Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация»





Скачать 109.25 Kb.
НазваниеУрока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация»
Дата публикации19.09.2014
Размер109.25 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №72


МОДЕЛЬ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ, ОБОБЩЕНИЕ

И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»

Учитель русского языка и литературы

Полударова Наталья Терентьевна

Кривянское поселение

2009 – 2010 учебный год

МОДЕЛЬ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»

Полударова Наталья Терентьевна, учитель русского языка

и литературы.

Тип урока - обобщение и систематизация знаний.

Вид урока – урок - соревнование.

Структура урока:



  1. урок разработан для учащихся 7 класса среднего уровня развития;

  2. тема урока – «Деепричастие. Обобщение и систематизация». Составлен по

программе В.В.Бабайцевой;

  1. цели урока для учителя:


образовательные:
-повторить изученное по теме «Деепричастие»;

-проверить умения учащихся видеть деепричастие и

деепричастный оборот, навык нормированного построения

предложения с деепричастием;

проконтролировать умение учащихся образовывать

деепричастие от глагола, правильно писать НЕ с деепричастием;
воспитательные:

-воспитание любви к русскому языку;

-формирование навыков контроля и самоконтроля,

познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества

в решении поисковых задач;

-воспитание умения учащихся работать сообща, в группах;
развивающие:
-развитие умения логически излагать свои мысли,

используя литературный язык;

-развивать умения аргументировать, доказывать;

-работать над развитием речи,познавательного интереса.

Цели для учащихся:

-закрепить умение находить деепричастие в текстах и

отличать от других частей речи;

-уметь конструировать предложения с деепричастным оборотом;

-совершенствовать умение образования деепричастия от глагола;

-закрепление навыков нормированного употребления деепричастий.
При подготовке к уроку был использован учебник « Русский язык: практика»,

7 класс/ под ред.С.Н. Пименовой. М., Дрофа,2006г. В ходе подготовки

возникла необходимость в дидактическом материале для разнообразных

форм деятельности учащихся.
На уроке использованы средства:


  1. формы-групповые преобладают над индивидуальными, слово учителя,

работа с учебником, выборочный диктант;



  1. методы-поисковый, словесный, наглядный, практический,аудивизуальный




  1. приемы-демонстрация слайдов, работа на интерактивной доске.


Виды деятельности учителя и учащихся - речевая, коммуникативно-диалоговая, монолог учителя.

Результативность урока:

-повысилась мотивация к изучению русского языка;

-в соревновательной форме закрепилось умение решать орфографиче-

ские и грамматические задачи;

-в ходе урока решался комплекс воспитательных задач:умение

организовывать работу, внести свой вклад в урок, воспитание ответ-

ственности за свою работу;

-проведенный контрольный диктант показал повышение качества знаний

с 50% до 53%.


На предварительном этапе подготовки класс был разбит на две команды,

примерно равные по способностям, учащиеся получили домашние задания


ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Этап целеполагания.
Ребята, цели нашего урока обобщить и систематизировать знания по

теме "Деепричастие".(озвучить цели урока, записанные на доске).

Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок- урок соревно-

вание. Вы должны закрепить знания, умения и навыки в употреблении

деепричастий. Попробуете свои силы в разных видах деятельности.

Соревноваться у нас будут две команды: "Знатоки" и "Веселые и наход-

чивые".На предварительном этапе вы уже выбрали капитанов и штурма-

нов. Капитаны команд, представьтесь. Штурманы будут пролагать путь к

победе и следить за успехами своей команды,заполнять "Листок

успеха".Каждый правильный ответ оценивается по 5-тибалльной системе.
Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к

другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное.

Не зря народная мудрость гласит: "Где красота, там доброта". Я

надеюсь, ваше настроение будет соответствовать этим обаятельным

человечкам. (слайд 1).
3. Начинаем наше соревнование с синтаксической пятиминутки (слайд №2).
Из слов, записанных на ромашке, составьте предложение и запишите его

для частичного синтаксичексого разбора.( По одному ученику от команды

работают у доски).
1 команда. Зеленые деревья обступили донские берега, придвинулись

близко к воде, отражаясь в зеркальной глади широкой реки.

2 команда. Медленно и плавно идет Дон, широко разливаясь в низовьях,

свободно и вольно вливается в синее Азовское море.
-Какие изобразительные средства встретились в предложениях?
(олицетворения-деревья обступили,придвинулись; идет Дон;

эпитеты- зеркальной глади, зеленые деревья, синее море).
-А теперь из каждой команды выйдет к доске по одному человеку.

Им нужно выписать деепричастие из предложения и сделать

морфологический разбор.Аналогическую работу проделает каждый из

вас в тетради.

Подведение итогов.

4. Приступаем к следующему этапу нашего соревнования, к разминке. Это было вашим домашним заданием. Члены команд задают друг другу вопросы на знание правил о деепричастии.
1 команда.

-Какая часть речи называется деепричастием?

-Какие признаки глагола есть у деепричастия?

-Есть ли общие грамматические признаки у деепричастия и причастия
2 команда.

-Какие общие черты у деепричастия и наречия?

-В чем особенность пунктуации в предложениях с деепричастием

и деепричастным оборотом?

-Когда одиночные деепричастия не обособляются? Приведите пример.

Подведение итогов.

5. Объяснительный диктант (слайд№3).

От каждой команды выходит по одному человеку. Им нужно будет в пред-

ложениях, спроецированных на интерактивную доску, вставить пропущен-

ные буквы-орфограммы, расставить знаки препинания, сделать частичный

синтаксический разбор.Остальные члены команд работают в тетрадях.
1 команда. Ночью в полях под напевы метели

Дремлют, качаясь, березы и ели.

Зодчий работал не покладая рук.
- Какое изобразительное средство встретилось в предложении?

( олицетворение - дремлют березы).

- Что означает слово "зодчий"? (архитектор).

2 команда. То разрастаясь, то слабея, гром за усадьбой грохотал.
Он читал книгу лежа на диване.
- Повтор какого звука помогает автору передать звучание грома?

Как называется такой прием? (звукопись, аллитерация).

- Какой вывод мы с вами можем сделать?

(одиночные деепричастия и деепричастные обороты обычно

обособляются на письме).
Подведение итогов.
6. Русский язык поэтичен. Выразительность, лиричность присущи не только стихам, но и произведениям УНТ. Не даром пословицы и поговорки называют жемчужинами

народной мудрости. Вашим домашним заданием было подобрать несколько

пословиц и поговорок, где употребляются деепричастия с частицей НЕ.
Проверим наше домашнее задание.
1 команда:

Не зная броду, не суйся в воду.

Не думая, сказку не сложишь.

Не убив медведя, шкуру не продают.
2 команда:

Говорить не думая - что стрелять- не целясь.

Не накормив лошадь, далеко не уедешь.

Не развязав мешок, не узнаешь, что в нем.
- Объясните, пожалуйста, значение пословиц.

- Из каждой команды выйдет по одному человеку и запишет по

одной пословице.Остальные делают аналогичную работу в тетради.

- Сделаем вывод: как пишется частица НЕ с деепричастием.

- А бывают ли случаи слитного написания НЕ с деепричастием?
Подведение итогов.
7. Переходим к следующему заданию. (слайд №4). На интерактивной доске -

список суффиксов. Из общего списка вам нужно назвать суффиксы

деепричастий.

-ем, -вш, -ян, -_а, -ан, -я_, -в-, -енн, -ши, -нн, -вши.


А сейчас внимание на доску (слайд №5).От данных глаголов нужно образовать все возможные формы деепричастий. От каждой команды выходит по одному человеку, остальные работают в тетрадях.

1 команда: глядеть (глядя), отнять (отняв, отнявши), баловаться

(балуясь), узнать (узнав).
2 команда: запереть (заперши), любить (любя), устроиться

(устроившись), знать (зная).
Подведение итогов.
8.Каждая группа получила телеграммы. Их, видимо, составляли люди не совсем хорошо знающие грамматику. Вам необходимо исправить эти тексты. Находятся они в нашем учебнике, в упражнении №265.

1 команда берет первые два предложения, вторая - третье и четвертое.

Возвращаясь из школы, меня застала гроза.

Подъезжая к деревне, у машины спустилось колесо.

Сделав уроки, у меня заболели глаза.

Читая эти строки, создается впечатление, что автор пишет о нас.

- Какой же вывод мы можем сделать, исходя из проделанной работы?

(Деепричастие обозначает добовочное действие, относится к глаголу-

сказуемому, следовательно оно должно обозначать действие одного лица).
Подведение итогов.
9.Сейчас мы с вами проведем небольшое соревнование. Посмотрим, научились ли вы отличать деепричастие от причастия. Разделите тетрадный лист на две части. Я читаю текст, а вы выписываете только причастия и деепричастия, разнося их по двум колонкам.

Консервированные грязнули.

Взять несколько вываленных в грязи мальчиков,добавив к ним одну измазанную вареньем девочку, посадить их всех в стеклянную банку, плотно закрыв крышкой, и поставить ее в темное место, чтобы никто их никогда не мог увидеть. Консервированные грязнули приятно украшают любой стол.

Подведение итогов.

10. Итог.

-Подводя итог урока, давайте вспомним, что мы сегодня повторили:

-морфологические признаки деепричастия;

-знаки препинания в предложении с одиночным деепричастием и

деепричастным оборотом;

-правописание частицы НЕ с деепричастием;

-употребление деепричастий в речи.
Скажите, где нам могут пригодиться знания о деепричастии и деепричастном обороте? (в речи. при написании сочинений, изложений).
Комментирование и выставление оценок.
11. Объяснение домашнего задания.

- Напишите лингвистическую сказку о деепричастии, используя

в ней выразительные средства языка.

12. Резервное задание.

- Восстановите деепричастие по данным элементам:
За...-у-в

У-...-а-в.

Пере...-вши.

При...-е-в.

......-а-я-сь.

,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconУрока русского языка в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе»
Формировать у учащихся бережное отношение к русскому языку как к богатейшей культурной и духовной ценности
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация...
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconРабочая программа по русскому языку 6 класс (по программам М. Т....
Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение...
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconКонспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Тема: «Обобщение...
Климов Иван Александрович – кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов гу-вшэ, старший научный сотрудник...
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconУрока: «Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения»
Цель урока: 1 обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненное предложение»
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconУрок-путешествие по русскому языку в 5 б классе по теме «Лексикология и фразеология»
Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексикология» и «Фразеология» в нетрадиционной форме
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение и систематизация знаний. Анализируемый урок 5, входит в систему уроков по теме «Деепричастие», на изучение которой отводится...
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconКонспект урока по русскому языку в 6 классе. Учитель: Ребята, тема...
Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное». ( Слайд №1)
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconКонспект урока по русскому языку с использованием эор в 4 классе...
Цель урока: систематизация знаний учащихся, повторение и закрепление изученных орфограмм в 3 классе
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconКонспект урока тема : Обобщение по теме «Металлы» цель урока. Обобщение...
Образовательные: способствовать обобщению и закреплению понятий о металлах главных и побочных подгрупп и их соединениях
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconМетодическая разработка урока по Алгебре и началам анализа в 10 классе...
Образовательные: повторение, обобщение и систематизация материала темы, контроль усвоения знаний и умений
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconПлан-конспект урока №22 по химии в 9 классе по теме: «соединения...
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, изложение нового материала, практические занятия)
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов
Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconУрока по русскому языку в 8 классе по теме «Связь слов в словосочетании»
Это второй урок в системе уроков по теме «Словосочетание». Он разработан с учетом требований фгос
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация» iconУрок по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение изученного по теме «Причастие»
Повторим признаки прилагательного у причастия. Распределим по столбикам причастия и прилагательные. Как вы будете выбирать причастия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск