№
| Этапы
| Содержание этапов
| Оборудование
|
1
| Организационный
| Звучат фанфары
Ведущий: сегодня нашу игру мы посвятим русскому языку. В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый.
|
|
2
| Введение в тему занятия
| Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что о нем говорили выдающиеся русские писатели. Трое учащихся озвучивают высказывания классиков
Писатель Александр Иванович Куприн говорил “Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По его мнению «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками»
Ведущий: Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В нём скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка.
| Высказывания классиков напечатаны на листах бумаги
|
3
| Представление жюри
| Ведущий: Позвольте представить вам жюри. Члены жюри будут оценивать ваши знания и смекалку по русскому языку.
| Табличка «жюри», у каждого члена жюри шариковая ручка
|
3
| Знакомство с правилами турнира
| Ведущий: Турнир включает в себя три тура и финальную игру. По результатам каждого тура несколько человек будут выбывать из соревнований. Определять и называть выбывших будет жюри. До финальной игры дойдут только двое лучших знатоков русского языка. В финале мы определим абсолютного победителя Турнира, лучшего грамотея нашего класса.
|
|
4
| Разминка
| Ведущий: Перед «боем» необходимо провести разминку (в разминке участвует весь класс)
Какие знаки ставятся в конце предложения.
Как пишутся имена и фамилии людей?
На какие две группы делятся все звуки и буквы?
Сколько гласных букв в русском языке?
Как узнать, сколько в слове слогов?
Из чего состоит предложение?
Как переносится слово?
Какая часть слова стоит перед корнем?
Как иначе называются родственные слова?
Как иначе называют выделение голосом одного из слогов в слове.
Как называется общая часть родственных слов?
Как пишутся предлоги с другими словами?
Сколько гласных в слове «медведица»?
Сколько букв в слове «слива»?
Готовы к «бою»? (дети хором «Да!!»)
|
|
5
| 1 тур
| Звучат фанфары Ведущий объявляет начало 1 тура.
(В первом туре участвует весь класс. Детям выдаются тексты на листах бумаги)
Вставьте пропущенные буквы
1вариант
Лишь пёстрая осень ушла со дв…ра
Как новая гост…я явилась с утра.
Покрасила белым д…ма и око…ки,
Засыпала пухом кусты и доро…ки.
Луга зам…ла и укрыла п…ля.
И сразу просторнее стала з…мля.
2вариант
Стала девочка к…тёнка к…рмить.
Прин…сла овсяной ка…ки-
Отвернулся он от ча…ки.
Принесла ему р…диски-
Отвернулся он от миски.
Прин…сла кусочек сала.
Г…ворит котёнок: «Мало!»
| у каждого участника тексты с заданием, ручка
|
6
| Подведение итогов 1 тура
| Жюри проверяет работы, определяет восемь человек на выбывание из турнира. Награждение выбывших. Они занимают места в зале. Лучшие участвуют в следующем туре
| Медали за 4 место для награждения выбывших из турнира
|
7
| Игра с залом
| Пока жюри проверяет и оценивает работы, ведущий (или его помощник) проводит игру с залом. Игра с залом “Назови одним словом”.
Храбрый человек – храбрец. Умный человек – умник. Добрый человек – добряк. Болтливый человек – болтун. Богатый человек – богач. Мудрый человек – мудрец. Хвастливый человек – хвастун. Ленивый человек – лентяй. Весёлый человек – весельчак.
|
|
8
| 2 тур
| Звучат фанфары Ведущий объявляет начало 2 тура.
Разделите текст стихотворения на предложения:
1вариант
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова
2 вариант
В руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поёт салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержаться в порядке
| у каждого участника тексты с заданием, ручка
|
9
| Подведение итогов 2 тура
| Жюри проверяет работы, определяет восемь человек на выбывание из турнира. Награждение выбывших. Они занимают места в зале. Лучшие участвуют в следующем туре
| Медали за 3 место для награждения выбывших из турнира
|
10
| Игра с залом
| Пока жюри проверяет и оценивает работы, ведущий (или его помощник) проводит игру с залом. Игра с залом: Скажи одним словом – прилагательным
Повязка на рукаве – нарукавная. Календарь на стене – настенный. Переход под землёй – подземный. Камни под водой – подводные. Час перед рассветом – предрассветный. Доска для класса – классная. Занятие в группе – групповое. Вечер в субботу – субботний. Поле для хоккея – хоккейное. Мячи для тенниса – теннисные
|
|
11
| 3 тур
| Звучат фанфары Ведущий объявляет начало 3 тура.
Выпиши из Обратного словаря слова на заданную орфограмму: Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением: Звонкие/глухие парные согласные на конце слова или перед другими согласными: Разделительный Ъ:
Время-5 минут
| у каждого участника тексты с заданием, ручка
|
12
| Подведение итогов 3 тура
| Жюри проверяет работы, определяет шесть человек на выбывание из турнира. Награждение выбывших. Они занимают места в зале. Два ученика участвуют в финальной игре
| Медали за 2 место для награждения выбывших из турнира
|
13
| Игра с залом
| Пока жюри проверяет и оценивает работы, ведущий (или его помощник) проводит игру с залом «Фразеологические обороты»
- очки втирать - (обманывать)
-обвести вокруг пальца – (обманывать)
- поставить на ноги - (вылечить)
- вешать нос – (огорчаться)
- зарубить на носу – (запомнить)
- тыкать носом – (указывать)
|
|
14
| Финал
| Звучат фанфары Ведущий объявляет финальный конкурс.
БУРАТИНО - Кто составит больше слов из букв данного слова за 3 минуты? (по песочным часам)
| у каждого участника тексты с заданием, ручка
|
15
| Подведение итогов финальной игры
| Жюри проверяет работы, определяет победителя и лауреата. Награждение победителей
| Лауреату вручается медаль за 1 место, победителю медаль «Лучший знаток русского языка»
|
16
| Игра со зрителями.
| Пока жюри проверяет и оценивает работы, ведущий (или его помощник) проводит игру с залом
Загадки
- Из какой посуды нельзя поесть? (из пустой)
- Сколько горошин могут войти в стакан? (нисколько, они не ходят)
- Какая рыба носит имя человека? (Карп)
- Какая птица носит название танца? (чечётка)
- Чем больше из неё берешь, тем больше она становится. (яма)
- В какой клетке не держат зверей? (в тетрадной, в грудной)
|
|
17
| Итог мероприятия
| Ведущий: без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому давайте изучать русский язык. фотографирование
|
|