Скачать 0.56 Mb.
|
Уважаемые руководители! Управление образования администрации муниципального района имени Лазо направляет для организации работы методические рекомендации к открытому уроку по литературе. В рамках юбилейных мероприятий, посвящённых 75-летию писателя В.Г. Распутина, в период с 01 по 15 марта 2012 года в общеобразовательных учреждениях муниципального района необходимо провести открытые уроки по литературе для старшеклассников. Информацию о проведённых мероприятиях направить в Управление образования до 19.03.2012 года (отдел информационно-методического обеспечения). Приложение: на 49 л. в 1 экзм. Начальник Управления образования О.Г. Бунбунова Шматкова Анна Геннадьевна 8 42154 21268 Методические рекомендации кОткрытому уроку по литературе по творчеству В.Г.Распутина (к 75-летию писателя)«Прощание с Матерой»Работа с произведением в классе зависит от многих обстоятельств, учитель может выбрать один из предлагаемых вариантов проведения дискуссии. *** Вариант 1. Предлагается проведение круглого стола на тему «Матера – российская Атлантида? (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»)». При подготовке круглого стола необходимо заранее ознакомить обучающихся с темой обсуждения, а также с предлагаемыми вопросами. Технология проведения круглого стола связана с двумя обязательными требованиями. Первое требование касается обучающихся: в дискуссии должно высказаться максимальное количество участников. Второе требование касается роли ведущего, которая заключается в том, чтобы предоставить всем равные возможности, следить за временем, комментировать выступления, следить за тем, чтобы участники не уходили в сторону от поставленных вопросов. Обычно, ведущий заявляет проблему круглого стола и передает слово каждому из участников, в конце круглого стола ведущий (или ведущие) должен подвести итоги и сформулировать основные выводы. К концу занятия ученики должны уметь:
Ход урока - круглого стола. Учитель (ведущий) комментирует формулировку темы дискуссии «Матера – российская Атлантида?», призывает к обсуждению главного вопроса через последовательное осмысление предложенных заранее вопросов и заданий. Обучающиеся, заранее разделенные на группы и подготовленные к рассуждению по каждому конкретному вопросу (1- 4 вопросы и задания), освещают свое понимание конкретного фрагмента. Пятый вопрос о понимании финала произведения обращен ко всему классу: обучающиеся высказывают личное мнение. Шестое задание - сформулируйте свое понимание идеи повести – дается как групповое задание. После короткого обсуждения представители каждой группы дают краткие формулировки идеи произведения, которые желательно записать в тетради. Примерные вопросы и задания к уроку. 1. Почему, на ваш взгляд, В.Распутин написал повесть «Прощание с Матерой»? Как связано это произведение с реальной жизнью в Сибири? 2. Как описываются в повести остров Матера и его жители? Кто более запомнился и почему? Дайте характеристику членам семьи Пинигиных, подругам Дарьи, Богодулу, Петрухе и другим жителям Матеры. 3. Кому противостоят жители Матеры в своем стремлении достойно проститься с родиной? Охарактеризуйте действия и образ жизни «пожогщиков» и «обсевков». Каково отношение к ним автора? 4. Прочитайте фрагменты текста, в которых говорится о подготовке Дарьей своей избы к уничтожению. Каковы мотивы поведения Дарьи? Чье поведение по отношению к родному дому противопоставляется поведению Дарьи? Как оценивает автор разные типы отношения к дому? В чем это выражается? 5. Как вы понимаете финал произведения? Как в финале выявляется авторская позиция по отношению к изображаемому? 6. Сформулируйте свое понимание идеи повести. Домашнее задание: напишите эссе на одну из тем: «Ушла ли под воду Матера?»; «Как я понимаю традицию»; «Символы вечности в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»; «Дарья и Андрей – два звена одной цепи». *** Вариант 2 (2 часа - для класса с углубленным изучением литературы). Предлагается проведение диспута (обсуждение с наличием одного или нескольких выступающих с основными докладами), на тему «Конец существования Матеры – историческая неизбежность или человеческая ошибка?». Диспут – лат. «рассуждать, спорить». Технология проведения диспута: диспут предваряет вводное выступление, которое ставит проблему или же показывает определенный взгляд на проблему, а в дальнейшем обсуждается само выступление, а через него (опосредованно) и проблема. В школьном преподавании диспут можно открыть после коротких выступлений обучающихся, которые получили задание подготовиться заранее. В процессе диспута необходимо соблюдать правило: участники должны относиться и обращаться не к самим выступающим, а к изложенной информации (их сообщениям). Ход урока-диспута. Поэтому в начале урока заслушиваются два сообщения: «Повесть «Прощание с Матерой» на перекрестке мнений» и «Образная система повести. Эволюция героев. Дарья и ее подруги». В первом сообщении обобщаются критические представления о повести. Во втором – дается развернутая характеристика образной системы по следующему плану: 1. Три поколения семьи Пинигиных в их отношении к происходящим событиям. 2. Архетипы в повести. Взаимовлияние художественных образов в повести: Дарья – Листвень, Богодул – Хозяин. 3. Поиск истины: Дарья и Павел в начале и конце повести. Таким образом, обучающиеся знакомятся с разнообразием мнений критиков о повести, систематизируют свои представления об образной системе повести. Содержание сообщений позволяет сформулировать вопрос, определяющий дальнейшую работу в классе: «Конец существования Матеры – историческая неизбежность или человеческая ошибка?». Итоговые рассуждения по вопросу будут включать мысли о независимости развития истории от отдельной человеческой воли, об осознанности автором собственной позиции относительно происходящих на его родине перемен. Прежде всего – о необходимости исполнения людьми своего долга перед родной землей, перед предками и потомками, перед самими собой, о силе правды и памяти, о трагизме миропонимания автора. Наконец, о потребности и способности Валентина Распутина попрощаться с родной землей, родной рекой от имени всех, кто пережил трагедию затопления. К концу занятий ученики должны уметь:
может направляться с использованием следующих вопросов. Дискуссия по главному проблемному вопросу урока - Конец существования Матеры – историческая неизбежность или человеческая ошибка? - может выстраиваться в ответах на вопросы: 1. Как долго существует деревня Матера? Как автор характеризует остров Матеру? Какое время изображается в повести? Как автор передает ощущение времени перед затоплением? (пространство и время в повести). 2. Кто и как осуществляет подготовку острова к затоплению? Каково отношение жителей Матеры к пожогщикам? Куда должны уехать жители деревни? Почему новый поселок менее пригоден для жилья, чем старая деревня? 3. Можно ли считать В.Распутина противником прогресса? 4. Какова сверхзадача автора произведения? Почему и ради чего им написана повесть? 5. Можно ли говорить о стремлении автора создать определенное общественное мнение относительно поднимаемых им проблем? В чем выразилась публицистическая основа повести? Какие идеи выражены публицистическим стилем? 6. Чем стала повесть «Прощание с Матерой» для каждого из вас лично? Приложение 1 |
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» Провела Птахина Н. Е. – учитель русского языка и литературы укп при ик-9 с. Талицы | Урок- c уд над главным героем повести В. Распутина «Живи и помни» Оборудование: портрет писателя, выставка произведений Распутина, видеоролик о войне, книжка- раскладушка о жизни и творчестве В.... | ||
Автором каких произведений является Валентин Распутин? Без чего материнцы не могли представить свою деревню (повесть Валентина Распутина "Прощание с Матерой")? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Из опыта использования гуманно-личностной технологии на уроках литературы конспект урока в 10 классе по повети Распутина «Прощание... | ||
Положение о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса... Летию со дня рождения писателя, философа А. Н. Радищева, 200-летию со дня рождения поэта М. Ю. Лермонтова, 110-летию со дня рождения... | План работы Муниципального образования «Птичнинское сельское поселение» на март 2012 года Выставка – портрет «Писатель выставки сибиряк» к 75 летию писателя Валентина Распутина | ||
Программа для молодежи и школьников «шаг в будущее» Художественная проза о трагедии людей, населяющих берега Ангары («Прощание с Матерой») | Внеклассное мероприятие к 140-летию курорта «Белокуриха» ... | ||
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям... Цель: знакомство с основными фактами биографии карельского писателя А. Костюнина и его произведениями, входящими в сборник «В купели... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Прощание с Матёрой» запись песни Ю. Антонова "Крыша дома твоего" и песни "Родительский дом" | ||
Программа по литературе (экстернат) Содержание учебного курса Темы сочинений даны в конце программы. Вам необходимо выбрать одну тему по творчеству каждого писателя | Методические рекомендации. Урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова Портрет С. В. Михалкова, выставка книг С. В. Михалкова, выставка иллюстраций к произведениям писателя, показ мультфильмов, просмотр... | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных... Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании,... | К 120-летию со дня рождения методические рекомендации Диалог культур и времени. О. Э. Мандельштам : Методические рекомендации / Липец. Оунб; науч метод отдел; сост. Е. М. Огнева; ред... | ||
Методические разработки работников мбоу спортивный лицей №82 Непогодина... Методическое пособие по литературе «Воспитание интереса к предмету (литературе) на основе внеклассных мероприятий» (5-8 кл) | Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях... |