Пояснительная записка
Литературное чтение Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;
Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по литературному чтению);
Программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Литературное чтение» (ОС «Школа 2100»), соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 г.
1. Адресат
| Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных учреждений
| 2. Специфика программы
| Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы
| 3. Общая характеристика учебного предмета
| Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к испльзованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, формированностью духовной потребности в книге и чтении.
Курс «Литерное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения
| 4. Место учебного предмета в учебном плане
| Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 444 ч, из них в 1 классе 36 ч (4 ч в неделю, 9 учебных недель), во 2, 3, 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" рассчитана: 1 класс - 247- часов (из них обучение грамоте - 207), 2 класс - 136 часов (4 часа в неделю), 3-4 классы - по 102 (РБУП 2006г.)
| 1 класс
| 40 учебных часов в год (литературное чтение),
4 часа в неделю
| 45 часов, 4 часа в неделю
| Увеличение на 5часов произойдёт в результате добавления часов в разделы по темам из резервных часов, отведённых на период обучения грамот
| 2 класс
| 136 учебных часов в год, 4 часа в неделю
| 136 учебных часов в год, 4 часа в неделю
|
| 3 класс
| 136 учебных часов в год, 4 часа в неделю
| 102 учебных часа в год, 3 часа в неделю
| Программа даёт возможность добавления 1 часа в неделю, 34 часа в год
|
| 4 класс
| 136 учебных часов в год, 4 часа в неделю
| 102 учебных часа в год, 3 часа в неделю
| Программа даёт возможность добавления 1 часа в неделю, 34 часа в год
| 5. Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»
| Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.
Литературное чтение как вид искусства знакомит с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности
| 6. Результаты изучения учебного предмета
| Личностными результатами в начальной школе являются:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие удожественной литературы;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
- освоение приемов поиска нужной информации;
- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деления текста на части, составление плана, нахождение средст художественной выразительности и др.), умение высказывать и пояснять свою точку зрения;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
- формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
- овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы
Предметными результатами обучения в начальной школе являются:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочниками:
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элемантами рассуждения или описания;
- умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями
| 7. Основные содержательные линии
| Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание)
Чтение вслух
Чтение про себя
Работа с разными видами текста
Библиографическая культура
Работа с текстом художественного произведения
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами
Говорение (культура речевого общения)
Письмо (культура письменной речи)
Круг детского чтения
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
| 8. Требования к уровню подготовки
| В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:
осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования общей культуры человека, формирования личностных качеств и социальных ценностей;
понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности;
применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пресказывать текст;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями
| 9. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
| Список литературы для учащихся:
Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. Литературное чтение. 2 класс. «Маленькая дверь в большой мир». В 2-х ч.1 и 2. – 3-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2011. - 208 с.
Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. Тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир». 2 класс. – М.: Баласс, 2011. – 64с.
Методические пособия для учителя:
Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения во 2 классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011. – 256 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. (Стандарты второго поколения.)
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программ. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. – 416 с.
Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту:
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400с. - (Стандарты второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.)
Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго поколения)
Технические средства обучения:
Персональный компьютор
Принтер (струйный)
Магнитола
|
Тематическое планирование (литературное чтение)
I вариант (базовый)
4 часа в неделю, всего 136 часов
Содержание курса
| Тематическое планирование
| Характеристика деятельности учащихся
| Аудирование (слушание) – 10 часов
| Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений
| Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия.
Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Описание героя.
Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.
Жанры художественных произведений.
Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы заданий
| Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения
| Чтение – 100 часов
| Переход от слогового к осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации, тона, темпа и громкости речи.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста (главы, части; сборник произведений); деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст.
Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.
Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание
поступка героя с опорой на личный опыт.
Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания). Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту, по собственному выбору: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выходные данные, структура книги: автор, заглавие, подзаголовок; оглавление, аннотация, предисловие и послесловие, иллюстрации.
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке
| Чтение вслух и про себя
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя текстов разных жанров.
Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений.
Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.
Чтение наизусть стихотворений.
Работа с разными видами текста
Текст
Художественный текст
Заголовок в тексте
Антиципация заголовка: предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте.
Цель и назначение заглавия произведения.
Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста учащимися класса.
Тема текста
Определение темы текста сначала с помощью учителя, затем самостоятельно.
Главная мысль текста
Обсуждение главной мысли произведения (коллективно, в парах, в группах, сначала с помощью учителя, затем самостоятельно): что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.
Работа с текстом
Составление плана текста
Определение главной мысли текста
Определение темы каждой части: деление текста на части
Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).
Подробный пересказ текста
Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов фрагмента. Пересказ фрагмента текста.
Пересказ текста
Выборочный пересказ текста
Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения (выбор их в тексте с помощью учителя). Составление текста на основе отобранных языковых средств (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Рассказ о герое по коллективно составленному плану.
Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.
Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики места действия, самого напряженного момента в развитии действия, времени действия героев произведения, начала действия
Составление текста на основе отобранных языковых средств по коллективно составленному плану (с помощью учителя).
Рассказ по иллюстрации к тексту
Анализ иллюстрации (кто изображен, когда, где) при помощи учителя. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации. Выделение опорных слов текста для рассказа по иллюстрации, составление рассказа (с помощью учителя, по коллективно составленному плану, самостоятельно).
Работа с книгой
Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).
Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Аннотация книги. Знакомство с библиотекой. Алфавитный каталог. Каталожная карточка, ее назначение.
Выбор книги по рекомендованному списку. Отзыв на книгу
| Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.
Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям
Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст
Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора
Сравнивать: определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства.
Сравнивать произведения разных жанров
Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса
Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно)
Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения)
Сравнивать темы произведений авторов – представителей разных народов России
Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов (на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и др.)
Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации
Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план
Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление)
Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге
| Культура речевого общения – 20 часов
| Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения.
Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворение, гипербола) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему
| Диалог
Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость - первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе.
Монолог
Определение главной мысли высказывания на заданную тему (что важное я хотел бы сказать). Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация высказывания окружающим.
Устный рассказ
Определение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации (то, о чем хотел рассказать автор). Определение главной мысли произведения (что самое главное хотел сказать автор).
Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим
Составление устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану
| Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?).
Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства.
Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей
| Культура письменной речи – 6 часов
| Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях типа текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, рассказа на заданную тему, отзыва
| Определение темы своего высказывания (то, о чем бы я хотел рассказать). Определение главной мысли высказывания (что самое важное в моем рассказе). Выразительные средства языка для письменного высказывания. Структура письменного высказывания. Сочинение сказок, загадок, считалок.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
| Создавать письменный текст (рассказ, отзыв и др.): определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем я бы хотел сказать).
Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста
| Круг детского чтения
| Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв. (П. Ершов, А.С.Пушкин, В. Одоевский, П.Бажов, А.Н.Толстой), классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников
| Произведения устного народного творчества. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Большие формы устного народного творчества: сказки, былины. Классики детской литературы. Классики русской литературы XIX-XX вв. Произведения отечественной и зарубежной авторской литературы: рассказ, сказка, стихотворение, сказочная повесть.
Темы детского чтения
Произведения о детях, природе, взаимоотношениях людей, животных. Детская литература народов России (наиболее известные авторы и произведения)
|
| Литературоведческая пропедевтика
| Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, звукопись, олицетворение, метафора, гипербола, повтор. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя).
Литературные понятия: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою; рассказчик.
Композиционные формы речи (на уровне практического знакомства, без употребления терминов): повествование, описание (пейзаж, портрет, интерьер), монолог героя,, диалог героев.
Прозаическая и стихотворная речь. Основы стихосложения: ритм, рифма (смысл).
Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения.
Жанровое разнообразие произведений для чтения: малые формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); большие фольклорные формы (былины, сказания, мифы и легенды); сказки (о животных, бытовые, волшебные).
Литературная (авторская) сказка. Художественные особенности сказок: лексика, структура (композиция).
Рассказы, сказки, сказочные повести, стихотворения, басни - произведения классиков отечественной и зарубежной литературы XIX-XX вв.
| Малые жанры фольклора: загадка, считалка, песенка, пословицы и поговорки. Жанры произведений: рассказ, стихотворение, сказка. Прозаическая и стихотворная речь. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия (сюжетная линия текста). Герой произведения. Характер героя. Средства выразительности. Сравнение
| Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности
Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям
Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного)
Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений
Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы
| Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
| Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтения по ролям, инсценирование, драматизация, создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа (подробный, выборочный, краткий, художественный, творческий), создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии)
| Постановка живых картин
Определение фрагмента для постановки живых картин. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства для инсценировки (мимика, жесты). Постановка живых картин.
Чтение по ролям
Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение различных ролей в тексте.
Выразительные средства (тон, темп, интонация) для чтения по ролям. Чтение по ролям.
Инсценирование
Определение фрагмента для инсценирования. Освоение ролей для инсценирования. Выразительные средства (мимика, жесты, интонация) для инсценирования. Инсценирование.
Устное словесное рисование
Определение фрагмента для устного словесного рисования. Слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента. Презентация фрагмента.
Устное сочинение
Отражение в устном сочинении темы прочитанного произведения
| Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты); намечать мизансцены
Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка
Презентовать устное сочинение
| |