Скачать 204.44 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 г. Комсомольска-на-Амуре =Согласовано= =Утверждаю= Зам.директора по УВРМОУ СОШ №37 Машкина И.В. Директор МОУ СОШ №37 г. Комсомольска-на-Амуре ______________/____________________/ ________________/ Тамбовская С.А. / «_____»___________________20 г. «_____»__________________20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По русскому языку (факультативный курс «Речевой этикет») Учитель Садчикова Татьяна Александровна Год составления 2012-2013 учебный год Класс 7В Общее количество часов по плану 34 Количество часов в неделю 1 Автор программы: С.И. Львова. Программы по русскому языку для образовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/ (авт.-сост. С.И.Львова). – 3-е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009. – 215 с. Речевой этикет. Программа элективного (факультативного) курса для 7-8 классов «___»_______________ 20 г. _______________________ (подпись учителя) Рассмотрено на заседании ШМО __________________________________________________________________________________________________________ «___»_____________20 г. Протокол № _____________________ Руководитель ШМО _______________________________________________________________________ _______________ (Фамилия, имя, отчество) (подпись) РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРОГРАММА элективного (факультативного) курса для 7-8 классов (68 ч) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развитие культуры речевого поведения, овладение нормами национального речевого этикета - одно из важнейших требований государственного образовательного стандарта по русскому языку. Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации, а также невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений. Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определенную коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления. Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность, обходительность, почтительность, приветливость и др. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся потребности к речевому совершенствованию и таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность. В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Но мнению специалистов, известная сентенция Как живем, так и выражаемся - только половина правды. Вторая ее половина Кик выражаемся, так и живем тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном изучении, описании, сохранении, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе. 7 класс (34 ч) Роль речевого этикета в общении (14 ч) Речевое общение: единство двух его сторон (передача и восприятие информации). Формы общения (устные и письменные). Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая. Культура речевого общения как 1) умение правильно построить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилистически адекватно передать ее содержание; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях. Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Общая характеристика норм речевого этикета, которые 1) предписывают употребление этикетных знаков; 2) запрещают употребление определенных слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях. Речевая ситуация; ее основные характеристики (кто — кому - о чем - где - когда зачем - почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Этикетный диалог. Интернациональные и национальные особенности речевого этикета. Русские народные пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения (Ласковое слово не труд но, а скоро. Сперва подумай, а там и скажи. Много крику, да мало толки и т. д.). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. Анализ и оценка поведения человека в конфликтной ситуации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы разрешение конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета. Основные формулы речевого этикета (20 ч) Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения. Основные виды речевых ситуаций, в которых используются устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование, одобрение или неодобрение, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение и др. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях. Речевая ситуация обращения и ее разновидности (обращение к знакомому/незнакомому человеку в официальной/неофициальной обстановке и т.п.). Из истории правил этикетного обращения в России, устаревшие этикетные; формулы (Ваше превocxoдительство, господин поручик; Ваше Сиятельство, сударь и т. д.). Использование в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. Варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения. Правильное произношение русских отчеств. Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи. Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме повелительного наклонения (принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении (Не принесешь ли ты? Может быть, вы принесете?), глагол в форме сослагательного наклонения (Принес бы ты! Принесла бы ты!), глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести.) и др. Использование разнообразных этикетных формул в ситуации выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (К сожалению, не смогу... Я бы с радостью сделал, но... Извините, но... Боюсь, что не... и т. д.). Речевая ситуация извинения: разные языковые способы ее выражения. Виды комплимента (комплименты человеческим достоинствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.). Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержания доброжелательного тона общения во время спора. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, на Конференциях в тематических чатах Интернета. Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного: лаконичность, логичность, информативность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса. Речевой этикет современной молодежи. Молодежный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему. Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай и т. д.). Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. Характеристика толковых словарей русского речевого этикета. Ожидаемые результаты обучения:
Календарно-тематическое планирование
Информационно-методическое обеспечение программы:
ЛИТЕРАТУРА Для учащихся Быстрова Е. А. Диалог культур на уроках русского языка. - СПб., 2002. Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М., 1983. Горелов И., Енголычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991. Горелов И. П., Житников В. Ф.. Зюлько М. В. и др. Умеете ли вы общаться? - М., 1991. Крейдлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или Азбука общения. — М., 1997. Крысин Л. П. Язык в современном обществе. - М., 1977. Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. 1981. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. — Л., 1983. Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004. Львова С. И. Речевой этикет. - М., 1995. Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992. Матвеев В.. Панов А. В мире вежливости. - М., 1976. Мирозоян А. Мир этикета. Энциклопедия. - Челябинск 2000. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. - М., 1991. Скворцов Л. И. Культура языка — достояние социалистической культуры. — М., 1981. Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). — М., 1982. Словари Акишина А. А., Кано X., Акишина Т. Е. Жесты и мимика в русской речи. — М., 1991. Балакай А. Г. Словарь русского речевого этикета. - М., 2001. Дмитриев Л. И., Клокова Л. П., Павлова В. В. Словарь языка жестов. — М., 2003. Для учителя Акишина А. А. Речевой этикет русского телефонного разговора. — М., 2000. Акишина А. А., Формановская И. И. Русский речевой этикет. - М., 1978. Акишина А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма. - М.. 1981. Введенская Л. А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001. Вилсон Г., Микклафлин К. Язык жестов - путь к успеху. - СПб., 1999. Гоихман О. Я.. Гончарова Л. М., Лапшина О. Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002. Львов М. Р. Основы теории речи. - М., 2000. Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. — М., 1991. Пил А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. — Нижний Новгород, 1992. Русский язык и культура речи: Практикум ; Под ред. В. И. Максимова. - М., 2000. Формановская П. И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989. Формановская П. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. - М., 2006. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. — М., 2002. Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета. - М., 1983. Формановская Н. И. Шевцова С. В. Речевой этикет: Русско-английские соответствия. — М., 1990. Читать человека как книгу / Сост. Е. Знак. — М., 1998. Язык жестов / Сост. А. Мельник. — М., 2003. |
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11... Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации... | Рабочая программа по русскому языку 9 а класс Учитель: Язовских Татьяна... Государственного стандарта, примерной программы по русскому языку,М., Дрофа,,2008,программы по русскому языку к учебникам для 5-9... | ||
Рабочая программа по факультативному курсу «Речевой этикет» «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель... | Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» Данный факультативный курс также способствует подготовке к егэ по русскому языку | ||
Этические нормы речевой культуры. Особенности национального речевого этикета Текст задачи: Раскройте понятие речевой этикет. Докажите, что русский речевой этикет имеет национальную специфику. Выделите ключевые... | Рабочая программа по русскому языку для 9 класса Учитель: Тризна Елена Николаевна Минобразования России от 05. 03. 2004г. №1089, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы... | ||
Рабочая программа по русскому языку 56 класс Учитель: Язовских Татьяна... Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М.,Просвещение,2008 год. В работе используется учебник «Русский язык. 5... | Рабочая программа по русскому языку указать предмет, курс, модуль С. И. Львовой «Программа по русскому языку 5-11 классы. Основной курс» Издательство «Мнемозина», Москва 2008 г | ||
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса Учитель: Омарова Ольга Александровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лиманская средняя общеобразовательная школа №1» | В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель... | ||
В. П. Хорунжий, А. И. Кононов «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель... | Викторина Мы можем «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель... | ||
О. А. Йылмаз архитектура предприятия «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель... | Программа 3-ей межрегиональной научно-практической конференции «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель... | ||
Список научных трудов и изобретений «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель... | Тема: Подготовка к сочинению – описанию «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель... |