Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка





НазваниеРабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка
страница1/7
Дата публикации28.09.2013
Размер0.97 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор школы Зам.директора по УР на РМО учителей

_________ Сорокин А.И. _________ Зиганшина В.С. ________________

Приказ № ________________

от « » 2012 г. Протокол № 1

от 23 августа 2012г.

Руководитель МО

_______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

в 9 классе

Программу составила

Кулагина М.В.,

учитель русского языка

и литературы

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Количество часов по программе – 105

На уроках используются мультимедийные средства, такие как компьютерные презентации, созданные учителем, видеофграгменты, аудиозаписи. Литература изучается в неразрывной связи с другими видами искусства. Кроме того, на уроках даётся сопутствующий исторический комментарий. В домашних работах часто используется метод проекта, учащиеся занимаются поисковой, исследовательской деятельностью. Учитель применяет нестандартные формы проведения уроков, такие как диспут, защита проекта, семинар, что развивает устную речь учащихся и их коммуникативные умения и навыки.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю, что соответствует рекомендациям составителей программы.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Изучение  литературы  в  9   классе   призвано обеспечить:

приобщение  учащихся  к богатствам отечественной и мировой художественной  литературы, формирование их представлений о  литературе  как об одном из важнейших достижений культуры;

формирование гуманистического мировоззрения  учащихся;

развитие у  учащихся  способностей эстетического восприятия и оценки произведений  литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

воспитание культуры речи  учащихся.

Устно:

Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно:

Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.

Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса  литературы, изучаемого школьниками в 5— 9  классах.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета « Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие:

прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

воспроизвести их конкретное содержание,

дать оценку героям и событиям;

чтение,  истолкование и оценка:

анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;

объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность:

пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие  учащимся;

писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

 Требованиями  к проверке и оценке достижения  учащимися  обязательного  уровня   подготовки   по  литературе  таким образом должны стать:

обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;

ориентация оценки на минимально допустимый  уровень  понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся  учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

начитанность  учащихся  в области художественной  литературы  (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);

 уровень  овладения знаниями  по   литературе  (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.




Тема урока

Кол-

во

часов

Содержание

образования

Виды

учебной

деятельности

Внутри-

предметные

и межпредм.

связи

Виды контроля

Домашнее

задание

Дата

по

плану

Фактич

дата

Примечан

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11
















Введение
















1

Литература как искусство слова

1

Место худ лит-ры в общественной жизни и культуре России. Нац. ценности и традиции , формообразующие проблематику и образный мир русской лит-ры, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской лит-ры. Русская лит-ра в контексте мировой. Эпохи развития лит-ры. Понятие о литературном процессе.

Рецептивная: чтение вступительной статьи учебника.

Репродуктивная: составление таблицы «В чем цель изучения литературы в 9 кл?»

Продуктивная, творческая: устное сочинение – рассуждение «Литература – необходимая составная часть истории»

Поисковая: поиск ответов на вопросы проблемного характера; анализ высказываний классиков


Обществозн.: понимать, что такое нац. традиции, ценности, гуманизм, патриотизм, самобытность. История: отражение в лит-ре основных исторических событий России. Взаимосвязь истории и литературы. Лит-ра: понятия «образ», «литературный процесс», «мировая лит-ра». В чем заключается особенность художественной лит-ры?

Чтение и анализ высказывания историка Ключевского. Чтение вступительной статьи учебника. Составление хронологической таблицы «Основные периоды развития русской лит-ры». Устное рассуждение «Литература – необходимая составная часть истории». Ответ на вопросы: что важнее – любить или знать литературу? Любовь к лит-ре – вещь обязательная?


Читать «Слово о полку Игореве»; прересказать статью учебника «Древнерусск. лит-ра» по самостоятельно составленному плану.

Инд.: пересказать очерк Лихачева; сообщение об истории открытия «Слова…»

























Из древнерусской литературы ( 6 часов)
















2

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и авторстве. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция.

Репродуктивная: пересказ статьи учебника «древнерусская лит-ра» и очерка Лихачева об открытии «Слова», ответы на вопросы.

Поисковая: установление ассоциативных связей «Слова» с произведениями В Васнецова, В Серова, гравюрами Фаворского.

Исследовательская: сопоставление «Слова» с летописными источниками.

История: феодальная раздробленность Руси, поход князя Игоря против половцев, Лаврентьевская и Ипатьевская летописи: как в исторических документахосвещаются событияпохода князя Игоря? Сопоставление текста с летописными источниками.

ИЗО: иллюстрации В. Серова, гравюры В. Фаворского. Живопись В. Васнецова: найти в тексте эпизоды соответствующие иллюстрациям; удалось ли художнику передать настроение, характер литературного героя? Кому из художников удалось точнее передать замысел автора?

Составление плана «Слова». Сопоставление с летописными источниками. Историк Соловьев утверждал, что автор верен своему обещанию рассказывать по былинам, поэтому его рассказ совершенно одинаков с рассказом летописца. Согласны ли вы с этим утверждением? Верно ли то, что подробностей похода князя Игоря гораздо больше в летописи, чем в «Слове»?

Определить в тексте «Слова» композиционные части.

Инд.: выразительное чтение отрывков «Вступления», «Золотое слово Святослава»; письменно доказать, что «Слово» - воинская повесть










3

«За землю Русскую». Осмысление текста памятника

1

Образ русской земли и нравственно- патриотическая идея «Слова»

Рецептивная: чтение и полное восприятие художественного текста

Репродуктивная: осмысление сюжета произведения

Продуктивная, творческая: выразительное чтение, ответ на вопрос: согласны ли вы с тем. Что «Слово» - воинская повесть?

Поисковая: комментирование текста произведения, установление ассоциативных связей «Слова» с произведениями В Васнецова, В Серова, гравюрами Фаворского

Исследовательская: анализ художественного текста произведения



Литература: какие фольклорные образы встречаются в «Слове»? Как сочетается христианская и языческая символика в тексте произведения? Какова их роль в идейном замысле автора?

ИЗО: Какие слова текста вы взяли бы для подписи под иллюстрациями В Васнецова, В. Серова, И. Билибина, В Фаворского?

Аналитическое чтение и ответы на вопросы: по каким событиям ученые смогли точны установить время написания произведения; какие исторические лица изображены реалистически, а какие идеализированы?

Ответить на вопрос: «как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения?»

Инд.: подготовить исторические справки о князьях, к которым обращается в «Слове» автор.










4

Вечные образы «Слова…»

1

Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины.

Рецептивная: чтение и полное восприятие произведения

Репродуктивная: ответы на вопросы

Продуктивная, творческая: рассуждение «как проявляется в «Золотом слове» Святослава смысл произведения?», сообщение «Исторические справки о князьях», выразительное чтение эпизодов.

Поисковая: ответы на проблемные вопросы, комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей «Слова» с произведениями живописи.

Исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям

История: русские князья, упоминаемые в «Слове» виды древнерусского оружия

Русский язык: средства худ выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения, риторические вопросыи восклицания.

Литература: художественный образ.

ИЗО: иллюстрации художников Архипова И., В.Фаворского к «Слову». Рассматривание иллюстраций и подбор цитат из текста.

Составление характеристики героев, в том числе сопоставительной, запись худ.средств выразительности и определение их роли в тексте.

Ответы на вопросы: Как вы думаете, не идеализирует ли автор князя Игоря? Согласны ли вы с мнением профессора В.Ф. Переверзева, что князь Игорь сознает свой долг перед Русью? Что символизирует плач Ярославны? Какова роль образа Ярославны в раскрытии идеи «Слова»?

Устное сочинение «Каким предстает в тексте поэме князь…» ( по выбору учащегося). Выразительное чтение эпизода «Плач Ярославны».

Инд.: сообщение о поэтических переложениях «Слова»










5

Поэтическое искусство автора

1

Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция. Значение памятника для русской культуры. Переводи переложения произведения

Репродуктивная: ответы на вопросы

Продуктивная, творческая: устное сочинение «Каким предстает в тексте поэме князь…» ( по выбору учащегося); выразительное чтение эпизода «Плач Ярославны».

Поисковая:поиск ответов на проблемные вопросы

Исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям; сопоставление поэтических переводов «Слова»; сопоставление текста произведения и оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Литература: автор, повествователь, авторский стиль, поэтический перевод.

Муз.ис-во: прослушивание арии князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь»: кто является автором либретто оперы ? Какому эпизоду произведения соответствует прослушанная ария? Какие переживания и чувства князя нашли выражение в арии?

Устное сочинение «Каким предстает в тексте поэме князь…»

Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор – патриот? Доказать это примерами из текста. Поиск характерных примет авторского стиля. Какие отголоски языческой культуры вы можете обнаружить в тексте? Как это характеризует автора?

Почему на протяжении веков не пропадает интерес к поэтическим переложениям «Слова»?

Выучить наизусть «Плач Ярославны»










6

Урок развития речи.

Анализ эпизода «Плач Ярославны»

1

Нравственно-патриотическая идея «Слова». Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. «Слово и фольклорная традиция.

Продуктивная, творческая: создание сочинения

Поисковая: комментирование текста





Выразительное чтение наизусть «Плача Ярославны».

Анализ эпизода.

Подготовиться к итоговому уроку-игре по произведению.

Групповое6 подготовить макет книги(обложка, предисловие, иллюстрации и т.д.)










7

Урок контроля.

Литературная игра «Мир Игоревой песни»

1

Историческая основа памятника. Жанр и композиция «Слова». Образы русских князей. Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. Поэтическое мастерство автора. Переводы и переложения произведения.

Продуктивная, творческая: защита макета книги, иллюстраций, выразительное чтение отрывков.

Поисковая: установление ассоциативных связей «Слова» с произведениями живописи.

Исследовательская: сопоставление «Слова» и русских летописей.

Муз.ис-во:А. Бородин «Князь Игорь»: каким чувством наполнены музыкальные картины оперы? Как в опере отразилась идея автора?

ИЗО: иллюстрации произведениями В Васнецова, В Серова, гравюры Фаворского:какие особенности авторского стиля удалось передать художникам?


Викторина по тексту произведения.

Защита макета книги.

Выполнение заданий по станциям: 1. Преданья старины глубокой (историческая основа произведения); 2.»Защитники Земли Русской» (герои «Слова»). 3. «Глубокий и скорбный лиризм» (поэтическое мастерство автора). 4. «Вечные образы» ( «Слово» в искусстве).



Вспомнить и записать основные признаки классицизма, основные события и имена исторических деятелей 18 века. Прочитать стать. Учебника «Русская лит-ра 18 века»

























Из русской литературы 18 века (7 часов)
















8

Характеристика русской литературы 18 века.

1

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм.

Рецептивная: чтение высказывания о литературе 18 века

Репродуктивная: ответы на вопросы учебника, осмысление высказывания искусствоведа Н. Рапацкой.


История, обществознание: уточнение значения общественно-политической лексики: гражданское служение, Просвещение.

Литература: классицизм, сентиментализм.

ИЗО, архитектура: портретная живопись, архитектура 18 века: как в изобразительном искусстве и архитектуре отразились значимые черты классицизма, сентиментализма?

Составление хронологической таблицы, викторина, работа со статьей учебника.

Пересказать статью учебника о Ломоносове. Выразительное чтение оды «Вечернее размышление..»










9

М.В. Ломоносов «Живое единство наук и художеств»

1

Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» Прославление родины, мира, науки и просвещения в одах Ломоносова.

Рецептивная: чтение высказываний о Ломоносове.

Репродуктивная:пересказ статьи учебника о Ломоносове, осмысление сюжета оды.

Продуктивная, творческая: выразительное чтение, развернутый письменный ответ на вопрос

Исследовательская: анализ текста оды

Русский язык: стили языка, устаревшие слова. Какой вклад в развитие русского языка внес Ломоносов?


Ответить на вопросы: какие строки оды привлекли ваше внимание и почему? Что вы знаете об эстетической системе классицизма? Можете ли вы согласиться с тем, что в оде Ломоносова есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма?

Прочитать статью учебника о Державине, подготовить выразительное чтение стих. «Памятник»









  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель...
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса «Русский язык» в 6 классе Составитель:...
Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка...
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе в 8 классе Автор-составитель Козлова...
Соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю
Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе в 6 классе Составитель: Шутова Елена...
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственногостандарта образования...
Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского...
Конечно, изучить все вершинные произведения невозможно: на уроки отведено мало времени, и нужно трезво оценивать реальные возможности...
Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе в 10 классе к учебнику В. И. Коровина,...
Автор-составитель: Комаровская Е. В., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе для 5-9 классов Составители
Жаравина Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка iconВопросы государственных аттестационных испытаний по русскому языку 2014 год
Квалификация: учитель русского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, истории
Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка iconПояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме...
Мбоу «Малобикшихская сош» Канашского района Чувашской Республики для районного дистанционного конкурса методических разработок учителей...
Рабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка iconКонспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения»
Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск