Темы исследования





Скачать 119.6 Kb.
НазваниеТемы исследования
Дата публикации15.11.2014
Размер119.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Муниципальное автономное учреждение культуры

«Аскинская межпоселенческая центральная библиотека»

муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан


Проект

социологического исследования в библиотеках

Муниципального автономного учреждения культуры «Аскинская межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан

на тему: «Книги Башкортостана на все времена»
Срок реализации: апрель – сентябрь 2012 года

Аскино 2012

  1. Название темы исследования:


Книги Башкортостана на все времена.


  1. Постановка проблемы


Изучение читательской деятельности населения в эпоху электронных коммуникаций приобретает всё более размытый характер. Однако серьёзное исследование, учитывающее различные категории читателей, типы литературы, виды изданий, роль книг и библиотеки в жизни общества, имеет огромное значение.

Необходимо осознавать, что сегодня чтение не только интересный досуг, но и приобретение знаний, получение информации, необходимой для определённых целей.

В работе с краеведческой литературой массовые библиотеки используют общую для всей библиотечной деятельности методику. Но библиотечное краеведение имеет и свою специфику, требующую для работы в этом направлении обращения к особым методическим приёмам.

"Понятие "краеведческая литература" охватывает все произведения печати, относящиеся к краю по содержанию, независимо от места издания и языка" – это определение, предложенное в пособии "Краеведческая работа областных библиотек", лежит в основе формирования фонда краеведческой литературы. Основной территорией, включаемой в понятие "край" для районных, городских, сельских библиотек является район, город, село, равно как для краевых, областных библиотек – край, область. (Таким образом, мы видим, что слово "край" в контексте понятия "краеведческая литература" употребляется в значении "страна, область", но ни в коем случае не в строгом значении "крупная административно-территориальная единица, обычно имеющая в своём составе автономную область"). Следовательно , в массовой библиотеке краеведческой литературой считают печатные издания, посвящённые району, городу, селу, области, а иногда – и крупной географической зоне, с которой они тесно связаны.

Очень часто библиотеки формируют краеведческий фонд таким образом, что на полках скапливается очень много невостребованной литературы, которая лежит «мертвым» грузом.

Издательства Республики Башкортостан чаще выпускают художественную литературу, в библиотеках же остро ощущается не хватка качественной отраслевой литературы. В последние годы в школах учителя задают рефераты и сообщения на самые разнообразные темы по краеведению, а в библиотеках района либо совсем нет ответов, либо ответ недостаточен для написания реферата.

Все чаще в жизнь читателей входит электронная литература. Участились запросы пользователей библиотеки с просьбой предоставить электронный вариант книги. Но согласно части 4 Гражданского кодекса, библиотека не имеет права оцифровать книгу без согласия автора. Поэтому данное исследование может порекомендовать издательствам выпустить электронные книги по краеведению на определенные темы.

Для целенаправленного формирования фонда краеведческой литературы в библиотеке необходимо изучать запросы пользователей.

Для этого у библиотекарей есть различные способы: анкетирование, устный опрос, анализ читательских формуляров и листков возврата, качественный и количественный анализ фонда краеведческой литературы.

Социологическое исследование в библиотеках Муниципального автономного учреждения культуры «Аскинская межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан на тему: «Книги Башкортостана на все времена» призвано помочь библиотекарям определить наиболее требуемую для читателей литературу краеведческого характера.


  1. Цели и задачи деятельности:

Цели:

Установить, в какой мере книжный фонд МАУК АМЦБ МР Аскинский район РБ по краеведческой тематике удовлетворяет и формирует читательские интересы.

Выявить книги, наиболее необходимые читателям библиотек МР Аскинский район РБ.

Исходя из целей, поставлен ряд задач:

Изучить инфраструктуру зоны обслуживания с целью выявления пользователей, увлекающихся чтением краеведческой литературы, и их потребностей в информационных услугах;

Выявить цели чтения краеведческой литературы, читаемые виды изданий, тематику читаемой литературы и периодики, читательские интересы сельских жителей в области краеведения, основные мотивы чтения;

Установить распространенность чтения краеведческой литературы;

Стимулировать интерес читателей к краеведческой литературе;

Провести анкетирование среди пользователей библиотек;

Провести анализ формуляров пользователей;

Провести анализ фонда краеведческой литературы и листков возврата;

Выявить книги по краеведению, необходимые для пользователей библиотеки;

Систематическое освещение деятельности библиотеки по данному направлению на сайте www.biblioteka-askino.ru;

Подготовить аналитический отчет по результатам социологического исследования.


  1. Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования: читатели библиотек МАУК АМЦБ МР Аскинский район РБ в возрасте от 14 лет до 70 лет.

Предмет исследования: степень востребованности краеведческой литературы читателями.

