В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов





Скачать 337.49 Kb.
НазваниеВ. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов
страница1/3
Дата публикации17.09.2014
Размер337.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
В.С. УЛАНОВ
Очерки быта и революционного движения в г.Дмитрове

1904-1909 г.г.
Несколько слов вместо предисловия
Приступая к настоящему труду, автор ставил себе цель – приложить с своей стороны, усилия к тому, чтобы черты быта и характерные явления из

прошлой жизни города Дмитрова, которые он помнит, не были бы, в дальнейшем, преданы полному забвению. Он убежден, что сведения об этом

имеют определенную и значительную ценность при ознакомлении с историей города и укладом его жизни в прошлое.

Печально сознавать, что поколения людей, в большинстве не оставляют

после себя, хотя бы в местном масштабе, не только осязаемых дел, и письменных воспоминаний. Они, может быть, невольно грешат тем, что,

уходя из жизни, не оставляют дальнейшему поколению сведений о прошлой

жизни родного края, о его быте, нравах и обычаях. Присущее человеку прос-

тое любопытство, заставляет его задать вопрос, чем жили, его недавние

предшественники, чем себя проявляли и чем интересовались. Даже с чистой

умозрительной /а не только практической/ точки зрения, эти сведения предс-

тавляют несомненный интерес.

Эти соображения заставили автора приняться за настоящий труд, не лишая внимания даже мелких черт и явлений прошлой жизни города, который, на первый взгляд, покажутся, может быть, не стоящими внимания, запоминания и тем более – фиксации.

Вместе с тем нужно заметить, что настоящие очерки не являются историческим изысканием и не претендуют на полноту деятельного освеще-

ния быта и событий в г.Дмитрове за время 1904-1909гг. Они являются всего

лишь воспоминаниями современника, не лишенными недостатков. Однако

автор может смело утверждать, что все то, о чем он пишет, было в действи-

тельности. Не являются вымышленными ни имена, ни местности; по возможности точно переданы словесные выражения.

Что касается революционного движения за то же время, то автор ставил себе целью отметить лишь выдающиеся и существенные явления этого

движения в городе. Всеобъемлющая и детальная работа по освещению

революционных событий того времени, не мыслилась и не входила в его

задачу.

При составлении очерков были использованы некоторые архивные документы, а также записки и воспоминания современников, например,

Немкова И.Г., Рогова и др.

Особенно нужно отметить помощь в этой работе со стороны бывшего

директора Дмитровского краеведческого музея В.В.Минина: его советы и

консультации. Систематизированный обширный материал по истории

революционного движения в Дмитрове и уезде, составленный В.В.Мининым,

послужил главным пособием при описании революционного движения.


Невдалеке от Москвы, к северу, между отлогими горами, раскинулся не-

большой городок. По древности, он не уступает Москве, но ничтожно мал по

сравнению с последней. Называется он Дмитровом.

В недавнем прошлом /начало ХХ века/, Дмитров занимал весьма незначи-

тельную территорию. К северо-востоку постройки кончались около Сретенс-

кой церкви, к югу они простирались только до железной станции, к востоку

последнее строение – это Борисоглебский монастырь /ныне почти в центре

города/. Не было строений в поселке «Таборы», на Шпилевской горе, не

было многих окраинных улиц и даже целых кварталов. Зато город был окаймлен, особенно с юга, значительными лесами: за монастырем – большой

массив леса «Таборы», рядом с железной дорожной станцией – березовая

роща, переходящая в большой дремучий лес «Соборный». Город пересекает

небольшая река Яхрома; когда-то она была судоходной. В городе немало

исторических зданий, но не будем углубляться в его историю. Присмотримся

к нему за время жизни некоторых из оставшихся еще в нем старожилов.

Где-то идет война с Японией, но это мало волнует жителей города. Не-

надолго вспыхнувшее в начале воинственное настроение / «Шайками закида-

ем»/ угасло и опять сонная одурь завладела обывателями. Пустынна городс-

кая площадь, от жары некуда укрыться, на порогах торговых лавок иногда

появляется вялая фигура или его «молодца», швыряющего с совка крупу для

голубей, которых много бродит по площади. Иногда пройдет пышечник со

своим товаром на лотке или послышится заунывный голос разносчика –

«Свежие огурчики»!

Наибольшее оживление вносят шарманщики, наигрывающие перед каждым домом неизменные «Разлуку» и «Сухой бы я корочкой питалась».

Шагающий на каланче пожарный аккуратно выбивает часы, но случается,

что он, как бешеный, начинает часто бить в свой колокол, на звук которого

появляются люди, это значит – где-то пожар – довольное значительное собы-

тие. Куда-то бегут люди, громыхают пожарные бочки… Потом снова тишина, лишь в стороне слышится звонкий стук молотка, отбивающего косу и треск кузнечика в придорожной траве. Стоит ли далее рисовать эту картину? Пожалуй – не стоит: Она уже давно нарисована Чеховым в его

описаниях-рассказах о захолустьях, подобных Дмитрову.

В городе жителей 4,5 тысячи человек, а церквей имеется 12, в том числе

один собор и один монастырь. Когда, в субботу вечером, все они звонят ко

Всенощной, значительный гул наполняет воздух; жители не без интереса

ждут, когда первым «ударит» соборный колокол – ранее его звонить не имеет

права ни одна церковь. Церкви посещаются усердно, но большею частью по-

жилыми людьми; молодежь, особенного женского пола, показывает там свои наряды. Главные посетители церкви-купцы; многие из них были усердными жертвователями на свечи и масло и состояли церковными старостами, что давало возможность некоторым из них пускать в оборот церковные денежки.

Это купечество – люди религиозно убежденные, блюстители нравов и обычаев, верные слуги царя. Выстояв обедню, они «отдыхают» и усердно

пьют чай. Молодежи скучно: в городе нет развлечений, про кино мало кто и

слышал. Иногда в ярмарочную пору приезжает балаган и карусель. Две

ярмарки в году вносят большое оживление, но они кратковременны.

Городской сад очень мал – гуляют в городской роще, где тучи комаров, или в

лесу «Таборы» за городом. Поехать в Москву охотников мало, дорог проезд /60 коп. в один конец/. В сутки ходят два поезда и продолжительность поездки в один конец два с половиной часа. Воскресные и четверговые базары вносят оживление в монотонную жизнь города, магазины, лавки, чай-

ные бойко торгуют, много приезжих из деревень, под вечер немало пьяных,

частые драки; городовые за шиворот ведут упившихся в «кутузку». Трактиров много, некоторые торгуют вином и около их невообразимый гвалт, особенно отличается так называемый «цыганский трактир». Около него конская торговля: цыгане во главе со своим вожаком «Митькой цыганом» гоняют лошадей по площади, покупают и продают, хлопают кнута-

ми и отчаянно божатся. Иногда, в праздник, в городском саду или в роще

играет местный любительский оркестр, довольно слабый, но и ему очень рады.

Все это летом, а зимой? Зимой город погружается в полную спячку, выйти

некуда, молодежь не имеет даже катка; тишину нарушает лишь церковный звон. Впрочем, зимой есть веселая пора – масленица и она отмечается катанием на Тройках, иногда с ухарством / «зацепить городового»/и гуляньем по тротуарам города. Святки также проводятся весело. Дмитровцы любят рядиться и устраивать елки. В общественном собрании, на святках, устраивались две елки: одна – «для богатых» - платная, другая – на средства

от пожертвований – «для бедных». Нужно заметить, что определение «бедный» понималось в то время, как какое-то сословие, а потому выражение

«елка для бедных» или пособие на «бедную невесту», воспринимались без присущего этим выражениям чувства приниженности. Может быть, поэтому,

со стороны «бедных», не слышно было высказываний, заключавших зависть к «богатым». Где там до богачей?

Кстати, о пособии на «бедную невесту»: оно выдавалось городской управой, один раз в год, в размере 100 рублей на счастливый билет, при розыгрыше этого пособия на приданое между «бедными невестами». источником средств служил завещанный некогда купцом Крашенинниковым

капитал, с которого на эту цель получались проценты. Весной в городе гулянье, по только что просохшей земле по линии железной дороги и по зем-

ляному валу в центре города.

Из учебных заведений имеются: женская прогимназия /впоследствии

преобразованная в гимназию/городское мужское училище, земская начальная школа и четыре церковно-приходских школ. В городе почти нет промышлен-

ности, если не считать небольшой фабрички купца Немкова и совсем малого

чугунно-литейного завода Галкина за городом. Кустарные предприятия мелкие, поэтому рабочее население очень мало. Но в уезде имеются крупные

промышленные предприятия: в 6 верстах от города – фабрика Т-ва Покровской мануфактуры /5000 рабочих/, в 23-х верстах – фарфоровый завод

М.С. Кузнецова, Запрудненский стекольный завод, и некоторые другие – мелкие. Рядовые жители Дмитрова – огородники. Город стоит на низком болотистом месте, почему дмитровские жители слывут под названием

«лягушатники», но болотистая почва хороша для огородов и последние занимают большую территорию.

