Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности





Скачать 50.04 Kb.
НазваниеФормирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности
Дата публикации30.09.2014
Размер50.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы


Формирование здорового образа жизни младших школьников

во внеурочной деятельности

Серикова О.С.

Проблема формирования здорового образа жизни последнее время стала не только актуальной, но и кричащей. Всем известно, что к концу обучения здоровье школьников ухудшается. Самыми уязвимыми во время учёбы становятся глаза и позвоночник. Врачи забили тревогу, и учителя стали активнее включать в урочную и внеурочную деятельность мероприятия по здоровьесбережению. Мне бы хотелось поделиться опытом организации исследовательской деятельности учащихся, направленной на укрепление здоровья, а именно на сохранение хорошей осанки.

Плакат «Сиди правильно», который учитель демонстрирует детям на каждом уроке, показывает правильную позу ученика за партой во время чтения и письма. Физкультминутки в течение урока дают детям возможность поменять статическую позу ученика, расслабиться. Но ещё одним из главнейших факторов, влияющих на здоровье человека, на его правильную осанку является допустимый или, как мы его назвали, «безопасный» вес портфеля. Чтобы лучше разобраться о том, как вес портфеля влияет на осанку ученика, мы решили провести исследование «Безопасный вес портфеля».

Гипотеза нашего исследования была такая: «Если правильно подобрать вес своего портфеля (соответствующий гигиеническим нормам), то его ношение не повредит моей осанке и моему здоровью». Мы разработали план исследования:

1) Встреча со школьным фельдшером.

2) Изучение документов и научно-популярной литературы по данной теме.

3) Эксперимент: взвешивание учащихся, портфелей.

4) Наблюдение за изменением веса ранца в течение недели.

5) Эксперимент: взвешивание учебников, проверка гигиенических норм.

6) Контрольное взвешивание.

7) Изготовление памятки «Безопасный вес портфеля».

8) Заключительная встреча со школьным фельдшером.

Из первой встречи со школьным фельдшером мы узнали, что состояние опорно-двигательной системы у учащихся нашего класса нормальное. Фельдшер посоветовала нам носить в качестве портфелей ранцы, потому что они равномерно распределяют нагрузку на плечи ребёнка. Затем мы с помощью родителей, библиотекарей изучили научно-популярную литературу и узнали много интересного. Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки влияют хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая по росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие и дети с частыми болями в животе. Осанку школьникам также портят тяжёлые ранцы, особенно портфели, так как регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.

Учёные провели эксперимент и сделали выводы. Чем тяжелее портфель, тем больше ощущается боль в спине. Начиная с 20% от веса тела ребёнка, давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое - 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме. А средний вес ранца школьника обычно составляет 22% от веса тела. Перекос правого плеча ведёт ещё и к нарушениям осанки. Учёные установили: правильный портфель весит пустым 300-500г; правильный вес ранца с принадлежностями вычисляется по формуле: Вес ученика · 10 : 100 (меньше 10% от веса ученика). Сокращённая формула: раздели свой вес на 10 и получи «безопасный» вес портфеля.

Самым интересным в ходе нашего исследования было взвешивание портфелей (пустых и с учебниками), самих учащихся, учебников. Мы получили вот такие результаты. Вес «правильного» ранца соответствует реальному весу: у 18 чел. (72%). Вес «правильного» ранца не соответствует реальному весу: у 7чел. (28%). Вес пустого ранца соответствует норме (300-500 г) : у 25 чел. (100%). Все пустые ранцы соответствуют гигиеническим нормам по весу.

Ребятам, у которых ранцы были «тяжёлые» мы дали советы, как уменьшить вес. Например, посоветовали убрать лишние вещи: фломастеры, игрушки, книги для чтения. Также рекомендовано всем учащимся хранить некоторые школьные принадлежности (папки для уроков технологии, пластилин, краски, цветную бумагу, тяжёлые книги для дополнительного чтения) в классе в специально отведённом месте. Назначили через месяц контрольное взвешивание.

Кроме этого мы вели наблюдение за изменением веса ранца в связи с расписанием уроков. Мы сделали выводы: самый «лёгкий» учебный день – вторник, а самый «тяжёлый» учебный день – понедельник.

Затем мы взвесили учебники и сравнили их с гигиеническими требованиями к весу учебников. В «Гигиенических требованиях к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования» написано: вес учебного издания для возрастной группы 1-4 классы не должен превышать 300г.

Оказалось, что учебники по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, удачно изданные в двух частях, соответствуют весовым критериям (вес до 300г). Учебник Азбука (460г) превышает весовую норму на 160г, поэтому мы решили оставлять его в классе.

В конце своего исследования мы составили рекомендации, как сделать вес своего портфеля (ранца) безопасным.

Предлагаем всем учащимся придерживаться наших рекомендаций:

1) Собирай портфель правильно: клади в него только школьные принадлежности.

2) Проверяй портфель ежедневно: бери учебники и тетради по расписанию уроков.

3) Помни: «правильный» портфель весит пустым 300 - 500 граммов!

4) Раздели свой вес на 10 и получи безопасный вес своего портфеля.

Например, ты весишь 25кг, значит, «безопасный» вес твоего портфеля 2,5кг

Итогом нашей исследовательской работы стал плакат, в котором призываем учащихся следить за весом своего портфеля. Этот плакат мы разместили около ученического гардероба (раздевалки), чтобы каждый мог быстро прикинуть «безопасный» вес своего портфеля. А также мы сделали фотографии о нашем исследовании, которые разместили на сайте нашего класса http://www.zankovklaсс.narod2.ru. Мы надеемся, что наши рекомендации сохранят здоровье не только учащимся нашего класса, но и ребятам всей нашей школы.

Школьный фельдшер в конце учебного года отметил состояние здоровья учащихся нашего класса как хорошее. В ходе исследования гипотеза: «Если правильно подобрать вес своего портфеля (соответствующий гигиеническим нормам), то его ношение не повредит моей осанке и моему здоровью» подтвердилась. Детям очень понравилось быть исследователями, изучать факторы, влияющие на их здоровье. В этом и следующем году мы решили продолжить такие исследования. Дети предложили разные темы: «Как не заболеть ОРВ?», «Чем полезно молоко?», «Когда компьютер безопасен для здоровья?», «Почему глаза плохо видят?».

Организация исследовательской работы по здоровьесбережению даёт учащимся возможность не только узнавать новое и интересное, но и заставляет их на практике осознать, почему и как надо заботится о своём здоровье. Предлагаю всем учителям использовать в своей работе по здоровьесбережению исследовательские проекты, эксперименты, наблюдения. Такой деятельностный подход к проблеме укрепления здоровья несомненно даст положительные результаты.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования»

  2. Медицинские карты учащихся

  3. Савенков, Методика исследовательского обучения младших школьников, А.И.Савенков, М.: Учебная литература, 2008, 205 с.

  4. Проекты и исследования, Начальная школа, 5/2008



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности icon«Формирование здорового образа жизни младших школьников»
Описание мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности iconФормирование здорового образа жизни младших школьников
Цели: в- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природным ресурсам
Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников»
Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей...
Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности iconПлан работы Общественного формирования наркопост по профилактике...
Формирование здорового образа жизни в среде школьников, ответственного отношения к своему здоровью и негативного отношения к разным...
Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Формирование здорового образа жизни учащихся в урочной и внеурочной деятельности»
Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Формирование здорового образа жизни учащихся в урочной и внеурочной деятельности»
Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности iconФормирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и во внеучебное время
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного...
Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности iconПитание школьников как компонент здорового образа жизни. Учебный проект Балакирева Полина
Философско-антропологические и социально-психологические аспекты здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности iconРезультатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни
Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной...
Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности icon«Вуз здорового образа жизни» 2010
Программа деятельности по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности iconПрограмма по внеурочной деятельности в начальных классах «Здоровый ребёнок успешный ученик»
Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и...
Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ипользование элементов нетрадиционных видов спорта в формировании здорового образа жизни младших школьников
Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности iconIv школьная научно – практическая конференция школьников «Новое поколение»
Влияет физическая культура и спорт на формирования личности школьника. Формирование здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности iconРабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика»
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» по социальному направлению составлена на основе программы...
Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности iconНаучно-исследовательская работа по теме «Особенности режима дня младших...
В настоящее время наиболее остро стоит проблема охраны, укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни и предупреждения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск