Скачать 151.59 Kb.
|
Творческий отчёт «Пропаганда библиотечно-библиографических знаний».
Читающий подросток – надежда на хорошее будущее России. Что значит чтение для современных подростков? Как помочь ученикам стать вдумчивыми читателями, а не превратиться в людей, «поглощающих» информацию? Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства. Отсюда вытекает первейшая задача школьной библиотеки – привить навыки работы с книгой, научить вдумчивому чтению, исключающему прочтение-верхоглядство, работе с каталогами, справочной литературой, периодикой.(Слайд 1) Для этого я составила программу «Библиотечно-библиографические знания – школьникам», которая предусматривает постепенное накопление и углубление знаний о книге: от общего знакомства с библиотекой до самостоятельной работы с книгой; от элементарной записи о прочитанной книге – к развёрнутому отзыву о ней. Отдельные темы в программе повторяются. Повторяемость эта минимальна и оправдана: знания детей углубляются от класса к классу, последующие занятия проводятся на более сложном материале. Программа составлена с учетом требований школьного стандарта и охватывает все направления пропаганды ББЗ: библиотека и книга, выбор книги в библиотеке, осознанное чтение и основные приёмы работы с книгой. Типичными формами работы библиотек по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются:
Программа предусматривает два-три занятия в год с детьми каждого года обучения. Внедрение её по силам любой школьной библиотеке. Эти занятия обогатят учащихся сведениями, необходимыми для дальнейшего обучения в средних и высших учебных заведениях. В повседневной читательской деятельности дети должны овладеть необходимым минимумом библиотечно-библиографических знаний, умений и навыков. Они приучаются бережно обращаться с книгой, осмысливать прочитанное, выражать своё отношение к нему, вести простейшую запись о полюбившихся книгах, читать каталожную карточку; знакомятся со структурой книги, определяют примерное содержание незнакомого произведения, формируют свой запрос и цель чтения, знакомятся с доступными их возрасту периодическими изданиями. В состав общеучебных знаний и умений принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект, реферат. (Слайд 3) Я стараюсь, чтобы они регулярно посещали библиотеку, любили «рыться» в книгах, заниматься в читальном зале, умели пользоваться справочной литературой и детской периодикой, охотно обращались к научно-художественным и научно-популярным книгам, применяли при самостоятельном чтении накопленные знания, умения и навыки. Составляя эту программу, я исходила из того, что по окончании основного общего образования каждый выпускник должен:
Система библиографических занятий направлена не только на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, но и на развитие общественной активности школьников, а также расширение их кругозора. На формирование информационной культуры учащихся в общеобразовательной школе в определенной степени «работают» все учебные дисциплины, однако роль конкретных учебных дисциплин неравноценна. Наибольший вклад в приобретение знаний и умений в области обработки информации вносит такая дисциплина как русский язык, где формируются представления о типах и жанрах, стилях текстов, вырабатываются умения работы с различными текстами. В пропаганде основ библиотечно-библиографических знаний я использую самые различные методы: беседу, лекцию, диспут, практические занятия, доклад и сообщения учащихся, всевозможные игры и соревнования. Применяя их, нужно помнить, что хуже всего усваиваются знания, преподнесённые школьникам в готовом виде. Гораздо эффективнее направить их по пути самостоятельного исследования, заставить добывать знания, делать для себя «открытия». (Слайд 4) Итак, в своей работе я придерживаюсь этого плана. Он является основой. В следующем году я хочу ввести в план и попробовать провести интегрированные уроки. (Слайды 5,6,7,8,9) Они позволяют решать не множество отдельных задач в ходе изучения отдельных предметов, а их совокупность. Именно интегрированные уроки станут новой формой взаимодействия школьной библиотеки с учителями-предметниками. На сегодняшний день накоплен опыт проведения интегрированных уроков. Анализ показывает, что наиболее удачным поводом для подготовки и проведения интегрированного библиотечного урока может стать юбилейная дата писателя, художника, учёного. Успешность и востребованность интегрированных библиотечных уроков обусловлена несколькими факторами: (Слайд 10)
Немаловажно и продвижение в ходе интегрированных библиотечных уроков отдельных аспектов блока информационной культуры: методик поиска и отбора материала по предложенной теме, элементов культуры чтения, навыков публичных выступлений, умений вести дискуссию. Такие уроки воспитывают любовь к книге, внимание к слову и произведениям отдельных авторов, обогащают память детей, пробуждает интерес к каждодневному чтению, развивает читателя как личность. А самое главное – на интегрированных библиотечных уроках библиотека решает наряду с библиотечно-информационными задачами, с поддержкой учебного процесса, - задачи педагогические. Фрагмент урока ОБЖ в 6 классе. Тема: Пожар. Вспомните, в каких книгах вам встречалось описание пожара? Чем страшен пожар? Далее читается отрывок из повести М.Горького «Детство» и даётся задание: девочкам – проанализировать поведение дедушки во время пожара, а мальчикам – бабушки. Многие учащиеся по ходу чтения записывают эпитеты, метафоры, реплики, характеризующие поведение героев. Ребята оценивают поведение героев и отвечают на вопросы:
Затем учащиеся читают текст из Энциклопедии для детей «Личная безопасность» издательства «Аванта +» и записывают самые важные правила поведения во время пожара в помещении. Фрагмент урока «За страницами учебника географии» (6, 8 классы) Тема: Стихийные бедствия. (Слайд 11) Поработав с дополнительной литературой в библиотеке, учащиеся 6 класса составили вопросы:
При составлении вопросов учащиеся обращались к следующей справочной литературе:
Конечно, без постоянной, повседневной тренировки мы не сумеем выработать у читателей привычки ежедневно обращаться к книге, библиотеке, её справочно-библиографическому аппарату. Закрепление навыков происходит во время учебной деятельности школьников, в процессе выполнения домашних и самостоятельных заданий и, конечно, в процессе индивидуального руководства чтением в библиотеках. Пояснительная записка к программе «Библиотечно-библиографические знания». Для учащихся 5 классов программа предлагает общее ознакомление детей с книгой и библиотекой. Они знакомятся с отделом обслуживания, здесь их ждёт новый фонд, другой принцип расстановки литературы. Бывает, что в начальной школе дети обходились домашней библиотекой. Книга для многих из них – обыденный и не слишком привлекательный предмет. В библиотеку многие ходить ленятся. Но возраст 10-11 лет – это возраст «включения сознания». Отсюда – острый интерес к истории, к человечеству, частью которого начинает себя чувствовать десятилетний человек. В этот период и важно помочь ему по-новому взглянуть на привычную книгу, пробудить интерес к ней. Теперь библиотекарь должен сделать всё возможное, чтобы привлечь каждого ребенка к регулярному посещению школьной библиотеки. По-новому раскроется перед пятиклассником проблема выбора книги, более подробное знакомство со структурой книги. В 6 классе подростки располагают уже большим читательским опытом, поэтому целесообразно первое занятие посвятить справочному фонду библиотеки, рассказать о Детской энциклопедии, её назначении, объяснить ребятам не только структуру издания, но и структуру отдельного тома. Подробно рассказать о справочном отделе тома: алфавитном и предметном указателях, списке условных сокращений. На следующем занятии – как читать книгу – познакомить детей с различными видами литературы. Они хорошо знают художественную литературу и многие, к сожалению, ограничиваются только ими. Поэтому обзоры научно-популярной, технической, исторической литературы должны их заинтересовать. Третье занятие посвящено периодике. Именно у детей подросткового возраста можно и нужно сформировать прочный интерес к периодическим изданиям, привычку регулярно читать газеты и журналы. В 7 классе рассказ о справочно-библиографическом аппарате рассчитан на несколько часов. Читатели повзрослели, и новый материал призван углубить познания школьников о справочной литературе. Кроме ДЭ они должны познакомиться с универсальными и отраслевыми энциклопедиями, энциклопедическими и терминологическими словарями. Здесь же происходит первое знакомство с каталогами. Важно привить детям навык пользования справочной литературой. Все учителя-предметники могут активно содействовать формированию этого навыка: задания по любому предмету можно продумать так, что учащиеся вынуждены будут обращаться к словарям и справочникам. В 8 классе занятия посвящены пропаганде научно-технической и общественно-политической литературе. Обзоры, рекомендательные списки, книжные выставки. В 9 классе основное внимание уделяется обучению работы с литературой. Эти занятия носят деловой, обучающий характер. Они очень важны для развития навыков самообразования: умение составить план, конспект, тезисы, написать реферат. Пришла пора рассказать подросткам, как делают выписки из книг, периодики. Важно научить правильно оформлять выписки (обязательно указывать автора и заглавие книги, выходные данные, страницу и дату, когда сделана выписка). Самая важная часть этого занятия – практическая. Второе занятие знакомит старшеклассников с журналами для подростков: научно-популярными («АиФ. Детская энциклопедия»), литературно-художественными («Мы»), по читательскому назначению («Маруся», «Ромео и Джульетта»). Программа «Библиотечно-библиографические знания». 5 класс. Тема 1. Знакомство с библиотекой. Путешествие по библиотеке. Библиотека, её фонды, отделы (абонемент, читальный зал). Понятия «читатель», «библиотека», «абонемент», «стеллаж», «формуляр». В воспитательных целях ознакомить детей с «Правилами библиотеки». Как самому записаться в библиотеку. Разнообразие книг, порядок расстановки книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе. Форма проведения: рассказ, беседа, экскурсия, игра. Запись детей в библиотеку. Тема 2. Структура книги. Кто и как создаёт книги. Внешнее оформление книги: обложка, переплёт, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации, титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление (содержание), предисловие, послесловие, аннотация. Умение определить содержание и читательское назначение книги. Форма проведения: рассказ, беседа. Практическая работа: определяем содержание книги при беглом её просмотре. Тема 3. Библиотечная игра «Что вы знаете о книге». Заключительный урок по пройденным темам. 6 класс. Тема 1. Твои первые энциклопедии, словари, справочники. Понятие о справочной литературе. Заинтересовать и научить ею пользоваться. Первые книги для детей энциклопедического характера. Их структура: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели. Принципы построения словарей и как ими пользоваться. Форма проведения: рассказ, беседа, книжная выставка «Словари - наши добрые помощники». Практическое занятие «Самостоятельный поиск» Тема 2. Как читать книгу. Различие между научно-популярной и художественной литературой. Понятие о целях и способах чтения. Цель чтения художественной литературы: воспитание и самовоспитание, развитие художественного вкуса, обогащение жизненного опыта. Способ чтения художественной литературы: вдумчивое, медленное, полное чтение и перечитывание. Цель чтения научно-популярной литературы: расширение конкретных знаний, кругозора, удовлетворение и развитие любознательности, подготовка к докладу, творческой работе, реферату, желание научиться что-то делать своими руками. Способы чтения научно-популярной литературы: просмотр, выборочное и полное чтение, изучение. Форма проведения: рассказ. Тема 3. Журналы для детей среднего школьного возраста. Газеты и журналы как печатные издания, отличие их от книг. Содержание детских журналов, их авторы и создатели. Основные правила чтения периодики. Использование материалов периодики в учебном процессе. Форма проведения: беседа, обзор периодических изданий, выставка-просмотр детских периодических изданий. 7 класс. Тема 1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. (Урок 1) Что такое каталог. Зачем он нужен библиотеке. Почему нужно к нему обращаться. Алфавитный и систематический каталоги. Отделы каталогов. Разделители. Расположение карточек в каталоге и книг на полке. Поиск литературы с помощью каталогов. Форма проведения: лекция, тренинг-практикум, викторина-поиск. Тема 2. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. (Урок 2) Справочная литература. Её значение для самостоятельной работы с книгой, для самообразования. Энциклопедии: универсальные (БСЭ, МСЭ, ДЭ) и отраслевые (историческая, литературная, математическая). Отраслевые словари и книги энциклопедического характера. Принципы работы со справочными изданиями. Справочные издания в домашней библиотеке. Форма проведения: лекция, тренинг-практикум, викторина-поиск. 8 класс. Тема 1.Книги по естественным наукам и технике для старших подростков. Научно-познавательные книги для подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения, занимательные книги. Своеобразие книг о науке и технике, особенности их чтения и пути использования в практической деятельности. Серии книг по естественным наукам и технике, их тематика, связь со школьной программой по физике, химии, биологии. Форма проведения: устный журнал. Тема 2. Общественно-политическая литература. Публицистика. Что такое публицистика, её отличие от художественной литературы. Роль публицистики в жизни общества. Публицистические жанры: очерк, документальная повесть, мемуары, политический памфлет. Публицистические серии. Использование общественно-политической литературы при подготовке к урокам, докладам, рефератам, сочинениям. Форма проведения: рассказ, беседа. 9 класс. Тема 1. Методы самостоятельной работы с литературой. (2 часа) Разнообразие видов и методов самостоятельной работы с книгой, статьёй, справочником. Способы чтения: ознакомление, выборочное чтение, сплошное чтение. Изучение прочитанного, ведение записей: выписки, план тезисы, конспект. Виды конспектов (текстовой, свободный, смешанный). Основные правила ведения данных записей. Оформление, систематизация конспектов, тезисов, цитат, газетных и журнальных вырезок. Методика составления списка используемой литературы. Форма проведения: лекция, беседа-консультация, обсуждение тезисов и конспектов книги, статьи, практическое занятие. Тема 2. Периодические издания для старших подростков. Роль периодических изданий в обучении и воспитании учащихся. Современные периодические издания для молодёжи. Их разнообразие. Профиль, читательское назначение. Краткая характеристика отдельных периодических изданий. Формы и методы работы с периодикой. Необходимость регулярного чтения газет и журналов. Форма проведения: обзор молодёжных периодических изданий, практическое занятие. Технологическая операция процесса подготовки и проведения библиотечного занятия (урока).
|
Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» Типичными формами работы библиотеки общеобразовательного учреждения по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию... | Школьная библиотека и вопросы книгообеспечения Библиотека школы №49 является структурным подразделением школы и участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа библиотечно-библиографических уроков для учащихся моу лицей №3 г. Галича Костромской области | Центальная библиотека «Библиотечно – библиографической классификации», а внутри разделов по алфавиту авторов и заглавий. Библиографический бюллетень предназначен... | ||
Белгородская государственная универсальная научная библиотека Все это ведет к невозможности читателем идентифицировать описываемый источник, найти его и использовать. То же касается и оформления... | С законодательством Российской Федерации Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения | ||
1. Библиотека что это? Обеспечение учебно- воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно- библиографического и информационного обслуживания... | Классификатор информации, доступ к которой учащихся запрещен и разрешен Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения | ||
Классификатор информации, доступ к которой обучающихся мбоу сош №11 запрещен Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения | Классификатор информации, распространение которой запрещено в соответствии... Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения | ||
Задачи: Отработка навыков безопасного поведения в случае возникновения... Задачи: Отработка навыков безопасного поведения в случае возникновения опасных ситуаций, пропаганда знаний в области гражданской... | Положение о библиотеке общие положения Библиотека школы участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное... | ||
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями... В свою очередь характер умственного развития определяет уровень усвоения знаний. Поэтому наряду с вооружением учащихся системой научных... | Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания младшим школьникам» Ананьева Л. Читаем книжки от форзаца до сноски: Урок в 5-м классе / Л. Ананьева // Библиотека в школе. – 2002. – №4 (64), 16–28 февраля.... | ||
Положение о школьной библиотеке Библиотека является структурным подразделением (далее – школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения... | Анализ работы библиотечно-информационного центра моку сош пгт Мирный за 2012/2013 учебный год «Школьная библиотека – важнейший когнитивный* ресурс инновационного образовательного процесса в школе, «центральный мозг» школы» |