Скачать 492.36 Kb.
|
Дмитровская школа №10с углублённым изучением предметов РефератПо предмету: «Литература» На тему: География в жизни и творчестве А.С. Пушкина. ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса. преподаватель: Кузнецова Любовь Борисовна. июнь 2001 год Содержание
Псковская область…………..…………………….………………23 11.Приложение……………………………………………...…….26 12.Список использованной литературы…………………………28 Есть два разряда путешествий: Один — пускаться с места вдаль, Другой — сидеть себе на месте, Листать обратно календарь. А.Т. Твардовский Путешествие — литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее. Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить философские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика). Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него испытанием. Исторические вехи развития. а) Странствующий герой активно перемещается в пространстве как наблюдатель чужого мира, о котором он (потом) рассказывает читателям (слушателям): — Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) — о путешествии на Восток, в Китай. — Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век — об индийских впечатлениях. — Тур Хейердал, норвежский учёный-путешественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы — о культуре о. Пасхи. б) При восприятии читателем литературного путешествия его внимание переместилось на чувства и переживания странствующего, внешние элементы перемещения в пространстве уже не имели решающего значения.
Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а «духовные скитания» романтического героя показаны как «бегство» из неволи. — Лермонтов. «Герой нашего времени»; Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя. Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется. — Сервантес. «Дон Кихот» — пародия на рыцарское путешествие.
Многообразие жанровых форм. 1. Собственно путешествие (путевой дневник).
2. Разновидность поэмы, сюжетной и композиционной основой которой становится путешествие.
3. Роман.
4. Основная часть произведения.
5. Очерк
6. Свободное повествование. Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь, авторские размышления и поток сознания героя. Основные элементы путешествия. Что является необходимым, обязательным атрибутом перемещения в пространстве и времени?
— люди: этнографические наблюдения, диалоги, лица, рассказы, исповеди;
— вкусовые ощущения. — Внешние впечатления — чувство, оценка увиденного-общечеловеческий (публицистический) вывод. Следовательно, литературное путешествие относятся к художественно-публицистическим жанрам. Писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие элементы, такие, которые важны ему и которые, вероятно, заинтересуют читателя. При этом странствующий в своем движении вперёд в пространстве сворачивает на историческую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается полюбоваться чем-то и поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболее публицистическими. Чем можно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературного путешествия? — Универсальностью данного жанра, богатыми возможностями формы; — возможностью непосредственного выражения своих мыслей и чувств. С детских лет путешествия Были моею любимой мечтой А.С.Пушкин «Способность Пушкина свободно переноситься во все сферы жизни,во все века и страны…».Эти слова В.Г.Белинского о великом поэте приходят на ум, когда соприкасаешься с его творчеством. Пушкин-целый мир, неиссякаемый кладезь для исследователей разных специальностей: для литературоведов и языковедов или историков и искусствоведов, для географа, и для топонимиста. Вся жизнь поэта была наполнена вольными и невольными путешествиями. Справедливо замечено исследователем его путешествий П.П. Померанцевым: «Значение путешествий Пушкина для развития его творчества чрезвычайно велико,хотя,может быть, оно ещё не всеми достаточно оценено. А ведь именно благодаря путешествиям было создано большое число творений великого поэта,благодаря им Пушкин нашёл много новых сюжетов и образов…Сколько же наездил наш великий поэт?.. 34750км!(это вкючая 20 поездок в Москву, в Болдино, в Боровичи, в Торжок, в Старицу, в Ярополец, на Полотняный Завод под Калугой и прочие места, входящие в обычные его поездки.) Пусть даже 34000км-цифра даже для профессионала-путешественика значительная, почти окружность земного шара… Пржевальский за свои центрально-азиатские странствия совершил около 30000км. Разве после этого мы не назовем нашего гениального поэта путешественником? Он был действительно настоящим и замечательным путешественником». И его творения содержат немало географических понятий и описаний, пестрят географическими названиями, а некоторые произведения имеют непосредственно географический характер.Академик Л.С.Берг считал, что это даёт «нам право причислить к семье географов великого поэта». У него, можно сказать, душа лежала к географии, недаром слова «география», «географический», «географ» многократно встречаются в пушкинских произведениях. Имя поэта увековечено во множестве географических названий, и не только географических. Ему воздвигнуты памятники во многих местах страны-в больших и малых городах, в посёлках и сёлах.Установлены они и за рубежом. И это тоже заслуживает изучения, ибо все, что относится к памяти поэта, вызывает широкий общественный интерес его почитателей. О Пушкине известно, кажется, все, но далеко не всё осмыслено. У каждого есть свой Пушкин,и каждый его по своему любит. Один больше в нём любит одно, другой -другое. Меняется любовь к Пушкину и с возрастом человека-она становится глубже, осознанней, если так можно сказать, мудрее. В литературе освещены многие стороны пушкинского гения. И все же можно слышать (даже от людей достаточно эрудированных): Пушкин-поэт, и об этом надо писать, этим, главным в нём, и надо заниматься. Но это в корне не- правильное мнение, просто заблуждение. Если В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни, то Пушкина можно назвать русской энциклопедией-столь широк был его кругозор. Недаром П.Я. Чаадаев после кончины Пушкина назвал его «грациозным гением» и поставил рядом со «всеобъемлющим умом Ломоносова». «Россия слишком мало известна русским» Что русским Россия мало известна- в этом А.С. Пушкин был глубоко убеждён. Не случайно готовил и помещал в своём «Современнике» статьи, в том числе свои, популяризировавшие географические и исторические знания, расширявшие представления читателей о стране. А.С. Пушкин, будучи осведомлён и в истории и в географии, знал, что в царствование Бориса Годунова был исправлен и дополнен при участии его сына Федора «Большой чертёж»-первая географическая карта Русского государства. Это нашло отражение в одной из сцен трагедии «Борис Годунов». Царь. А ты, мои сын, чем занят? Это что? Федор. Чертеж земли московской; наше царство Из края в край. Вот видишь: тут Москва, Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море, Вот пермские дремучие леса. А вот Сибирь. Царь. А это что такое узорам здесь виется? Федор. Это Волга. Царь. Как хорошо! Вот сладкий плод учения! Как с облаков ты можешь обозреть Все царство вдруг: границы, град, реки. Учись, мой сын: наука сокращает Нам опыт быстротекущей жизни. Когда-нибудь, и скоро, может быть, Все области, которые ты ныне Изобразил так хитро на бумаге, Все под руку достанутся твою. Учись, мой сын, и легче и яснее Державный труд ты будешь постигать Пушкин устами царя Бориса выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозревать все царство вдруг» (т.е. одновременно), чтобы лучше понять его. За «географическим» монологом царевича стоит не только Пушкин-писатель, но и тонкий историк. Недаром в первом табеле лицеиста Пушкина 1812 г. его занятия географией и историей были оценены высоко: «Очень хорошие успехи, довольно прилежен. Очень хороших дарований». Поэт и сам знал карты и умел их составлять. Карту он приложил к своей "Истории Пугачева" и, отвечая на критику, что нагрузка этой карты невелика, объяснил: "Карта далеко не полна; оная была необходима, и я не имел возможности составить другую, более совершенную" ("Замечания о бунте"). Географию, в частности экономическую, или, как ее в прошлом называли, статистику, А.С. Пушкин считал одной из важнейших наук в системе образования. В записке "О народном воспитании" он делится такими соображениями: "Россия слишком мало известна русским; сверх ее истории, ее статистика, ее законодательство требуют особенных кафедр. Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян..." "Занять умы" изучением страны, которой "определено было высокое предназначение..."! Пушкин писал в статье "О ничтожестве литературы русской": "Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы... Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией... Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек". А.С.Пушкин ставил географию рядом с грамматикой: "...изучать грамматику да географию" ("Дубровский"). Любовь к географии в широком смысле, можно сказать, была заложена в нем самой природой. В начале обучения поэта в Лицее, в одной из первых его табелей, составленной в марте 1812 года, в части географии было записано: "В географии и истории: 1) Очень хорошие оценки. 2) Довольно прилежно. 3) Очень хороших дарований". Для познания России и вообще для его любознательной натуры А.С. Пушкину необходимы были путешествия. В этом он признавался в письме к П.В. Нащокину 25 февраля 1833 года. Именно в тот год он совершил путешествие в Поволжье и Приамурье. А.С. Пушкин был великим патриотом свое страны, простершейся «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», и окажись «под небо Африки моей», он вздыхал бы о «сумрачной России». Своим творчеством поэт вызывал ответны патриотические чувства читателей, призывал изучать отечество и, говоря по современному, совершать туристические походы: Друзья мои! Возьмите посох свой, Идите в лес, бродите по долине… «Сон» Как будто сказано сегодня! В то же А.С. Пушкин выступал против тех людей, которые «не заботятся ни о славе, ни бедствиях отечества, его историю знают только со времён кн. Потемкина, имеют понятия о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке». Теперь, когда более половины населения нашей страны имеет высшее и среднее образование, можно утверждать: Россия немало известна русским. А.С. Пушкин хорошо знал не только Россию,но имел обширные познания о других странах, знал,как говорится, чем они дышат, чем примечательны их города: К чему им сукна Альбиона И пышные чехлы Лиона… «Послание к Юдину» Подобные замечания можно встретить в ряде его произведений. Путешествие в Арзрум. Александр Сергеевич Пушкин мог бы сказать О себе так, как говаривал Иван Петрович Белкин: «...В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые трактиры мне известны; нередко смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел дела...» («Станционный смотритель»). Как подсчитали исследователи, по 120 маршрутам проехал поэт. В своем «Путешествии в Арзрум» А.С. Пушкин сообщает: «…Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу и никогда еще не вырывался из приделов необъятной России". А так хотелось поэту совершить далекое путешествие! Живя в Одессе, он, по свидетельству жены П.А. Вяземского, подолгу пропадал на кораблях среди моряков. В январе 1824 года писал брату Льву, что ему хотелось «взять тихонько трость и шляпу и поехать посмотреть на Константинополь». А 7 января 1830 года А.С. Пушкин обращался к Бенкендорфу: «Покамест я еще не женат и не зачислен на службу, я бы хотел совершить путешествие во Францию или Италию. В случае же, если оно не будет мне разрешено, я бы просил соизволения посетить Китай с отправляющимся туда посольством». Но этим желаниям А.С. Пушкина не суждено было сбыться — выезд из России ему был запрещен, хотя для поэта было важно заграничное путешествие. Но все же однажды во время путешествия в Арзрум А.С. Пушкин государственную границу пересек. Путешествие на Кавказ, в действующую армию, он предпринял в 1829 году как говорится, на свой страх и риск после очередных осложнений в жизни: первое сватовство к Н.Н. Гончаровой оказалось неудачным, хотя прямого отказа поэт не получил. В автобиографическом наброске «Участь моя решена» поэт признавался: «...если мне откажут, думал я, поеду в чужие края». А кроме того: «Снова тучи надо мною...»(«Предчувствие»). АС. Пушкин обладал тонкой наблюдательностью, и многие его путевые заметки могут считаться образцами географического описания. Например, он с замечательной точностью улавливает смену природных зон: «Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности; показываются птицы, неведомые в наших лесах...» «Дорога наша сделалась живописна. |
Реферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина» Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –... | Список литературы о жизни и творчестве А. С. Пушкина Аникин, А. В.... Ведущий. Мы собрались, чтобы посостязаться в смекалке, внимании, сообразительности, умении логически мыслить. Каждый класс выдвинул... | ||
Литература Исследовательская работа на тему: «Арина Родионовна Яковлева... «Сон», «Вновь я посетил тот уголок земли», «Зимний вечер», «Свят Иван, как пить мы станем…» Арина Родионовна стала прототипом старой... | Проект на тему: «Что непонятно у Пушкина или энциклопедия русской жизни 19 века» Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе | ||
0 общий отдел Издания А. С. Пушкина, книги о его жизни и творчестве, зарегистрированные в ркп с 2000 г по июнь 2014 г | Рабочая программа учебного предмета «Литература» 7 класса, базовый уровень Предмет литература входит в образовательную область филология. Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе,... | ||
Урок чтения во втором классе (обобщающий) «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки Александра Пушкина. Цели: 1 Обобщить знания детей о творчестве А. С пушкина-сказочника | Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема... «Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 | ||
Отдел общего обслуживания читателей Гуманитарный центр чтения Книги о жизни и творчестве А. С. Пушкина приобретенные Смоленской областной универсальной библиотекой им. А. Т. Твардовского в 2007-2008... | Конспект урока литературная сказка. О жизни и творчестве А. С. Пушкина.... Муниципальное образовательное учреждение – Пашинская средняя общеобразовательная школа №70 | ||
Сергей Сергеевич Прокофьев Доклад по музыке ученика 7 «И» класса... А. К. Лядова (занимался также у Н. А. Римского-Корсакова и Я. Я. Витола), в 1914 – по классам фортепиано у А. Н. Есиповой и дирижирования... | Литература: учить «Родина» Лермонтов, сочинение по творчеству Пушкина,... Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития | ||
Конспект урока по алгебре в 7 классе на тему: «Одночлен и его стандартный вид» ... | М. Г. Чистякова искусство ХХ века Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления 021000. 62 География | ||
1. всемирная история. История древнего мира. Античность Рунете. Кроме раздела "History", в библиотеке Максима Мошкова есть и другие, в которых выставляются исторически ценные тексты например,... | Урок на тему «Природа в творчестве И. А. Бунина» Цель: проанализировать описание природы в творчестве И. А. Бунина на примере рассказа «В деревне» |