Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка





Скачать 466.45 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка
страница1/4
Дата публикации09.10.2013
Размер466.45 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ликургская основная общеобразовательная школа

Буйского муниципального района Костромской области
157063 Костромская область, Буйский район, с. Ликурга, ул. Овражная, д.1
Рассмотрено на заседании Утверждаю.

педагогического совета Директор школы:_________(О.Е.Селезнёва).

протокол № 01 от «30» августа 2012 г Приказ № 82 от «31» августа 2012г


Рабочая программа

по литературе

в 9 классе

учителя русского языка и литературы

Лебедевой Людмилы Геннадьевны

Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры;




  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; фор­мирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся;



  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;




  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю),

из них на развитие речи - 11 часов,

на контроль усвоения знаний - 4 часа,

резерв - 3 часа.
Виды контроля:

- промежуточный:

пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),

выразительное чтение, в том числе и наизусть.

Развернутый ответ на вопрос, викторина,

анализ эпизода,

анализ стихотворения,

комментирование художественного текста,

характеристика литературного героя,

конспектирование (фрагментов критической статьи).

Лекции учителя, статьи учебника,

сочинение на литературную тему,

сообщение на литературную и историко-литературную темы,

презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения,

развернутый ответ на проблемный вопрос,

выполнение заданий в тестовой форме.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия:

литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.



Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

Словари и справочники:

    1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

    2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

    3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

    4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

    5. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

    6. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. И.В.Золотарёва, О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева «Поурочные разработки по литературе. 9 класс» М.: Просвещение, 2006.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

Календарно-тематическое планирование по литературе

9 класс (102 часа)


урока

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-во

часов

Результаты обучения

Формы и виды контроля


Примечание

Дата

1


Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

- Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства».

- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?








Литература Древней Руси (3+1р.р.)




2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы


1

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.


Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.








3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.


Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия







4

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения


1

Знать: нрав­ственно-патриотическую идею «Слова», жанр и композицию про­изведения, художественное своеобразие, связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формули­ровать идею про­изведения; выра­зительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.


Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств?

Комментирование текста, выявление его жанра, установление ассоциативных связей «Слова…», гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.







5

РР Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»

Поэтическое искусство автора в «Слове…»





Знать: содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения, понятие образ автора, лирическое отступление.
Уметь: комментировать и анализировать эпизод, формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию

Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины.

Анализ образа ав­тора. Почему мож­но сказать, что ав­тор - патриот? До­казать это приме­рами из текста.









Русская литература ХVIII века ( 7ч. )





6

Характеристика русской литературы ХVIII века


1

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции


Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.








7

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка


2

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?








8

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.


1

Знать содержание оды, его особенность и форму.

Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.

Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.







9

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).


1

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям» и стихотворения «Памятник». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?









10

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Любани», «Пешки», «Спасская Полесть»),

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

Обличительный пафос произведения.

1

Знать черты сентиментализма, взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…». Сжатый пересказ главы «Любани». Определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?







11

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.


1


Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.









12

Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)


1


Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Анализируют стихотворение «Осень».

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?









Из русской литературы I половины ХIХ века ( 3ч.)


13

Золотой век русской литературы (обзор)


1

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?







14



В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.


1


Знать основные черты романтизма как литературного направления

теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах?









15

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

1

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?»








А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 6+2р.р. )


16

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии.


1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».








17

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».


1

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).









18

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии


1

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе в 5 классе Гильмановой Розы Акрамовны,...
Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории
Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе в 8 классе учителя русского языка...
Заместитель директора по увр мбоу «Табар-Черкийская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сценарий и презентация Коротаевой Ларисы Геннадьевны, учителя русского языка и литературы Пермского края
Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе на 2013-14 учебный год учителя русского языка и литературы гбооу «Санаторно-лесная...
Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе в 11 классе Чекуновой Юлии Анатольевны,...
Мбоу «сош №168 с продлённым днём обучения для детей с соматическими заболеваниями» Авиастроительного района г. Казани Республики...
Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса «Русский язык» в 6 классе Составитель:...
Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 7 класса Гильмановой Розы Акрамовны,...
Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории
Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconСамоанализ профессиональной деятельности Стефановой Ларисы Михайловны,...
Й язык и литература. Мне была присвоена квалификация учителя русского языка и литературы. Педагогический стаж работы – 18 лет. 14...
Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» учителя русского языка и литературы Терентьевой...
Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель...
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 6 класса к учебнику В. П. Полухиной,...
Составитель: Лушнова Р. В., учителя русского языка и литературы моу «Кармалинская сош»
Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconПояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме...
Мбоу «Малобикшихская сош» Канашского района Чувашской Республики для районного дистанционного конкурса методических разработок учителей...
Рабочая программа по литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы Лебедевой Людмилы Геннадьевны Пояснительная записка iconПлан самообразования учителя русского языка и литературы Ягофаровой Кадрии Касимовны
План работы над методической темой по самообразованию учителя русского языка и литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск