Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»





НазваниеРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Дата публикации11.10.2014
Размер144 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012г., № 273 « Об образовании в РФ», ст.28, 47, 48, Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 г., примерной программы по «Литературному чтению» и на основе УМК «Литературное чтение», разработанного авторами Р.Н.Бунеевым, Е.В.Бунеевой «Школа 2100». Данная программа содержит темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год. На изучение данного предмета отводится 3 часа в неделю.

Рабочая программа состоит из 5 разделов: пояснительной записки, учебно-тематического плана, требований к уровню знаний, умений и навыков, содержания тем учебного курса, перечня учебной литературы

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе:

  • научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
• овладение функциональной грамотностью;
• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
• приобщение к литературе как искусству слова;
• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала. Все учебники объединены внутренней логикой.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бернс). Иными словами, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Черного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебников, а значит, и системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы в далекое и не очень далекое прошлое, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
6. Развитие устной и письменной речи.
Учебно – тематический план



Тема раздела

Количество часов

1.

Произведения современной детской литературы разных жанров

6

2.

У истоков русской детской литературы

14

3.

Детская литература XIX в.

29

4.

Детская литература XX в.

25

5.

Детская литература 30 - 50-х годов

9

6.

Детская литература 60-90 годов

19




Итого:

102

Требования к результатам обучения учащихся

к концу 4-го класса.
Должны знать:

- отличия (по ведущим признакам) эпического, лирического и драматического произведения;
– виды и жанры произведений: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различие сказки народной и авторской; произведения устного народного творчества: загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки;

уметь:

- бегло, осознанно, правильно, выразительно читать с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи; самостоятельно готовиться к выразительному чтению; осознанно читать про себя любой по объему и жанру текст;

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему;
прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;
– составлять простой и сложный планы;
– пересказывать текст по плану.

– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую,

применять:

- читать осознанно текст про себя без учета скорости;

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
определить тему произведения, его главную мысль, рассказать сюжет;
– назвать героев произведения, увидеть в тексте героев, описания природы и интерьера;
– видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте;
высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
– представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.

Содержание программы

1. Тематика чтения

4-й класс – 102 ч (3 ч в неделю)



1. Произведения современной детской литературы разных жанров (6 ч.)

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова «Приключение Электроника». Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

В результате изучения раздела учащиеся должны знать:

- основное содержание изученных произведений, их авторов;

- пролог в художественном произведении;
уметь:

- определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- определять характер героя, его поступки и их мотивы; выделение языковых средств художественной варазительности;

применять:

- самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

- самостоятельно ознакамливаться с историей создания литературного произведения, показывать связь произведения с личностью автора, его биографией;

2. У истоков русской детской литературы (14 ч.)

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: А. Болотова, статьи Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер произведений для детей, их прямая назидательность.

В результате изучения раздела учащиеся должны знать:

- основное содержание изученных произведений, их авторов;

- темы и героев путешествий;

-отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов;

- автобиографическую литературу;

уметь:

- определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные и прозаические произведения наизусть; отличать древнерусские стихи от современных;

- определять характер героя, его поступки и их мотивы; выделение языковых средств художественной выразительности;

- определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги;

- определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности;

применять:

- самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

- самостоятельно знакомиться с историей создания литературного произведения, показывать связь произведения с личностью автора, его биографией;

- знания в составлении плана, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения;

3. Детская литература XIX в. (29 ч.)

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

В результате изучения раздела учащиеся должны знать:

- названия, основное содержание изученных произведений, их авторов;

- темы и героев путешествий;

- автобиографическую литературу;

уметь:

- определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; пересказывать текст, делить его на смысловые части, составлять его простой план;

- различать жанры художественной литературы;

- работать над образом литературного героя;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные и прозаические произведения наизусть;

- определять характер героя, его поступки и их мотивы; выделение языковых средств художественной выразительности;

- определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности;
применять:

- самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

- самостоятельно знакомиться с историей создания литературного произведения, показывать связь произведения с личностью автора, его биографией;

- знания в составлении плана, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения;

- выражать собственное отношение к прочитанным произведениям;


4. Детская литература XX в.(25 ч) Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 20-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 20–30-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Веселый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы. Сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. Отрывки из романа Ю. Олеши «Три Толстяка».

В результате изучения раздела учащиеся должны знать:

- названия, основное содержание изученных произведений, их авторов;

- темы и героев путешествий;

- различие жанров произведений: повесть;

уметь:

- объяснять смысл названия путешествия;

- определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; пересказывать текст, делить его на смысловые части, составлять его цитатный план;

- различать жанры художественной литературы;

- работать над образом литературного героя;

-вести повествование от «первого»лица; творческие пересказы;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; использовать статьи литературных критиков;

-- определять характер героя, его поступки и их мотивы; выделение языковых средств художественной выразительности;

- определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности;

- выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений;

применять:

- самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

- самостоятельно знакомиться с историей создания литературного произведения, показывать связь произведения с личностью автора, его биографией;

- знания в составлении цитатного плана, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения;

- выражать собственное отношение к прочитанным произведениям;

- сравнивать сказки со схожим сюжетом.

5. Детская литература 30–50-х гг. (9 ч.)

Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

В результате изучения раздела учащиеся должны знать:

- названия, основное содержание изученных произведений, их авторов;

- темы и героев путешествий;

- юмористические и сатирические произведения детской литературы; исторические приметы времени создания произведения;

- биографические сведения авторов изучаемых произведений;
уметь:

- - определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; пересказывать текст, делить его на смысловые части, составлять его цитатный план;

- относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру; пересказывать текст добавляя диалоги;

- работать над образом литературного героя;

-вести повествование от «первого»лица; творческие пересказы;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

-- определять характер героя, его поступки и их мотивы; выделение языковых средств художественной выразительности;

- определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности;

- выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений;

применять:

- самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

- самостоятельно знакомиться с историей создания литературного произведения, показывать связь произведения с личностью автора, его биографией;

- знания в составлении цитатного плана, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения;

- выражать собственное отношение к прочитанным произведениям;

6. Детская литература 60–90-х гг. (19 ч.)

«Панорама поэзии для детей»: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

В результате изучения раздела учащиеся должны знать:

- названия, основное содержание изученных произведений, их авторов; произведения классиков детской поэзии;

- биографические сведения авторов изучаемых произведений;

- отличие детской поэзии второй половины 20 в. от произведений для детей 20-х годов;

- особенности жанра драматургии;

- пролог и эпилог в художественном произведении;
уметь:

- определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; пересказывать текст, делить его на смысловые части, составлять его цитатный план;

- относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру; пересказывать текст добавляя диалоги;

- сравнивать и анализировать произведения разных авторов, определять авторские особенности;

- выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное; импровизировать произведения;

-создавать собственные миниатюры;

- выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений;

применять:

- самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

- самостоятельно знакомиться с историей создания литературного произведения, показывать связь произведения с личностью автора, его биографией;

- знания для характеристики героев;

- выражать собственное отношение к прочитанным произведениям;

- самостоятельно инсценировать отрывки из произведений
Содержательное и методическое обеспечение курса
(учебники и пособия издательства «Баласс»)


Для учителя:

  1. Бунеев, Р.Н., Бунеева,Е.В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе.

  2. Методические рекомендации для учителя «Уроки чтения в 4 классе по книге «В океане света»

  3. Бунеев, Р.Н., Бунеева,Е.В. Справочник для учителя «очерки о детских писателях»

Для учеников:

  1. Бунеев, Р.Н., Бунеева,Е.В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе.

  2. Бунеев, Р.Н., Бунеева,Е.В. Рабочая тетрадь по литературному чтению в 4 классе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение»: авторы Климанова Л. Ф., Голованова М. В., Горецкий В. Г. Литературное чтение, в двух частях: 1 класс. М.:...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена на основе умк «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н. А., Малаховской...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Э. Э. Каца «Литературное чтение»,...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа предмета «Литературное чтение»
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2011)
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconТематическое планирование предмета «Литературное чтение»
Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Авторской программы по обучению грамоте (чтение) Агарковой Н. Г, Агаркова Ю. А. и литературному чтению А. Л. Чекина, Р. Г. Чураковой...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconУмк «Планета знаний» литературное чтение 4 «Б» класс Свириденко Оксана...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «литературное чтение»
Авторы-составители Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова Москва «Просвещение» 2010 г
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа по литературному чтению (название предмета)
Л. Ф., Бойкиной М. В. «Литературное чтение» из сборника рабочих программ «Школа России», 1-4 классы. Составитель А. А. Плешаков,...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа «Литературное чтение» 2 класс умк «Школа России»
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2010)
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа по предмету «литературное чтение»
...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа по литературному чтению «Школа 2100»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой,...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч....
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconПояснительная записка рабочая программа «Литературное чтение»
Рабочая программа «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе фк гос (2004), фбуп, авторской программы Л. Ф. Климановой,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск