Скачать 337.49 Kb.
|
В.С. УЛАНОВ Очерки быта и революционного движения в г.Дмитрове 1904-1909 г.г. Несколько слов вместо предисловия Приступая к настоящему труду, автор ставил себе цель – приложить с своей стороны, усилия к тому, чтобы черты быта и характерные явления из прошлой жизни города Дмитрова, которые он помнит, не были бы, в дальнейшем, преданы полному забвению. Он убежден, что сведения об этом имеют определенную и значительную ценность при ознакомлении с историей города и укладом его жизни в прошлое. Печально сознавать, что поколения людей, в большинстве не оставляют после себя, хотя бы в местном масштабе, не только осязаемых дел, и письменных воспоминаний. Они, может быть, невольно грешат тем, что, уходя из жизни, не оставляют дальнейшему поколению сведений о прошлой жизни родного края, о его быте, нравах и обычаях. Присущее человеку прос- тое любопытство, заставляет его задать вопрос, чем жили, его недавние предшественники, чем себя проявляли и чем интересовались. Даже с чистой умозрительной /а не только практической/ точки зрения, эти сведения предс- тавляют несомненный интерес. Эти соображения заставили автора приняться за настоящий труд, не лишая внимания даже мелких черт и явлений прошлой жизни города, который, на первый взгляд, покажутся, может быть, не стоящими внимания, запоминания и тем более – фиксации. Вместе с тем нужно заметить, что настоящие очерки не являются историческим изысканием и не претендуют на полноту деятельного освеще- ния быта и событий в г.Дмитрове за время 1904-1909гг. Они являются всего лишь воспоминаниями современника, не лишенными недостатков. Однако автор может смело утверждать, что все то, о чем он пишет, было в действи- тельности. Не являются вымышленными ни имена, ни местности; по возможности точно переданы словесные выражения. Что касается революционного движения за то же время, то автор ставил себе целью отметить лишь выдающиеся и существенные явления этого движения в городе. Всеобъемлющая и детальная работа по освещению революционных событий того времени, не мыслилась и не входила в его задачу. При составлении очерков были использованы некоторые архивные документы, а также записки и воспоминания современников, например, Немкова И.Г., Рогова и др. Особенно нужно отметить помощь в этой работе со стороны бывшего директора Дмитровского краеведческого музея В.В.Минина: его советы и консультации. Систематизированный обширный материал по истории революционного движения в Дмитрове и уезде, составленный В.В.Мининым, послужил главным пособием при описании революционного движения. Невдалеке от Москвы, к северу, между отлогими горами, раскинулся не- большой городок. По древности, он не уступает Москве, но ничтожно мал по сравнению с последней. Называется он Дмитровом. В недавнем прошлом /начало ХХ века/, Дмитров занимал весьма незначи- тельную территорию. К северо-востоку постройки кончались около Сретенс- кой церкви, к югу они простирались только до железной станции, к востоку последнее строение – это Борисоглебский монастырь /ныне почти в центре города/. Не было строений в поселке «Таборы», на Шпилевской горе, не было многих окраинных улиц и даже целых кварталов. Зато город был окаймлен, особенно с юга, значительными лесами: за монастырем – большой массив леса «Таборы», рядом с железной дорожной станцией – березовая роща, переходящая в большой дремучий лес «Соборный». Город пересекает небольшая река Яхрома; когда-то она была судоходной. В городе немало исторических зданий, но не будем углубляться в его историю. Присмотримся к нему за время жизни некоторых из оставшихся еще в нем старожилов. Где-то идет война с Японией, но это мало волнует жителей города. Не- надолго вспыхнувшее в начале воинственное настроение / «Шайками закида- ем»/ угасло и опять сонная одурь завладела обывателями. Пустынна городс- кая площадь, от жары некуда укрыться, на порогах торговых лавок иногда появляется вялая фигура или его «молодца», швыряющего с совка крупу для голубей, которых много бродит по площади. Иногда пройдет пышечник со своим товаром на лотке или послышится заунывный голос разносчика – «Свежие огурчики»! Наибольшее оживление вносят шарманщики, наигрывающие перед каждым домом неизменные «Разлуку» и «Сухой бы я корочкой питалась». Шагающий на каланче пожарный аккуратно выбивает часы, но случается, что он, как бешеный, начинает часто бить в свой колокол, на звук которого появляются люди, это значит – где-то пожар – довольное значительное собы- тие. Куда-то бегут люди, громыхают пожарные бочки… Потом снова тишина, лишь в стороне слышится звонкий стук молотка, отбивающего косу и треск кузнечика в придорожной траве. Стоит ли далее рисовать эту картину? Пожалуй – не стоит: Она уже давно нарисована Чеховым в его описаниях-рассказах о захолустьях, подобных Дмитрову. В городе жителей 4,5 тысячи человек, а церквей имеется 12, в том числе один собор и один монастырь. Когда, в субботу вечером, все они звонят ко Всенощной, значительный гул наполняет воздух; жители не без интереса ждут, когда первым «ударит» соборный колокол – ранее его звонить не имеет права ни одна церковь. Церкви посещаются усердно, но большею частью по- жилыми людьми; молодежь, особенного женского пола, показывает там свои наряды. Главные посетители церкви-купцы; многие из них были усердными жертвователями на свечи и масло и состояли церковными старостами, что давало возможность некоторым из них пускать в оборот церковные денежки. Это купечество – люди религиозно убежденные, блюстители нравов и обычаев, верные слуги царя. Выстояв обедню, они «отдыхают» и усердно пьют чай. Молодежи скучно: в городе нет развлечений, про кино мало кто и слышал. Иногда в ярмарочную пору приезжает балаган и карусель. Две ярмарки в году вносят большое оживление, но они кратковременны. Городской сад очень мал – гуляют в городской роще, где тучи комаров, или в лесу «Таборы» за городом. Поехать в Москву охотников мало, дорог проезд /60 коп. в один конец/. В сутки ходят два поезда и продолжительность поездки в один конец два с половиной часа. Воскресные и четверговые базары вносят оживление в монотонную жизнь города, магазины, лавки, чай- ные бойко торгуют, много приезжих из деревень, под вечер немало пьяных, частые драки; городовые за шиворот ведут упившихся в «кутузку». Трактиров много, некоторые торгуют вином и около их невообразимый гвалт, особенно отличается так называемый «цыганский трактир». Около него конская торговля: цыгане во главе со своим вожаком «Митькой цыганом» гоняют лошадей по площади, покупают и продают, хлопают кнута- ми и отчаянно божатся. Иногда, в праздник, в городском саду или в роще играет местный любительский оркестр, довольно слабый, но и ему очень рады. Все это летом, а зимой? Зимой город погружается в полную спячку, выйти некуда, молодежь не имеет даже катка; тишину нарушает лишь церковный звон. Впрочем, зимой есть веселая пора – масленица и она отмечается катанием на Тройках, иногда с ухарством / «зацепить городового»/и гуляньем по тротуарам города. Святки также проводятся весело. Дмитровцы любят рядиться и устраивать елки. В общественном собрании, на святках, устраивались две елки: одна – «для богатых» - платная, другая – на средства от пожертвований – «для бедных». Нужно заметить, что определение «бедный» понималось в то время, как какое-то сословие, а потому выражение «елка для бедных» или пособие на «бедную невесту», воспринимались без присущего этим выражениям чувства приниженности. Может быть, поэтому, со стороны «бедных», не слышно было высказываний, заключавших зависть к «богатым». Где там до богачей? Кстати, о пособии на «бедную невесту»: оно выдавалось городской управой, один раз в год, в размере 100 рублей на счастливый билет, при розыгрыше этого пособия на приданое между «бедными невестами». источником средств служил завещанный некогда купцом Крашенинниковым капитал, с которого на эту цель получались проценты. Весной в городе гулянье, по только что просохшей земле по линии железной дороги и по зем- ляному валу в центре города. Из учебных заведений имеются: женская прогимназия /впоследствии преобразованная в гимназию/городское мужское училище, земская начальная школа и четыре церковно-приходских школ. В городе почти нет промышлен- ности, если не считать небольшой фабрички купца Немкова и совсем малого чугунно-литейного завода Галкина за городом. Кустарные предприятия мелкие, поэтому рабочее население очень мало. Но в уезде имеются крупные промышленные предприятия: в 6 верстах от города – фабрика Т-ва Покровской мануфактуры /5000 рабочих/, в 23-х верстах – фарфоровый завод М.С. Кузнецова, Запрудненский стекольный завод, и некоторые другие – мелкие. Рядовые жители Дмитрова – огородники. Город стоит на низком болотистом месте, почему дмитровские жители слывут под названием «лягушатники», но болотистая почва хороша для огородов и последние занимают большую территорию. Теперь познакомимся поближе с населением города и посмотрим какие его прослойки. Наибольшую часть составляло мещанское сословие. Оно занималось огородничеством, мелкой торговлей и службой в канцеляриях. Из этой среды были кустари: сапожники, портные, пекари на дому, были извоз- чики и ямщики. Следующая по численности часть жителей – купцы и проч. мелкая буржуазия. Среди купцов были крупные богатеи: Караваевы, Немковы, Сухо- даев, Клятов, Бузин, Рыбаков, позднее – Морозов. Более мелкие: Кафтанниковы, Жеребины, Ерофеевы, Медведевы, Векшины, Бакакины и др. Все они имели торговые предприятия, некоторые – промышленные /фабр. Немкова/. Кроме торговли имели и мелкое производство /колбасная Кафтан- никова, столярная Крылова, свечная Рыбинского/. Количество магазинов было большое, главным образом – в торговых рядах. Купцы жили между собой дружно, не смотря на конкуренцию и представляли из себя некую корпорацию. Они часто собирались тесной компанией. Местом сбора была, обыкновенно, чайная общества трезвости / на месте нынешнего пожарного депо/. Там, по вечерам, за составленными столами, они не спеша пили чай и обсуждали политические новости, причем можно было всегда слышать громкий голос вожака их – купца Новоселова А.Е., рассуждающего на патриотическую тему. В последнее время купцы эти провели на должность городского старосты своего кандидата - купца Елизарова П.А., взамен интеллигента Полянинова А.Н., занимавшего ранее эту должность. К следующей группе нужно отнести интеллигенцию и служилую аристократию. Интеллигенцию представляли обычные персонажи: учителя, врачи, средние служащие /секретари, бухгалтера/ и проч. Отличительной чер- той их существования была скука. Впрочем, в городе было общественное собрание /клуб/, членами которого они состояли. Нужно заметить, что в члены клуба можно было попасть только по солидной рекомендации. Завсег- датаи клуба пробавлялись главным образом, карточной игрой; молодежь иногда ставила любительские спектакли и устраивала семейные вечера. Почему-то, приезжие артисты не пользовались успехом. Игра на бильярде была не из последних занятий. Библиотека же клубная крайне бедна и мало имела клиентов. От нечего делать и от скуки, некоторые стали эксцентричными людьми. Так жители города долго помнили врача Иванова Андрея Ивановича, отличавшегося остроумием и неожиданными выходками. Как перл его остроумия, передавали его разговор с исправником Грибским. Последний, на деньги купца Суходаева, построил себе дом. И вот, однажды, Андрей Иванович, находясь в подпитии, стал порицать клубный буфет, торговавший от Суходаева. За буфет вступился исправник Грибский. Тогда Андрей Иванович, обратясь к Грибскому сказал: «знаете что, Александр Николаевич, я в этом буфете пропил денег больше, чем стоит ваш дом»! Купцы почти не посещали клуб. Особую корпорацию среди интеллигентов составляли земские служащие; это была тесная обособленная семья, родоначальником которой был член управы Тимофеев Филипп Тимофеевич. Подобно Чеховскому Балагину, /А.П. Чехов «Дом с мезонином»/ он почти все должности в земстве роздал своим родным /сыну, зятю и проч./ и близким знакомым /братья Бородины, Кабинов, Седов и проч./. Все они полу- чали высокие оклады, были везде первыми и тщательно оберегали свою корпорацию, проникнуть в которую, без особого благоволения одного из их столпов, было невозможно. Они были первыми людьми в общественном собрании и играли первую скрипку во всякого рода «культурных начинаниях». Наконец, следует кое-что сказать и о служилой аристократии города. Типичными представителями этой категории были крупные чиновники: исправник, помощник его, воинский начальник, земские начальники, податной инспектор, акцизный, казначей, лесничий, следователь и проч. Из них были уездные помещики; некоторые имели высшее образование. Многие жили обособленно, замкнуто, не соприкасаясь в частной жизни с «мелким людом», имели имения в уезде, где и проживали; иным жизнь в Дмитрове на ходили скучной и предпочитали жить в более оживленном мес- те – Сергиевском посаде /ныне г.Загорск/, входившем в состав Дмитровского уезда. Все эти люди крайне консервативных взглядов и многие из них, по убеждениям – ярые монархисты. Впрочем, были и такие, что не имели определенных убеждений. Автор этих строк близко знал нотариуса Веселовс- кого. Этот человек не выписывал газет, а ежедневно покупал их у разносчика; сегодня, скажем, попалась ему революционная газета «Путь» и прочитав ее, он становился революционером, завтра – у газетчика газеты почти все проданы, и он удовлетворялся оставшейся черносотенной газетой «Вече», прочитав которую, сам становился черносотенцем. Впрочем, его более интересовало пиво, которое он поглощал в огромном количестве. Если ему случалось ехать в уезд для совершения актов, то к задку тарантаса велел привязывать корзину с пивом; «это на дорогу» говорил он при этом. Были другие чудаковатые люди. Вот помощник исправника Касьянов. Он совсем не занимался своим непосредственным делом, а весь отдался церковному пе- нию и устраивал спевки в полицейском управлении. Один из земских начальников все сочинял и не мог кончить свою поэму. «Кузнечик-музыкант» и приглашал знакомых на читку этой поэмы. Приглашения эти охотно принимались, так как после читки следовало обильное угощение. Многие, получая жалование по должности, совсем не занимались своими обязанностями и жили в Москве. Так, например, земской начальник Эрнст В.А. и инспектор народных училищ Фейст, были редкими гостями в Дмитрове, а их письмоводители совсем не знали, как быть с одолевавшими их просителями и разными ходатаями. Несколько слов о духовенстве В соответствии с количеством церквей, оно было много многочисленно. Возглавлял его протоирей собора Рождественский старец лет 90. Среди попов были молодые представители духовенства с либеральным духом; таким мнил себя, например, поп тюремной церкви Лихачев. Он при всяком удобном и неудобном случае, любил сказать речь /не только в церкви/ о гуманно-христианских чувствах, но большинство попов было старого закала и кроме веры, царя и отечества, ничего знать не желали. Таков, например, был поп Тихвинской церкви Дмитрий Цветков, да и многие другие. Проводили они время преимущественно за картами и были любителями хорошо выпить и закусить, так что из сопоставления «богу или мамоне» - предпочитали последнее. |
Таким образом, формирование антикрепостнической и антисамодержавной... Возникновение в России в первой четверти 19 века революционного движения было обусловлено целым комплексом экономических и социально-политических... | Новгородский государственный университет имени ярослава мудрого Журнал "Весы" (1904-1909 гг.). Указатель содержания / Составители: Т. В. Игошева, Г. В. Петрова. Великий Новгород, 2002. с | ||
Штрихи к литературному портрету «Мої листи», 1898), «Избранные песни» («Вибір пісень», 1909), а также историч тематика: «На трембите» («На трембіті», 1904), «Исторические... | Вы не хотите углубляться в детали техники поиска? В написании слова. Проверьте правильность написания. Если вы использовали при поиске несколько слов, то посмотрите на количество... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Правильная революционная теория обретает окончательную форму только в тесной связи с практической деятельностью подлинно массового... | План Россия на рубеже XIX-XX вв. Революция 1906-1907 гг в России При ответе на первый вопрос семинарского занятия необходимо рассмотреть следующие проблемы: внутриполитическое положение России... | ||
Тема: Правила переноса слов Цель: упражнять в делении слов на слоги, в чтении слов с изученными буквами, познакомить с правилами переноса слов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Несколько слов об этом ансамбле нам расскажет Клемперт Ксения Выступление учащейся | ||
С. Шапшал несколько слов о караимских князьях челеби Хаджи Мусалы (1). Караимские историки рисуют в мрачных красках жизнь своих единоверцев второй половины XV в., называя тот период... | Реферат история и достижения Ванкувера. Активисты антивоенного движения, будущие основатели Гринпис, верили, что даже несколько человек могут сделать многое для... | ||
Мах Э. М36 Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах М36 Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003. — 456 с: ил | Урок в 3 классе тема: «Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слов» Цель: Сегодня мы будем упражняться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов, и подбирать к ним проверочные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Прежде чем приступить к изложению материала по теме семинара, позвольте несколько слов о дорожно-транспортной ситуации в регионе | 3. Анафоры. Риторические вопросы Повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической... | ||
Рабочая программа по предмету Рабочая программа разработана на основе образовательного стандарта учебного курса «История и культура Ленинградской земли» Васьков... | История Новоарбанской средней школы берёт начало с открытия в 1909... История Новоарбанской средней школы берёт начало с открытия в 1909 году Ельнягинского сельского начального училища. После Великой... |