| Введение. Науки, изучающие организм человека.
| 1
| -
| -
|
|
|
1.
&1,2
| Биосоциальная природа человека науки, изучающие его. Становление наук о человеке.
| 1
| -
| -
| Фронтальный опрос;
Заполнение таблицы ученых
| Модель торса человека;
Таблицы внутренних органов человека и млекопитающих животных;
Портреты ученых анатомов и физиологов
|
Основные понятия: анатомия, физиология, психология, гигиена
|
| Происхождение человека.
| 3
|
|
|
|
|
2-4
&3,4,5
| Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. Расы человека.
| 3
|
|
| Индивидуальный и фронтальный опрос;
Рефераты и доклады
| Таблица рудиментов и атавизмов человека;
Таблицы внутреннего строения млекопитающих и человека;
Таблица эмбрионов различных животных и человека;
Таблица палеонтологи
ческих находок древних людей
|
| Строение организма.
| 5
| 2
|
|
|
|
5-6.
&6,7
| Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма.
| 2
|
|
| Отчет по практической работе ;
| Таблицы внутреннего строения млекопитающих и человека;
Таблицы строения животной и растительной клетки
|
7-9.
&8-9
| Ткани: эпителиальная , соединительная, мышечная. Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.
Лаб.р.№ 1-2. «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».
| 3
| 2
|
| «Функции органоидов и частей клетки»;
Отчет по практической работе
| Таблица «Ткани»;
Таблица «Внутреннее строение человека»;
Микропрепараты тканей
|
Основные понятия: клетка, органоиды клетки, ткань. орган, часть тела, система органов, рост и развитие
|
| Опорно-двигательная система.
| 7
| 4
|
|
|
|
9-11
&10-12
| Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. Соединение костей.
Лаб.р.№3. «Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости».
| 3
| 1
|
| Индивидуальный опрос;
Фронтальный опрос;
Отчет по практической работе
| Модели скелета человека и млекопитающих;
Таблицы скелета человека и млекопитающих;
Таблица соединений костей
|
12-13.
&13-14
| Строение мышц. Обзор мышц человека. Работа скелетных мышц. И их регуляция.Лаб.р.№4 «Мышцы человеческого тела».
Лаб.р.№ 5 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»
| 2
| 2
|
| Фронтальный и индивидуальный опрос;
Отчет по практической работе
| Модели скелета человека ;
Таблицы скелета человека ;
Таблица соединений костей;
Таблица мышц человека;
Таблица типов тканей
Гантели
|
14-15
&15-16
| Осанка Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей вывихах суставов.Лаб.раб.№ 6 «Осанка и плоскостопие»
| 2
| 1
|
| Тестовая работа по теме «Опорно-двигательная система.»
| Модель скелета человека;
Таблица с изображением скелетных мышц;
Таблица последствий правильной и неправильной осанки;
Методы определения искривления позвоночника и плоскостопия
|
Основные понятия : макро и микро состав кости; типы костей, типы суставов; строение сустава; осевой и дополнительный скелет; типы мышц; свойства мышечной ткани; осанка, плоскостопие, первая помощь при переломах, вывихах суставов
|
| Внутренняя среда организма.
| 4
| 1
|
|
|
|
17-18
&17-18
| Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.
Лаб.р.№ 7«Изучение микроскопического строения крови» (микропрепараты крови человека и лягушки).
| 2
| 1
|
| Индивидуальный и фронтальный опрос;
Отчет по практической работе
| Схема кровообращения и лимфообращения;
Таблицы «Состав крови», «Типы тканей»;
Микропрепараты крови человека и лягушки
|
19-20
&19
| Борьба с инфекцией. Иммунитет. Переливание крови.
| 2
|
|
| Индивидуальный опрос;
Работа со словарем биологических терминов
| Таблица крово-и-лимфообращения;
Таблица «Состав крови»;
Таблица иммунной системы
|
| Кровеносная и лимфатические системы.
| 7
| 3
|
|
|
|
21-22
&20-21
| Транспортные системы организма. Круги кровообращение и лимфообращение.
Лаб.р. № 8.«Изменения в тканях при перетяжках , затрудняющих кровообращение»
| 2
| 1
|
| Фронтальный опрос;
Отчет по практической работе
| Таблицы крово-и-лимфообращения;
Таблицы строения артерий, капилляров, вен;
Таблица органов кроветворения;
Схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих,
Резиновые трубки и нитки
|
23-24
&22-23
| Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.
Лаб.р.№ 9. «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».
.
| 2
| 1
|
| Индивидуальный опрос;
Отчет по практическим работам;
Работа со словарем биологических терминов
| Разборная модель сердца;
Схемы кровообращения; строения сердца; сердечного цикла; регуляции сердечной деятельности;
Тонометр, фонендоскоп, секундомер
|
25-27
&24-25
| Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Лаб. р.№ 10 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».
Обобщающий урок «Внутренняя среда организма .Кровеносная и лимфатическая системы.
| 3
| 1
|
| Индивидуальный и фронтальный опрос;
Творческая работа «Разработка рекомендаций по здоровому образу жизни»;
Отчет по практической работе
| Схемы кровообращения; строения сердца; сердечного цикла; регуляции сердечной деятельности;
Жгуты, бинты, перевязочные пакеты
|
| Дыхательная система.
| 4
| 1
|
|
|
28-29
&26-27
| Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. Легкие. Легочное и тканевое дыхание.
| 2
|
|
| Фронтальный опрос;
Заполнение таблицы «Строение органов дыхания»;
Творческая работа «Разработка рекомендаций по здоровому образу жизни»; (продолжение)
| Таблица органов дыхания;
Схема кровообращения;
Таблица строения дыхательных путей;
Разборная модель гортани
|
30-31
&28-29
| Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания, их профилактика. Первая помощь при остановке дыхания. Приемы реанимации. Лабор .р.№ 11«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»
| 2
| 1
|
| Индивидуальный и фронтальный опрос;
Отчет по практической работе;
| Таблица органов дыхания;
Самодельная модель Дондерса;
Модель торса человека;
Секундомер, сантиметр
|
| Пищеварение.
| 6
| 1
|
|
|
|
32-34
&30-32
| Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока.
Лаб.р.№ 12. «Изучение действия слюны на крахмал, желудочного сока на белки».
| 3
| 1
|
| Фронтальный опрос;
Работа со словарем биологических терминов;
Заполнение таблицы «Изменение пищи в пищеварительном тракте при участии ферментов»
| Модель торса человека;
Схемы строения кровеносной, дыхательной и пищеварительной системы;
Таблица строения зубов человека;
Модель черепа человека;
Оборудование для лабораторной работы стр.170
|
35-37.
&33-35
| Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.
Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Аппендицит. Первая помощь при подозрении на аппендицит.
| 3
|
|
| Индивидуальный и фронтальный опрос;
Заполнение таблицы «Изменение пищи в пищеварительном тракте при участии ферментов»;
Разработка рекомендаций по рациональному питанию школьников
| Таблицы строения пищеварительной системы и всасывания веществ;
Схема воротной системы печени
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обмен веществ и энергии.
| 4
| 1
|
|
|
|
38-39
&36-37
| Обмен веществ и энергии – основное свойство живых организмов.
Витамины. Роль витаминов для организма.
| 2
|
|
| Фронтальный опрос;
Доклады и рефераты;
Заполнение таблицы «Значение витаминов для организма
| Схемы строения кровеносной, дыхательной и пищеварительной системы;
Таблица «Содержания витаминов A,B,C,D в пищевых продуктах
|
40.
&38 41.
| Энерготраты организма человека и пищевой рацион.
Л.р..№ 13 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена»;
Обобщение по теме Дыхание.Пищеварение.Обмен веществ и энергии
| 1
1
| 1
|
| Отчет по практическим работам;
Срезовая работа
| Схемы строения кровеносной, дыхательной и пищеварительной системы;
Калькулятор, секундомер
|
| Покровы организма. Терморегуляция. Органы выделения.
| 4
|
|
|
|
|
42-43
&39-40
| Кожа - наружный покровный орган. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.
| 2
|
|
| Фронтальный опрос;
Разработка рекомендаций по уходу за кожей
| Таблица « Строение кожи»;
Проспекты косметических средств
|
44-45
&41-42
| Терморегуляция организма. Закаливание. Органы выделения.
| 2
|
|
| Фронтальный опрос;
Доклады и рефераты;
Срезовая работа
| Таблица « Строение кожи»;
Таблица « Строение органов выделения»
|
| Нервная система.
| 5
|
|
|
|
|
46-47
&43-44
| Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг.
| 2
|
|
| Фронтальный опрос;
Работа со словарем биологических терминов
| Таблица « Строение нервной системы; спинного мозга; коленного рефлекса»;
Модель скелета позвоночника
|
48-49
&45-46
| Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста
и мозжечка. Функции переднего мозга.
Лаб. раб №14 «Пальценосовая проба и особенности движения связанные с функцией мозжечка».
| 2
| 1
|
| Индивидуальный и фронтальный опрос;
Заполнение таблицы « Расположение
желудочков головного мозга»
| Макеты головного мозга (разборные);
Таблицы головного и спинного мозга;
Рефлекторные дуги безусловных рефлексов
|
50.
| Соматический и автономный
( вегетативный) отделы нервной системы.
| 1
|
|
| | Таблицы автономной нервной системы, спинного и головного мозга;
|
| Анализаторы. Органы чувств.
| 6
| 2
|
|
|
|
51-52
&48-49
| Анализаторы. Зрительный анализатор.
Лаб.р.№ 15 «Иллюзия,связанная с бинокулярным зрением».
| 2
|
|
| Фронтальная беседа;
Отчет по практической работе;
Заполнение таблицы «Причины иллюзий»
| Таблицы строения нервной системы; слухового и зрительного анализаторов;
Модель глаза;
Оборудование для практической работы
стр.246
|
53
&50
| Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.
| 1
|
|
| Индивидуальный и фронтальный опрос;
Работа со словарем биологических терминов;
Рефераты, доклады
| Таблицы строения зрительного анализатора; формирования зрительных образов, дальнозоркости и близорукости;
Модель глаза
|
54-56
&51-52
| Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.
Обобщение темы Анализаторы.Нервная система.
| 3
|
|
| Фронтальная беседа;
Заполнение таблицы «Эволюция слуха у позвоночных животных»
| Модель уха;
Таблица строения внутреннего уха и слухового анализатора;
Модель черепа со съемной крышкой;
Таблицы строения вестибулярного аппарата, кожи, обоняния и вкуса
|
| Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
| 5
| 2
|
|
|
|
57-58
&53-54
| Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретенные рефлексы. Инстинкты.
Л.р№ 16«Выработка навыка зрительного письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стериотипа».
| 2
| 1
|
| Рефераты, доклады;
Фронтальный опрос;
Заполнение таблицы « Врожденные и приобретенные формы поведения»
| Модель головного мозга;
Таблицы долей и зон коры головного мозга;
Схемы безусловных и условных рефлексов
|
59-60.
&55-56
| Возбуждение и торможение. Сон и сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.
| 2
|
|
| Фронтальный опрос;
Заполнение таблицы «Сопоставление доминанты и закона взаимной индукции возбуждения-торможения»;
Составление рекомендация по правильному режиму дня
| Таблицы долей и зон коры головного мозга;
Схемы безусловных и условных рефлексов;
Электроэнцефалограм
мы бодрствующего и спящего человека с периодами медленного и быстрого сна
|
61.
&57
| Воля, эмоции , внимание.
Лаб.р.№ 17 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».
| 1
| 1
|
| Срезовая работа;
Отчет по практической работе;
Заполнение таблиц
«Сопоставление волевого акта с внушаемостью и негативизмом»,
«Сопоставление эмоциональных реакций, состояний и отношений»
| Таблицы долей и зон коры головного мозга;
Схемы условных рефлексов;
Секундомер
|
| Эндокринная система.
| 2
|
|
|
|
|
62-63
&58-59
| Роль эндокринной регуляции. Функции желез внутренней секреции.
| 2
|
|
| Фронтальная беседа;
Заполнение таблицы « Функции желез внутренней секреции»;
Ответы на вопросы
парагрофа
| Модель головного мозга;
Таблицы эндокринных желез
|
| Индивидуальное развитие организма.
| 3
|
|
|
|
|
64-65.
&60-61
| Жизненные циклы. Органы размножения. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.
| 2
|
|
| Фронтальная беседа;
Составление схем определения пола ребенка при оплодотворении
| Таблицы строения мужской и женской половой системы;
Схемы оплодотворения и развития зародыша и плода;
Стадии зародышей позвоночных животных и человека
|
66.
&62-64
| Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Развитие ребенка после рождения.
| 1
|
|
| Рефераты и доклады;
Индивидуальный и фронтальный опрос;
Заполнение таблиц
« Наследственные и
врожденные болезни», « Болезни, передающиеся половым путем»
| Схемы развития зародыша и плода;
Примеры заболеваний
|
| Человек и окружающая среда.
| 1
|
|
|
|
|
67.&64
| Социальная и природная среда, адаптация к ней. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Влияние вредных привычек на здоровье человека. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основы безопасности собственной жизни.
| 1
|
|
| Фронтальная беседа;
Анализ правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях
| Примеры вредного воздействия загрязнений окружающей среды ( радиация, тяжелые металлы и т.д.);
Статистические данные
экологического контроля среды
|
68.
| Контрольно - обобщающий урок по курсу анатомии и физиологии человека
| 1
|
|
| Итоговая тестовая работа
|
|
| Итого:
| 68
|
|
|
|