Скачать 119.6 Kb.
|
Муниципальное автономное учреждение культуры «Аскинская межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан Проект социологического исследования в библиотеках Муниципального автономного учреждения культуры «Аскинская межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан на тему: «Книги Башкортостана на все времена» Срок реализации: апрель – сентябрь 2012 года Аскино 2012
Книги Башкортостана на все времена.
Изучение читательской деятельности населения в эпоху электронных коммуникаций приобретает всё более размытый характер. Однако серьёзное исследование, учитывающее различные категории читателей, типы литературы, виды изданий, роль книг и библиотеки в жизни общества, имеет огромное значение. Необходимо осознавать, что сегодня чтение не только интересный досуг, но и приобретение знаний, получение информации, необходимой для определённых целей. В работе с краеведческой литературой массовые библиотеки используют общую для всей библиотечной деятельности методику. Но библиотечное краеведение имеет и свою специфику, требующую для работы в этом направлении обращения к особым методическим приёмам. "Понятие "краеведческая литература" охватывает все произведения печати, относящиеся к краю по содержанию, независимо от места издания и языка" – это определение, предложенное в пособии "Краеведческая работа областных библиотек", лежит в основе формирования фонда краеведческой литературы. Основной территорией, включаемой в понятие "край" для районных, городских, сельских библиотек является район, город, село, равно как для краевых, областных библиотек – край, область. (Таким образом, мы видим, что слово "край" в контексте понятия "краеведческая литература" употребляется в значении "страна, область", но ни в коем случае не в строгом значении "крупная административно-территориальная единица, обычно имеющая в своём составе автономную область"). Следовательно , в массовой библиотеке краеведческой литературой считают печатные издания, посвящённые району, городу, селу, области, а иногда – и крупной географической зоне, с которой они тесно связаны. Очень часто библиотеки формируют краеведческий фонд таким образом, что на полках скапливается очень много невостребованной литературы, которая лежит «мертвым» грузом. Издательства Республики Башкортостан чаще выпускают художественную литературу, в библиотеках же остро ощущается не хватка качественной отраслевой литературы. В последние годы в школах учителя задают рефераты и сообщения на самые разнообразные темы по краеведению, а в библиотеках района либо совсем нет ответов, либо ответ недостаточен для написания реферата. Все чаще в жизнь читателей входит электронная литература. Участились запросы пользователей библиотеки с просьбой предоставить электронный вариант книги. Но согласно части 4 Гражданского кодекса, библиотека не имеет права оцифровать книгу без согласия автора. Поэтому данное исследование может порекомендовать издательствам выпустить электронные книги по краеведению на определенные темы. Для целенаправленного формирования фонда краеведческой литературы в библиотеке необходимо изучать запросы пользователей. Для этого у библиотекарей есть различные способы: анкетирование, устный опрос, анализ читательских формуляров и листков возврата, качественный и количественный анализ фонда краеведческой литературы. Социологическое исследование в библиотеках Муниципального автономного учреждения культуры «Аскинская межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан на тему: «Книги Башкортостана на все времена» призвано помочь библиотекарям определить наиболее требуемую для читателей литературу краеведческого характера.
Цели: Установить, в какой мере книжный фонд МАУК АМЦБ МР Аскинский район РБ по краеведческой тематике удовлетворяет и формирует читательские интересы. Выявить книги, наиболее необходимые читателям библиотек МР Аскинский район РБ. Исходя из целей, поставлен ряд задач: Изучить инфраструктуру зоны обслуживания с целью выявления пользователей, увлекающихся чтением краеведческой литературы, и их потребностей в информационных услугах; Выявить цели чтения краеведческой литературы, читаемые виды изданий, тематику читаемой литературы и периодики, читательские интересы сельских жителей в области краеведения, основные мотивы чтения; Установить распространенность чтения краеведческой литературы; Стимулировать интерес читателей к краеведческой литературе; Провести анкетирование среди пользователей библиотек; Провести анализ формуляров пользователей; Провести анализ фонда краеведческой литературы и листков возврата; Выявить книги по краеведению, необходимые для пользователей библиотеки; Систематическое освещение деятельности библиотеки по данному направлению на сайте www.biblioteka-askino.ru; Подготовить аналитический отчет по результатам социологического исследования.
Объект исследования: читатели библиотек МАУК АМЦБ МР Аскинский район РБ в возрасте от 14 лет до 70 лет. Предмет исследования: степень востребованности краеведческой литературы читателями.
Формулировка гипотезы исследования. Предположительно, за последнее десятилетие заметно уменьшился спрос на краеведческую литературу в общедоступных библиотеках, так как фонд краеведческой литературы не удовлетворяет сегодняшним требованиям. Определение обследуемой совокупности. В данном случае, генеральной совокупностью являются читатели МАУК АМЦБ МР Аскинский район РБ в возрасте от 14 лет до 70 лет. Сообразно целям исследования, выборочная совокупность составляет триста человек.
Для решения поставленных целей и задач планируется организовать работу таким образом:
В дальнейшем планируется провести анализ издаваемой башкирскими издательствами литературы и сопоставление ее с читательскими запросами.
Реализация проекта не потребует больших финансовых затрат, так как все необходимые технические и программные средства в библиотеке имеются. Затраты будут производится только на материал, необходимый для проведения исследования.
Приобретенный в ходе реализации проекта и работы над данным направлением опыт будет использован в продвижении библиотечного обслуживания пользователей в области краеведения в районе, фонды библиотек МР Аскинский район РБ будут целенаправленного комплектоваться нужной литературой по краеведению . Опыт данного исследования может быть внедрен в библиотеки других районной Республики Башкортостан. Появятся необходимые для читателей электронные версии изданий краеведческой тематики. Будет привлечено внимание издательств к возможности издавать востребованную читателями краеведческую литературу. Пополнится и обновится книжный фонд библиотек Аскинского района по краеведческой тематике. Будет создан и организован доступ к новым видам информационных услуг (предоставление электронных книг). Произойдет увеличение количества запросов. И как следствие возрастут показатели читаемости и посещаемости. Количество исполнителей проекта: 1. Срок реализации проекта: апрель – сентябрь 2012 года. Приложение 1 Анкета Уважаемый респондент! Аскинская межпоселенческая центральная библиотека проводит социологическое исследование на тему: «Книги Башкортостана на все времена». Цель исследования: выявить наиболее интересующие читателей книги краеведческого характера. Результатом данного исследования будет целенаправленное комплектование фондов библиотек Аскинского района краеведческой литературой. Просим Вас ответить на несколько вопросов. Номера тех ответов, которые совпадают с Вашим мнением, нужно обвести кружком. Если готовых вариантов нет или ни один Вас не устраивает, напишите Ваши соображения на специально оставленных для этого строчках! Все данные, полученные в ходе исследования, недоступны для третьих лиц и являются анонимными. Ваше участие в исследовании поможет улучшить работу библиотеки, максимально учесть читательские интересы и запросы. Вопросы:
А) Менее одного раза в год Б) 1 раз в год В) Несколько раз в год Г) Каждый месяц Д) Несколько раз в месяц 4. Ваш социальный статус: А) работающий Б) не работающий В) студент Г) пенсионер Д) школьник Е) другое ______________________
А)Книги, периодические издания(журналы, газеты) Б)Только книги В)Только периодические издания Г)Ничего не читаю 7. На каком языке чаще всего читаете? А) На башкирском Б) На русском В) На татарском Г) ____________
_____________________________________________________________________________ 9. Отраслевую литературу краеведческого характера вы берете в библиотеке: А)Для самообразования Б)Чтобы узнать ответ на какой либо вопрос В)Заданное по школьной программе Г) Другое_________________________ 10. Читаете ли вы литературу башкирских классиков? Да/Нет 11. Книги каких писателей РБ вы не нашли в библиотеке___________________________________ 12. Книги каких башкирских писателей вы хотели бы почитать на русском языке_________________ 13. Ваш любимый писатель Башкортостана?_______________________________________________ 14. Главный источник информации по краеведческой тематике для вас – это: А)Компьютер /Интернет Б)Книга В)Периодическое издание Г)Телевидение Д)Общение с друзьями 15. Полностью ли удовлетворяет вас фонд нашей библиотеки по краеведческой тематике? Да/Нет 16. Какие книги по краеведению вы не нашли в библиотеке, но они были вам необходимы_________________________________________________________________________ 17. Какие особенно темы по краеведению больше интересуют вас_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 18. Какую бы книгу вы посоветовали издать издательствам___________________________________________________________________ 19. Литературы по каким темам не хватает (нет) в библиотеке для написания реферата, курсовой ?______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 20. Какие журналы (газеты) на башкирском или русском языке наиболее для вас интересны__ _____________________________________________________________________________________ 21. Удовлетворяет ли вашим запросам справочная литература по краеведению? _______________________________________________________________________________ 22. Какие книги (либо по каким темам) вам необходимы в электронном виде__________________________________________________________________________? Спасибо за участие в исследовании! |
Учебно-методические указания для бакалавров, выполняющих письменные работы Первый этап начинается с выбора темы, который может проходить как самостоятельно, так и с участием преподавателя (руководителя темы).... | Дипломной работы «Организация учета и налогообложения расчетов единому социальному налогу» Введение: Обозначить актуальность темы, цели, задачи, объект исследования, период исследования | ||
Лишние слова. Действительно ли они лишние в языке? Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования | Правила оформления материалов для рассмотрения темы диссертации Представленное на обсуждение научное обоснование темы диссертационного исследования должно содержать | ||
Темы исследования: «Краски нашего города». Объектом исследования Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Темы вашего учебного проекта В проекте вводится понятие Модель объекта и моделирование. Изучаются различные модели объектов и объясняется необходимость их создания.... | ||
Задачами дисциплины являются Научные и практические исследования. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства.... | Тема лекции: наука и научные исследования Вся элементарная математика Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и... | ||
Реферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская... Как в рамках общефакультетской темы научно-методического исследования «Инновации и традиции в условиях уровневой системы высшего... | Исследования (основные критерии) Актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении | ||
Список используемых источников 43 Актуальность темы настоящего исследования определяется следующими теоретическими положениями | Литература № п/п Название издания Представленное на обсуждение научное обоснование темы диссертационного исследования должно содержать | ||
Уважаемый(ая) ответственный за нирс факультета! Представленное на обсуждение научное обоснование темы диссертационного исследования должно содержать | Исследовательская деятельность школьников Определение темы исследования, формулирование ее цели и задач. Формулирование научной гипотезы | ||
Выбор темы исследования Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) | Темы лекций для заочной формы обучения (6 часов) Сравнительное правоведение:... Сравнительное правоведение: наука, учебная дисциплина и метод исследования (1 часа) |