Скачать 384.42 Kb.
|
ТЕМА ЛЕКЦИИ: НАУКА И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПЛАН ЛЕКЦИИ:
ВОПРОС №1. ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Цель научного исследования – всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления; их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в производство (практику) полезных для человека результатов. Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объектом научного исследования является материальная или идеальная система. Предмет – это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы, закономерности развития, различные свойства, качества и т.д. Научные исследования классифицируются по видам связи с производством и степени важности для него; целевому назначению; источникам финансирования и длительности ведения. По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования. Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствование существующих средств и способов человеческой деятельности. Прикладные исследования, в свою очередь, подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований. В результате научно-исследовательских работ (НИР) создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т.п. Целью опытно-конструкторские работ (ОКР) является подбор конструкционных характеристик, определяющих логическую основу конструкции. Разработки направлены на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. По степени важности научные исследования подразделяются на важнейшие, по планам отраслевых министерств, по планам научно-исследовательских организаций. Каждую НИР можно отнести к определённому направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования (например, техническое, социальное и др.). Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы, темы и научные вопросы. Проблема – это совокупность сложных теоретических и практических задач, решения которых назрели в обществе (противоречие между знанием и незнанием). Она возникает тогда, когда человеческая практика встречает затруднения или даже наталкивается на «невозможность» достижения цели. Тема научного исследования является составной частью проблемы. В результате исследований по теме получают ответы на определённый круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы. Под научными вопросами понимается мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования. Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов является чрезвычайно ответственной задачей. При выборе проблемы и темы научного исследования вначале на основе анализа противоречий исследуемого направления формулируется сама проблема и определяются в общих чертах ожидаемые результаты, затем разрабатывается структура проблемы, выделяются темы, вопросы, исполнители, устанавливается их актуальность. ВОПРОС №2. Основные этапы научно-исследовательской работы. Рекомендуются следующие основные этапы НИР: 1) разработка технического задания (ТЗ) на НИР; 2) выбор направлений исследования; 3) теоретические и экспериментальные исследования; 4) обобщение и оценка результатов исследований. Примерный перечень работ на этапах НИР приведен в таблице. Этапы НИР и состав работ на них
На стадии разработки технического задания на НИР используются следующие виды информации [42]: – объект исследования; – описание требований к объекту исследования; – перечень функций объекта исследования общетехнического характера; – перечень физических и других эффектов, закономерностей и теорий, которые могут быть основой принципа действия изделия; – технические решения (в прогнозных исследованиях); – сведения о научно-техническом потенциале исполнителя НИР; – сведения о производственных ресурсах (применительно к объекту исследований); – сведения о материальных ресурсах; – маркетинговые сведения; – данные об ожидаемом экономическом эффекте. Дополнительно используется следующая информация: – методы решения отдельных задач и обработки информации; – общетехнические требования (стандарты, ограничения вредных влияний, требования по надежности, ремонтопригодности, эргономике и так далее); – проектируемые сроки обновления продукции; – предложения лицензий и “ноу-хау” по объекту исследований. На последующих этапах НИР в качестве базы в основном используется перечисленная выше информация. Дополнительно учитываются: – сведения о новых принципах действия, новых гипотезах, теориях, результатах НИР; – данные экономической оценки, моделирования основных процессов, оптимизации многокритериальных задач, макетирования, типовых расчетов, ограничений; – требования к информации, вводимой в информационные системы и т.д. Результатом НИР является достижение научного, научно-технического, экономического и социального эффектов. ВОПРОС №3. Характеристика факторов и признаков научной и научно-технической результативности НИР. Научный эффект характеризуется получением новых научных знаний и отражает прирост информации, предназначенной для “внутринаучного” потребления. Научно-технический эффект характеризует возможность использования результатов выполняемых исследований в других НИР и ОКР и обеспечивает получение информации, необходимой для создания новой продукции. Экономический эффект характеризует коммерческий эффект, полученный при использовании результатов прикладных НИР. Социальный эффект проявляется в улучшении условий труда, повышении экономических характеристик, развитии культуры, здравоохранения, науки, образования. Научная деятельность носит многоаспектный характер, ее результаты, как правило, могут использоваться во многих сферах экономики в течение длительного времени. Оценка научной и научно-технической результативности НИР производится с помощью системы взвешенных балльных оценок. Для фундаментальных НИР рассчитывается только коэффициент научной результативности (табл. 3), а для поисковых работ и коэффициент научно-технической результативности (табл. 4). Оценки коэффициентов могут быть установлены только на основе опыта и знаний научных работников, которые используются как эксперты. Оценка научно-технической результативности прикладных НИР производится на основе сопоставления достигнутых в результате выполнения НИР технических параметров с базовыми (которые можно было реализовать до выполнения НИР). Таблица 3 Характеристики факторов и признаков научной результативности НИР
Таблица 4 Характеристики факторов и признаков научно-технической результативности НИР
В этом случае коэффициент научно-технической результативности определяется по формуле , где k – число оцениваемых параметров; – коэффициент влияния i-го параметра на научно-техническую результативность; – коэффициент относительного повышения i-го параметра по сравнению с базовым значением. Для удобства выполнения расчетов данные сводятся в табл. 5. Таблица 5 Оценка научно-технической результативности прикладных НИР
В соответствии с постановкой задачи прикладной НИР ее обобщенные исходы могут иметь следующий характер: – отрицательные результаты (например, вывод – создать новый образец техники не представляется возможным на основе исследованных научных направлений); – промежуточные результаты (необходимо продолжить исследования); – положительные результаты (на основе полученных в НИР результатов можно приступить к выполнению ОКР, в этом случае в состав итогового отчета по НИР включается проект технического задания на ОКР). Методы исследований, применяемые в НИР, естественно должны быть согласованы с поставленной задачей и спецификой предмета исследования. К сожалению, случается работа с псевдонаучной формой и практическим отсутствием положительного выхода. Многолетняя практика автора по организации НИОКР позволяет ему сделать следующие выводы: – наукообразность работы часто достигается постулированием неких математических моделей и обработкой результатов их использования с помощью компьютерной техники; – основной упор при этом делается не на исследования адекватности модели объективной реальности, а на математическую строгость доказательств; – ясно, что говорить о применимости результатов подобных исследований к практике можно лишь с большой натяжкой; – в ряде отраслей знания хорошим тоном считается широкое использование математических методов (например, языкознание, экономика и другие), однако связи полученных результатов использования таких методов с целями исследования уделяется значительно меньше внимания (например, производится изощренная статистическая обработка результатов исследования, но нет ответа на стандартный вопрос “Ну и что?”). |
Лекции Название лекции Круг вопросов Период: октябрь-январь 1 Входной тест 2 Биология как наука. Свойства живых организмов. Методы исследования живых организмов. Уровни жизни | Ф. №Зп-наука «Сведения о численности и оплате труда работников организаций,... Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также... | ||
Задачами дисциплины являются Научные и практические исследования. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства.... | Лекция №2 Тема лекции Предмет исследования – ? какое свойство, качество, характеристику объекта изучаю | ||
Темы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука... | Положение о научном электронном журнале Экономического факультета... Положение определяет организационно-технологические требования к сетевому электронному научному журналу «Научные исследования экономического... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования... | Тема урока Кол-во часов Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в... | ||
Темы лекций для заочной формы обучения (6 часов) Сравнительное правоведение:... Сравнительное правоведение: наука, учебная дисциплина и метод исследования (1 часа) | Тема урока Кол-во часов Продуктивный: характеризовать уровни организации жизни. Доказывать, что современная биология – комплексная наука. Характеризовать... | ||
Тема: «Математические расчеты семейного бюджета» Математическая экономика – теоретическая и прикладная наука, предметом которой являются математические модели экономических объектов... | Исследования общества: наука, эклектика, спекуляции к. т н. С. С. Воронцов Г. Дик-Рид "Роды без страха" Серия: Здоровье вашего ребенка. Изд. 1-е Тема: Здоровый образ жизни. Isbn: 5-88782-005-5 | ||
Положение о Всероссийской научно-практической конференции студентов... Нференции студентов и молодых ученых «Научные исследования студентов и молодых ученых для целей становления и развития инновационных... | Конференций «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» | ||
Уважаемые коллеги! Международной научно-практической конференции Научные исследования, наносистемы и | В журнале «Фундаментальные исследования» в соответствующих разделах... В журнале «Фундаментальные исследования» в соответствующих разделах публикуются научные обзоры, статьи проблемного и фундаментального... |