  1. Концептуальная модель


Формулировка гипотезы исследования.

Предположительно, за последнее десятилетие заметно уменьшился спрос на краеведческую литературу в общедоступных библиотеках, так как фонд краеведческой литературы не удовлетворяет сегодняшним требованиям.

Определение обследуемой совокупности.

В данном случае, генеральной совокупностью являются читатели МАУК АМЦБ МР Аскинский район РБ в возрасте от 14 лет до 70 лет. Сообразно целям исследования, выборочная совокупность составляет триста человек.


  1. Деятельность, методы, этапы


Для решения поставленных целей и задач планируется организовать работу таким образом:

  • разработка плана работы по данному направлению и выявление основных методов исследования;

  • подготовка проекта исследования;

  • подготовка основных вопросов и анкеты;

  • объявление на сайте библиотеки www.biblioteka-askino.ru о проводимом исследовании с приложением анкеты, дальнейшее освещение работы на сайте;

  • мониторинг интересов, потребностей, проблем читателей в области краеведения с помощью таких методов исследования, как устный опрос, письменное анкетирование, анализ читательских формуляров и листков возврата книг, качественный и количественный анализ фонда;

  • подготовка отчета об исследовании и компьютерной презентации;

В дальнейшем планируется провести анализ издаваемой башкирскими издательствами литературы и сопоставление ее с читательскими запросами.



  1. Календарный план на 2012 год




Этап

Задачи

Сроки

реализации

Ответственный

1

Выявление основных методов исследования

Апрель 2012

О.Н.Бадретдинова

2

Подготовка проекта программы социологического исследования

Апрель 2012

О.Н.Бадретдинова

3

Разработка инструментария (Подготовка основных вопросов и анкеты (см. Приложение 1) и устного опроса

Апрель 2012


О.Н.Бадретдинова

4

Объявление на сайте библиотеки www.biblioteka-askino.ru о проводимом исследовании с приложением анкеты

Апрель 2012


О.Н.Бадретдинова

5

Проведение пилотажного исследования (устный опрос читателей)

Май - июнь 2012


О.Н.Бадретдинова

6

Полевой этап (письменное анкетирование пользователей библиотек района)

Май – август 2012

О.Н.Бадретдинова

7

Анализ читательских формуляров и листков возврата книг

Июль-август 2012

О.Н.Бадретдинова




Обработка анкет, анализ результатов

Август – сентябрь 2012

О.Н.Бадретдинова

8

Подготовка отчета об исследовании

Сентябрь 2012

О.Н.Бадретдинова

9

Подготовка презентации социологического исследования

Сентябрь 2012

О.Н.Бадретдинова




  1. Смета расходов на осуществление проекта на 2012 год





п/п

Наименование расходов

Кол-во

Расчет

1

Бумага для исследовательской деятельности

1 пачка

160 руб.

2

Заправка картриджей

1 раз

200 руб.

3

Канцелярские принадлежности




100 руб.




Всего:




460 руб.


  1. Обоснование к смете расходов


Реализация проекта не потребует больших финансовых затрат, так как все необходимые технические и программные средства в библиотеке имеются. Затраты будут производится только на материал, необходимый для проведения исследования.


  1. Ожидаемые результаты:


Приобретенный в ходе реализации проекта и работы над данным направлением опыт будет использован в продвижении библиотечного обслуживания пользователей в области краеведения в районе, фонды библиотек МР Аскинский район РБ будут целенаправленного комплектоваться нужной литературой по краеведению .

Опыт данного исследования может быть внедрен в библиотеки других районной Республики Башкортостан.

Появятся необходимые для читателей электронные версии изданий краеведческой тематики.

Будет привлечено внимание издательств к возможности издавать востребованную читателями краеведческую литературу.

Пополнится и обновится книжный фонд библиотек Аскинского района по краеведческой тематике.

Будет создан и организован доступ к новым видам информационных услуг (предоставление электронных книг).

Произойдет увеличение количества запросов. И как следствие возрастут показатели читаемости и посещаемости.

Количество исполнителей проекта: 1.

Срок реализации проекта: апрель – сентябрь 2012 года.

Приложение 1

Анкета

Уважаемый респондент!

Аскинская межпоселенческая центральная библиотека проводит социологическое исследование на тему: «Книги Башкортостана на все времена». Цель исследования: выявить наиболее интересующие читателей книги краеведческого характера. Результатом данного исследования будет целенаправленное комплектование фондов библиотек Аскинского района краеведческой литературой.

Просим Вас ответить на несколько вопросов. Номера тех ответов, которые совпадают с Вашим мнением, нужно обвести кружком. Если готовых вариантов нет или ни один Вас не устраивает, напишите Ваши соображения на специально оставленных для этого строчках!

Все данные, полученные в ходе исследования, недоступны для третьих лиц и являются анонимными.

Ваше участие в исследовании поможет улучшить работу библиотеки, максимально учесть читательские интересы и запросы.
Вопросы:



  1. Ваш возраст: ______________2. Как давно вы записаны в библиотеку?_____________________

  1. Как часто посещаете библиотеку:




А) Менее одного раза в год

Б) 1 раз в год

В) Несколько раз в год

Г) Каждый месяц

Д) Несколько раз в месяц


4. Ваш социальный статус:


А) работающий

Б) не работающий

В) студент

Г) пенсионер

Д) школьник

Е) другое ______________________


  1. Ваше образование__________________________

  2. Что вы предпочитаете читать по краеведческой тематике:




А)Книги, периодические издания(журналы, газеты)

Б)Только книги

В)Только периодические издания

Г)Ничего не читаю


7. На каком языке чаще всего читаете?


А) На башкирском

Б) На русском

В) На татарском

Г) ____________


  1. Книги каких писателей РБ вы читаете для души? _______________________________

_____________________________________________________________________________

9. Отраслевую литературу краеведческого характера вы берете в библиотеке:


А)Для самообразования

Б)Чтобы узнать ответ на какой либо вопрос

В)Заданное по школьной программе

Г) Другое_________________________


10. Читаете ли вы литературу башкирских классиков? Да/Нет

11. Книги каких писателей РБ вы не нашли в библиотеке___________________________________

12. Книги каких башкирских писателей вы хотели бы почитать на русском языке_________________

13. Ваш любимый писатель Башкортостана?_______________________________________________

14. Главный источник информации по краеведческой тематике для вас – это:


А)Компьютер /Интернет

Б)Книга

В)Периодическое издание

Г)Телевидение

Д)Общение с друзьями


15. Полностью ли удовлетворяет вас фонд нашей библиотеки по краеведческой тематике? Да/Нет

16. Какие книги по краеведению вы не нашли в библиотеке, но они были вам необходимы_________________________________________________________________________

17. Какие особенно темы по краеведению больше интересуют вас_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

18. Какую бы книгу вы посоветовали издать издательствам___________________________________________________________________

19. Литературы по каким темам не хватает (нет) в библиотеке для написания реферата, курсовой ?______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

20. Какие журналы (газеты) на башкирском или русском языке наиболее для вас интересны__

_____________________________________________________________________________________

21. Удовлетворяет ли вашим запросам справочная литература по краеведению? _______________________________________________________________________________

22. Какие книги (либо по каким темам) вам необходимы в электронном виде__________________________________________________________________________?

Спасибо за участие в исследовании!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Темы исследования iconУчебно-методические указания для бакалавров, выполняющих письменные работы
Первый этап начинается с выбора темы, который может проходить как самостоятельно, так и с участием преподавателя (руководителя темы)....
Темы исследования iconДипломной работы «Организация учета и налогообложения расчетов единому социальному налогу»
Введение: Обозначить актуальность темы, цели, задачи, объект исследования, период исследования
Темы исследования iconЛишние слова. Действительно ли они лишние в языке?
Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования
Темы исследования iconПравила оформления материалов для рассмотрения темы диссертации
Представленное на обсуждение научное обоснование темы диссертационного исследования должно содержать
Темы исследования iconТемы исследования: «Краски нашего города». Объектом исследования
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Темы исследования iconТемы вашего учебного проекта
В проекте вводится понятие Модель объекта и моделирование. Изучаются различные модели объектов и объясняется необходимость их создания....
Темы исследования iconЗадачами дисциплины являются
Научные и практические исследования. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства....
Темы исследования iconТема лекции: наука и научные исследования
Вся элементарная математика Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и...
Темы исследования iconРеферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская...
Как в рамках общефакультетской темы научно-методического исследования «Инновации и традиции в условиях уровневой системы высшего...
Темы исследования iconИсследования (основные критерии)
Актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении
Темы исследования iconСписок используемых источников 43
Актуальность темы настоящего исследования определяется следующими теоретическими положениями
Темы исследования iconЛитература № п/п Название издания
Представленное на обсуждение научное обоснование темы диссертационного исследования должно содержать
Темы исследования iconУважаемый(ая) ответственный за нирс факультета!
Представленное на обсуждение научное обоснование темы диссертационного исследования должно содержать
Темы исследования iconИсследовательская деятельность школьников
Определение темы исследования, формулирование ее цели и задач. Формулирование научной гипотезы
Темы исследования iconВыбор темы исследования
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Темы исследования iconТемы лекций для заочной формы обучения (6 часов) Сравнительное правоведение:...
Сравнительное правоведение: наука, учебная дисциплина и метод исследования (1 часа)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск