Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.)





НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.)
страница1/4
Дата публикации29.09.2014
Размер0.52 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.);

  • Примерных программ основного общего образования (5-9 кл.)

  • Учебного плана (2013)

● Положения образовательного учреждения о рабочих программах.


При составлении рабочей программы использовалась авторская программа В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского, в, П. Полухиной; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.
Цели изучения русской литературы в 7а классе

Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи организации учебной деятельности:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Содержание образовательной программы.


Содержание

Тема урока

Кол-во

часов

Развитие речи

Введение. (1 ч.)

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1




Устное народное творчество.

(4 ч.)

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.
Понятие о былине. Собирание былин. «Вольга и Микула Селянинович». Былина «Садко».
Пословицы и поговорки. Загадки

4




Из древнерусской литературы. (3 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет». Традиция уважительного отношения к книге.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы Древней Руси.
Сочинение по темам на выбор: «Народная мудрость в произведениях УНТ», «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси».

3


1(сочинение)

Из русской литературы 18 века. (2 ч.)

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…1747 г.» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.

Г.Р.Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. «Река времен в своем стремлении…», «На птичку».

2




Из русской литературы 19 века. (24 ч.)

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.
А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I.
«Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Анализ эпизода.
Проза А.С.Пушкина. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка».
А.С.Пушкин. «Повести Белкина». «Выстрел».
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Подготовка к домашнему сочинению.
М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Лирика Е.А.Баратынского. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град».
Поэты пушкинской поры.

Лирика К.Н.Батюшкова, А.А.Дельвига, Д.В.Давыдова, А.В.Кольцова, Н.М.Языкова.
Защита литературного проекта по теме: «Лирика первой половины XIX века».
И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.
Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа.
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.
Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.
А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.
Сатира и юмор в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова – Щедрина ».
Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина».
Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».
Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П.Чехова.

«Тоска», «Размазня».

24


1 (сочинение)

Контр. работа


Проект

1 (сочинение)



Из русской литературы 20 века. (27 ч.)

М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.
Анализ эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.
«Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.


«Край ты мой, родимый край…» Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина».
В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…». Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя.
Лирика А.А.Ахматовой.

Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие…».
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.
Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.
Рр. Сочинение: «Анализ любимого стихотворения» или «Анализ запомнившегося эпизода».
А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью.
М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.
М.М.Зощенко. Рассказ «История болезни».
В.М.Шукшин. Особенности характеров героев «чудиков» в рассказах «Чудик», «Срезал», «Критики».
В.М.Шукшин. Рассказ «Сельские жители».

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно - экологические проблемы рассказа.
Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.
Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.
Стихи поэтов ХХ в. о Родине, родной природе (В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…», С.А.Есенин «Топи да болота…», Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…», Н.М.Рубцов «Родная деревня»).
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.
Военная лирика. Стихотворения о Великой Отечественной войне.
«Не дать погаснуть живому огню…» (по рассказу «Живое пламя» Е.И.Носова).
Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.
Б.Окуджава «По Смоленской дороге», «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…».

Лирические размышления о жизни, времени, вечности.
В. С. Высоцкий. Слово о поэте. «Он не вернулся из боя».
В. С. Высоцкий «Какой был день».

27


Анализ стих-ния


1 (сочинение)


Из литературы народов России (2 ч.)

Из зарубежной литературы (6 ч.)

Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмистишия». Размышления поэта об истоках и основах жизни.
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.
Гомер и его героические поэмы «Илиада», «Одиссея».
Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.
И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка».
Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя Родины.
Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе. О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.
Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

2


6




Резерв (1 ч.)




1




Итого:



70

5



График контрольных работ


№п\п

тема

план

факт

1

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (Контрольный урок)







2

Защита литературного проекта по теме: «Лирика первой половины XIX века».

(Контрольный урок)







3

Лирика А.А.Ахматовой.

Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие…». (Урок контроля)



















  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconПояснительная записка рабочая программа по физике для 8 класса составлена...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования(утверждён приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по английскому языку...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ от 5 марта 2004 год №1089 «об утверждении федерального...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по английскому языку...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ от 5 марта 2004 год №1089 «об утверждении федерального...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального...
Федерального компонента федерального базисного учебного плана (фк фбупа) для основного общего и для среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по русскому языку...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённым приказом мо РФ «Об утверждении федерального компонента...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconПояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconПояснительная записка статус документа рабочая программа основного...
Бований федерального компонента государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Примерной программы основного общего образования по природоведению мо РФ 2004 г
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования) по обществознанию,...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по геометрии составлена на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Математика. (Приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.)...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.) (2004 г.) iconПояснительная записка рабочая программа по химии составлена на основе...
Рабочая программа по химии составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск