Из опыта использования гуманно-личностной технологии на уроках литературы (конспект урока в 10 классе по повети Распутина «Прощание с Матёрой». Тема урока: «Актуальные и вечные проблемы в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»
Цель урока: дать краткий обзор творчества В. Распутина, выявить проблемы, которые ставит В. Распутин в повести, обратить внимание на их разнообразие; сформировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны; продолжить развивать чувство ответственности за ее судьбу.
Тип урока: Круглый стол (проблемно-аналитическая беседа)
Оборудование: мультимедийные средства, фотографии «деревенщиков».
Подготовка к уроку: (Проветривание помещения, создание благоприятной атмосферы, применение здоровьесберегающих технологий)
Ход урока.
Орк. момент. Вступительное слово учителя, определение целей и задач урока, мобилизация внимания и создание мотиваций к действию.
Беседа и реализация домашнего задания.
Использование проектной и ИКТ технологий. Информационный проект учащихся с кратким обзором биографии и творчества В.Г. Распутина. Презентация.
К сегодняшнему уроку вы прочитали одно из центральных повестей Распутина «Прощание с Матёрой». В повести автор идет от автобиографического факта: Село Усть-Уда Иркутской области, где он родился, в последствии попало в зону затопления и исчезло. Что же за события происходили в это время в стране, в результате чего это произошло?
Информационный проект. О строительства сибирских ГЭС. Презентация.
Круглый стол. Печальная картина, смущающая наше сознание. Об этом повесть «Реквием». Какие проблемы ставит Распутин в этой повести? Чтобы ответить на это вопрос, займемся анализом текста повести.
Аналитическая беседа по содержательной компоненте повести.
Какой образ можно назвать центральным образом повести?
Ответ строится на текстовых аргументах.
Использование каких характеристик раскрывают образ Дарьи?
Что еще помогает раскрыться глубине образа Дарьи?
Как показана нравственная красота Дарьи?
Как воплощаются в образе Дарьи нравственные идеалы человека?
Какие образы противопоставлены образу Дарьи?
Как развивается конфликт в повести?
В чем смысл конфликта?
Как проявляется философский план конфликта?
Какие проблемы ставит Распутин в этой повести?
Переход к аналитической беседе по формально-содержательной компоненте повести.
Какие символы помогают понять авторский замысел?
Вывод.
Подведение итогов беседы и оформление проблем повести Распутина
Видеопрезентация.
Заключительное слово учителя
Видеопрезентации урока прилагаются. |