Скачать 488.08 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Шугуровская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса Составитель программы: учитель русского языка и литературы МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа» Арапова И.В. 2013-2014 год Рабочая программа разработана на основе типовой программы для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения Российской Федерации, Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных школ республики Мордовия с родным (нерусским) языком обучения, автором которой является Р.А. Арзуманова, О. В. Гамазкова, М. В. Кудрявцева. Допущена и утверждена МО и молодёжной политики ЧР и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Пояснительная записка Русский язык в системе общего среднего образования в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения занимает особое место. Он является средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания. Овладение русским языком как средством общения обеспечивает способность и готовность учащихся к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе, помогает их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Русский язык является средством приобщения учащихся к духовному богатству культуры и литературы русского народа, к достижениям мировой науки и культуры. Русский язык является одним из важнейших каналов социализации личности учащихся, способствует формированию гражданской идентичности и толерантности. Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей: — воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; — совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя их языка; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; — освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; — формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Задачи предмета «Русский язык» в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: - формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах; - усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии; - овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка; - формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения. Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание; составлять план выступления, конспекты и т. п. В процессе изучения русского языка у школьников формируются общеучебные умения, а именно: самостоятельно добывать знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; контролировать правильность своей речевой деятельности и др. Общая характеристика учебного курса Основные особенности содержания обучения русскому (неродному) языку обусловлены тем, что достижение указанных результатов осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. Это нашло отражение в структуре программы, которая состоит из трех сквозных содержательных линий: — содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; — содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции; — содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах (5—7, 8—9 классы). Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение основами науки о русском языке, сведениями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; формирование учебных умений, навыков и способов действий с языковым материалом; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка и русского речевого поведения, формирование языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и культуроведческом. Основными принципами обучения русскому языку в 5—9 классах при сознательно-коммуникативном подходе являются следующие. Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку — формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой цели предполагает формирование умений и навыков речевой деятельности во всех ее видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению, общаясь — вот основная характеристика коммуникативности. В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно-коммуникативный подход к обучению русскому языку. Важный принцип обучения русскому языку — учет родного языка учащихся. Он предполагает, с одной стороны, опору на знания, умения и навыки, полученные на уроках родного языка, с другой — предупреждение интерференции. В программе реализован культуроведческий подход. В соответствии с ним обучение русскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре русского народа, лучшее осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур. Кроме названных принципов, обучение русскому языку предполагает: взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности и уровнями языковой системы; преемственность и перспективность обучения. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ « Шугуровская СОШ» : «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «Шугуровская СОШ» предусматривает изучение русского (неродного) языка в IX классе – 102часа Содержание программы Раздел 1 Общие сведения о языке Русский язык в современном мире. Раздел 2 Речь. Речевая деятельность Текст. Основные свойства текста: целостность, связность, завершенность, делимость. Функции текста. Текст и речевая ситуация. Тема, проблема, основная мысль текста. Текст и его название. Композиционная структура текста. Абзац, его структура. Функциональные стили: научный (научно-популярный, учебно-научный), деловой, публицистический (газетно-информационный); сфера употребления, особенности и языковые характеристики. Жанры научного стиля: сообщение, доклад, статьи, выступления. Жанры официально-делового стиля: заявление, автобиография, резюме, доверенность, анкета, деловое письмо. Жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, очерк, рекламное объявление. Отзыв, рецензия, эссе. Язык художественной литературы, его особенности, эстетическая функция. Выразительно-изобразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.). Использование языковых средств различных стилей в художественном произведении. Типы речи. Описание, его композиционная схема. Описание художественное и публицистическое. Повествование, его композиционная схема. Разновидности повествования: рассказ, сообщение, инструкция. Повествование в разговорной речи, в публицистическом, научном и официально-деловом стилях, художественное повествование. Рассуждение, его композиционная схема. Рассуждение в художественном, публицистическом, научном и деловом стилях. Смешанные типы речи. Раздел 3 Сложное предложение Сложное предложение, его структура и грамматическая основа. Средства связи частей сложного предложения: интонация, союзы и союзные слова. Виды сложных предложений: союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Раздел 4 Союзные предложения. Сложносочиненное предложение Сложносочиненное предложение, его структура. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Знаки препинания. Порядок синтаксического разбора сложносочиненного предложения. Раздел 5 Сложноподчиненные предложения Сложноподчиненное предложение, его структура. Место придаточной части по отношению к главной. Смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: подчинительные союзы, составные и двойные союзы, союзные слова. Указательные слова в главном предложении. Знаки препинания. Порядок синтаксического разбора сложноподчиненного предложения. Классификация сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными: места, времени, причины, цели, условия, уступки, следствия, сравнения и образа действия. Синонимия простых предложений и сложноподчиненных с придаточными обстоятельственными. Раздел 6 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Трансформация сложноподчиненных предложений в простые и простых в сложные. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Порядок синтаксического разбора сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Сложноподчиненное предложение с последовательным, однородным и параллельным подчинением. Сложноподчиненное предложение с несколькими видами подчинения. Знаки препинания. Порядок синтаксического разбора сложноподчиненного предложения с несколькими видами подчинения. Раздел 7 Бессоюзные сложные предложения Бессоюзное сложное предложение, его структура. Смысловые отношения между предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Средства связи частей бессоюзного сложного предложения: интонация, знаки препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире). Синонимия бессоюзных сложных и сложноподчиненных предложений. Раздел 8 Способы передачи чужой речи Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, диалог, цитата. Структура предложений с прямой и косвенной речью, знаки препинания. Ввод цитаты в письменный текст, знаки препинания при оформлении цитат и диалога. Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся. Базовый учебник Русский язык. 9 кл.: учебник для образоват. Учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения\ Т. С. Кудрявцева, Р. А. Арзуманова, Р. М. Нефедова, Н. Б. Васева. М.Дрофа. 2013 Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
Мультимедийные пособия. Электронный репетитор-тренажер «Наставник» Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс. Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся. Кирилл и Мефодий Дополнительная литература
Словари и справочники:
Учебно-тематический план
|
Рабочая программа по литературе в 6 классе Составитель: Шутова Елена... Данная рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственногостандарта образования... | Рабочая программа По литературе. Учебник. Геннадий Меркин. Литература... Составитель программы: Карькова Ирина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Рабочая программа по литературе 6 класса к учебнику В. П. Полухиной,... Составитель: Лушнова Р. В., учителя русского языка и литературы моу «Кармалинская сош» | ||
Рабочая программа по литературе в 8 классе Автор-составитель Козлова... Соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю | Рабочая программа по литературе для 6 класса учителей русского языка и литературы Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами | ||
Составитель программы: Костенко гэ., учитель русского языка и литературы... Примерной программы по литературе (базовый, профильный уровень) и на основе программы, разработанной В. Я. Коровиной (Москва, «Просвещение»,2010... | Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Составитель: учитель русского языка и литературы Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе... Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11... | ||
Рабочая программа по литературе в 10 классе к учебнику В. И. Коровина,... Автор-составитель: Комаровская Е. В., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории | Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы... | ||
Отчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы «Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных... | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов Составители Жаравина Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория | Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... |