Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса





Скачать 492.36 Kb.
НазваниеЛитература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса
страница1/3
Дата публикации09.11.2014
Размер492.36 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3

Дмитровская школа №10


с углублённым изучением предметов

Реферат



По предмету: «Литература»
На тему: География в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса.

преподаватель: Кузнецова Любовь Борисовна.

июнь 2001 год

Содержание

  1. Введение………………………………………………………. 3





  1. А.С. Пушкин «великий путешественник»……..…………… 5




  1. «Россия слишком мало известна русским»…………………..6




  1. Путешествие в Арзрум………………………………………...7




  1. Петербург, Москва, Подмосковье ………………..………….11




  1. Южная ссылка…………………………………………………13




  1. Михайловское………………………………………………….14




  1. Географы-исследователи—друзья Пушкина……..………….18




  1. «И друг степей калмык»………………………………………19




  1. Топонимика пушкинских мест

Псковская область…………..…………………….………………23
11.Приложение……………………………………………...…….26
12.Список использованной литературы…………………………28

Есть два разряда путешествий:

Один — пускаться с места вдаль,

Другой — сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

А.Т. Твардовский
Путешествие — литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить фи­лософские, публицистические, психологические и

другие задачи. Это могут быть также повествова­ния о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика).

Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него испытанием.

Исторические вехи развития.

а) Странствующий герой ак­тивно перемещается в пространстве как наблю­датель чужого мира, о котором он (потом) рассказывает читателям (слушателям):

— Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) — о путешествии на Восток, в Китай.

— Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век — об индийских впечатлениях.

— Тур Хейердал, норвежский учёный-путе­шественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы — о культуре о. Пасхи.

б) При восприятии читате­лем литературного путешествия его внимание пе­реместилось на чувства и переживания стран­ствующего, внешние элементы перемещения в про­странстве уже не имели решающего значения.

  • Карамзин. «Письма русского путешественника»; Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

  • Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»;

Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а «духовные ски­тания» романтического героя показаны как «бегство» из неволи.

— Лермонтов. «Герой нашего времени»;

Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя.

Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется.

— Сервантес. «Дон Кихот» — пародия на рыцарское путешествие.

  • В.Ерофеев в поэме «Москва—Петушки» пародирует Радищева.

Многообразие жанровых форм.

1. Собственно путешествие (путевой дневник).

  • Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос).

2. Разновидность поэмы, сюжетной и компози­ционной основой которой становится путешествие.

  • Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».

3. Роман.

  • М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

4. Основная часть произведения.

  • «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин».

5. Очерк

  • Пушкин. «Путешествие в Арзрум».

6. Свободное повествование.

Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь, ав­торские размышления и поток сознания героя.
Основные элементы путешествия.

Что является необходимым, обязательным ат­рибутом перемещения в пространстве и времени?

  • Маршрут, транспортные средства, дороги;

  • пейзаж, архитектура и достопримечатель­ности городов и селений, интерьеры домов;

люди: этнографические наблюдения, диа­логи, лица, рассказы, исповеди;

  • сценки:

вкусовые ощущения.

Внешние впечатления — чувство, оценка увиденного-общечеловеческий (публицистический) вывод.

Следовательно, литературное путешествие отно­сятся к художественно-публицистическим жанрам.

Писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие элементы, та­кие, которые важны ему и которые, вероятно, заин­тересуют читателя. При этом странствующий в своем движении вперёд в пространстве сворачивает на историческую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается полюбоваться чем-то и поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболее публицистическими.
Чем можно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературного путе­шествия?

Универсальностью данного жанра, богатыми возможностями формы;

возможностью непосредственного выражения своих мыслей и чувств.

С детских лет путешествия

Были моею любимой мечтой

А.С.Пушкин


«Способность Пушкина свободно переноситься во все сферы жизни,во все века и страны…».Эти слова В.Г.Белинского о великом поэте приходят на ум, когда соприкасаешься с его творчеством.

Пушкин-целый мир, неиссякаемый кладезь для исследователей разных специальностей: для литературоведов и языковедов или историков и искусствоведов, для географа, и для топонимиста.

Вся жизнь поэта была наполнена вольными и невольными путешествиями. Справедливо замечено исследователем его путешествий П.П. Померанцевым: «Значение путешествий Пушкина для развития его творчества чрезвычайно велико,хотя,может быть, оно ещё не всеми достаточно оценено. А ведь именно благодаря путешествиям было создано большое число творений великого поэта,благодаря им Пушкин нашёл много новых сюжетов и образов…Сколько же наездил наш великий поэт?.. 34750км!(это вкючая 20 поездок в Москву, в Болдино, в Боровичи, в Торжок, в Старицу, в Ярополец, на Полотняный Завод под Калугой и прочие места, входящие в обычные его поездки.) Пусть даже 34000км-цифра даже для профессионала-путешественика значительная, почти окружность земного шара… Пржевальский за свои центрально-азиатские странствия совершил около 30000км. Разве после этого мы не назовем нашего гениального поэта путешественником? Он был действительно настоящим и замечательным путешественником».

И его творения содержат немало географических понятий и описаний, пестрят географическими названиями, а некоторые произведения имеют непосредственно географический характер.Академик Л.С.Берг считал, что это даёт «нам право причислить к семье географов великого поэта». У него, можно сказать, душа лежала к географии, недаром слова «география», «географический», «географ» многократно встречаются в пушкинских произведениях.

Имя поэта увековечено во множестве географических названий, и не только географических.

Ему воздвигнуты памятники во многих местах страны-в больших и малых городах, в посёлках и сёлах.Установлены они и за рубежом. И это тоже заслуживает изучения, ибо все, что относится к памяти поэта, вызывает широкий общественный интерес его почитателей.

О Пушкине известно, кажется, все, но далеко не всё осмыслено.

У каждого есть свой Пушкин,и каждый его по своему любит. Один больше в нём любит одно, другой -другое. Меняется любовь к Пушкину и с возрастом человека-она становится глубже, осознанней, если так можно сказать, мудрее.

В литературе освещены многие стороны пушкинского гения. И все же можно слышать (даже от людей достаточно эрудированных): Пушкин-поэт, и об этом надо писать, этим, главным в нём, и надо заниматься. Но это в корне не- правильное мнение, просто заблуждение. Если В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни, то Пушкина можно назвать русской энциклопедией-столь широк был его кругозор. Недаром П.Я. Чаадаев после кончины Пушкина назвал его «грациозным гением» и поставил рядом со «всеобъемлющим умом Ломоносова».
«Россия слишком мало известна русским»

Что русским Россия мало известна- в этом А.С. Пушкин был глубоко убеждён. Не случайно готовил и помещал в своём «Современнике» статьи, в том числе свои, популяризировавшие географические и исторические знания, расширявшие представления читателей о стране.

А.С. Пушкин, будучи осведомлён и в истории и в географии, знал, что в царствование Бориса Годунова был исправлен и дополнен при участии его сына Федора «Большой чертёж»-первая географическая карта Русского государства.

Это нашло отражение в одной из сцен трагедии «Борис Годунов».
Царь. А ты, мои сын, чем занят? Это что?

Федор. Чертеж земли московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса.

А вот Сибирь.

Царь. А это что такое узорам здесь виется?

Федор. Это Волга.

Царь. Как хорошо! Вот сладкий плод учения!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, град, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыт быстротекущей жизни.

Когда-нибудь, и скоро, может быть,

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге,

Все под руку достанутся твою.

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать

Пушкин устами царя Бориса выразил, чем география может помочь государ­ственному мужу: «обозревать все царство вдруг» (т.е. одновременно), чтобы лучше понять его.

За «географическим» монологом царевича стоит не только Пушкин-писатель, но и тонкий историк. Недаром в первом табеле лицеиста Пушкина 1812 г. его занятия гео­графией и историей были оценены высо­ко: «Очень хорошие успехи, довольно при­лежен. Очень хороших дарований».

Поэт и сам знал карты и умел их составлять. Карту он приложил к своей "Истории Пугачева" и, отвечая на критику, что нагрузка этой карты неве­лика, объяснил: "Карта далеко не полна; оная была необходима, и я не имел возможности составить другую, более совершенную" ("Замечания о бунте").

Географию, в частности экономическую, или, как ее в прошлом

называли, статистику, А.С. Пуш­кин считал одной из важнейших наук

в системе образования. В записке "О народном воспитании" он делится

такими соображениями: "Россия слишком мало известна русским; сверх

ее исто­рии, ее статистика, ее законодательство требуют особенных

кафедр. Изучение России должно бу­дет преимущественно занять в

окончательные годы умы молодых дворян..." "Занять умы" изуче­нием

страны, которой "определено было высо­кое предназначение..."!

Пушкин писал в статье "О ничтожестве литературы русской": "Ее

необозри­мые равнины поглотили силу монголов и оста­новили их

нашествие на самом краю Европы... Образующееся просвещение было

спасено растерзанной и издыхающей Россией... Россия вошла в Европу,

как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек".

А.С.Пушкин ставил географию рядом с грам­матикой: "...изучать грамматику да географию" ("Дубровский").

Любовь к географии в широком смысле, мож­но сказать, была заложена в нем самой приро­дой. В начале обучения поэта в Лицее, в одной из первых его табелей, составленной в марте 1812 года, в части географии было записано: "В гео­графии и истории: 1) Очень хорошие оценки. 2) Довольно прилежно. 3) Очень хороших даро­ваний".

Для познания России и вообще для его любознательной натуры А.С. Пушкину необходимы были путешествия. В этом он признавался в письме к П.В. Нащокину 25 февраля 1833 года. Именно в тот год он совершил путешествие в Поволжье и Приамурье.

А.С. Пушкин был великим патриотом свое страны, простершейся «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», и окажись «под небо Африки моей», он вздыхал бы о «сумрачной России». Своим творчеством поэт вызывал ответны патриотические чувства читателей, призывал изучать отечество и, говоря по современному, совершать туристические походы:

Друзья мои! Возьмите посох свой,

Идите в лес, бродите по долине…

«Сон»

Как будто сказано сегодня!

В то же А.С. Пушкин выступал против тех людей, которые «не заботятся ни о славе, ни бедствиях отечества, его историю знают только со времён кн. Потемкина, имеют понятия о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя

патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке».

Теперь, когда более половины населения нашей страны имеет высшее и среднее образование,

можно утверждать: Россия немало известна русским.

А.С. Пушкин хорошо знал не только Россию,но имел обширные познания о других странах, знал,как говорится, чем они дышат, чем примечательны их города:

К чему им сукна Альбиона

И пышные чехлы Лиона…

«Послание к Юдину»

Подобные замечания можно встретить в ряде его произведений.
Путешествие в Арзрум.

Александр Сергеевич Пушкин мог бы сказать О себе так, как говаривал Иван Петрович Белкин:

«...В течение двадцати лет сряду изъездил я Рос­сию по всем направлениям; почти все почтовые трактиры мне известны; нередко смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел дела...» («Станци­онный смотритель»).

Как подсчитали исследователи, по 120 марш­рутам проехал поэт.

В своем «Путешествии в Арзрум» А.С. Пушкин сообщает: «…Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу и никогда еще не вырывался из приделов необъятной России". А так хотелось поэту совершить далекое путеше­ствие!

Живя в Одессе, он, по свидетельству жены П.А. Вяземского, подолгу пропадал на кораблях среди моряков. В январе 1824 года писал брату Льву, что ему хотелось «взять тихонько трость и шляпу и поехать посмотреть на Константинополь». А 7 января 1830 года А.С. Пушкин обращал­ся к Бенкендорфу: «Покамест я еще не женат и не зачислен на службу, я бы хотел совершить путе­шествие во Францию или Италию. В случае же, если оно не будет мне разрешено, я бы просил соизволения посетить Китай с отправляющимся туда посольством».

Но этим желаниям А.С. Пушкина не суждено было сбыться — выезд из России ему был запре­щен, хотя для поэта было важно заграничное путешествие.

Но все же однажды во время путешествия в Арзрум А.С. Пушкин государственную границу пересек.

Путешествие на Кавказ, в действующую армию, он предпринял в 1829 году как говорится, на свой страх и риск после очередных осложнений в жиз­ни: первое сватовство к Н.Н. Гончаровой оказалось неудачным, хотя прямого отказа поэт не получил. В автобиографическом наброске «Участь моя ре­шена» поэт признавался: «...если мне откажут, ду­мал я, поеду в чужие края». А кроме того: «Снова тучи надо мною...»(«Предчувствие»).

АС. Пушкин обладал тонкой наблюдательнос­тью, и многие его путевые заметки могут считать­ся образцами географического описания. Напри­мер, он с замечательной точностью улавливает смену природных зон: «Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчеза­ют, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности; показываются птицы, неведомые в наших лесах...»

«Дорога наша сделалась живописна.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса iconРеферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...
Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса iconСписок литературы о жизни и творчестве А. С. Пушкина Аникин, А. В....
Ведущий. Мы собрались, чтобы посостязаться в смекалке, внимании, сообразительности, умении логически мыслить. Каждый класс выдвинул...
Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса iconЛитература Исследовательская работа на тему: «Арина Родионовна Яковлева...
«Сон», «Вновь я посетил тот уголок земли», «Зимний вечер», «Свят Иван, как пить мы станем…» Арина Родионовна стала прототипом старой...
Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса iconПроект на тему: «Что непонятно у Пушкина или энциклопедия русской жизни 19 века»
Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе
Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса icon0 общий отдел
Издания А. С. Пушкина, книги о его жизни и творчестве, зарегистрированные в ркп с 2000 г по июнь 2014 г
Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса iconРабочая программа учебного предмета «Литература» 7 класса, базовый уровень
Предмет литература входит в образовательную область филология. Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе,...
Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса iconУрок чтения во втором классе (обобщающий)
«Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки Александра Пушкина. Цели: 1 Обобщить знания детей о творчестве А. С пушкина-сказочника
Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса iconОтдел общего обслуживания читателей Гуманитарный центр чтения
Книги о жизни и творчестве А. С. Пушкина приобретенные Смоленской областной универсальной библиотекой им. А. Т. Твардовского в 2007-2008...
Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса iconКонспект урока литературная сказка. О жизни и творчестве А. С. Пушкина....
Муниципальное образовательное учреждение – Пашинская средняя общеобразовательная школа №70
Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса iconСергей Сергеевич Прокофьев Доклад по музыке ученика 7 «И» класса...
А. К. Лядова (занимался также у Н. А. Римского-Корсакова и Я. Я. Витола), в 1914 – по классам фортепиано у А. Н. Есиповой и дирижирования...
Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса iconЛитература: учить «Родина» Лермонтов, сочинение по творчеству Пушкина,...
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития
Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса iconКонспект урока по алгебре в 7 классе на тему: «Одночлен и его стандартный вид»
...
Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса iconМ. Г. Чистякова искусство ХХ века
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления 021000. 62 География
Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса icon1. всемирная история. История древнего мира. Античность
Рунете. Кроме раздела "History", в библиотеке Максима Мошкова есть и другие, в которых выставляются исторически ценные тексты например,...
Литература» На тему: География в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса iconУрок на тему «Природа в творчестве И. А. Бунина»
Цель: проанализировать описание природы в творчестве И. А. Бунина на примере рассказа «В деревне»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск