Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна





Скачать 346.58 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна
страница1/2
Дата публикации28.07.2013
Размер346.58 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Павловская основная общеобразовательная школа.


Рассмотрена и «Утверждаю»

рекомендована к утверждению директор МБОУ Павловская оош

педагогическим советом ___________ Н.Ф.Мойбенко

«30» августа 2012 года. от 31.08.2012 года.

Протокол №1. Приказ № _____


Рабочая программа

по литературе

для 9 класса
Составила

учитель русского языка и

литературы

Божко Наталья Викторовна
2012-2013 уч. год.

Пояснительная записка.

В современной школе девятый класс занимает особое место. Поскольку именно этот класс подводит своеобразный итог формированию читателя, важно оставить в сознании и эстетической памяти каждого ученика самые лучшие произведения родной литературы. Конечно, изучить все вершинные произведения невозможно: на уроки отведено мало времени, и нужно трезво оценивать реальные возможности учащихся, напряжённость учебного плана. Такие возможности заключены в творческом подходе к материалу обзорных и монографических тем.

Данная программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования для выпускников основной общеобразовательной школы. Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;

- воспитание речевой культуры учащихся;

- формирование представлений о литературе как социокультурном

феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и

человечества;

- развитие навыков грамотного и свободного владения

литературной речью.

Программа включает в себя выдающиеся произведения художественной литературы; историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению духовного богатства художественных произведений.
Нормативно – правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. « Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по литературе».

  2. Обязательный минимум содержания программ по литературе основного и общего образования, требования к уровню подготовки выпускников.

  3. «Федеральный базисный учебный план».

  4. Примерный учебный план для образовательных учреждений РО и учебный план образовательного учреждения.

  5. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Москва. «Русское слово». 2010г.)


Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, изданной в 2010 году авторами-составителями: Г.С.Меркиным, С.А.Зининым, В.А.Чалмаевым. Программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России.

Рабочая программа ориентирована на 102 часа из расчета 3 часа в неделю. Из них на чтение и изучение произведений – 91 час,

на уроки развития речи – 8 часов, на уроки внеклассного чтения – 3 часа.

В соответствии с образовательной программой учреждения используется учебно-методический комплект «Литература 9 класс» в двух частях. Авторы –составители: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. Москва «Русское слово» 2010 год.

Разделы программы соответствуют основным эпохам развития устной и письменной форм русской словесности.


Содержание учебного предмета.

Введение.

Подведение итогов изучения литературы в средних классах. Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы 18 века к 19 и 20 векам. Литература и история; этические и эстетические взгляды.

Из древнерусской литературы.

Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «слове...»

Из литературы 18 века.

А.Н.Радищев.

Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву». Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия...»; человек и государство; писатель и власть).

Из литературы 19 века.

А.С.Грибоедов.

Основные вехи биографии А.С.Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума».Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев о «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.

А.С.Пушкин.

Творческая биография А.С.Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии. Романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы – время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина».Богатство образов и характеров «Повестей...». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» - нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С.Пушкина.

Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. В.Г.Белинский о романе. Современные дискуссии о романе.

М.Ю.Лермонтов.

Творческая биография М.Ю.Лермонтова. М.Ю.Лермонтов и А.С.Пушкин: стихотворение «Смерть поэта». Образ поэта в представлении М.Ю.Лермонтова: стихотворение «Поэт».Темы и мотивы лирики.

Роман «Герой нашего времени»: обсуждение первичных представлений; сюжет, фабула, композиция. Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г.Белинский о романе.

Н.В.Гоголь.

Творческая биография Н.В.Гоголя. Поэма Мертвые души»: образы помещиков, новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В.Гоголя, художественное своеобразие произведения.

Ф.И.Тютчев.

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.

А.А.Фет.

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Лирика любви, природа и человек. Художественное своеобразие стихотворений.

Н.А.Некрасов.

Творческая биография Н.А.Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии.

Ф.М.Достоевский.

Основные вехи биографии. Повесть «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека».

Ф.М.Достоевский и Н.В.Гоголь.

Л.Н.Толстой.

Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.

Из литературы 20 века.

Своеобразие литературного процесса первой четверти 20 века (реализм, авангардизм, модернизм).

М.Горький.

Основные вехи биографии. Своеобразие раннего М.Горького. Рассказ «Челкаш». Основной конфликт: люди «дна» и проблема человека и человеческого; художественная идея. «Песня о буревестнике».

Из поэзии Серебряного века.

Многообразие поэтических голосов эпохи ( стихи А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, М.Цветаевой, Н.Гумилева, А Ахматовой). Основные темы и мотивы.

М.А.Булгаков.

Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе 19 века. Пафос произведения и авторская позиция.

« Война. Жесточе нету слова...»

М.А.Шолохов.

Основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с военным очерком «Наука ненависти».

В.В.Быков.

Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.

А.Т.Твардовский.

Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т.Твардовского. Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лирики Твардовского о войне.

А.И.Солженицын.

Основные вехи биографии писателя. А.Т.Твардовский в творческой судьбе А.И.Солженицина. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н.А.Некрасова в «Матренином дворе». Образы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».

Из зарубежной литературы.

У.Шекспир. (Обзор).

Ж.Б.Мольер.

Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б.Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.

И.В.Гете.

Краткие сведения о поэте. И.В.Гёте – выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» - вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии. И.В.Гёте в России.


К концу учебного года учащиеся должны знать:

- произведения древнерусской литературы (жития, древняя повесть, «Слово о полку Игореве»);

- произведения литературы XVIII века (Ломоносов, Радищев, Фонвизин);

- произведения русской классической литературы XIX века (А.С.Грибоедова «Горе от ума», А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и др.)

- произведения выдающихся писателей XX века;

- характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении;

- сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений;

- о художественном образе;

- типическое значение характеров главных действующих лиц изученных произведений;

- родо - жанровую принадлежность художественных произведений;

- элементы стихотворной речи;

- биографические сведения о наиболее выдающихся писателях.

- наиболее важные сведения о литературных направлениях;

- тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть.
Учащиеся должны уметь:

- анализировать и оценивать художественные произведения с опорой на знания о внутреннем мире и строении художественного произведения;

- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма);

- объяснять связь произведения с эпохой написания и нашим временем; обнаруживать сходство проблематики и героев в произведениях разных писателей;

- определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка;

- давать устный развёрнутый ответ на вопрос о героях и проблемах произведения;

- писать сочинения о героях и проблематике произведения. В том числе по близким школьникам нравственным проблемам, сочинения на публицистические темы;

- обнаруживать понимание авторского отношения к изображенному; давать обоснованную оценку героям и событиям;

- обобщать наблюдения над соотношением жизненной правды и художественного вымысла.

Система оценки планируемых результатов.

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.
Перечень проверочных работ по модулям.


п/п

Модуль

Виды контроля

Дата

1


2


3

Из русской литературы

XVIII века.
Литература русского

романтизма первой

четверти XIX века.
Литература 1-й половины

XIX века.

1.Сочинение по творчеству одного из писателей XVIII века.

1.Сочинение по творчеству поэтов-романтиков 1-й четверти XIX века.

1.Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

2. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». 3.Сочинение по лирике, прозе и драматургии Пушкина.

4. Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина.

5. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

6. Обобщающий урок по творчеству

М.Ю. Лермонтова.

7. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

8. Обобщающий урок по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

9. Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.


04.10


22.10


13.11
15.11
24.12
24.01
28.01
28.02
04.03
21.03
01.04

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна iconБожко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность...
Сведения об авторе: Божко Светлана Викторовна, учитель информатики, Новоалександровская средняя школа
Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна iconРабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель...
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна iconТема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Учитель:...
...
Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна iconКонспект урока русского языка для 3 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова»
Автор: Меркер Наталья Викторовна, учитель начальных классов мкоу «Веселовская сош», Республика Калмыкия, Городовиковский район, с....
Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна iconРабочая программа по литературе в 6 классе Составитель: Шутова Елена...
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственногостандарта образования...
Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна iconРабочая программа по литературе в 9 классе Программу составила Кулагина...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна iconРабочая программа по литературе для 6 класса учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна iconПрограмма по литературе для 5-9 классов составлена на основе Закона...
Котлярова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна iconРабочая программа по литературе для 5-9 классов Составители
Жаравина Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна iconРабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании мо учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна iconРабочая учебная программа по литературе для 9 класса Составитель...
Мордовия с родным (нерусским) языком обучения, автором которой является Р. А. Арзуманова, О. В. Гамазкова, М. В. Кудрявцева. Допущена...
Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна iconКраткое содержание проекта: проект состоит из 4 блоков: «Живая сила воды»
Самойлова Наталья Викторовна, Иванова Наталья Викторовна, Селиверстова Наталья Викторовна, Андоськина Светлана Валерьевна, Михайлова...
Рабочая программа по литературе для 9 класса Составила учитель русского языка и литературы Божко Наталья Викторовна iconУрок-путешествие
Сухова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы моу лицей «Созвездие»№131 г о. Самара


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск