Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ликургская основная общеобразовательная школа
Буйского муниципального района Костромской области 157063 Костромская область, Буйский район, с. Ликурга, ул. Овражная, д.1 Рассмотрено на заседании Утверждаю.
педагогического совета Директор школы:_________(О.Е.Селезнёва).
протокол № 01 от «30» августа 2012 г Приказ № 82 от «31» августа 2012г
Рабочая программа
по литературе
в 9 классе
учителя русского языка и литературы
Лебедевой Людмилы Геннадьевны
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе. Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю),
из них на развитие речи - 11 часов,
на контроль усвоения знаний - 4 часа,
резерв - 3 часа. Виды контроля:
- промежуточный:
пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),
выразительное чтение, в том числе и наизусть.
Развернутый ответ на вопрос, викторина,
анализ эпизода,
анализ стихотворения,
комментирование художественного текста,
характеристика литературного героя,
конспектирование (фрагментов критической статьи).
Лекции учителя, статьи учебника,
сочинение на литературную тему,
сообщение на литературную и историко-литературную темы,
презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения,
развернутый ответ на проблемный вопрос,
выполнение заданий в тестовой форме. Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/
Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия:
литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма. уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
Словари и справочники:
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. И.В.Золотарёва, О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева «Поурочные разработки по литературе. 9 класс» М.: Просвещение, 2006.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
Календарно-тематическое планирование по литературе
9 класс (102 часа)
-
№ урока
| Тема урока.
Основное содержание.
| Кол-во
часов
| Результаты обучения
| Формы и виды контроля
| Примечание
| Дата
| 1
| Введение.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
| 1
| Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.
Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.
| - Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства».
- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?
|
|
|
Литература Древней Руси (3+1р.р.)
|
| 2
| Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы
| 1
| Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.
Уметь характеризовать данный период развития литературы.
| Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.
|
|
| 3
| «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
| 1
| Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.
| Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия
|
|
| 4
| Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения
Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения
| 1
| Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова», жанр и композицию произведения, художественное своеобразие, связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.
| Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств?
Комментирование текста, выявление его жанра, установление ассоциативных связей «Слова…», гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.
|
|
| 5
| РР Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»
Поэтическое искусство автора в «Слове…»
|
| Знать: содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения, понятие образ автора, лирическое отступление. Уметь: комментировать и анализировать эпизод, формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию
| Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины.
Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор - патриот? Доказать это примерами из текста.
|
|
|
Русская литература ХVIII века ( 7ч. )
|
| 6
| Характеристика русской литературы ХVIII века
| 1
| Знать основные черты классицизма как литературного направления.
Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции
| Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.
|
|
| 7
| М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка
| 2
| Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
| Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?
|
|
| 8
| М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.
| 1
| Знать содержание оды, его особенность и форму.
Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.
| Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.
|
|
| 9
| Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).
| 1
| Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.
| Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям» и стихотворения «Памятник». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?
|
|
| 10
| А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Любани», «Пешки», «Спасская Полесть»),
Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.
Обличительный пафос произведения.
| 1
| Знать черты сентиментализма, взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.
| Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…». Сжатый пересказ главы «Любани». Определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?
|
|
| 11
| Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
| 1
| Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.
Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.
| Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.
|
|
| 12
| Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.
(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)
| 1
| Знать содержание произведения.
Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.
| Анализируют стихотворение «Осень».
Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?
|
|
|
Из русской литературы I половины ХIХ века ( 3ч.)
| 13
| Золотой век русской литературы (обзор)
| 1
| Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Уметь давать развернутый ответ на вопрос.
| Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?
|
|
| 14
| В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.
| 1
| Знать основные черты романтизма как литературного направления
теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
| Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах?
|
|
| 15
| В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)
| 1
| Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.
| Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?»
|
|
|
А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 6+2р.р. )
| 16
| А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии.
| 1
| Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.
| Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».
|
|
| 17
| «К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».
| 1
| Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.
| Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).
|
|
| 18
| «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии
| 1
| Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.
| Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?
|
|
| |