Теперь познакомимся поближе с населением города и посмотрим какие его прослойки. Наибольшую часть составляло мещанское сословие. Оно занималось огородничеством, мелкой торговлей и службой в канцеляриях. Из

этой среды были кустари: сапожники, портные, пекари на дому, были извоз-

чики и ямщики.

Следующая по численности часть жителей – купцы и проч. мелкая буржуазия. Среди купцов были крупные богатеи: Караваевы, Немковы, Сухо-

даев, Клятов, Бузин, Рыбаков, позднее – Морозов. Более мелкие: Кафтанниковы, Жеребины, Ерофеевы, Медведевы, Векшины, Бакакины и др.

Все они имели торговые предприятия, некоторые – промышленные /фабр.

Немкова/. Кроме торговли имели и мелкое производство /колбасная Кафтан-

никова, столярная Крылова, свечная Рыбинского/. Количество магазинов было большое, главным образом – в торговых рядах. Купцы жили между

собой дружно, не смотря на конкуренцию и представляли из себя некую корпорацию. Они часто собирались тесной компанией. Местом сбора была,

обыкновенно, чайная общества трезвости / на месте нынешнего пожарного

депо/. Там, по вечерам, за составленными столами, они не спеша пили чай и обсуждали политические новости, причем можно было всегда слышать

громкий голос вожака их – купца Новоселова А.Е., рассуждающего на

патриотическую тему. В последнее время купцы эти провели на должность городского старосты своего кандидата - купца Елизарова П.А., взамен

интеллигента Полянинова А.Н., занимавшего ранее эту должность. К следующей группе нужно отнести интеллигенцию и служилую аристократию. Интеллигенцию представляли обычные персонажи: учителя,

врачи, средние служащие /секретари, бухгалтера/ и проч. Отличительной чер-

той их существования была скука. Впрочем, в городе было общественное

собрание /клуб/, членами которого они состояли. Нужно заметить, что в члены клуба можно было попасть только по солидной рекомендации. Завсег-

датаи клуба пробавлялись главным образом, карточной игрой; молодежь

иногда ставила любительские спектакли и устраивала семейные вечера.

Почему-то, приезжие артисты не пользовались успехом. Игра на бильярде

была не из последних занятий. Библиотека же клубная крайне бедна и мало

имела клиентов. От нечего делать и от скуки, некоторые стали эксцентричными людьми. Так жители города долго помнили врача Иванова

Андрея Ивановича, отличавшегося остроумием и неожиданными выходками.

Как перл его остроумия, передавали его разговор с исправником Грибским.

Последний, на деньги купца Суходаева, построил себе дом. И вот, однажды, Андрей Иванович, находясь в подпитии, стал порицать клубный буфет, торговавший от Суходаева. За буфет вступился исправник Грибский. Тогда

Андрей Иванович, обратясь к Грибскому сказал: «знаете что, Александр

Николаевич, я в этом буфете пропил денег больше, чем стоит ваш дом»!

Купцы почти не посещали клуб. Особую корпорацию среди интеллигентов

составляли земские служащие; это была тесная обособленная семья, родоначальником которой был член управы Тимофеев Филипп Тимофеевич.

Подобно Чеховскому Балагину, /А.П. Чехов «Дом с мезонином»/ он почти

все должности в земстве роздал своим родным /сыну, зятю и проч./ и близким знакомым /братья Бородины, Кабинов, Седов и проч./. Все они полу-

чали высокие оклады, были везде первыми и тщательно оберегали свою корпорацию, проникнуть в которую, без особого благоволения одного из

их столпов, было невозможно. Они были первыми людьми в общественном

собрании и играли первую скрипку во всякого рода «культурных начинаниях».

Наконец, следует кое-что сказать и о служилой аристократии города. Типичными представителями этой категории были крупные чиновники: исправник, помощник его, воинский начальник, земские начальники, податной инспектор, акцизный, казначей, лесничий, следователь и проч.

Из них были уездные помещики; некоторые имели высшее образование.

Многие жили обособленно, замкнуто, не соприкасаясь в частной жизни с

«мелким людом», имели имения в уезде, где и проживали; иным жизнь в

Дмитрове на ходили скучной и предпочитали жить в более оживленном мес-

те – Сергиевском посаде /ныне г.Загорск/, входившем в состав Дмитровского

уезда. Все эти люди крайне консервативных взглядов и многие из них, по убеждениям – ярые монархисты. Впрочем, были и такие, что не имели определенных убеждений. Автор этих строк близко знал нотариуса Веселовс-

кого. Этот человек не выписывал газет, а ежедневно покупал их у разносчика; сегодня, скажем, попалась ему революционная газета «Путь» и

прочитав ее, он становился революционером, завтра – у газетчика газеты почти все проданы, и он удовлетворялся оставшейся черносотенной газетой

«Вече», прочитав которую, сам становился черносотенцем. Впрочем, его

более интересовало пиво, которое он поглощал в огромном количестве. Если

ему случалось ехать в уезд для совершения актов, то к задку тарантаса велел

привязывать корзину с пивом; «это на дорогу» говорил он при этом. Были

другие чудаковатые люди. Вот помощник исправника Касьянов. Он совсем не занимался своим непосредственным делом, а весь отдался церковному пе-

нию и устраивал спевки в полицейском управлении. Один из земских начальников все сочинял и не мог кончить свою поэму. «Кузнечик-музыкант» и приглашал знакомых на читку этой поэмы. Приглашения эти охотно принимались, так как после читки следовало обильное угощение.

Многие, получая жалование по должности, совсем не занимались своими

обязанностями и жили в Москве. Так, например, земской начальник Эрнст В.А. и инспектор народных училищ Фейст, были редкими гостями в Дмитрове, а их письмоводители совсем не знали, как быть с одолевавшими их просителями и разными ходатаями.

Несколько слов о духовенстве

В соответствии с количеством церквей, оно было много многочисленно.

Возглавлял его протоирей собора Рождественский старец лет 90. Среди попов были молодые представители духовенства с либеральным духом; таким мнил себя, например, поп тюремной церкви Лихачев. Он при всяком

удобном и неудобном случае, любил сказать речь /не только в церкви/ о

гуманно-христианских чувствах, но большинство попов было старого закала

и кроме веры, царя и отечества, ничего знать не желали. Таков, например, был поп Тихвинской церкви Дмитрий Цветков, да и многие другие. Проводили они время преимущественно за картами и были любителями хорошо выпить и закусить, так что из сопоставления «богу или мамоне» -

предпочитали последнее.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов iconТаким образом, формирование антикрепостнической и антисамодержавной...
Возникновение в России в первой четверти 19 века революционного движения было обусловлено целым комплексом экономических и социально-политических...
В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов iconНовгородский государственный университет имени ярослава мудрого
Журнал "Весы" (1904-1909 гг.). Указатель содержания / Составители: Т. В. Игошева, Г. В. Петрова. Великий Новгород, 2002. с
В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов iconШтрихи к литературному портрету
«Мої листи», 1898), «Избранные песни» («Вибір пісень», 1909), а также историч тематика: «На трембите» («На трембіті», 1904), «Исторические...
В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов iconВы не хотите углубляться в детали техники поиска?
В написании слова. Проверьте правильность написания. Если вы использовали при поиске несколько слов, то посмотрите на количество...
В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Правильная революционная теория обретает окончательную форму только в тесной связи с практической деятельностью подлинно массового...
В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов iconПлан Россия на рубеже XIX-XX вв. Революция 1906-1907 гг в России
При ответе на первый вопрос семинарского занятия не­обходимо рассмотреть следующие проблемы: внутриполити­ческое положение России...
В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов iconТема: Правила переноса слов
Цель: упражнять в делении слов на слоги, в чтении слов с изученными буквами, познакомить с правилами переноса слов
В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Несколько слов об этом ансамбле нам расскажет Клемперт Ксения Выступление учащейся
В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов iconС. Шапшал несколько слов о караимских князьях челеби
Хаджи Мусалы (1). Караимские историки рисуют в мрачных красках жизнь своих единоверцев второй половины XV в., называя тот период...
В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов iconРеферат история и достижения
Ванкувера. Активисты антивоенного движения, будущие основатели Гринпис, верили, что даже несколько человек могут сделать многое для...
В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов iconМах Э. М36 Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах
М36 Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003. — 456 с: ил
В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов iconУрок в 3 классе тема: «Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слов»
Цель: Сегодня мы будем упражняться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов, и подбирать к ним проверочные...
В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прежде чем приступить к изложению материала по теме семинара, позвольте несколько слов о дорожно-транспортной ситуации в регионе
В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов icon3. Анафоры. Риторические вопросы
Повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической...
В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов iconРабочая программа по предмету
Рабочая программа разработана на основе образовательного стандарта учебного курса «История и культура Ленинградской земли» Васьков...
В. С. Уланов очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов iconИстория Новоарбанской средней школы берёт начало с открытия в 1909...
История Новоарбанской средней школы берёт начало с открытия в 1909 году Ельнягинского сельского начального училища. После Великой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск