«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора Директор школы
/Г.З.Арсланова/ по УВР
Протокол №_1__от ___/С.А.Тахавова/ /Р.Х.Сабирзянова/
25. 08. 2013г. 29. 08. 2013г Приказ № 60 от
29. 08. 2013г
Школьное научное общество "Адонис"
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Сугушлинская ООШ» Лениногорского района Республики Татарстан
Школьное научное общество учащихся "Адонис" создано в 1997 году.
Автор: Ахметова Фания Анваровна,
МБОУ "Сугушлинская ООШ» Лениногорского муниципального района РТ.
Учитель биологии и экологии.
Регион: Республика Татарстан.
.
Положение о научном обществе учащихся «Адонис» Общие положения
Научное общество учащихся является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Положение о научном обществе рассматривается на заседании совета научного общества и принимается общим собранием членов НОУ.
Собрание - это высший орган НОУ. Собрание проводится в начале учебного года и только после того, как в школе изучены научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности. На общем собрании утверждается совет НОУ, в который входит 5 человек, определяется состав каждой секции, утверждается название школьного НОУ, план его работы на год.
Общее собрание НОУ проходит 2 раза в год.
Заседания совета НОУ – 1раз в четверть.
Занятия в секциях проводятся ежемесячно по намеченному плану. Научно-исследовательская конференция проводится 1 раз в год в мае месяце.
Научное общество состоит из трёх секций
Экологическое направление;
Историко-краеведческое направление;
«Росток» (исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы);
В состав экологического общества входят три группы:
Научно-исследовательская – исследование экологических объектов, разработка экологических проектов
Педагогическая – работа со школьниками
Пресс-группа – информирование школьников и преподавателей о проблемах экологии, освещение острых экологических ситуаций стенной печати.
Главным в содержании работы всех групп является развитие познавательной активности у учащихся.
Цели и задачи НОУ:
Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
Выявление наиболее одаренных учащихся в различных областях науки и развитие их творческих способностей.
Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
Организация исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Основные направления работы НОУ:
Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
Оказание помощи в проведении исследовательской работы.
Организация индивидуальных консультаций в ходе исследований.
Рецензирование научных работ, подготовка к участию в научно-практических, исследовательских конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх.
Программа работы школьного научного общества учащихся
«Адонис»
Пояснительная записка
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся «Адонис».
Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ "Адонис”. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Устав научного общества учащихся "Адонис"
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
Иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
Получить рецензию на научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе;
Представить свою работу, получившую высокую оценку, на конференции в городе;
Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.
Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.
Ученик, участвующий в НОУ, обязан:
Регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ в своей секции.
Периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции.
Обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы.
Активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях.
Строго соблюдать сроки выполнения научной работы.
Строго выполнять требования к оформлению научной работы.
Запись в НОУ:
Запись в НОУ определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций педагогов-предметников.
Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. Определившись с тематикой научной работы и секцией, составляется расписание занятий и консультаций по каждой секции НОУ, определяется место и время их проведения.
Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, проводящих занятия и консультации.
В каждой секции для учащихся проводятся занятия, связанные с темой научной работы, и познавательные занятия.
Секция Экологического направления (Руководитель Ахметова Ф.А.
Секция Историко-краеведческого направления (Руководитель Тахавова С.А.)
Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальных классов (Руководитель Фасхутдинова Ф.Ф.)
Учащиеся школы-члены научного общества:
Багманова Илюза -6кл. 1.Зиатдинова Милена -2кл.
Галимова Айсина--6кл. 2.Закирова Рамиля -2кл.
Гарифуллин Илмир--6кл. 3.Валеева Залина -3кл.
Султанов Булат--6кл. 4.Ситдикова Эльвира -3кл.
Шафигуллин Дамир--6кл. 5.Данилова Алина - 3кл.
Яруллин Айзат--6кл. 6.Маткаримов Артур -3кл.
Садыкова Лейсан--6кл. 7.Гайнутдинова Адиля-4кл.
Галимова Диляра--7кл. 8.Мусатзанов Айнур -4кл.
Гильмутдинов Радик--7кл. 9.Бадртдинова Гузель -4кл.
Власов Денис--7кл. 10.Тахавова Эльза -4кл.
Вильданова Айсылу --8кл. 11.Нагиев Эльнур -4кл.
Бадртдинова Регина--9кл. 12.Хабибуллина Ризида -4кл.
Зарипова Алина--9кл.
Бикбов Рустам-9кл.
Образовательно – воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
▪ информационном - получение учащимися новых знаний; ▪ эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности; ▪ нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества.
Организация работы НОУ строится по следующим принципам:
▪ интегральности - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы; ▪ непрерывности - процесс длительного профессионально- ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей; ▪ межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Значимость ШНО в развитии творческой индивидуальности личности заключается в том, что оно предполагает включение школьников повышенного уровня обучаемости в научное творчество, потенциальных познавательных возможностях и способностях.
Руководители научных работников, кроме обучения умениям и навыкам исследовательской работы, работают с учащимися над приемами устной и письменной переработки материалов различной литературы; приемами подготовки плана и работы с ним; приемами работы с систематическими (энциклопедическими) материалами.
Требования к уровню подготовки членов НОУ
В итоге освоения программы обучающиеся должны
усвоить понятия:
«реферат», «исследование», «тема исследования», «предмет исследования», «объект исследования», «проект», «гипотеза», «источник», «литература», «структура», «композиция», «диаграмма», «график», «схема» , методы исследования и др.
уметь:
• обосновать основные пути решения исследовательской проблемы;
• составлять под руководством педагога программы поиска;
• пользоваться справочной литературой;
• анализировать результаты исследования;
• формулировать выводы;
• оценивать речевые высказывания собеседника;
• психологически настраиваться на работу с аудиторией;
• составлять график, диаграмму, схему, иллюстрирующие процесс исследования;
• защищать проект;
иметь представление:
• о научных открытиях;
• о научной гипотезе;
• о поисковых системах;
• о соответствии плана содержания и плана выражения в речи;
знать и соблюдать
• основные этапы исследования;
• правила использования сети Интернет;
• структуру исследовательской работы;
• требования к оформлению исследовательских работ;
• правила поведения на занятиях.
Список используемой литературы
1. Авгусманова Т.В. Программа курса "Методика исследовательской деятельности учащихся"
2. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс – 81415.
3. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/Авт.: Алексеев Н.Г. и др. – В ж. «Исследовательская работа школьников», 2002.
4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
5. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
6. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. №1. С. 34-45.
7. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.
8. Савенков А.И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности // Исследовательская работа школьников. 2003. №2. С. 38-49.
9. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе//Начальная школа, №12, 2000.
10. Чернышевой Светланы Николаевны. Статья в научно-методический журнал «Развитие исследовательских умений учителей и учащихся сельской школы
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «Сугушлинская ООШ»
________Р.Х.Сабирзянова
ПЛАН
работы научного общества учащихся «Адонис»
МБОУ «Сугушлинская ООШ» Лениногорского муниципального района РТ
на 2013-2014 учебный год
№
| Вид работы
| Сроки
| Ответственные
|
| Утверждение плана работы НОУ на 2013/14 учебный год
Совещание при завуче: «О подготовке к школьным предметным олимпиадам, конкурсам, НОУ»
Распределение участников НОУ по предметным секциям
| сентябрь
|
Тахавова С.А.
|
| Назначение ответственных за работу предметных секций
Определение индивидуальных тем исследовательских работ учащимися
| октябрь
|
ТахавоваС.А.
Ахметова Ф.А.
Фасхутдинова Ф.Ф.
|
| Организация работы предметных секций
Сбор информации о выборе тем исследовательских работ учащимися
| ноябрь
|
Ахметова Ф.А.
|
| Оформление информационного стенда НОУ для учащихся
Контроль над системой работы над проектами
| декабрь
| Ахметова Ф.А.
|
| Консультации руководителей исследовательских работ учащихся
Оформление творческих работ
Подготовка учащихся к защите исследовательской работы Подготовка к районной экологической конференции
| январь
| Тахавова С.А.Ахметова Ф.А.
Фасхутдинова Ф.Ф.
|
| Проведение школьной конференции НОУ
| февраль
| Ахметова Ф.А.
|
| Подведение итогов районной конференции
| март
| Ахметова Ф.А.
|
| Проведение природоохранной акции «Марш парков -2014»
| апрель
| Ахметова Ф.А. Фасхутдинова Ф.Ф.
|
| Исследовательская деятельность по изучению редких видов растений и животных на территории села Сугушла.
Подведение итогов работы НОУ
Создание проекта плана работы на новый учебный год
| май
| Ахметова Ф.А. Фасхутдинова Ф.Ф.
ТахавоваС.А.
| |