Скачать 68.55 Kb.
|
Внеклассное мероприятие по литературе и музыке Тема: «Волшебная сила Грига» (по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»). Цели: 1. Дать представление детям о композиторе, о его особенной музыке. 2. На основе анализа рассказа и прослушанной музыки показать силу искусства. 3. Воспитывать чувство прекрасного. 4. Приобщить детей к миру музыки. Оборудование: 1. Портреты К.Г.Паустовского и Э.Грига. 2. Фортепиано. 3. Книги писателя. Цели учителя литературы: 1. Познакомить учащихся с рассказами, раскрыть смысл произведения. 2. Раскрыть бескорыстность, красоту поступка композитора. 3.Воздействовать на детей силами искусства. Цели учителя музыки: 1. Ознакомить детей с личностью композитора. 2. Показать тесную связь литературы и музыки. 3. Создать настроение удивительного мира. 4. Развивать у детей чувство красоты, ощущение целостности мира. Ход урока. I. Сообщение цели и задач урока. Учитель литературы. Сегодня мы продолжаем изучение творчества К.Г.Паустовского. Мы поговорим о рассказе писателя «Корзина с еловыми шишками», о героине рассказа, о смысле произведения. Вы прослушаете рассказ в сопровождении музыки норвежского композитора Э.Грига. Учитель музыки. Я познакомлю вас с личностью композитора, с отдельными рассказами из его биографии. Вы узнаете, какие музыкальные произведения были написаны композитором, услышите об особенностях характера музыки Э.Грига. На этом уроке вы поймёте, что искусство развивает в человеке способность видеть красоту жизни, природы, мира. II. Учитель музыки. Рассказ о композиторе Э.Григе. План.
III. Учитель литературы. Беседа по рассказу К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? IV. Учитель литературы и учитель музыки. Чтение начала рассказа на фоне музыки. (Со слов: «Композитор Эдвард Григ…» до слов: «…от птичьего свиста» ) - В описании осени на что обращает внимание автор? Нравится ли ему осень? - Именно в прекрасном горном лесу замечательным осенним деньком встретились композитор Эдвард Григ и маленькая дочь лесника Дагни Петерсен. Что, прежде всего, привлекло его в этой девочке? - А как вы думаете, почему Григу захотелось посвятить музыку Дагни? - Когда девочка приглашает композитора к себе домой, она рассказывает о том, что у них есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Почему она вспомнила именно о них. - Что представляет собой квартира Грига? - Какие ещё звуки жили в доме Грига? V. Чтение отрывка учителем литературы. (Со слов: «Рояль мог петь обо всём…» до слов: «…вдруг сразу смолкли.»). VI. Исполнение учителем музыки сочинения Э.Грига. VII. Учитель литературы. - О чём же была музыкальная пьеса, посвящённая Дагни? Что представлял себе Григ, когда писал свою музыку? - С чем композитор сравнивал Дагни? - Вам понравились эти сравнения? - Какое из них вам показалось наиболее ярким и почему? «У тебя на сердце расцвёл белый цветок…»-говорит о Дагни Григ. - Почему именно этот цвет встречается так часто при описании Дагни? - Какой вы представляете себе музыку, посвящённую Дагни? - Помните, кто были самыми любимыми слушателями Грига? - Что мы узнаём о Магде и её муже? - А помните о необычайном развлечении Нильса? О загадочной комнате Магды? - Случайно ли, то, что Дагни увлеклась театром? Почему она плакала после спектаклей? Как к этому относились Магда и её муж? - Что Нильс говорил музыке? Как вы понимаете эти слова? Почему Магда звала своего мужа «чердачным философом»? - На кого была похожа Дагни, по словам Нильса? - А увертюра – это вступление к музыкальному произведению. Так почему Нильс употребляет такое сравнение? - А с кем Нильс сравнивает Магду и почему? - Как, по-вашему, случайно ли автору приходится устроить концерт, на который собиралась Дагни, в июне, в пору белых ночей? Помните, как она оделась на концерт и почему? - Давайте прочитаем, как Дагни слушала пьесу, посвящённую ей. Что скажете? VIII. Учитель литературы читает отрывок на фоне исполнения музыки учителем. (Со слов: «Сначала она ничего не слышала…» До слов: «…загремели аплодисменты»). IX. Учитель литературы. - Что же удалось передать Григу в музыке? Почему она так взволновала девушку? - Только ли воспоминания? - Как вы думаете за какую «щедрость» Дагни хотела поблагодарить Грига? - Послушаем вместе заключительные строки рассказа. («Дагни шла по пустынным улицам. Нильс, стоящий поодаль, услышал её смех и пошёл домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что её жизнь не пройдёт даром»). - Как вы думаете, за что любила жизнь Дагни? - Почему Нильс, а вместе с ним и писатель решили, что жизнь Дагни не пропадёт даром? X. Учитель литературы. Вывод: Замечательный американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал как-то: «Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали или сожаления, люди и места…». - А что осталось у нас в душе после того, как мы прочитали, обсудили этот рассказ? XI. Учитель музыки. - Каково значение музыки в жизни человека? - Что вы узнали о композиторе и его музыке? Вывод: Эдвард Григ был романтиком и его эстетика и этика зиждятся на вере в незыблемость добра и справедливости, уверенности в том, что равновесие и гармония, даже грубо нарушенные, обязательно восстановятся. Музыка была для Грига средством выразить свою прекрасную душу – яркую и ранимую. Окрылённая благодарная душа способна совершить чудо. Музыка, посвящённая дочери лесника Дагни Петерсен, прозвучала спустя десять лет после их единственной встречи, когда Грига уже не было в живых, утверждая бессмертие души и победу «того прекрасного, чем должен жить человек». И в этой победе – торжество великого Божьего дара – дара искусства, зовущего за собой «в ту страну, где никакие горести не смогли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья…» - Звучит концерт Э.Грига для фортепиано с оркестром. XII. Оценки за урок. XIII. Домашнее задание.
P.S. На уроке прозвучала музыка, были исполнены фортепианные сочинения Э.Грига, а также прозвучал фрагмент концерта для фортепиано с оркестром (грамзапись). |
Внеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие «Праздничная программа к Дню Матери» Воспитывать уважительное и бережное отношение к маме, формировать понятие о роли мамы в жизни каждого человека | Внеклассное мероприятие «Профессия Учитель» 5 Дьячкова А. А. 4 Внеклассное... Согласно приказу директора школы №18 от 24 сентября 2012года проводилась декада, посвященная ко Дню Учителя и 90-летию мо рс (Я) | ||
Внеклассное мероприятие по теме "Фестиваль телевизионных программ"... Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | Внеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов... Дополнительные сведения Внеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов | ||
Внеклассное мероприятие по математике. 5-8-е классы Игра "Кто хочет стать отличником?" Внеклассное мероприятие по математике. 5–8-е классы | Посвящение в юные музыканты (внеклассное мероприятие) «Посвящение в юные музыканты» (внеклассное мероприятие) Ерофеева Галина Павловна, преподаватель мбоу дод «дши г. Нарьян-Мара» | ||
Тема: о чём рассказывает музыкальный жанр В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например,... | Внеклассное мероприятие по математике, проведённое во 2-б и во 2-г... Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас мероприятие, посвящённое математике царице всех наук. Математика очень важная наука, которая... | ||
Реферат по физике тема «пять сил природы» Существует пять сил природы: сила трения, сила всемирного тяготения, сила упругости, сила Архимеда и сила Ампера | Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 9-11 классов ... | ||
Урок мероприятие Конкурс на лучшее микросочинение по физике. Тема: "Если бы исчезла сила трения " | Импрессионизм в икусстве, музыке, литературе Данный реферат посвящён импрессионизму в искусстве, музыке и литературе | ||
Внеклассное мероприятие Оформление: стены помещения, где проходит открытое мероприятие, украшены новогодними плакатами, гирляндами и т д | Внеклассное мероприятие. Тема: «Блокада. 900 дней из жизни ленинградцев» Тема: Разрешите наше любопытство, Ермак Тимофеевич. (Посвящается 430-летию похода дружины Ермака в Сибирь). 28 | ||
Внеклассное мероприятие в 3в классе «Турнир грамотеев» Методическая тема «Овладение методами диагностики и мониторинга за качеством знаний учеников» | Внеклассное мероприятие в 5 классе. Тема: «Биологический «Звёздный час» Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» |